logo
Otvetiki

Главные образы поэм

Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических образов.

Центральной фигурой “Илиады” является Ахиллес, юный фессалийский герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. Ахиллес - цельная и благородная натура, олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он становится похож на настоящего демона-истребителя.

Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына. Одна из характерных черт Ахиллеса – правдивость. По его словам, ему глубоко ненавистен всякий, высказывающий не то, что скрывается у него в сердце. И эти слова оправдываются всем его поведением.

Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора, хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502), где мы видим его как мужа и отца.

Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”. Он редко высказывает открыто свои мысли и чувства; хитер, недоверчив и подозрителен. В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целый запас вымышленных историй.

“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке называется “надувательством” проявляется одна из ярких черт его натуры. И между тем в глазах младенческого народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”.

Он не чужд и корыстолюбия: даже возвратясь после долгого отсутствия на свой родной остров, он прежде всего старается припрятать где-нибудь на берегу дары, полученные от царя Алкиноя. Но в нем привлекательны его находчивость, умение владеть собой в самых трудных обстоятельствах и находить из них выход, его любознательность к новым землям и людям, которых он встречает с своих скитаниях. В «Илиаде» Одиссей – один из военачальников, в «Одиссее» - это мореход, путешественник, исследователь.

В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных. Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких лиц больше, чем в “Одиссее”.

Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай - спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт награждает их обоих далеко не привлекательными чертами.

Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги, он увлекается мечтой овладеть Троей и погибает от руки Гектора (XVI, 817-857).

Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно.

В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232). В конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.

В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы Андромахи и Пенелопы.

Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя в боях, “убивает себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья, а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении (XXIV, 723-745). Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и в позднейшие времена.

Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”. В течении двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное, так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.

Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою ошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176). Елена исполнена презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия этого человека (III, 390-420).

Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью, простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи “детства человеческого общества”. Они обрисованы с замечательной силой и жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой.

Основное в поэмах – это человеческая жизнь, человеческие деяния, героические и самые обыденные, хотя тоже окруженные ореолом красоты и возвышенности. Герои гомеровских поэм могут иногда показаться нам несдержанными в выражениях своих чувств, жестокими, эгоистичными и корыстными. Но такое суждение о них было бы поверхностным и ошибочным.

Герои Гомера проявляют себя непосредственно и свободно, именно так, как проявляют себя дети. У них необычайная свежесть восприятия, острый интерес к жизни, ко всем ее мелочам и большим событиям. И жестокое дело войны, и спортивные состязания в силе и ловкости, и занятие любым видом труда – все это представляется им, как и их создателю, необыкновенно увлекательным и прекрасным. Мучительнее всего для гомеровских героев состояние мучительного бездействия. Их не соблазнишь никакими надеждами на «блаженный покой загробного существования». Спустившись в подземный мир, где обитают тени умерших, Одиссей встречает там тень Ахиллеса, уже неразлучную с тенью любимого друга Патрокла. Ахиллес царствует над умершими, но отвечает Одиссею с тяжким вздохом, что для человека нет ничего прекраснее и драгоценнее жизни. Ужас войны и заключается в том, что оружие врага в один миг разрушает красоту и физическую силу человека. В «Илиаде» осуждение войны проскальзывает лишь иногда – то в выражениях сожаления о жертвах войны, то в гневных словах Зевса, обращенных к богу войны Аресу:

Ты, ненавистнейший мне из богов, на Олимпе живущих,

Вечно любезны тебе только распри, убийства да войны.

Сюда же можно отнести и слова Ахиллеса, тяжело переживающего известие о смерти своего друга Патрокла:

Пусть же погибнет навеки раздор меж людьми и богами,

Гнев, что и мудрого мужа в неистовство часто приводит…

Но Гомер не стремится внушить читателям (вернее, в те времена - слушателям) никакой иной морали, кроме той, что проникнуты поэмы, - утверждения величайшей ценности человеческой жизни и человеческой деятельности. Это сказывается и в чрезвычайном внимании к малейшим деталям того, что изображается, и в обстоятельном описании любой вещи, будь то оружие – лук троянца Пандара, или кладовая в доме Одиссея, или топор, с помощью которого Одиссей строит плот. Вещи эти дороги автору, как создания искусной руки человека. Поэмы, где главными действующими лицами являются правители и властители, проникнуты чувством глубокого уважения к труду, и «богоравный свинопас», старый раб Одиссея Эвмей так же испытывает его, как и царевна Навсикая, стирающая на море белье со своими подругами и рабынями.

Этим вниманием к человеческой деятельности, действиям объясняется и многое в художественной технике поэмы. В ней, по существу, нет статических описаний. В 18 песне «Илиады» имеется знаменитое описание щита, сработанного для Ахиллеса богом-мастером – кузнецом Гефестом. Но автор не показывает нам этот щит в его готовом виде, а заставляет нас пройти от начала до конца через все этапы работы над щитом: Гефест берется за кузнечный мех, раздувает им огонь, бросает в огонь металл, берет в руки молоток и клещи и, выделывая щит, покрывает его постепенно рельефными изображениями, которые по содержанию своему также динамичны. Здесь два города: в одном празднуют свадьбу, возле другого кипит сбор винограда; нападение хищных зверей на стадо коров; хороводная пляска под пение и музыку – целая панорама жизни в ее непрерывном движении.