Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
Михаил Юрьевич Лермонтов – гениальный русский поэт, прозаик, драматург (был и одарённым живописцем); родился 3 (15) октября 1814 г. в Москве, погиб в Пятигорске на дуэли 15 (27) июля 1841 г. Из дворянской семьи. Рано лишился матери и был воспитан в имении Тарханы Пензенской губернии своей властной и богатой бабушкой Е. А. Арсеньевой, отстранившей от этого любимого им отца Юрия Петровича Лермонтова. Учился в Московском университетском пансионе и на нравственно-политическом отделении Московского университета (не закончил). Лермонтов встретился и некоторое время общался с отцом только в этот период. После неудачной попытки перейти в Петербургский университет в 1832 г. сдал экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г. был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. В феврале 1837 г. в судьбе Лермонтова произошёл переворот: он был арестован в связи со стихотворением «Смерть Поэта» и затем переведён на Кавказ, но простудился в дороге и был отпущен на лечение, после чего побывал в Ставрополе, Пятигорске и Кисловодске (до того он трижды ездил на минеральные воды в детстве с бабушкой). К концу года Л. был переведён в лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный в Царском Селе. В 1840 г. Л. Получил отпуск и 3 месяца провёл в Петербурге, где безрезультатно хлопотал об отставке. По возвращении на Кавказ задержался в Пятигорске, где и погиб на дуэли с Н.С. Мартыновым: тот расстрелял его в упор после того, как Л. Демонстративно разрядил пистолет в воздух.
Прожив так мало, Л. успел проявить себя как художник огромного дарования. Его творческий рост на протяжении 1836-1841 гг. был стремителен. Этому росту предшествовала длительная стадия лит-го ученичества. Помимо субъективно-личностных причин её приходится связывать с тем, что поэт долгое время не соприкасался с лит-ной средой.
Единственный прижизненный сборник Л-ва «Стихотворения» был опубликован в 1840 г.
Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной исторической несвоевременности, усугубляло свойственные Лермонтову вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с «толпой» и с Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. Не веря в ближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, он вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. В. Г. Белинский считал его талант могучим «по величине и блеску», видел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», а поэзию Л. назвал «бездонным океаном» мыслей и чувств.
Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах «Из Андрея Шенье»: «Задело общее, быть может, я паду...», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой...» , «Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей...» Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги. Поэт чувствует, что жизнь его протекает «без цели», что он «чужд всему». Отрицание «толпы людей», «света» носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер.
В свете, где царят «притворное внимание», «клевета», «зависть», «обман» и «зло», герой выглядит «странным», чувствует себя одиноким и обреченным на непонимание и ненависть.
Юношеское лирическое «я» у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, что через автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном.
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Герой зрелой лирики Л. жаждет объять всю вселенную и заключить ее в своей груди, он хочет обрести единство с природой, историей, с «простыми людьми», но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу, по-прежнему «гонимый миром странник», бросающий вызов земле и небесам и отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и дружбы. Герой лирических стихотворений Л. чувствует и остро переживает одиночество и неустроенность. Если в ранней лирике одиночество понималось как награда, то в зрелой лирике одиночество скучно, а в более поздних стихотворениях можно найти подлинное выражение трагизма человека, одинокого среди людей и во всем мире.
Герой одинок в обществе, которое его окружает, в любви, в дружбе, он одинок в своей стране и, наконец, в целом мире. Теме одиночества в обществе посвящено стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...». Герою скучно на балу среди «пестрой толпы», «дикого шепота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок». Чтобы отвлечься от шума и блеска, герой уносится в воспоминаниях к картинам детства, которые так прекрасны по сравнению с картиной бала, что у поэта появляется желание открыто бросить вызов этому бездушному царству масок:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!.
Тема одиночества и вызванной им пустоты и скуки звучит и в стихотворении «И скучно и грустно». Образ лирического героя воплотил здесь характерные черты молодежи 30-х годов. Исчезает надежда на исполнение желаний, не найдя счастья ни в любви, ни в дружбе, герой разуверяется в них, разуверяется и в себе, и в жизни.
Картина моря и одинокого среди бескрайних морских просторов судна предстает и в стихотворении «Парус»:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!.
В таких стихотворениях, как «Утес», «На севере диком...», «Листок», ведущим мотивом является трагедия одиночества, которая выражается или в неразделенной любви, или в непрочности человеческих связей.
Политическая и гражданская лирика.
Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтов единственным критерием оценки действительности.
В зрелой лирике критика Лермонтова становится более социально острой и более конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
В стихотворении «Прощай, немытая Россия...» горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу».
Но даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание бунта. В стихотворении «1 января 1840 года» он опять упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности.
Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после трагической гибели А. С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин — «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Поэт открыто указывает на истинных убийц — это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы:
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Тема Родины и природы
Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно- исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
При этом Лермонтов явно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь. Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении «Родина» он говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна — духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. И зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как «Тучи», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта:
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Тема поэта и поэзии
Уже в самых ранних своих стихах Лермонтов предстает поэтом ярко выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности, деятельной, протестующей мысли. Он провозглашает: «Жизнь скучна, когда боренья нет... Мне нужно действовать». Для него творчество — «всесожигающий костер», «жажду песнопений» поэт называет «страшной». Лермонтов видит разъединение людей, а не их общность, и поэтому он не верит в то, что его исповедь будет услышана. Душа человека изменчива и противоречива, и слово часто бессильно открыть ее.
В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом.
Поэзия для Лермонтова несла высокое предназначение и призвана была объединять людей. И сила заключенного в слове чувства для поэта — самый властный зов. В финале стихотворения звучит вопрос:
В 1841 году Лермонтов пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема этого стихотворения — высокая идея поэтического призвания и непонимание его толпой. Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение Пророка не признается толпой. Толпа эгоистична и мелочна, она жестоко преследует, глумится и унижает Пророка.
Пророк уходит в пустыню, он остается в одиночестве, так как толпа не приняла его ученья.
Любовная лирика
Ни в обществе, ни в поколении своем, ни даже в любви Лермонтов не мог найти опоры своим идеалам. Его лирический герой воспринимает настоящую любовь как прекрасный дар, огромный, могучий, как чувство, отражающее полноту жизни, приносящее человеку животворящую радость и безмятежность покоя от душевных тревог и страданий. В стихотворении «Как небеса, твой взор блистает» он говорит о «трепещущей душе» и «голосе нежном», которые встретил. По мнению лирического героя, если любить, то всей полнотой души, самозабвенно и жертвенно, на всю жизнь, находя горячий отклик в родственном сердце, искреннем, неизменно преданном и верном. Но властвующая в жизни дисгармония нарушает красоту любви, делает ее трагичной, приносящей лишь муки. Сплетни и интриги светского общества способны опошлить, очернить, осквернить, растоптать и самую чистую, прекрасную земную любовь.
Для Лермонтова любовь неразлучна с печалью. В его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Обращаясь к Наталии Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен, юный поэт надеялся:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты...
Неотступно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину, которая вышла замуж за Бахметьева. Варвара Александровна отвечала на чувства Лермонтова, но судьба распорядилась по-своему. «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье поэта было невозможно. Но светлое чувство, пережитое ими, будет озарять их последующую жизнь. Об этом поэт говорит в стихотворении «Расстались мы; но твой портрет...»:
Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
Он отразил в своих произведениях размышления о своём поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались «из пламя и света», т.е. из бури чувств и напряжённо вьющейся мысли. Так как большинство стих-ий Л-ва написано в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Л. пишет в стих-ии «Дума». Говоря, что будущее его поколения «иль пусто, иль темно», Л. уточняет: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». Этот вывод тяжёл для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые «в начале поприща… вянут без борьбы», не могут быть полезны. Для Л-ва такие люди – «толпа угрюмая». Поэт сожалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков.
Но Л. видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного чел-ка ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стих-ии «Смерть поэта». Это стих-ие обличительно, это страстный протест, негодование, бушующий гнев, обращённый против убийц, медленно и хладнокровно травящих «свободный, смелый дар». Здесь и безутешная горечь друзей, не сумевших защитить «сердца вольного», вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор «свободы, гения и славы палачам». В этом стих-ии перед нами встаёт во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина.
Много стих-ий посвятил Л. теме Родины. В них он продолжает традиции Радищева, Пушкина, мечтает увидеть страну цветущей и свободной, народ – сильным. Например, в стих-ии «Прощай, немытая Россия…» Л., свободный и гордый чел-к, не может жить «в стране рабов, в стране господ», быть под постоянным надзором властей. Поэт ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол.
Показателен характер стих-ий раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника – недаром он часто озаглавливает их как дневниковые записи – датой или словами «отрывок», «исповедь», «монолог». Лирику Л-ва можно определить как летопись становления души.
Всему внутреннему строю Л-ва глубоко соответствует бунтарский байроновский романтизм – с его культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру – и отторжения от людей.
Лермонтовский лирический герой наделён всеми отличительными чертами романтика, он – борец, страдалец, мятежник, поэт, любящий чел-к, даже пророк...
Тема одиночества человека. Жизнь Л. сложилась так, что он вынужден был общаться с людьми великосветского общества. В петербургских салонах поэту льстили, стремились примирить его с самодержавием, сделать придворным поэтом. Но Л. не гнул колени «перед идолами света». И. С. Тургенев писал, что Л. «задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба». Уже в раннем стихотворении «1831-го июня 11 дня» поэт сам определил довольно точно свое отношение к свету:
Душа моя, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил.
Л. всегда находился в оппозиции к власти, к светскому обществу, вероятно поэтому тема одиночества является, доминирующей в большинстве стих-ий автора. Мотив одиночества – центральный в творчестве Лермонтова («Парус», «Утёс», «На севере диком…», «И скучно и грустно», «Ветка Палестины», «Листок»).
Например, в стих-ии «Парус» отражено романтическое восприятие одиночества. Герой одинок, но не пассивен. Он мятежен, не принимает действительность, ищет единения с вольной стихией, жаждет бурь. Парус – символ одиночества, вечного стремления на поиски неведомого мира. Но поиски тщетны, как и попытки обрести свободу и покой.
Во 2-ой половине 30-х – начале 40-х гг. романтический характер лирики сменяется глубокими раздумьями, философскими поисками. Теперь преобладает тема печальной, изверившейся, одинокой души поэта. Л. говорит о своём одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг «души родной», его не кому поддержать в трудную минуту. Поэтому им овладевает дух уныния, он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
В лирическом монологе «И скучно и грустно…» (1840) Л. с тоскою говорит о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Л. грустит глубоко и искренно о том, что в жизни «и радость, и муки, и всё так ничтожно». Да и сама жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка!». Восторгаясь стих-ем, Белинский говорил, что Л-ва тяготит не сама жизнь, а условия жизни «высшего» общества.
Тема одиночества пронизывает всё творчество Л. Чувство безысходности, фатализм преследуют поэта в течение всей жизни. Он не может смириться с произволом властей, не находит понимания у представителей своего сословного круга. Л. отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти.
Тему одиночества и непонимания Л. развивает в стих-ии «Я не для ангелов и рая…» (1831). Поэт сравнивает себя с демоном, который, никогда не будет счастлив ни на земле, ни на небе:
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.
Оказавшись за решёткой после написания стих-ия «Смерть Поэта», Л. по-иному определяет одиночество. Если раньше поэта волновала внутренняя изоляция, то теперь Л. оказался изолирован и внешне («Узник»):
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнём.
Мысли об одиночестве воплощены у Л. в целом ряде ярких аллегорических образов: «парус одинокий» мелькает среди бушующих волн; сосна «стоит одиноко на голой вершине»; утёс одиноко «и тихонько плачет… в пустыне»; дубовый листок, выросший «в отчизне суровой, Один и без цели» носится по свету. Сознание одиночества не отрывало Л. от жизни, не уводило его в мир отвлечённых мечтаний:
И нет в душе довольно власти –
Люблю мучения земли, –
пишет поэт в стих-ии «1830. Мая, 16 числа». Эта же мысль развита в стих-ии зрелого периода «Выхожу один я на дорогу…». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передаётся и читателям. Мы видим и «кремнистый путь», и «сиянье голубое, и яркие звёзды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с её страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о холодном сне могилы».
Лирика Л-ва – это исповедь бесконечно одинокого чел-ка, одинокой, мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности. Одиночество было не только темой поэзии Л-ва, но и состоянием его души.
Тема трагической любви. Тоска, чувство одиночества, ожидание «позорной казни», могилы «без молитв и без креста» не покидает Л-ва и тогда, когда речь идёт о любви. Его отношения к женщине отравлены трагическими обстоятельствами, тяжёлыми предчувствиями. Например, в стих-ии «К***» («Когда твой друг…», 1831) поэт пишет:
Когда твой друг с пророческой тоскою
Тебе вверял толпу своих забот,
Не знала ты невинною душою,
Что смерть его позорная зовёт,
Что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдёт.
В ранней интимной лирике Л-ва очень мало светлых, радостных настроений. В стих-ии «Стансы» («Гляжу вперёд сквозь сумрак лет…», 1831) автор пишет:
Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
Любовь в творчестве Л-ва носит трагический отпечаток из-за его единственной настоящей неразделённой любви к подруге юности – Варе Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом.
В понимании поэта любовь должна быть вечной, его не удовлетворяют скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки – лишь минута слабости:
У ног других не забывал я взор твоих очей.
Любя других я лишь страдал
Любовью прежних дней.
В ранней лирике чаще всего речь идёт о неразделённой любви, об измене женщины, не оценившей возвышенные чувства друга.
Трагизм любовной лирики обусловлен не только временем, но и обстоятельствами личной жизни поэта. Л. был влюблён в Н.Ф. Иванову, дочь драматурга. Целый цикл превосходных стих-ий посвящён Н. Ф. И. (Наталии Фёдоровне Ивановой). Вначале, видимо, Иванова отвечала поэту взаимностью, была его близким другом. Но потом произошла размолвка, потрясшая впечатлительного, доверчивого юношу. В стих-ии «К***» («Я не унижусь пред тобою…») он прощается с обманувшими мечтами и с той, которая ранила его чуткое сердце:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Поэт, однако, находит в себе нравственные силы, чтобы отказаться от личного счастья во имя счастья любимой:
О нет! Я б не решился проклянуть! –
Всё для меня в тебе святое:
Волшебные глаза и эта грудь,
Где бьётся сердце молодое.
«К***», 1831.
С годами окрепла вера Л-ва в дружбу и любовь. Он искал и находил «родную душу» («Гляжу на будущность с боязнью…»), не представлял себе жизнь без «друзей и братьев», деливших с ним радость и горе («Спеша на север из далека…»). В лирике зрелых лет всё реже встречается тема одиночества, всё чаще поэт говорит о возможности и необходимости взаимопонимания между духовно близкими людьми, о верности и преданности («Оправдание», «Молитва», «Слышу ли голос твой…», «Расстались мы, но твой портрет…»). Интимная лирика последних лет почти свободна от «роковых страстей» и безысходного душевного надрыва. Дружить и любить, по мысли поэта, значит желать добра близкому человеку, подавлять в себе чувство недоверия, прощать мелкие обиды. «Прощать святое право Страданьем куплено…» - пишет поэт в стих-ии «Оправдание».
В последние годы жизни поэт часто пишет о том, что любовь способна преодолеть чувство одиночества. Эта мысль высказана в стих-ии «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841). Л. создал очаровательный образ юной красавицы. В её облике всё просто, мило и привлекательно: «голос… отрадный, как мечта», «пленительные глазки» и локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну». Встреча с неизвестной женщиной встревожила ум и сердце поэта:
И создал я тогда в моём воображенье
По лёгким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
Поэт верит, что выношенный в душе образ красавицы не останется «бесплотным виденьем». Потому-то в заключительных строчках слышится кроткая, отрадно успокаивающая мелодия надежды на встречу с ней:
И всё мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
Традиционным в творчестве Л-ва стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство. Любовь приносит Л-ву не радость, а грусть и страдание. Мысли Л-ва о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира.
Тема поэта и толпы. Взгляды Л-ва на поэта менялись по мере развития в его творчестве реалистических тенденций. Молодой Л. – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живёт своими мечтами, своими страданиями, недоступными «толпе»:
Я сам собою жил доныне,
Свободно мчится песнь моя…
«Пускай поэта обвиняет…», 1831.
Но и в романтический период творчества Л. порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе» людей:
Безумец я! Вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?
«Безумец я! Вы правы, правы!», 1832.
В конце 30-х гг., в зрелый период поэтического творчества, взгляды Л-ва меняются. Он начал понимать бесплодность и бесперспективность индивидуалистического протеста, бессилие бунтарства гордой одинокой личности, оторванной от народа. Поэт постепенно преодолевает юношеский индивидуализм, судит о жизни более трезво и объективно. Он видит в поэте не одинокого провидца, а народного трибуна. В стих-ии «Гляжу на будущность с боязнью…» (1838) он пишет:
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла.
Л-ва волнует судьба своего поколения, народа и родины. Зрелому Л-ву свойственно чувство высокой ответственности перед читателем. Он отрицательно относится к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России. Ему уже чужд образ поэта как человека избранного, противопоставленного «ничтожной толпе». В стих-ях «Кинжал», «Поэт», «Не верь себе…», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк» он определяет своё отношение к поэзии, свои задачи худ-го творчества. Поэзия рассматривается им в связи с запросами общества. Недопустимо, чтобы поэт писал только о своих узко субъективных переживаниях и на «неведомом языке».
Стих-ие «Пророк» перекликается с пушкинским не только названием. Можно сказать, Л. начинает своего «Пророка» там, где Пушкин остановился. Пророк Л-ва – пророк в действии, и результатом его обращения к людям стало бегство в пустыню, разрыв связей с человеческим сообществом. Слово пророка оказалось не просто не востребованным, толпа агрессивна по отношению к нему, активна в своём неприятии божественных истин. На проповедь пророка она отвечает поступком – изгоняет его:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Л. противопоставляет пустыню городу. Город – воплощение суеты, человеческих страстей. Пустыня же открыта Богу, осенена светом звёзд. Это место, где всё живое едино, не разобщено. Здесь царит гармония, согласие. Здесь заветы Бога не просто воспринимаемы, а становятся единственным законом. Пророк – средоточие этого гармоничного мира, его центр. Всё обращено к нему:
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Уделом пророка оказывается жизнь вне людей. И виноват в этом человек. В том мире, где поэзия – «блёстки и обманы», где утрачен смысл слова как действия, поступка, удел пророка – молчание.
Стих-ие волнует не только потому, что в нём обличён высший свет. Читателей пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: неприязнь к «бездушным людям», мечта о безмятежной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества. Сознание своей обречённости подчёркнуто поэтом кольцевой, замкнутой композицией: в конце стих-ия поэт, опомнившись, вновь видит ненавистную «пёструю толпу» духовно чуждых ему людей.
Неприятие жизненного «маскарада», расхождение мечты и действительности грозит излиться в мощный протест, но слово так и остаётся неизречённым. «Мечта» рождает новую «мечту» о разрушении шумного маскарадного круговращения. Но внутренний порыв не выливается в поступок, действие.
Билет 21
Идейная основа «Братьев Карамазова» Ф.М. Достоевского.
«Братья Карамазовы» - это роман итогов. В нём развиваются многие излюбленные идеи Д., появившиеся на страницах его произведений на протяжении 10-летий. Над «Братьями Карамазовыми» Д. работал в 1878-1880-е годы. В декабре 1880 г. вышло отдельное издание романа, в феврале 81 г. Д. умер. В романе Д. пытался дать ответ на вопрос, который считал самым важным и неотложным – о путях духовного развития общества, об идейном и нравственном развитии человека. Роман связан с давним замыслом «Жития великого грешника», и перед его центральным героем – Алёшей – также открывался путь испытаний, который должен был привести к выстраданному праведничеству в конце эпопеи.
Убеждение Достоевского: понять сегодняшнюю жизнь и сегодняшнего человека можно только тогда, когда данная стадия бытия и данная ступень развития предстаёт как открытая и готовая к переходу на следующую ступень, в следующую стадию. Жизненный материал, в котором писатель исследует процессы такого перехода, берётся или в состоянии брожения, хаоса, на грани распада.
Эпиграф – одна из глубочайших евангельских метафор: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, умрёт, то останется одно; а если не умрёт, то принесёт много плода. (Ев. От Иоанна). Без разложения и умирания «карамазовщины» не высвободятся её собственные силы, не пойдут в рост, не принесут плодов добра и зла. За литературными приёмами, за психологическими гротесками «карамазовых» стоят подлинные факты эпохи, отмеченной вырождением дворянства, моральной деградацией личности, эпидемией уголовных преступлений и самоубийств, небывалым идейным разбродом.
Реальный факт: в Омском остроге (на каторге) с Д. отбывал наказание подпоручик Ильинский из Тобольска, осуждённый в подозрении в отцеубийстве. В «Карамазовых» можно заметить некоторые черты дела Ильинского. Но писатель, отталкиваясь от жизненного случая, создал сложную сюжетную конструкцию и использовал её для развёртывания широкого морально-философского замысла. Д. прослеживает историю распада одной семьи, гибели её главы; обращается к теме «случайной семьи», т.е. семьи, не связанной прочными и чистыми отношениями, не имеющей нравственной основы для своего развития и распадается в условиях общего разложения, моральной деградации буржуазно-дворянского общества. Он создаёт ряд образов, воплощающих нравственное разложение, утрату человеческого достоинства. Скотопригоньевск, в котором происходят действия (2 недели) – это не конкретный город, а обобщённые картины русских городов. Важно, что везде человек страдает от одних и тех же общественных зол и бед.
Глава семейства – Федор Павлович Карамазов посвятил жизнь погоне за наслаждениями, у него нет ни перед кем никаких моральных обязанностей. Это развратник (юродивая Лиза Смердякова), сладострастник, сребролюбец. Этот злой пакостник готов находить наслаждение даже в своём унижении – когда от него ушла жена, он разъезжал по всей округе, разыгрывая роль оскорблённого и обиженного супруга, вызывая «сочувствие» жалкими словами. Отгоняет от себя тёмный страх перед расплатой за грехи. Коли нет крючьев ада, то всё побоку». Ф.П. и вся карамазовщина – явление русской действительности. Безнравственность, разгул похоти основаны на безбожии. Ф.П. пьянствует, развратничает, наживается на ростовщичестве и винной торговле, т.к. в душе его погасла «искра божия». Образ Ф.П. Карамазова имел предшественников – Свидригайлов, Тоцкий – это приобретатели, циника, но К. показан конкретнее, достовернее в своих тяжбах и страстях.
Дмитрий Карамазов (старший сын), в отличие от рационалиста Ивана, тщательно анализирующего свои мысли и чувства, действует под влиянием страстей и порывов. Он романтик, поклонник Шиллера, в нём сочетается и благородство, и великодушие, и в то же время душевная изломленность, необузданная чувствительность – карамазовская наследственность. Он оскорбляет Катерину Ивановну, охваченный неудержимой страстью к Грушеньке, видящей в нём своего обидчика.Он обвиняется в преступлении, которого не совершал, и готов идти на каторгу, чтобы «страданием очиститься». Дух и плоть Дмитрия безудержно устремлены к красоте – к венцу и главной тайне мироздания. Но красота двойственна:
1) «идеал содомский»: в желаниях, порождаемых жестоким «сладострастным насекомым», живущим в крови (наслаждение от унижения Катерины Ивановны);
2) «идеал Мадонны», перед которым преклоняется Дмитрий, даже «погружаясь в самый глубокий позор разврата».
Дмитрий заключает в себе обе эти стороны красоты, обрекая себя на трагическую двойственность. Митя (28 лет) жаждет избавить мир от слёз, т.к. считает, что в них виновен и он – дворянин Карамазов, унижавший и оскорблявший, поднявший руку на отца. Принять кару за несовершённое убийство – значит искупить эту вину, остановить это падение дошедшей «до краю» личности, предотвратить окончательное разложение.
Иван Карамазов (24 года) – студент, рационалист, толкающий других на преступления. Дмитрий и Иван не только связаны ненавистью к отцу, не только соперники по дележу наследства, но и соперники по симпатиям к Кат. Ивановне (она любит Митю, а её любит Иван. Катерине Ивановне Дмитрий нужен, чтобы созерцать свой подвиг верности и упрекать его в неверности). Иван – атеист (его идеал – раз нет бессмертия, то не будет и спроса в аду, «на этом свете всё позволено»), скептик, человек холодного ума, бессердечный (он не против, «чтобы один гад съел другую гадину»), он «влюблён в клейкие весенние листочки», во всё человечество, но ненавидит своих ближних. В философии Ивана рационализм сочетается с эгоизмом и индивидуализмом: не признаёт народ, презирает массы. «Легенда о великом инквизиторе»: в 16 веке в Испании 90-летний кардинал заточает в тюрьму второй раз сошедшего в на землю Христа и ночью и в разговоре излагает свой взгляд на человечество. Он убеждён, что Христос идеализировал его, оно не достойно свободы. Выбор между добром и злом – мука для человека. Инквизитор решает исправит дело Христово – побороть свободу и самим устроить человеческое счастье, превратив человечество в послушное стадо. Он берёт на себя право распоряжаться человеческой жизнью. Инквизитор ждёт ответа от Христа, но тот только молча целует его. Эта легенда противопоставлена рассуждениям Ивана о совестном церковном суде («слёзы невинного ребёнка не стоят вечной гармонии»). Иван считал, что учение Христа непосильно для верующих: оно слишком идеально. Люди привыкли, чтобы им давали хлеб (материальное) и управляли ими на основе «чуда, тайны и авторитета». По мнению Зосимы, Иван никогда не придет к мысли, что Бога нет, так и что он есть. Иван не Бога не принимает, а мир, полный страдания. Он в ложном идеале хочет полностью подчинить свои «страсти» рассудку. Ложный идеал без Бога: «Я сам знаю». Вывод Д.: нужна вера в человека, в его способность к совершенствованию. Иван любит жизнь больше, чем её смысл, поэтому его совесть без идеала, без знания того, зачем жить (поэтому он отводит себе 30 лет, а затем – «низость карамазовская». «Совесть без Бога есть ужас» - важная мысль романа, воплощённая в образе Ивана Карамазова (сходит с ума).
Идеи Ивана преломляются в сознании слушающего его Павла Смердякова (практик). Он существо выморочное, лишённое человеческого содержания («из банной мокроты завёлся»), ненавидит всё и всех. Вывод, который он делает из богоборческих рассуждений Ивана – «Бога нет, значит, всё позволено» (убийство отца) – повесился.
Алёша Карамазов (20 лет) – праведник, в котором узнаются черты Мышкина, утешитель страждущих: незлобливость, мягкость, приветливость. Он человеколюбец, правдоискатель, жаждущий подвига и готовый всем пожертвовать для этого подвига.
Достоевский любит резкое, отчётливое обнаружение характера, когда раскрывает Катерине Ивановне. Раскрыв душу, мечется Дмитрий. Конфликты не могут оставаться в узком кругу: они слишком остры, выходят за рамки семьи.
Карамазовщина: 1) пьянство, страсть + холодный ум + юродство. Род Карамазовых никуда не годится, в нём заложены соц. пороки.
2) главный порок, по мнению Мити, - сладострастие. У всех есть, но в разной степени.
3) Иван: «любит клейкие листочки деревьев». Алёша: живую жизнь надо полюбить прежде смысла. Стихийная сила жизни (Бердяев): нужно любить жизнь как таковую, а не искать её смысл. В этом смысл карамазовщины. С точки зрения Достоевского, карамазовщина это стихийная сила.
Достоевского интересует, как герои выйдут к истине. Митя спасается через любовь (Грушенька). Иван через преодоление теории «умному человеку всё позволено» = уход от одиночества. Смердяков повесился (самоубийца).
Билет 22.Художественный мир поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», ее замысел, проблематика, особенности типизации образов, композиция, мастерство детали.
У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни – произведение, в которое он вложил все самые заветные, сокровенные думы, всю свою душу.
Таким главным делом жизни Гоголя (Г.) явились «Мертвые души» (Мд). Его писательская биография продолжалась 23 года. Из них около 17 лет были отданы работе над Мд.
Едва только начав писать это произведение, Г. проникся убеждением в его исключительной важности, в том, что оно должно будет сыграть особую роль в судьбе России и прославить его имя.
28 июня 1836 года он писал Жуковскому: «Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Это великий перелом, великая эпоха моей жизни».
Спустя 4,5 месяца – ему же: «Какой огромный, разнообразный сюжет! Вся Русь явится в нем! Это будет первая моя порядочная вещь, которая вынесет мое имя!». Г. так увлечен новым сочинением, что в сравнении с ним все написанное прежде кажется ему пустяковыми «мараньями», которые «страшно вспомнить».
Сюжетом Мд Г. был обязан Пушкину, который давно укреплял его в мысли написать большое эпическое произведение. Находясь в ссылке в Кишиневе, Пушкин услышал историю похождений некоего авантюриста, скупавшего у помещиков мертвых крестьян с целью заложить их, как живых, и получить под них изрядную сумму. Память поэта долго хранила эту историю, пока наконец он не передал ее Г. Последнему всегда нравились истории, отличающиеся резкими, неожиданными поворотами сюжета.
Г. начал работу в середине 1835 г., еще раньше, чем над «Ревизором». 7 октября 1835 г. он сообщает Пушкину, что уже написал три главы Мд. Но новая вещь, по-видимому, еще не захватила Г. Он мечтает написать комедию. В том же письме он просит П. подсказать какой-нибудь «русский чисто анекдот» для комедии, которая «будет смешнее черта». И лишь после «Ревизора», уже за границей, Г. по-настоящему взялся за Мд.
Чем дальше продвигалась работа над новым произведением, тем более сложными и грандиозными представлялись Г. его масштабы и задачи. Написанные в России первые три главы перерабатываются заново. Г. бесконечно переделывает каждую новую страницу. Три года проходят в напряженном труде.
Осень 1839 г. – Г. совершил поездку на родину, 8 месяцев спустя поехал в Италию, где спустя год книга была завершена. В октябре 1841 г. Г. вернулся в Россию с намерением напечатать результат 6-летнего труда; в декабре рукопись поступила на рассмотрение Московского цензурного комитета. Здесь она встретила враждебное к себе отношение, и в конце концов Г. вынужден был забрать рукопись.
В конце декабря 1841 г. в Москве гостил Белинский. Г. обратился к нему с просьбой захватить рукопись с собой в Петербург и посодействовать скорейшему ее прохождению через цензурные инстанции. Критик охотно согласился выполнить это поручение.
Петербургская цензура оказалась более снисходительной. После долгих проволочек она наконец разрешила печатать книгу, но при этом признала в ней 36 мест «сомнительными» и потребовала внести существенные изменения в «Повесть о капитане Копейкине», либо вовсе изъять ее и изменить название поэмы. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» - таково было предложенное цензурой название. Под ним поэма издавалась вплоть до Октября 1917 г.
21 мая 1842 г. – Мд вышли из печати.
«Ревизор», в котором изображены образы уездных чиновников, вызвал в высших петербургских сферах неслыханный переполох. Сообщая об этом в мае 1836 г. Погодину, Г. добавил: «Столица…оскорбляется тем, что выведены нравы 6 чиновников провинциальных, что же бы сказала столица, если бы выведены были хоть слегка ее собственные нравы!». В Мд писатель коснулся и этой «опасной столичной» темы. С предельной сатирической обнаженностью она предстала в «Повести о капитане Копейкине». (Капитан Копейкин - КК)
Здесь рассказана драматическая история об инвалиде-герое Отечественной войны 1812 г., прибывшем в Петербург за «монаршей милостью». Защищая родину, он лишился руки и ноги и остался без средств к существованию. КК добивается встречи с главным министром, но тот оказывается черствым и бездушным. Маленький человек попал в беду, из которой нет выхода. А всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида; он лишь сетует на то, что у него напрасно отнимают время: «Меня ждут дела поважнее ваших!». Здесь автор откровенно противопоставляет интересы «государственные» и интересы простого человека.
Символом государственной власти выступает Петербург – чинный, важный, утопающий в роскоши. В этом городе немыслимо жить бедному. Так возникает перекличка с проблематикой «Петербургских повестей». Чиновник не только не помогает инвалиду, но, возмутившись его «упрямством», распоряжается выслать его из столицы. А КК размышляет: раз министр советовал ему самому найти себе средства – хорошо, он найдет их. Так КК стал атаманом шайки в рязанских лесах, которая грабила богачей и отдавала их деньги бедным.
По своей идее «Повесть о КК» является важнейшим элементом в идейном и художественном замысле гоголевской поэмы: она словно венчает страшную картину поместно-чиновничьего произвола в России, нарисованную в Мд. Воплощением этого произвола и вопиющей несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство.
Кроме того, «Повесть» дала автору возможность включить в поэму тему героического 1812 года и тем самым резче оттенить поведение чиновников величием подвига в защиту Отечества. Мужественный, исполненный чувства человеческого достоинства и долга, КК являл собой разительную противоположность бессердечию и произволу власти. Никогда еще тема «маленького человека» не звучала у Г. с такой пронзительной, трагической силой, так как маленький человек вырастает в фигуру величественную – в защитника и спасителя Родины.
В ответ на нападки цензуры Г. создал новый вариант «Повести», пригасил в ней сатирические мотивы. В этом варианте она и появилась в печати. Лишь после 1917 г. была восстановлена ее доцензурная редакция.
В сознании писателя далеко не сразу определились жанровые особенности Мд. Сложный и оригинальный замысел требовал для своего воплощения и соответствующих художественных решений. Привычные жанровые схемы казались Г. неподходящими.
На начальном этапе работы Г. назвал свое новое произведение «романом». Характерно замечание Г. в письме к Пушкину: «Сюжет растянулся на предлинный роман». Но одновременно в письмах начинает проскальзывать и другое слово – «поэма». Правда, поэма не в традиционном, а в каком-то особом значении этого слова.
Такое определение прозаического произведения Г. несколько позднее теоретически обосновал в набросках к «Учебной книге словесности для русского юношества».
Рассматривая в ней поэзию повествовательную, Г. выделяет несколько ее видов в зависимости от широты охвата жизненных явлений. «Величайшим…из всех созданий» Г. называет эпопею, наиболее полно выраженную «Илиадой» и «Одиссеей». Характерная особенность эпопеи – отражение целой исторической эпохи, жизни народа или целого человечества.
Существенное отличие от эпопеи – роман. Его предмет – не вся жизнь, а лишь «замечательное происшествие в жизни». Главное внимание здесь должно быть сосредоточено на изображении характеров.
Еще один жанр, выделяемый Г., но не обозначенный в теории литературы, - жанр малой эпопеи, или «меньший род эпопеи». Он составляет середину между романом и эпопеей, а его приметы непосредственным образом относятся к Мд.
Приметы малой эпопеи: изображение душевного мира частного лица, рассказ о его приключениях, дающих возможность раскрыть картину нравов того времени, и наконец, умение писателя нарисовать «картину недостатков, злоупотреблений, пороков и всего, что он заметил во взятой эпохе».
Большинство признаков малой эпопеи вполне совпадают с Мд. Можно даже предположить, что обобщенная характеристика этого жанра в значительной мере основывается у Г. на анализе его собственного сочинения. Имея в виду произведения, относящиеся к жанру малой эпопеи, автор разъясняет: «Многие из них писаны в прозе, но тем не менее могут быть причислены к созданиям поэтическим».
Таким образом, Мд явились не только сатирой на правящие круги, но и лирической поэмой о России – родине великого народа.
Слово «поэма», обозначенное на титуле книги, должно было подчеркнуть особую значимость второй темы, оно раздвигало границы сюжета, придавало повествованию широкую историческую перспективу и не давало воспринимать произведение как простой авантюрно-приключенческий роман.
Повествование в Мд то и дело прерывается взволнованными лирическими монологами автора, оценивающего поведение героя или размышляющего о жизни, искусстве. Наибольшего напряжения достигает лирический голос автора на тех страницах, которые непосредственно посвящены родине и ее будущему (Например, известная «Русь-тройка»).
Лирические монологи Г. – примечательное явление и с точки зрения художественной. В них угадываются приметы нового стиля, который позднее обретет яркую жизнь в творчестве Тургенева и Чехова.
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд