logo
Otvetiki

Билет 4.

Записки охотника И.С. Тургенева, их проблематика и художественное своеобразие. Многоплановость изображения России. Значение ЗО для русской литературы.

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Осенью 1833, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1936 по словесному отделению философского факультета. В мае 1838 он уехал в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Познакомился и сдружился с Н. Станкевичем и М. Бакуниным, встречи с которыми имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Провел за границей более двух учебных лет, сочетая занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии.

В 1843 Тургенев поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публиковал свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик направлял его работу своими оценками и дружескими советами. В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. Еще до отъезда отдал в "Современник" очерк "Хорь и Калиныч", который имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 вышли отдельной книгой под названием "Записки охотника".

В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика сотрудничал в "Современнике", ставшем своеобразным центром русской литературной жизни.

Наряду с "охотничьими" рассказами Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Месяц в деревне" (1850), "Провинциалка" (1850). Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" (1852) и "Постоялый двор" (1852) на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" (1850); "Яков Пасынков" (1855); "Переписка" (1856). Работа над повестями облегчила переход к роману. Летом 1855 в Спасском был написан роман "Рудин" и в последующие годы романы: в 1859 — "Дворянское гнездо"; в 1860 — "Накануне", в 1862 — "Отцы и дети".

Ситуация в России быстро менялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимал активное участие в этом процессе, стал негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в журнал "Колокол", сотрудничал и с "Современником", собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики. Литераторы разных направлений поначалу выступали единым фронтом, но скоро появились острые разногласия. Произошел разрыв Тургенева с журналом "Современник", причиной которого стала статья Добролюбова "Когда же придет настоящий день?", посвященная роману Тургенева "Накануне", в которой критик предсказывал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушел из "Современника". К 1862 — 1863 относится его полемика с Герценым по вопросу о дальнейших путях развития России, приведшая к расхождению между ними. Возлагая надежды на реформы "сверху", Тургенев считал необоснованной веру Герцена в революционные и социалистические устремления крестьянства.

С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман "Новь" (1876). Следуя за семьей Виардо, Тургенев переехал в Париж. В дни Парижской коммуны жил в Лондоне, после ее разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

Общественный подъем 1870-х в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробудился его давний интерес к народной теме, возвратился к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, написал повести "Пунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др.

Началось общественное оживление среди учащейся молодежи, среди широких слоев общества. Популярность Тургенева, в свое время поколебленная его разрывом с "Современником", теперь снова восстановилась и стала быстро расти. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника). 22 августа (3 сентября н.с.) 1883 Тургенев умер в Буживале.

В июне 1852 г. И.С.Т. собрал свои рассказы из цикла «ЗО» и издал их отдельной книгой (всего 25 очерков). Книга открыла читателю русского крестьянина, которого ранее в русском образованном обществе не знали. Писатель рассказывает, как истязают помещики и их управляющие крепостных и дворовых: избивают за не подогретое вино, выселяют с плодородных земель, обрекают на ужасы 25 летние солдатины. Собранные в одну книгу эти рассказы особенно резко выставили на всеобщее обозрение жестокость, эгоизм, самодурство, бездушие помещиков, их полное принебреженине к человеческому достоинству крепостного крестьянина. «Записки» появились в те годы, когда назрела необходимость разрешения крестьянского вопроса. В книге сталкиваются и спорят друг с другом 2 России : официальная, крепостническая: «мертвящая жизнь», с одной стороны, и народно-крестьянская, живая поэтическая с другой. В «ЗО» И.C.Т. утверждает, что крепостное право враждебно, как человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это общенациональное зло пагубно влияет на жизнь того и другого сословия. Идейный смысл «ЗО» заключается в утверждении мысли о том, что простой русский человек достоин уважения и сочувствия. «Записки» требовали для крестьян человеческих прав, признание их людьми.

Рассказы не связанные единством сюжета. Они связаны отношением русского человека к природе. Т. Сливает с природой своих героев, устраняя резкие границы между отдельными характерами. Этот замысел ощутим в сопоставлении обрамляющих книгу очерков (от «Хоря и Калиныча» к «Лесу и степи»). Тургенев с большим сочувствием изображает крестьян, связанных с землёй, близких к природе, не тронутых развращающим влиянием помещичьей усадьбы. Мы видим :

1. отвоевавшего свою независимость от барина Хоря и романтика Калиныча.

2. «Удивительного» карлика-старика, правдоискателя, наделённого тонким чувством понимания красоты в природе Касьяна («Касьян с Красивой Мечи»).

3. Даровитого самородка – певца Яшку-Турка, чьё пение с такой красотой описано в «Певцах».

4. Иссохшую, несчастную Лукерью, которая когда-то была первой красавицей, но ставшую полутрупом, и всё же сохранившую в глубине своей чудесной души способность «не жаловаться», сознавать что «многим хуже бывает» («Живые мощи»).

6. Жертв крепостного насилия. Горько сложилось жизнь мельничихи Арины: лишь только за то, что она осмелилась полюбить, была наказана и сослана в деревню. Жизнь её была разбита («Ермолай и Мельничиха»). Глубоким драматизмом проникнут образ Бирюка («Бирюк») – угрюмого честного подневольного слуги своих господ. Бирюк сознаёт, что на нём лежит тяжёлое бремя долга. «Справляя» свою должность крепостного лесника, он обязан стеречь Барское добро. Б. не хочет даром есть «господский хлеб», он знает, что «вороват никому не след» и «баловать» воров «не приходится». Но вот однажды Бирюк увидел крепостного крестьянина, укравшего дерево в барском лесу. Он поймал вора – бедняка-мужика, «погибающего с голодухи». Б. должен его наказать, но он хорошо понимает, чем вызвано «воровство» и в глубине души сочувствует «преступнику». В конце-концов Б. отпускает мужика. Это вызвало у лесника великую нравственную муку. И сцена, где описан происходящий в душе Б. конфликт между чувством долга и чувством высшей правдыто вызвало у лесника великую нравственнуюб муку. то, что она осмелилась полюбить, была нака полна истинного драматизма, корни которого в жестоком укладе крепостных отношений. Но не следует всё содержание тургеневского цикла только к одной антикрепостнической теме, игнорируя другие (тема природы, любви, прекрасного, смысла бытия и др.), но не следует и преувеличивать тематическую особенность внутри цикла, перегруппировывая произведение по указанным темам. В «ЗО» широко охвачены социальные слои и прослойки тогдашней русской провинции от именитых людей до бездомных бродяг. Помещики богатые, помещики средней руки, разорившиеся владельцы имений, крепостные и дворовые, дворецкие, бурмистры, старосты, лесники, канторщики, лекари, барышники, кучера, ямщики. Таково богатства и разнообразия «типажа» рус. л-ра до книги Т. Ещё не знала. Каждый рассказ обладает своим сюжетом и в то же время входит в единый повествовательный цикл, скреплённый позицией рассказчика, выступающего в роли действующего лица – охотника. Рассказчик (охотник) не посторонний наблюдатель событий происходящих на его глазах: обычно он живой участник этих событий, не скрывающий своего отношения к тем или иным героям. А вместе с тем он – посредник между действующими лицами и читателем, он постоянно имеет ввиду этого читателя, то и дело вступает с ним в беседу. И как бы вовлекает его в изображаемые в рассказах события. Образ охотника помогает читателю глубже познать действительность, разобраться в происходящем. Непринуждённая беседа с читателем не только способствует живописи его воображения, но одновременно действует и на его чувства. Вызывает эмоциональное отношение к людям и природе, и придаёт рассказам Тургенева лирический характер, тёплую задушевность. Одним из лучших рассказов о природе и детях её является рассказ «Бежин луг» в крестьянских детях живущих в союзе с природой Т. Видел «зародыш будущих великих дел, великого народного развития». Известно, что Т. Был непревзойдённым мастером пейзажа: мало кто из русских писателей любил родную природу такой глубокой и нежной любовью и проявлял по отношению к ней такую проникновенную наблюдательность. Мы находим прекрасное описание всех времён года. Т. Изображает природу то утром («Лесостепь») то в разгаре летнего дня («Касьян с красивой Мечи»), то вечером («Ермалай и Мельничиха») прекрасное описание летней ночи мы находим в «Бжином луге». Из мира природы взято много множество эпитетов и сравнений: например лицо у Кости (в беженом луге) «к низу заострено как у белки»; русалка в (рассказах того же Кости) светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь.

«ЗО» И.С.Т. – так тесно связанные с жизнью с народом с его нуждами и запросами, обеспечена долгая жизнь в поколениях. Жизнь «зо» продолжается и в наши дни. Правдивая, человеческая книга Т, согретая чувством истинного патриотизма, существует для нас не только как литературный памятник, но и как часть нашей культуры, как живая нить, связывающая нас с прошлым. Как любимая книга миллионов, как источник вдохновения современных читателей. У исследователей творчества Т. Нет по вопросу о жанре «ЗО» какой либо одной точки зрения. Одни называют произведения, вошедшие в «ЗО» рассказами, другие очерками.

Рассказ эта малая форма повествовательной литературы, в которой даётся изображение, какого либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – особенность этой жанровой формы

Очерк – это эпический жанр, разновидность рассказа, для которых характерны социально-бытовая тематика, описательность, отсутствие динамично-развивающегося конфликта.

В зависимости от авторской цели различаются очерки художественные публицистические и документальные.

В сборнике 1852 года вошло 22 очерка, позднее еще 3.

Основная тема произведения взаимоотношения крестьян и помещиков при крепостном праве.

Автор рассказывает о несчастных судьбах людей из простого народа, о гибели народа о жестокости старост и помещиков. В «Записках охотника» сатирически разоблачаются помещики - крепостники различных рангов.

В очерке “Малиновая вода” дан образ богатого вельможи старого века, графа Петра Ильича. Это самодур, страстный любитель псовой охоты, банкетов, фейверков. Культурный горизонт П.И. ограничивается выписыванием одеколона из Парижа. Его безумная расточительность, безразличие к судьбам крестьян кончились для него разорением. Фамильные качества - безделье и самодурство передаются по наследству его сыну, молодой барин бесчеловечно поступает с крестьянином Власом, который просит уменьшить оброк.

В очерке “Ермолай и Мельниха” создается образ помещика Зверкова и его жены. Для Зверкого трагическая судьба горничной Арины, погубленной из-за прихоти барыни - самодурки, всего лишь маленький анекдотец.

Наибольшей глубины в обрисовке образов помещиков достигает Тургенев в образе Пеночкина из “Бурмистра”. В нем гениально воплощены черты либерала на западно - европейский манер и русского барина - самодура. Пеночкин - молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, дом построен французскими архитекторами, человек воспитанный, образованный, казалось он воплощенный гуманист и цивилизованный человек. Белинский назвал Пеночкина  “ мерзавцем с тонкими манерами”. За малейшую провинность, барин спокойно, не теряя самообладания, культурно приказывает распорядится насчет Федора и Федор тут же отправлен на наказание розгами.

В рассказе “2 помещика” интересен образ помещика Хлебосолова, Балогура, Стегунова, интересно его отношение к мужикам, “мужики не переводятся”, хотя он и прилагает усилия их уничтожить.

В рассказе “Хорь и Калиныч” помещик Полутыкин при сравнении со своими крестьянами выглядит бледно: нет в нем ни деловой хватки Хоря, ни богатой душевной организации Калиныча.

С огромной теплотой, сочувствием пишет Тургенев про русского крестьянина. Писателя волнует положение крестьян. Антикрепостнический характер “Зап. охотника” сказался в том, что Тургенев презирает тех господ, которые смотрят на крестьянина, как на господскую куклу; крестьянин для Тургенева - человек, наделенный настоящим природным умом, добрым и отзывчивым сердцем, преисполненный различных талантов. В очерках “Певцы”, “Бежин луг” и др. Тургенев обращает внимание на высокий моральный облик.

Как точно заметил Л. Н. Толстой, существенное значение и достоинство “Записок охотника” прежде всего в том, что Тургенев “сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую жизнь и оттенить ее поэтические стороны”, в том, что он находил в русском народе “больше доброго, чем дурного”.

Тургенев не поэтизировал мужика, не приукрашивал его жизнь, он писал правду о нем. Иван Сергеевич с большой теплотой описывает крестьян, придерживаясь своего главного принципа — достоверности изображения. Он часто рисовал с натуры, его образы имели реальные прототипы. И этот подчеркнутый натурализм делает рассказы Тургенева особенно ценными и интересными для нас.

Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера. Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера. И внешне и внутренне герои Тургенева очень разные люди. Хорь был человек практический, рационалист. Он “понимал действительность, то есть обстроился, накопил денжонку, ладил с барином”. Он говорил мало, многое разумел про себя. У Хоря большое семейство, покорное и единодушное: жена, шесть сыновей, снохи. Хорь как бы олицетворяет прозу жизни, самую ее основу. Совсем другой человек Калиныч. Это натура мечтательная, восторженная, романтическая. У него нет семьи, почти нет своего хозяйства. Но зато у Калиныча были таланты, которые признавал сам Хорь: Калиныч умел заговаривать кровь, испуг, бешенство, у него была легкая рука. Калиныч олицетворяет собой как бы поэзию жизни. Он ближе к природе, чем Хорь: к своему другу Калиныч приходит с пучком земляники, как “посол природы”. Хорь лучше понимал людей, Калиныч — природу. Но эта разность не мешала их искренней, преданной дружбе: “они составляют единство, имя которому — человечество”. Можно сказать, что в этом рассказе Тургенева крестьяне выступают как носители лучших черт русского национального характера. Автор любуется своими героями, гордится ими.

Ярко и живо рисует писатель народные образы в одном, может быть, из самых проникновеннейших рассказов — “Певцы”. Поражает образ народного певца Яшки Турка, который “пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким. Русская, правдивая, широкая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.

Живое слияние души исполнителя и души народа-творца в единый творческий порыв,— такая красота потрясает самые основания сознания и сердца, рождает в человеке цепь, соединяющую начала и концы; восстанавливает правду, глубинную правду о русском человеке. Тургенев знал цену песне, знал, как много она может сказать русскому сознанию: не умиленность, не жалость и сострадание к народу-творцу,— не одни эти чувства рождали тургеневские “Певцы”, но то возвышающее сознание и душу человека чувство, которое подвигало его на поступок, на деяние, ибо уже невозможно было почитать себя человеком, пока такая духовная красота пребывала в “рабьем виде”. Об этом пел Яшка Турок — один из народных, самородков.

Герои этого рассказа — люди необыкновенные, талантливые и в то же время трагические. Среди слушателей Яшки — “Геркулес”, которого все привыкли называть Дикий-Барин, хотя никто не знал, кто он и откуда появился. Дикий-Барин фигура неясная, загадочная, но, несомненно, таящая в себе какие-то могучие, стихийные силы. Не случайно Тургенев именно Дикого-Барина делает судьей в состязании певцов. Это недюжинный человек, который как бы “выломился” из своей среды.

Великая правда о бедственном положении русского народа, прославление его жизнелюбия и талантливости, всего того, что составляло, по мнению Тургенева, русский народный характер, нашли свое отражение в “Записках охотника”.

С особой красотой Тургенев изобразил внутреннюю красоту и величие духа крепостных крестьян. В рассказе "Живые мощи" писатель с восхищением говорит о мечтательнице Лукерье. Прикованная к постели неизлечимым недугом, она меньше всего думает о себе. Все ее помыслы направлены на то, чтобы легче жилось другим людям.

В рассказе "Певцы" Тургенев раскрыл поразительную способность русских крестьян чувствовать и понимать искусство, их тягу к прекрасному. С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе "Бежий луг" крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель стремится пробудить в читателе чувство любви и уважения к крестьянским детям.

Образы крестьян в "Записках охотника" показаны отнюдь не однозначно. Тургенев видел в крестьянской среде не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно искалеченных и развращенных, перенявших привычки и понятия своих господ. Таковы, например, камердинер Виктор, презрительно относящийся к полюбившей его простой крестьянской девушке ("Свидание"), и графская любовница Акулина, забрившая лоб за пролитый на платье шоколад ("Малиновая вода").

Пейзажная живопись «Записок Охотника» не знает себе ничего равного во всей нашей литературе. Из среднерусского, на первый взгляд бесцветного пейзажа Тургенев сумел извлечь самые задушевные тона, в одно и тоже время и меланхолические, и сладко-бодрящие. В общем, Тургенев «Записками охотника» по технике занял первое место в ряду русских прозаиков.

БИЛЕТ 5Гражданская лирика Пушкина.Тематический диапазон лирики Пушкина весьма широк. В стихотворениях поэта звучат различные мотивы: любви, дружбы, поэта и поэзии, свободы и многие другие. Важное место в творчестве Пушкина занимает гражданская лирика. Одной из главных тем гражданской лирики Пушкина стала тема самодержавия. Обличая и отрицая такую форму правления, лирический герой оды «Вольность» (1817 г.) говорит о «неправедности» такой власти («Везде неправедная власть»). Лирический герой отвергает «изнеженную лиру» и выражает своё желание служить гражданской поэзии. Наряду с осуждением самодержавия лирический герой воспевает закон и призывает ограничить власть царя законами. Для художественного воплощения своих идей А.С.Пушкин вводит в стихотворение историческую тему. Возникают образы «самовластительного злодея» - Наполеона, «увенчанного злодея» - Павла I. Угрозы («Тираны мира! Трепещите»), призывы («Восстаньте, падшие рабы!»), усиливают эмоциональный накал стихотворения. В то же время и в художественной форме, и в идейной направленности оды «Вольность» мы видим черты классицизма. Поэт верит в возможность переустройства общества по законам просвещённого разума, он надеется на мудрость правителей и заканчивает стихотворение словами: Склонитесь первые главой Под сень надёжную закона. Тема самодержавия звучит и в послании «К Чаадаеву» (1818 г.): Послание написано как бы в едином порыве, что подчёркивается даже формально: оно представляет собой одну строфу с разнообразной рифмовкой. В произведении чётко видно разделение понятий «родина» и «власть», что свидетельствует об идейном новаторстве гражданской лирики Пушкина. Важной особенностью послания является его обращённость к единомышленнику, однако, углубившись в текст, мы замечаем, что лирический герой обращается не к одному человеку, а к целому поколению единомышленников («…нежил нас обман», «…в нас горит ещё желанье», «мы ждём…», «наши имена»). Выражению идейной направленности стихотворения подчинены разнообразные изобразительно-выразительные средства. Это яркие эпитеты («роковая власть», «прекрасные порывы», «святая вольность»), метафоры («но в нас горит ещё желанье», «на обломках самовластья»), сравнения. Сам характер сравнения говорит о том, как много значило для автора слияние свободы личной и свободы социальной. Здесь противопоставляются «юным забавам» чувства человека, готового ответить на «отчизны… призыванье». Любовь к ней заменила юношеские переживания. Стихотворение «К Чаадаеву» имело огромное революционизирующее влияние на современников А.С. Пушкина. Важной темой гражданской лирики Пушкина была тема крепостного права, которая мощно звучит, например, в стихотворении «Деревня» (1819 г.). Раскрытию авторских идей подчинена композиция стихотворения. В нем можно выделить две части, противопоставленные друг другу по принципу антитезы. Первая часть посвящена описанию природы, вторая же часть резко противопоставляется первой: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает». Далее идёт поэтический рассказ об ужасной жизни крепостных крестьян. Автор использует яркие обобщённые образы («барство дикое», «рабство тощее»). Важным фрагментом стихотворения является его заключительная часть, которая заканчивается риторическим вопросом, побуждающим читателей к дальнейшим размышлениям на животрепещущие социальные темы. В гражданской лирике Пушкина можно проследить некую эволюцию: от ранних стихов, таких как «Деревня», «К Чаадаеву», ода «Вольность» к зрелым произведениям – «Стансы», «В Сибирь», «Орион» и др.

В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль о великом историческом значении дела декабристов, призывал их к мужественному терпению и выражал надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей:     Оковы тяжкие падут,     Темницы рухнут—и свобода     Вас примет радостно у входа...     Насколько для декабристов был дорог этот привет поэта, показывает их ответное стихотворение, написанное декабристом А. И. Одоевским, который в ответе Пушкину выразил твёрдую уверенность декабристов в том, что дело, начатое ими, не заглохнет: «из искры возгорится пламя».     В том же 1827 году, отправив своё послание «В Сибирь», Пушкин написал ещё одно стихотворение, посвящённое декабристам,— «Арион». Так как оно предназначалось для печати, то поэт прибегнул к аллегорической (иносказательной) форме.     Для выражения своих мыслей и чувств Пушкин использовал древнегреческую легенду о поэте и музыканте Арионе. Арион плыл на корабле в открытом море. Корабельщики хотели убить его, чтобы завладеть его богатствами. Арион упросил их позволить ему спеть перед смертью песню. Закончив пение, он сам бросился в волны. Но дельфин, привлечённый его пением, вынес его на своей спине на берег. Чудом спасшийся Арион — это Пушкин. Поэт говорит о себе как о певце декабризма, пропагандисте декабристских идей. Пловцы в челне — это дружный коллектив декабристов, членом которого изображён и сам поэт.     В картине налетевшей бури и её последствий поэт рисует восстание декабристов, его разгром и трагическую судьбу его руководителей и участников. Случайно спасшийся певец остался верен своим товарищам, их делу: «Я гимны прежние пою»,— заявляет о себе поэт.     В соответствии с содержанием стихотворения Пушкин применяет старинные слова, звучащие более торжественно, чем обычные: кормщик (кормчий — рулевой), лоно волн, гимны (торжественные песни), риза (вместо одежда]. Силу и сплочённость декабристов, их настойчивое стремление достичь своей цели подчёркивают такие словесные образы, как «иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны вёслы». В лирических произведениях гражданской направленности поэт часто поднимает проблему борьбы с самодержавием, например, в стихотворении «Анчар» (1828 г.), где также выражены свободолюбивые идеи Пушкина. К гражданской лирике Пушкина могут, без сомнения, быть отнесены многие стихотворения, посвящённые теме поэта и поэзии. Ярким примером является лирическое произведение «Пророк», которое приобрело характер политической и общественной декларации, с которой Пушкин входил в последекабрьскую действительность. Пафосом гражданственности проникнуто и стихотворение «Памятник» (1836 г.). В произведении отражены революционные настроения поэта в «жестокий век» царствования Николая I: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

В этих стихах художник слова отразил и тему высокой миссии поэта. Таким образом, мы видим, что гражданские мотивы в творчестве А.С.Пушкина звучат на протяжении всего его творческого пути. В гражданской лирике поэта в высокохудожественной форме отразились мысли и чувства передовых людей первой трети XIX века. В стихах гражданской направленности перед нами предстаёт яркий образ лирического героя, свободолюбивого человека, размышляющего над актуальными проблемами своего времени.

БИЛЕТ 6 Новаторский характер трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».

В период Михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия "Борис Годунов", в которой отразились новаторские принципы "истинного романтизма", определившего историческую концепцию пушкинского творчества. В трагедии в исключительных исторических обстоятельствах действуют обыкновенные люди; ход истории не прерывается, она неуклонно идет вперед, и ее последующее развитие является результатом предыдущего; с изменением исторических обстоятельств не меняются черты персонажей. Задумав под воздействием чтения «Истории Государства Российского» свою трагедию о Борисе Годунове, молодой драматург взглянул на вечную драму русской истории и её действующих лиц глазами Шекспира и Карамзина.Великий историк и писатель Карамзин дал Пушкину два сильных характера, два полных событиями царствования ― Ивана Грозного и Бориса Годунова. Иван IV потряс читателей своей звериной жестокостью и вероломством, непредсказуемостью, непрерывными пытками и казнями, ужасами опричнины, неудачными войнами, дикой тиранией, но вот парадокс ― народ почему-то любил этого страшного царя, о нём слагались песни и былины.

В трагедии Пушкина этот властитель присутствует, его кровавая и могучая тень заставляет всех невольно сравнивать ушедшего грозного царя с Годуновым. Грозному дано явиться на сцене и сказать слово в свою защиту, и это спокойная и мудрая речь безмерно уставшего от греховной жизни и бесконечного кровопролития человека. А царь Борис ― опытный правитель, восстановивший расколотое и дотла разрушенное царство, прекративший войны, укрепивший государственный аппарат и армию, пригласивший западных учёных и военных, пославший русских юношей учиться в Европу. Борис ― любящий муж и отец, сыну и наследнику Феодору он говорит мудрые слова:

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни.

Но народу он не по сердцу, люди не любили скрытного, неискреннего Бориса, хотя и сами избрали его на царство. Сами эти выборы, как показывает Пушкин, были политическим театром, основаны на явной лжи царя и бояр, на полицейском насилии, тайных доносах и угрозах, далеки от свободного волеизъявления всего народа. Ни в чём властолюбцу не было удачи. К тому же на совести «всенародно избранного» царя было чёрное пятно, тягчайшее преступление: Бориса весь народ подозревал в убиении юного царевича Дмитрия, сына и законного наследника Грозного, хотя вина его до сих пор не доказана. Но этого достаточно, чтобы трон царя Бориса зашатался: «Но счастья нет моей душе». Глас народа ― юродивый Николка железный колпак, публично обвинивший царя в убийстве царевича Дмитрия.

И вот в сильном благоустроенном царстве Бориса Годунова появляется роковая неустойчивость, нарастают сомнения и народный ропот. Начинается русский бунт, смута. Нужен только повод, и он появляется. Монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, молодой, грамотный и честолюбивый дворянин, решился назвать себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием и бежал во враждебную Польшу, чтобы оттуда грозить Борису и собирать недовольных.

Но Пушкину этот самозванец явно симпатичен. Лжедмитрий в «Борисе Годунове» ― отчаянный удачливый авантюрист, храбрый и решительный полководец, настоящий рыцарь, он красноречив и остроумен, обладает благородной осанкой, отлично владеет конём и оружием, обходителен с женщинами, знает латынь и польский, читает стихи. Даже враги называют его молодцом. Самозванец искренно скорбит о пролитии русской крови, о приведённых им на Русь польских войсках. Ему способствует удача, пока народ видит в царевиче «орудие небесного правосудия», свершающее суд Божий над державным преступником Борисом. Потом-то этот же народ, опять обманутый боярами с неосмотрительно прощённым Шуйским во главе, самозванца зверски убил и его пеплом выстрелил из пушки в сторону Польши, откуда он пришёл. И не помогли царю Московскому Дмитрию I польские войска, советники-иезуиты, симпатии народные, прогрессивные реформы, облегчение участи крестьян и холопов, увеличение жалования служилым людям, переустройство думы. Пушкина-драматурга привлёк этот сложный, сильный характер, сумевший своим умом и смелостью хоть на время оседлать русскую историю и прекратить смуту.

В «Борисе Годунове» великая незавершённая драма русской истории дана через столкновение этих очень разных, сложных, развивающихся характеров. Опытный, решительный и вероломный государственный деятель Шуйский, смелый, с великими колебаниями решающий на измену воевода Басманов, гордая, холодная, самовлюблённая красавица Марина Мнишек, прирождённый мятежник и вдохновенный оратор Пушкин (предок автора) ― все они в стремительной смене сцен и картин приоткрывают разные страницы великой драмы русской смуты.

Пушкин понимал свою трагедию как народную драму, а народ русский считал её главным действующим лицом, драма Пушкина заканчивается знаменитой ремаркой «Народ безмолвствует». Народ чувствует и знает правду. Есть высшие законы нравственности, именно народ о них всегда помнит, умеет защитить от внешних врагов не власть (она часто недостойна этих великих жертв и усилий), а свой национальный образ жизни и мысли. Об этом написана трагедия Пушкина «Борис Годунов».Смелость, с которой Пушкин разрабатывал новые пути развития русской реалистической драматургии, была столь значительна, что некоторые критики становились в тупик перед необычностью художественных средств, примененных Пушкиным в своей трагедии. Касаясь жанровых особенностей «Бориса Годунова», Н. Полевой писал: «Поэт не называет его ни трагедиею, ни драмою, ни историческими сценами».

Пути развития русской драматургии ко времени начала литературной деятельности Пушкина были далеко не ясны. Углублявшийся процесс распада драматургической системы классицизма особенно сильно давал себя знать в области трагедии.

Особенную актуальность теоретические проблемы драматургии приобрели для Пушкина в связи с замыслом трагедии о Борисе Годунове. Ограничение действия драмы пределами одного дня в драматической поэтике классицизма неизбежно приводило к необходимости показа характера не в становлении и развитии, а лишь в последней, завершающей фазе этого процесса. Между тем Пушкин уже в этот период стремился изображать действительность, как современную, так и историческую, в сложном и противоречивом процессе ее развития, Таким образом, отрицание основ драматургической системы и поэтики классицизма являлось закономерным следствием всего идейного и художественного развития Пушкина. Отрицая утратившую свой внутренний смысл систему классицизма в ее целом, Пушкин, однако, не отказывался от отдельных положительных ее завоеваний. К ним следует отнести сохраняемые Пушкиным строгость и чистоту художественной формы и ту внутреннюю целеустремленность действия, которую Пушкин имел в виду, настаивая на сохранении единства действия.

Отвергая каноны классицизма, Пушкин свободно переносит место действия из Москвы в Краков, из царских палат на Девичье поле, из Самборского замка Мнишека в корчму на литовской границе. Время действия в "Борисе Годунове" охватывает более шести лет. Пушкин не обрывает драматическое повествование на сцен смерти царя Бориса, подчеркивая тем самым, что не царь, а народ является подлинным героем произведения. Не приемлет народ бессмысленной жестокости, которую несет самодержавие, а не только персонально Борис Годунов. Увидев, что и сторонники новоявленного государя начинают свою деятельность с преступления, народ отказывает в поддержке и Лжедимитрию.Трагедия началась политическим убийством безвинного царевича Димитрия и закончилась бессмысленным убийством Марии и Федора Годуновых. Самодержавие и насилие идут рука об руку. "Народ безмолвствует" - таков его приговор общественной системе.

Пушкин создал в трагедии собирательный образ народа. Действующих лиц из народа Пушкин называет "Один", "Другой","Третий"; к ним примыкает и баба с ребенком, и Юродивый. Их короткие реплики создают яркие индивидуальные образы. И каждый из них отмечает грань единого образа народа. Он показывает на протяжении трагедии эволюцию образа народа. Если в первой сцене это безразличная к борьбе за власть, лишь исподтишка иронизирующая толпа, то на площади перед собором в Москве в отрывочных фразах звучит настороженность народа, угнетаемого и притесняемого царской властью. И крик Юродивого: "Нет, нет! Нельзя молиться за царя-Ирода!" - звучит призывом к бунту. Народ мятежный, охваченный страстью разрушения, показывает нам Пушкин в сцене у Лобного места. Мудрым, справедливым и непреклонным судьей истории предстает народ в финале трагедии.

"Борис Годунов" - первая народная трагедия России. Трагедия, обнажающая сущность самодержавия, его антинародный характер. Естественно, что царь долго отказывался разрешить ее опубликование, издана она была только в 1831 году, но была запрещена для сцены. Даже отрывки из нее цензура не разрешала исполнять в театре. Впервые трагедия Пушкина была поставлена лишь в 1870 году на сцене Александрийского театра.