logo
Otvetiki

68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.

Бунин–великий русский литератор, посвятивший свои стихи, рассказы, очерки любимой России(патриархальной). Мирная жизнь крестьян и помещиков, добросовестный труд, взаимопомощь, глубокая вера в Бога, милосердие – вот всё то, что любит писатель и показывает в своих произведениях. Тематически его проза и поэзия очень богаты. Творчество Б. уходит корнями в 19в.: как Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Толстой, он воспел рус. природу, создал её гимн. Чтобы глубже понять тв-во любого писателя, нужно обратиться к его истокам.

О биографии:[10(22).10.1870, Воронеж, - 8.11.1953]. Родился в обедневшей дворянской семье. Детство провёл на хуторе Бутырки Орловской губернии. В молодости работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортером. Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Отец будущего писателя, сумасбродный помещик Орловской и Тульской губерний, разорившийся из-за пристрастия к вину и картам, в юности участвовал в Крымской войне 1853-1856 и там встречался с Л.Толстым.

Известности и репутации Б. на родине сильно повредила его эмиграция и долгая, до самой кончины, жизнь на чужбине, во Франции. Отъезд из Одессы в 1920 г. был его глубокой ошибкой. Февральскую рев-цию Б. принял, как выход из тупика, в к-ый зашёл царизм. Но Октябрь воспринял враждебно. Резко отриц. отношение Б. к рев-ции обнаруживают его дневниковые записи, к-ые он вел в последние три года до отъезда из России. Б. и позднее не понимал коренных изменений в мире, к-ые она вызвала. Тут он был слишком «дворянином», слишком привязан к старому и видел вокруг себя только анархию и разрушение всего, что было создано трудами многих поколений. За границей он тоскавал по родине, старался писать на рус. темы по памяти. Изобразит. мастерство его как художника не потускнело: рас-з «Митина любовь», автобиогр. повесть «Жизнь Арсеньева», серия романов о любви «Тёмные аллеи» (10 книг новой прозы). Однако новых проблем он в них не поставил, а лишь мастерски продолжил прежние темы своего тв-ва.

В годы Отеч. войны, когда сов. народ мужественно спасал Россию и всё человечество от порабощения, Б. чувствовал себя патриотом, помогал силам фр-ого Сопротивления и не запятнал себя, как некот. др. эмигранты (Мережк., Гип.), сотрудничеством с немцами; Б. отмежевался от них. Он радовался успехам Сов. Армии и после войны помышлял вернуться на родину, но не сделал этого: сильны оказались прежние предрассудки, какая-то оставшаяся внутренняя двойственность, дурное влияние эмигрантского окружения.

Б. при жизни производил на окружающих впечатление нелёгкого, строптивого ч-ка, по убеждениям какого-то старорежимного, обычно высказующего своё мнение в парадоксальной, резкой и неприклонной форме. Что-то из этих черт угадывается на некоторых его портретах: несколько франтово одетый, холодно-сдержанный, с жилистой шеей и гордыми поворотами головы, он всегда как бы готовится к спорам и властным взглядом требует согласия с собой.

Буд. писатель стал свидетелем и даже жертвой процесса оскудения дворянских гнёзд. Уже в 74 г. Б. переезжает в последний свой хутор «Бутырки». Вымирание дворянства определило серьёзный поворот в сознании писателя, внесло трагедийные ноты в его тв-во, а трагедийность восприятия прошлого обострилась отсутствием видения: что впереди неизвестно.

Творчество. Признание и известность Б. приобрёл пр. всего как прозаик. Но значит. место в тв-ве писателя всегда занимала поэзия. Он начал со стихов и писал стихи до конца жизни. Первые стихи начал писать 7-8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову. Печатный дебют Бунина-поэта состоялся в 1887, когда столичная газета «Родина» опубликовала его стихотворение «Над могилой Надсона». В 1891 выходит первая поэтическая книга: «Стихотворения 1887-1891 гг.», - довольно слабая, от нее писатель впоследствии открещивался. Там царят «надсоновские» темы и интонации: «гражданская скорбь», сетования «измученного тяготами поэта» на увязающую «без борьбы и труда» жизнь. Однако уже в этих стихах «надсоновское» соседствует с иным «фетовским», с воспеванием «чистой красоты» одухотворенного пейзажа. В начале 1895 в Петербурге, а затем и в Москве Бунин входит в литературную среду, знакомится с Чеховым, Н.К.Михайловским, сближается с В.Я.Брюсовым, К.Д.Бальмонтом, Ф.Сологубом. В 1901 издает в символистском издательстве «Скорпион» сборник лирики «Листопад» (за него получил Пушкинскую премию), посвящённый М. Горькому. В сборник вошло всё лучшее из ранней бунинской прозы, в том числе поэма с одноимённым названием. Лейтмотив сборника – элегическое прощание с прошлым. Это были стихи о родине, красоте её печальной и радостной природы, о грустных закатах осени и зарях лета. Блок: «Так знать и любить природу, как умеет Б., мало кто умеет». Такое худож. восприятие природы, мира, ч-ка станет затем отличит. особ-ю не только поэзии, но и прозы Б.

Пейзажи Б. – это пр. всего пейзажи для глаз, они всегда реалистичны, но всегда по-бунински на Вы. Б. воспринимает мир не только глазами, но и всеми органами чувств. Мотив бренности бытия противопоставляет утверждение вечности и нетленности природы, в к-ой заключён источник вечной гармонии и красоты. Чел. жизнь в этом смысле соотносится Буниным с общим потоком мирового бытия.

Б.-поэт пользуется классическими размерами 2, 3-сложными, но под его пером они обретали неповторимый ритмический рисунок. Ко всяким новаторским изысканиям он относится негативно. Он избегал нарочитых крайностей, что касается собственно языка Б., то здесь он был традиционен. Б. при жизни говорил: «Пишу рус. языком».

Пройдёт моя весна, и этот день пойдёт,

Но весело бродить и знать, что всё проходит,

Покуда над землёй заря зарю выводит

И молодая жизнь родится в свой черёд.

В 1910-е гг. в поэзии Б. осн. место заняла философ. лирика. Вглядываясь в прошлое, Б. стремился уловить некие «вечные» законы развития нации, народов чел-ва. Поэтому он обращается к цивилизациям прошлого: славянского и восточного. Основа бун. философии жизни в 10-е гг. – признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в к-ой растворена жизнь ч-ка и чел-ва. Звучит чув-во одиночества ч-ка в мире.

Осн. темы в тв-ве Б. – вечные темы: природа, любовь, смерть. Работа над поэзией в течение всей его творч. деятельности продолжалась с работой над прозой. В прозе, как и в поэзии, любит времена года: осень – пора увядания (аналогия: повествование о жизни разорившегося дворянства). Как и большинство рус. писателей, Б. начал жанром рассказа (1-ый р-з «Танька»).

Гл. тема начала 1910-х гг. – тема уходящего патриархального прошлого России. Наиб. яркое выражение проблемы смены строя, крушения всех устоев дворянского общества видны в рассказе «Антоновские яблоки». Б. сожалеет об уходящем прошлом России, идеализируя дворянский уклад жизни. Лучшие воспоминания Б. о прежней России пропитаны запахом антоновских яблок. Он надеется, что вместе с отмирающей дворянской Россией корни нации всё-таки сохранятся в её памяти. Однако здесь не только тоска по запустелым «дворянским гнёздам», возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждается счастье слияния ч-ка с природой.

Однако начиная с 1900-х гг. революция определила демократическое звучание многих произведений Б. Именно после 1-ой рус. рев-ции были созданы значит. произведения Б.

Повесть «Деревня» (1910) – драм. раздумье о России, её будущем, о судьбах народа. После выхода в свет повести вокруг неё разгорелась полемика. Воровский: деревня показана в нарочито негативном плане и необъективно. По мнению Горького, повесть жизненно правдиво представила жизнь крестьянства во всех её уродливых и тёмных сторонах.

В этой повести (Бунин называл её также и романом) автор нарушил традицию "розового" народолюбия, показал новый тип народной, крестьянской, "земляной" личности. Бунинская деревня по своей духовной и жизненной силе не только плодоносила, но и обречена на самораспад - экономический и религиозный. Автор показал правдивые картины упадка, обнищания и одновременно обострения социальных конфликтов в дореволюционной деревне. Какую же деревню рисует писатель? Жизнь человеческого общества подвержена изменениям, потрясениям и катаклизмам. Это мир, по Бунину, дисгармоничен и неустойчив. Именно такой показана жизнь русского крестьянства в повести "Деревня". Значит, здесь к философским, этическим, эстетическим проблемам присоединяются и вопросы злободневно-социальные, которые раскрываются на материале российской действительности XX века. Несмотря на то, что местом действия повести выбрана Дурновка и уездный город, сфера охвата жизни в ней гораздо шире и масштабнее. "Деревня" наполнена слухами, спорами, разговорами в поездах, на базарах, на сходках, на постоялых дворах. В ней много действующих лиц, которые создают впечатление бурлящей многоголосой толпы. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти какую-то точку опоры, которая поможет им удержаться в этом могучем потоке, выжить не только физически, но и духовно. Итак, деревня предстаёт перед нами, прежде всего, очень бедной, даже питьевая вода порой настолько плоха, что вызывает повальные болезни. Нищета бьет в глаза не только в повести. В повести "Деревня" все приобрело совершенно иное значение, нежели в рассказе: природа уже лишена очарования, земля стала предметом купли и продажи. Видно, что автор задумал эту вещь как обобщающую. Он конечно же надеялся, что поднятые им в повести проблемы найдут отклик в обществе, помогут ему разобраться в проблемах гибнущей деревни. Проблемы деревни писатель раскрывает на примере судьбы двух братьев - Тихона и Кузьмы Красовых. Страшная судьба у этих людей: мы узнаем, что прадеда их, крепостного крестьянина, затравил помещик борзыми собаками; дед получил вольную и стал вором; отец вернулся в деревню, занялся торговлей, но быстро прогорел. С торговли начали свою самостоятельную деятельность и главные герои повести. Но пути их разошлись. Один стал гуртовщиком, а другой купил у разорившегося барина деревню и стал сам вроде "барин". Первый брат ушел в народ, почувствовав его социальные беды. Он даже написал книжку стихотворений о судьбе крестьянина, но все равно оказался управляющим в имении своего брата. Нравственный конфликт автор построил на том, что при всей разности устремлений братья схожи - в житейском понимании этого слова. Социальное положение в обществе все равно сделало их в конце концов одинаково ненужными, лишними людьми. Бунин показал, что русский крестьянин и после реформы не может повлиять на свою судьбу. В повести у Б. больше вопросов, чем ответов. Время решения этих проблем еще далеко впереди. Повесть написана в 1910 г. Здесь слышаться только отзвуки 1905 г., но в последующие годы критическое начало бунинской прозы не ослабевало и в повести «Суходол» (1911). Б. прослеживает судьбу 3-х поколений семьи Хрущёвых, постепенную деградацию вырождения дворянства. Вся повесть проникнута элегическими чувствами грусти, лёгкой боли. Суходольцы живут лишь воспоминаниями о прошлом: оно иллюзорно и притягательно. Повесть заканчивается картиной заросшего церковного кладбища, на к-ом уже трудно найти под стёршимися надписями на крестах родовые могилы. Целое сословие «просто потерялось где-то».

В 1911-13 гг. Б. всё шире охватывает различные стороны русской действительности, он уходит от темы патриархального прошлого России к критике буржуазной д-ти. Ярким примером этого периода является рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915). С мельчайшими подробностями, упоминая каждую деталь, описывает Б. роскошь, являющую собой истинную жизнь господ нового времени. "До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: ...карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято - называть флиртом, а четвертые -стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю... 1 - это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь "вечер был непоправимо испорчен", хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет "все зависящие от него меры" к устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти, а значит, нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении. Мертвенность буржуазного общества символизирует "тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке -красавец, похожий на огромную пиявку". И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что стоит под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти. Мир в котором живет Господин из Сан - Франциско алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно. На гигантском корабле - отеле «Атлантида» путешествую миллионеры, их семьи. И жизнь на этом корабле течет изо дня в день размеренно и плавно. По вечерам вся «Атлантида» погружается в атмосферу «праздника». Лишь «великое множество слуг работает в поварских, судомойнях и винных подвалах». Одни отдыхают, а другие люди - работают. Во всем чувствуется привкус денег. В рассказе очень мало имен людей. Видимо ими пренебрегли из - за обычности их владельцев. Даже имя главного героя - господина из Сан - Франциско нету. И после смерти никто не вспомнит о нем как о человеке. Внешность у Господина ничем не примечательная. Прибыв в Неаполь Господин с пренебрежением говорит толпе «оборванцев» «Прочь, Прочь!», хотя они ему ничего не сделали. Все люди, более бедные, склоняются и прислуживают Господину из Сан - Франциско, но, точнее, не ему, а его деньгам и положению. Все в нем: его движения, речь говорит о его состоянии. И только в начале «путешествия в жизнь» господин из Сан -Франциско умирает в гостинице. Все планы, дальнейшую жизнь убивает сердечный приступ. И уже после смерти тело не несут в шикарные номера гостиницы, его несут в маленький, дешевый номер. И потом кладут в ящик из - под воды. Даже жена и дочь, самые близкие люди, не страдают о смерти Господина из Сан - Франциско. А где - то в трюме лежит ящик не с человеком, а с телом без имени…

Тема смерти получит в тв-ве Б. многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в её истинном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.

Выражением несбывающихся надежд, общей трагедии жизни становится для Б. чувство любви, в к-ом он видит единственное оправдание бытия. Представление о любви, как о высшей ценности жизни, станет основным пафосом произведений Б. эмигрантского периода. Книга новелл о любви «Тёмные аллеи» (1943) явилась своеобразным итогом идейных и эстетических его исканий. "Все рассказы этой книги только о любви, о ее "темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях", - писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она - озарение, "солнечный удар", нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется ("Старый порт"), и где томится не узнанная ("Ида"), и где переходит в страсть ("Убийца"). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека - но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться навсегда. Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть "Митина любовь" кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви. Любовь у Бунина, как и у Куприна, чаще всего печальна, трагична. Человек не способен противостоять ей, перед ней бессильны доводы рассудка, ибо нет ничего, подобного любви, по силе и красоте. Удивительно точно определяет писатель любовь, сравнивая ее с солнечным ударом. Так назван рассказ о неожиданном, стремительном, "сумасшедшем" романе поручика со случайно встреченной на пароходе женщиной, которая не оставляет ни своего имени, ни адреса. Женщина уезжает, навсегда распростившись с поручиком, который сначала воспринимает эту историю как случайную, ни к чему не обязывающую интрижку, прелестное дорожное происшествие. Только со временем он начинает чувствовать "неразрешимую муку", испытывая ощущение тяжелой утраты. Он пытается бороться со своим состоянием, совершает какие-то действия, прекрасно осознавая их нелепость и ненужность. Он готов умереть только для того, чтобы каким-то чудом вернуть ее, провести с ней еще один день. В конце рассказа поручик, сидя под навесом на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет. В замечательном рассказе Бунина с огромной силой выражается неповторимость и красота любви, о которой человек часто не подозревает. Любовь - это солнечный удар, величайшее потрясение, способное в корне изменить жизнь человека, сделать его или самым счастливым, или самым несчастным.

В представлении Бунина главными ценностями жизни являются любовь и природа. Они вечны и неизменны, неподвластны течению времени, социальным катаклизмам. Красоту природы не может разрушить разбушевавшаяся революционная стихия. Именно ее неувядающая прелесть создает иллюзию вечности. Любимые герои Бунина наделены врожденным чувством красоты земли, неосознанным стремлением к гармонии с окружающим миром и с собой

Многогранность чувства любви у Бунина. 1) любовь - затаённое от других чувство ( «Чаша жизни»). 2) любовь -потрясение на всю жизнь («Солнечный удар») 3) любовь - обида («Тёмные аллеи») 4) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали») «Всякая любовь - это великое счастье, даже если она не разделена». В этой фразе пафос изображения любви Буниным.

Любовь у Б. не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Б. лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потери любви.

Роман «Жизнь Арсеньева» - Б. пытался осмыслить и обобщить события своей жизни и жизни России предреволюционного времени. «Ж.А.» - лирическая исповедь героя, рассказ о формировании художника «от истока дней», первого осознания своего бытия, через восторги и радость первой любви, творчества до трагического восприятия невозможности ушедшей любви и счастья. Лейтмотив романа – тема утрат, прежде всего любви. Но роман лишён ноты безнадёжности. В нём прозвучала страстная убеждённость писателя в силе и власти любви над смертью.

В 1933 г. в Стокгольме вручена Нобелевская премия «за правдивый артистичный талант, с к-ым он воссоздал в худож. прозе типичный рус. хар-р». В конце жизни Бунин усиленно трудился над книгой о Чехове. Эта работа шла постепенно много лет, писатель собрал много ценного биографического и критического материала. Но завершить книгу он не успел. Неоконченную рукопись подготовила к печати Вера Николаевна. Книга "О Чехове" вышла в Нью-Йорке в 1955 году, она содержит ценнейшие сведения о гениальном русском писателе, друге Бунина - Антоне Павловиче Чехове. Иван Алексеевич хотел написать книгу и о М. Ю. Лермонтове, но не успел осуществить этого намерения.

Б. умер 83-х лет, в большой нищете, в скромной квартирке в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа. 47 лет подругой и женой Б. была Вера Ник. Муровцева-Бунина, делившая с ним все невзгоды эмиграции и закрывшая его глаза на одре смерти. Она пережила его на 7 лет, оставив ценные воспоминания о писателе. Б. завещал передать свой архив в Россию.

Билет 70. Публицистика первых послеоктябрьских лет. («Несвоевременные мысли» Горького, «Интеллигенция и революция» Блока, «Окаянные дни» Бунина). Отражение в ней противоречий революции.

Литература и революция – обширнейшая тема. Русская литература на протяжении веков, познавая и отражая действительность приходила к необходимости изменения существующего порядка вещей. Она ждала революцию и приближала ее.

Русское общество восприняло литературу в свете борьбы за свободу народа с т.зр. правильности или вредности.. писатели творили не просто так , а отстаивали общественные идеи, полемизировали. Общее мнение литературоведов: действительность нуждается в радикальных преобразованиях,; истину нужно искать самому, а не брать готовую; искусство должно служить народу, его освобождению.

Февральская революция вызвала общественный подъем, воодушевление, приветствие большинством литераторов. Но для Бунина, например, стала предвестником катастроф. Другие были обрадованы революционным порывом масс. Однако события 17 года были настолько противоречивы, что ставили в тупик многих. В стране усиливается хаос, анархия, разруха, преступность. Литературе следовало определить свое отношение к этим событиям. Все прежнее безвозвратно уходило и на смену ему должно было прийти новое.

Для литературы этот этап-проверка тех идей, заветов, которым она следовала на протяжении десятилетий, веков. Литература предстала с новой неожиданной стороны. Заново нужно было переоценить отношение народа к России. По –другому открылся русский человек. Иные литераторы поспешили обвинить в катастрофах того времени саму же литературу. Н.р, Розанов написал эссе «Апокалипсис нашего времени» Революцию он воспринял остро, как крушение. В этом он обвинил литературу в том, что она подготовила революцию. «Над русской историей опустился железный занавес»(Розанов).Эта метафора была почерпнута им из театрального обихода(в случае пожаров опускался занавес, разделяющий сцену и зрит. зал. Т.е. имеется в виду, что все вышло из-под контроля, театр превратился в жизнь.

Из высказываний о наступившей революции литераторов интерес представляют работы блока статья «Интеллигенция и революция», дневниковая книга Бунина «Окаянные дни», цикл статей Горького «Несвоевременные мысли».

Это разные жанры, объединенные тематически. Для каждого из литераторов русский человек и Россия важные темы. Для Блока Россия в свете мистического преображения, для Бунина все светлое и гармоничное связывалось с прошлым, а современность-пустыня. Для горького – темя человека, его места на земле, смысла существования .Для Блока революция была проявлением стихийных космических сил, обращаясь в своей статье к интеллигенции он призывал ее быть достойной революции, не бояться ее, встать в ровень со стихией.. Был убежден, что из хаоса родится новая гармония.

. Блока довольно долго занимала тема народа и интеллигенции. Ещё в 1908 году он посвятил этой теме 2 статьи: «Народ и интеллигенция» и «Стихия и культура». Эти статьи стали буквально пророчеством. В 1-ой из них Блок противопоставляет народ интеллигенции. Он говорит о невидимой черте, которая всегда существовала между этими слоями общества, её очень трудно преодолеть. Народ крепнет, и Россия готовится к скорой развязке противоречий между ним и его угнетателями. Народ — большой, интеллигенция — меньше по численности. Народ — птица-тройка по Гоголю. У интеллигенции есть 2 пути: 1-й — слиться с народом, 2-ой — быть им растоптанной.     Во 2-ой статье Блок сравнивает народ со стихией, которая может внезапно разбушеваться. И просто предсказывает будущие события.     Блок радостно принял революцию, т.к. в ней видел новое, справедливое устройство. Он видел в ней освобождение русского народа от векового гнета и призывал всех интеллигентов так же принять революционное движение. Тем не менее он понимал, что будут и случайные жертвы, их невозможно избежать в таком глобальном действе. Даже у самого Блока крестьяне сожгли его родовое поместье Шахматово, которое было поэту очень дорого как воспоминание о детстве. Блок никогда не говорил об этом, даже когда спрашивали; только один раз не выдержал: «Зачем говорить о том, что больно?». Но все равно Блок был уверен — с народом правда, с ними «черная злоба, святая злоба», они имеют право на месть. Все эти мысли отразятся потом в поэме «Двенадцать», написанной буквально через несколько дней после статьи «Интеллигенция и революция».

    В 1918-1920 годы Бунин записывал в форме дневниковых заметок свои непосредственные наблюдения и впечатления от событий в России того времени

Бунин фиксирует в своих записях паление нравов, противопоставляет ощущения окружающих и свое собственное. . Блок же призывает слушать музыку революции.

По Бунину в революции проявилось все вредоносное что веками копилось в русской душе .Бунин предъявляет интеллигенции претензии, потому что та увлекается только внешней оппозиционностью.

Бунин, как мы знаем, решительно не принял Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию 1917 года. В пору братоубийственной гражданской войны он занял недвусмысленную позицию противника большевизма. Бунин характеризует революцию как начало безусловной гибели России в качестве великого государства, как развязывание самых низменных и диких инстинктов, как кровавый пролог коэффициент неисчислимым бедствиям, какие ожидают интеллигенцию, трудовой народ, страну.

Мыслью о трагической судьбе России подсвечено с большей или меньшей силой вес бунинское творчество эмигрантской поры.

Лейтмотив «Окаянных дней» очень мрачный, можно сказать – беспросветный

Сложным было отношение к революционным событиям Горького. Для него отрицание царской России было подходом к буржуазной цивилизации, уродующей человека.. Наивысшим проявлением этого для Горького явилась первая мировая война.. самые жестокие обвинения Горький выдвигает организаторам 1 мировой.. Горьким владела тревога за судьбу революции он опасался что высвобожденная энергия выйдет из-под контроля большевиков. Он считал что революция несет угрозу утраты культуры. Он был за созидательный путь развития.

Несвоевременных мыслей», октябрьские события и начавшаяся гражданская война не только не несли “в себе признаков духовного возрождения человека”, но, напротив, спровоцировали “выброс” самых тёмных, самых низменных — “зоологических” — инстинктов. “Атмосфера безнаказанных преступлений”, снимающая различия “между звериной психологией монархии” и психологией “взбунтовавшихся” масс, не способствует воспитанию гражданина, - утверждает писатель.

71.Тема революции и гражданской войны в отечественной литературе 1920-х гг. Изображение героизма масс решение проблемы положительного героя, принципы типизации. Анализ 1-го из произведений этого времени.

Гражданская война 1918-1920 годов -- один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории. Война вообще, а гражданская в частности -- действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Толстой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую.

Человек -- крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918--1920 годов, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

Многие писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех своих мыслей по поводу революции в полном объеме и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.

К примеру, сам А.А. Фадеев был таким же человеком революционного дела, как и его герои. Вся его жизнь и ее обстоятельства были таковы, что А.А. Фадеев родился в семье сельских прогрессивно настроенных интеллигентов. А сразу же после школьной скамьи ринулся в битву. Про такие времена и таких же молодых ребят, втянутых в революцию он писал: «Вот мы все разъехались на лето, а когда вновь съехались осенью 18 года, уже совершился белый переворот, шла уже кровавая битва, в которую был, втянут весь народ, мир раскололся… Молодые люди, которых сама жизнь непосредственно подвела к революции - такими были мы, - не искали друг друга, а сразу узнавал и друг друга по голосу; тоже происходило с молодыми людьми, шедшими в контрреволюцию.

Булгаков М.А. «человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный и очень умный» производит большое впечатление. Следует сказать, что он не сразу принял и понял революцию. Он, как и А.А. Фадеев, во время революции много видел, ему довелось пережить сложную полосу гражданской волны, описанную затем в романе «Белая гвардия», пьесах «Дни Турбинных», «Бег» и многочисленных рассказах, в том числе - гетманщину и петлюровщину в Киеве, разложение деникинской армии. В романе «Белая гвардия» много автобиографического, но это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в проблему «Человек и эпоха»; это и исследование художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией. Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций

Литература начала XX века, в ярких образах запечатлела черты реальных героев, создала собирательные фигуры современников писателей, отразив мысли, чаяния, идейные мытарства и мировоззрение целого поколения русского общества, из которого складывается его менталитет. Эти литературные аспекты позволяют потомкам обосновать многие исторические процессы, объяснить духовный потенциал, психологию и нынешнего поколения. Вот почему данная тема является значимой и актуальной. Каким был человек времен революции и гражданской войны? Почему он шел в бой? О чем он думал? Как менялось его отношение к происходящему? Людям нашего поколения интересно узнать, как изменялся этот человек, что появилось в нем нового, как окрепли и утвердились в нём те качества, которых требовало от них жестокое, кровавое время, какие уроки истории вынесло из пережитого человечество. С этой целью мы приступаем к изложению проведенного исследования.

Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятое автором, уже в романе А.Фадеева "Разгром", и сколько бы ни искали в нем оптимистическое начало, книга прежде всего трагична - по описываемым в ней событиям и судьбам людей. Философски осмыслил суть событий в России начала века спустя годы Б.Пастернак в романе "Доктор Живаго". Герой романа оказался заложником истории, которая безжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго - судьба русской интеллигенции в XX веке. Во многом близок к поэзии Б.Пастернака и другой писатель, драматург, для которого опыт гражданской войны стал его личным опытом, - М.Булгаков, произведения которого («Дни Турбиных» и «Белая гвардия») стали живой легендой ХХ века и отразили впечатления автора от жизни в Киеве в страшные 1918-19 годы, когда город переходил из рук в руки, звучали выстрелы, судьбу человека решал ход истории.

В процессе исследования нами обнаружены общие тенденции, характерные практически для всех литературных произведений о революции и гражданской войне, что позволило нам сделать следующие выводы. Судьба человека в период тяжелейших исторических потрясений и испытаний подвержены мучительному поиску своего места и назначения в новых обстоятельствах. Новаторство и заслуга рассмотренных нами авторов (Фадеева, Шолохова, Булгакова, Бабеля) заключается в том, что они дали читательскому миру образцы личностей, мятущихся, сомневающихся, колеблющихся, для которых прежний, отлаженный мир в одночасье рушиться, и их захватывает волна стремительных инновационных событий, которые ставят героев в ситуации нравственного, политического выбора своего пути. Но эти обстоятельства не ожесточают героев, в них нет злобы, безотчетной вражды ко всему без разбора. Именно в этом и проявляется громадная духовная сила человека, его непреклонность перед разрушительными силами, противостояние им.

Лучшие книги о революции и гражданской войне, которыми являются «Разгром», « Тихий Дон», «Конармия», «Дни Турбиных», «Белая Гвардия» до сих пор многочитаемы, востребованы, представляют не только интерес, но и содержат воспитательные аспекты по формированию у молодежи гуманизма, патриотизма, чувства долга, любви к ближнему, политической зоркости, умение находить свое место и призвание в любых жизненных обстоятельствах, способности принимать верное решение, которое не противоречит общечеловеческим моральным ценностям.

Литература начала XX века, в ярких образах запечатлела черты реальных героев, создала собирательные фигуры современников писателей, отразив мысли, чаяния, идейные мытарства и мировоззрение целого поколения русского общества, из которого складывается его менталитет. Эти литературные аспекты позволяют потомкам обосновать многие исторические процессы, объяснить духовный потенциал, психологию и нынешнего поколения. Вот почему данная тема является значимой и актуальной. Каким был человек времен революции и гражданской войны? Почему он шел в бой? О чем он думал? Как менялось его отношение к происходящему? Людям нашего поколения интересно узнать, как изменялся этот человек, что появилось в нем нового, как окрепли и утвердились в нём те качества, которых требовало от них жестокое, кровавое время, какие уроки истории вынесло из пережитого человечество

Важным моментом в культурной жизни 20 гг. стало разделение русской литературы на отечественную и эмигрантскую. Самый мрачный период русской литературы. Литературные объединения были запрещены, исчезли литературные журналы. Много писателей было преследовано, арестовано и даже расстреляно. Единственным официальным художественным стилем стал социалистический реализм. В это время все-таки возникают в России в подполье шедевры мировой литературы (Мастер и Маргарита). Иногда удалось напечатать их в самиздате или за границей (в тамиздате). Значит, появляется третья линия русской литературы - домашняя, но недогматическая, неофициальная, запрещенная.

Несколько хороший произведений возникло во время Великой Отечественной войны, когда литература должна была поднимать храбрость и героизм русских.