Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории — Российская империя стала мировой державой. Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу — развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру — мог только великий народ.
Одним из таких гигантов из народа стал Михаил Васильевич Ломоносов, крестьянский сын, затем прилежный ученик и, наконец, первый русский академик.
Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Беломорский Север не знал крепостного права, и крестьяне имели больше возможностей проявить свои таланты. Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте. Однако этого показалось пытливому юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву.
В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было в ту зиму 19 лет.
Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке.
Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. Здесь он встретил свою любовь, здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей.
За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.
8 июня 1741 г. Прибыл в Петербург. Именно здесь началась его блестящая академическая и писательская деятельность. По словам А.С.Пушкина, «жажда науки была сильнейшею страсти сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
В 1745 г. он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим. Горячий патриот России, Л.выступал за расцвет науки русской науки. По его инициативе был открыт Моск. университет. По словам Пушкина, он сам был «первым нашим университетом».
В полном согласии с веком Просвещения Л.считал главной преобразовательной силой человечества разум, мысль, мышление, кот. все подвластно. Разум воплощен прежде всего в боге, кот. наделяет им просвещенных людей, в особенности монархов.
Ода стала главным жанром в литературном творчестве Л. И это было вполне закономерно. Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III», Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были «сердца народов привлещи».
На смену «плодам осенним» (сатирам Кантемира) пришли «плоды весенние» — оды Ломоносова. К этому следует добавить также, что из всех поэтических жанров, культивировавшихся и развивавшихся в тогдашней литературе, жанр оды наиболее подходил Ломоносову «для решения стоявших перед ним задач. Научные рассуждения писались по-латыни, с ними знакомились только немногие. Публицистика в русской печати лишь начинала делать первые шаги. Рукописная поэзия занималась любовными переживаниями, общественных тем она не затрагивала. Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно». К тому же определенную роль сыграл и тот факт, что в то время ода оказалась наиболее оперативным средством общения поэта со своими читателями: литературных журналов еще не было, а оды Ломоносова издавались большими по тому времени тиражами (от 200 до 2000 экземпляров).
В творчестве Л.выделяют 3 разновидности од: торжественная, духовная и анакреонтическая. «Торжественная» («похвальная»), духовная, анакреонтическая оды одинаково назывались «одами», их жанровые признаки весьма различны. В отличие от ораторской природы торжественной оды, духовная и анакреонтическая оды являются чисто лирическими жанрами, природа которых определяется прежде всего авторской позицией и формами проявления авторского личностного начала.
Если в торжественной оде Ломоносов очень часто подменяет личное авторское местоимение «я» формой его множественного числа — «мы»1 то это свидетельствует не о безличности образа автора в оде, но о том что для торжественной оды значима только одна грань авторской личности — именно та, которой он не отличается от всех других людей, но сближается с ними. В торжественной оде важно не индивидуально-частное, но общенационально-социальное проявление авторской личности, и в этом отношении голос Ломоносова в торжественной оде — это в полном смысле голос нации, собирательного россиянина.
Иное дело — духовная и анакреонтическая ода, которая занимает в поэтическом наследии Ломоносова не столь значительное, как торжественная ода, но все же очень важное место. Духовная и анакреонтическая оды сближены у Ломоносова тем, что в отличие от ораторского жанра торжественной оды являются чисто лирическими жанрами, выражающими личную авторскую эмоцию, что и сказывается в продуктивности личного авторского местоимения. В этих текстах ломоносовское «я» становится полновесным лирическим воплощением индивидуальной авторской эмоции. Только сами лирические эмоции, определяющие жанровое наполнение духовной и анакреонтической оды —разные.
Если воспользоваться классицистической терминологией, то духовная ода является формой выражения высокой лирической страсти. Что же касается оды анакреонтической, то это форма выражения лирической страсти частной, бытовой. И если стилистика и образность духовной оды очевидно тяготеют к понятийно-абстрактной, нематериально-символической образности высокого идеологического мирообраза русской литературной традиции, то образность анакреонтической лирики явно ориентирована на пластическую изобразительность и бытовую яркость мирообраза вещного.
Духовными одами в XVIII в. назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного характера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения псалмов (собственно, стихотворный русский перевод старославянских текстов) как лирический жанр были весьма популярны.
Под «анакреонтической одой» в поэзии XVIII в, понимались двоякого рода произведения: во-первых, переводы стихотворений самого Анакреона (или приписываемых ему традицией); во-вторых —легкая поэзия, воспевающая радости жизни. Таких стихотворений у Ломоносова не так много — собственно, кроме четырех од Анакреона, переведенных им для «Разговора с Анакреонтом», к ним можно отнести только стихотворение «Ночною темнотою...» (1747).
Большое место среди од Ломоносова было отведено военным событиям. Начал он с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина», которую написал в 1739 году в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, «плач осиротевших», «слезы престаревших», которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл «возлюбленной тишиной», «царей и царств земных отрадой», и почти в каждой оде призывал правителей заботиться о сохранении мира.
Злободневные по содержанию, ставившие вопросы большой общественно-государственной значимости, оды Ломоносова адресовались не только коронованным особам, но и через их головы должны были «сердца народа привлещи».
Им написано 20 од, которые изобилуют средствами худож. выразительности (эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами и т.д.)
Ода (от греч. - песнь) - жанр лирической поэзии, стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события. Программная ода -
В композиции од можно выделить осн. композиц. элементы: завязка, развитие действия, развязка. В одах нет единой темы, темы в них переплетены между собой («красный беспорядок»).
Главные темы од:
Россия
Петр I
Война и мир
Наука
Природа
Деяния выдающихся людей
Для воплощения этих больших тем требовался приподнятый язык, величавый стиль. И Ломоносов, согласно своим теоретическим взглядам, писал стихи преимущественно «высоким штилем». Излюбленным его жанром была ода.
Все оды Л. написаны одним размером – четырехстопным ямбом и десятистишной строфой.
Оды Л. положили начало ангажированной поэзии – поэзии заказной, поэзии государственного служения. Монархов воспевали, потому что они олицетворяли государство, героев – потому что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому что он способствовал процветанию государства.
Идеалом Л. была просвещенная монархиня, а идеальным героем – Петр I.
Ломоносовская ода оказала мощное воздействие на движение поэзии. Она стала образцом для одописцев вт. пол. 18 века и даже начала 19. Потом на 100 лет ее традиция прервалась, чтобы неожиданно воскреснуть в творчестве Маяковского, когда после октябрьской революции вновь настало время поэзии «социального заказа».
Особенности поэзии Ломоносова отчетливо выражены в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.». ода написана в связи с восшествием на престол Елизаветы Петровны в 1747 году. День восшествия на престол считался занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии Наук был дарован новый устав. Л.возлагал на него большие надежды в деле распостранения просвещения в России.
План оды:
Вступление. Мир – основа блага государства.
Главная часть. Величие России, ее процветание
- хвала щедротам Елизаветы;
- заслуги Петра перед народом России;
- неисчерпаемые богатства и красота России;
- призыв к российской молодежи овладевать науками;
- наука и ее роль в российском обществе.
3.Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
Композиция оды, в соответствии с правилами классицизма, отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей. Например, призывая Елизавету быть правительницей просвещения, наук и ремесел, Л.показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами. Такую страну, по убеждению поэта, нельзя оставить во тьме невежества.
Глубине и значимости содержания оды соответствует ее возвышенный язык. Торжественность речи достигается употреблением наряду с русскими словами старославянских: «кроткий глас», «сей день», «воззри на горы превысоки».
В оде много олицетворений, связанных с греко-римскими мифами. Мифологические образы олицетворяют понятие разума и науки (Минерва), войны и мирской стихии (Марс, Нептун).
Ода насыщена гиперболами («приветствия Елизаветы несутся…до звезд»).
Главная тема оды – Россия и ее процветание – вокруг этой темы строится лирическое повествование. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины»». Мир – основное условие и для успехов просвещения.
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны. Ее царствование прославляется, оно предстает величественным, богатым и прекрасным («цветы пестреют», «классы на полях желтеют», «сокровищ полны корабли»).
Затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы, Петре I, которого он считал идеальным монархом и национальным героем. Перт I: «человек, каков не слыхан был от века», помог России подняться, воспрянуть, развиться, Л.сравнивает его с богом: «бессмертия достойный муж», о нем скорбят: народ, музы. Прибегая к олицетворениям, Ломоносов говорит о военных победах Петра, укрепивших могущество Русского государства:
В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг...
С чувством особого восхищения поэт вспоминает о том, что при Петре... божественны науки, Чрез горы, реки и моря, В Россию простирали руки…
Он выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам. По существу ода Ломоносова содержит не столько похвалу, сколько урок Елизавете, которую поэт хочет видеть просвещенной царицей, заботящейся о благе отечества.
Постепенно «парадное» изображение Елизаветы в оде Ломоносова тускнеет и на первый план выступает величественный образ России. Развертывается грандиозный пейзаж — мы видим гигантскую страну, омываемую морями и океанами. Перед мысленным взором читателя проходят далекий Север, горы Урала («верьхи Рифейски»), сибирская тайга, мощные реки Сибири, Дальний Восток, где Амур «в зеленых берегах крутится».
Сие тебе единой слава,
Монархиня принадлежит,
Пространная твоя держава,
О, как тебя благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля твои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Л.не раз отмечает щедрость Елизаветы.
Ломоносов призывает русское юношество к разработке природных богатств страны на благо народа. Для осуществления этой задачи необходимы упорный труд, целеустремленность, глубокие знания. Поэт уверен, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Ломоносов заканчивает оду гимном в честь науки:
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают. В несчастный случай берегут...
Значение «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года», заключается, прежде всего, в том, что в ней содержится стройная, четко продуманная программа мирного процветания государства, которому будут способствовать распространение наук и воспитание в собственной среде умных и талантливых ученых. Именно науки помогут овладеть неисчерпаемыми сокровищами России, и это обеспечит в дальнейшем ее благополучие и процветание.
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд