logo
Otvetiki

Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»

   Композиция поэмы. Само название многозначно, оно варьируется на разных уровнях: 12 глав, 12 красногвардейцев в патруле, 12 учеников у ИисусаХриста, 12 часов (полночь), когда появляется нечистая сила. Главы соединяются по смысловому значению. Например, в первой главе звучит вопрос: «Что впереди?» - в последней главе дан ответ: «Иисус Христос». Во второй главе - у героев-красногвардейцев нет цели, а в одиннадцатой цель уже определена («Вот проснется лютый враг». «Вперед, вперед, рабочий народ!») В третьей («Мировой пожар раздуем») - заявка на мировую революцию.    В десятой - у каждого руки в крови («Али руки не в крови из-за Катькиной любви? - шаг держи революционный!»).    В четвертой - для таких, как Катька, делалась революция, но для нее ничего не изменилось. В девятой - безначалие и безлюдие («И старый мир, как пес безродный, // Стоит за ним, поджавши хвост»).    В пятой главе о Катьке, ее жизни проститутки, бесовские соблазны - в восьмой «выходит плебс», те, для кого нет ничего святого.    Центр композиции 6 и 7 главы - сердцевина - преодоление тоски по Катьке.    Такая композиция, сотканная из 12 глав, символизирующих соединение и личного начала, (жизни конкретного человека), и мировой истории, позволили реализовать идею революции, как идею разрушения и катастрофы.    I глава Черный вечер, Белый снег.    Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.    Ветер, ветер - На всем Божьем свете! Начало символизирует блоковское понимание революции как стихии. Краски контрастны: черный - белый, потом красный (плакат).    Место действия: весь божий свет. Персонажи - не герои, а только те, кто в этом вихре страшной стихии не смог устоять на ногах.    Затем пространство сужается до конкретных событий: «Вся власть Учредительному Собранию» (очень популярный лозунг). Слышатся разные голоса. Старушка сетует, что из плаката можно было сшить портянки для детей - это точка зрения масс. Блок считал, и об этом он писал в своей статье «Каталина», что большинство людей никак не переживает великие события. Для них революция не является чем-то грандиозным. «Революция, как все грандиозные события, всегда подчеркивает черноту..., в которой часть жителей развратничает, половина спит, немногие мужи совета бодрствуют, верные своим полицейским обязанностям, и большая часть обывателей, как всегда и везде, не подозревает о том, что в мире что-то происходит...». Эта мысль отражена во фразе старушки (точка зрения масс).    Дальнейшие образы I главы: Б у р ж у й : И буржуй на перекрестке В воротник засунул нос.    Очень точная оценка дворянского класса народными массами. Он ждет своего часа.    П и с а т е л ь : А это кто? - Длинные волосы И говорит вполголоса: -Предатели! Погибла Россия! Должно быть писатель - Вития...    Такой иронической оценки был удостоен писатель. В действительности так и было. Интеллигенция на протяжении всего XIX в.    «боролась за счастье народа» и желала революции, но, когда революция показала свой волчий оскал, сразу растерялась и осудила кровавую бойню. А разве революции бывают бескровными? Ту же мысль Блок выскажет в статье «Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали? Что революция - идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ - паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так "бескровно" и так "безболезненно" и разрешится вековая распря между "черной" и "белой костью", между образованными и "необразованными", между интеллигенцией и народом?» Все происходит по схеме: «сначала фанатики, потом функционеры, потом клопы».    Появляется еще одна фигура: П о п : А вон и долгополый - Сторонкой-засугроб...    Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ? Революция - это действо со знаком минус, и поэтому отрицание всякой культуры, в том числе и духовной, происходит в кощунственной форме. Блок очень точно подмечает такое кощунственное отношение к церкви и священникам. «Товарищ поп» - пародия на служителей культа.    Главное действующее лицо первой главы - ветер: «Ветер веселый / / И зол и рад». Ветер революции все ставит на свои места: «Кто был ничем, тот станет всем». Революция всех поменяет местами: кто был наверху - тот окажется внизу - барынька подскользнулась и растянулась.    А кто в середине? - опять ветер, и опять плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!...» А дальше немного комическая ситуация: Профсоюзы: ... И у нас было собрание...    ...Вот в этом здании...    ... Обсудили - Постановили: На время - десять, на ночь - двадцать пять...    ...И меньше-ни с кого не брать...    ...Пойдем спать.    Профсоюз проституток устанавливает тариф для клиентов. А почему бы нет? Но главное - заявлена среда, откуда выйдет героиня поэмы, Катька. Но пока опять «свищет ветер», и «черное, черное небо».    Злоба, грустная злоба Кипит в груди...    Черная злоба, святая злоба...    Эпитет «черная» злоба варьируется с эпитетами «грустная», «святая », он отражает соединение несоединимого (злоба не может быть святой и грустной). Это метафора состояния сознания людей. Здесь же задан вопрос: «Кто впереди?» - ответ в двенадцатой главе - Иисус Христос, но с кровавым флагом.    II глава Появляются герои, они обыкновенные люди, даже слишком обыкновенные.    Нет лозунговых речей: - А Ванька с Катькой-в кабаке.    Ванька не с ними, а значит - против них. Герои понимают свободу как отказ от запретов: Свобода, свобода, Эх, эх, без креста.    Цель их похода тоже обозначена: Неугомонный не дремлет враг! Как понимают революцию простые красноармейцы? Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста! Блок в этих строках обозначает сущность нового времени: без креста. Достоевский полагал, что революция - это прежде всего отказ от Бога: «Бога нет - и все дозволено». Вот красноармейцы и вышли в«антикрестовый» поход.    III глава В ней всего 12 строк, три четверостишия. 1-е четверостишие - солдатская песня, 2-е - частушка, 3-е - молитва, но кощунственная: «Господи, благослови!» - но на что: «Мировой пожар в крови» - на пробуждение нового сознания, когда можно будет переступить через главное: «Не убий».    IV и V главы О Катьке. Для таких, как Катька, и делалась революция. Но что изменилось в ее жизни? - Да только клиенты: «С юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла».    VI глава В этой главе Катька гибнет.    А Катька где? - Мертва, мертва! Простреленная голова! Что, Катька, рада?-Ни гу-гу...    Лежи ты, падаль, на снегу.    Героям-красноармейцам не жаль Катьку - она не враг, а всего лишь случайная жертва. А сколько было этих случайных жертв? - Но революции без жертв не бывает. Через Катьку перешагнули и устремились вперед, где их ждет «неугомонный враг»: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! VII глава Воспоминание Петрухи, одного из двенадцати, о своей любви к Катьке, оно трепетно по своему выражению: -Ох, товарищи родные, Эту девку я любил...    И в этой главе убивается любовь к Катьке: «Не такое нынче время».    Тоска и горе одного человека тонут в революционном марше. Что такое один человек против множества? В литературе о революции и гражданской войне в последующие годы будет утверждаться гуманизм общей идеи, где судьба одного человека приносилась в жертву великой идее масс.    А массы в конце VII главы предаются стихии грабежа: Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба- Гуляет нынче голытьба! VIII Глава В начале главы - тоска смертная, «скука скучная». Выходит на улицу плебс (народ) в худшем его значении.    Уж я темечко Почешу, почешу...    Уж я семечки Полущу, полущу...    Для него нет ничего святого: Уж я ножичком Полосну, полосну! Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку...    Молитва в конце главы произносится по привычке.    IХ глава Романс. Ничего нет, только опять стоит буржуй как вопрос. А что будет дальше? Образ буржуя здесь дан как сравнение со старым миром: Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит, безмолвный, как вопрос, И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. - Так видят солдаты революции - Блок здесь как проводник всего увиденного и услышанного.    Х глава Снова стихия бури, бури революционной. Достоевский говорил о революции как о бесовской силе, закружившей Россию. П. Флоренский считал, что в этой главе явно просматривается бесовщина.    Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся...    И в этом вихревом кружении совсем иначе все видится: Али руки не в крови Из-за Катькиной любви? Оказывается, они шли на это сознательно, а Катька - жертва. Все красноармейцы повязаны кровью, они единомышленники.    -Шаг держи революционный! Близок враг неугомонный! Вперед, вперед, вперед, Рабочий народ! ХI глава Идут вперед «рыцари-антикрестоносцы»: ...И идут без имени святого Все двенадцать-вдаль.    Ко всему готовы, Ничего не жаль...    Цель определена, она направлена на врага, но кто этот враг - они не видят: И вьюга пылит им в очи Дни и ночи Напролет...    Вьюга (бесы) застилает глаза.    ХII глава Встреча произошла.    Это-ветер с красным флагом Разыгрался впереди...    Опять старый мир возникает в образе паршивого пса: -Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались-поколочу! Они стреляют в невидимого врага, а этот враг - Христос. Возможны разные трактовки появления Христа с кровавым флагом, но тот факт, что Блок все же не отказался от этого образа, усиливает его мистическое видение. Христос не отказался от России, из которой изгнали Бога. В образной символике поэмы красный флаг - это символ России, долгие годы страна Советов будет шагать под красным знаменем. «В белом венчике из роз» - символика возвращения Христа в Россию в пророческом будущем: И за вьюгой невидим И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз- Впереди Иисус Христос.    Блок в своей поэме занял очень трудную позицию - не высказывать своего отношения к революции, а показать ее в сложных взаимоотрицающих процессах, может быть, поэтому поэма сложна для понимания.

Вопрос 51. В.Г. Короленко как продолжатель гуманистических традиций русской литературы. Идейные мотивы, образы произведений «Яшка», «Чудная», «Сон Макара», «Река идет», «Слепой музыкант», «В дурном обществе». Анализ двух перечисленных произведений по выбору студента.

Владимира Галактионовича Короленко уже при жизни стали называть “совестью эпохи”.

Художественные произведения Короленко во многом автобиографичные. Они вобрали в себя все богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу русского народа. Главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста — уважение к человеку, борьба за него. Изображая представителей народа, автор раскрывал тему личности. Герои его произведений — простые русские люди, правдоискатели, не вписывающиеся в общий жизненный уклад. Многие из них пытаются ответить на вопрос: “Для чего, в сущности, создан человек?”.

В своих произведениях Короленко не только понимает своих героев, постигает глубины их психики, но и искренне сочувствует им, хотя подобного рода чувства не мешают писателю быть объективным по отношению к выходцам из народа.

На примере рассказа “Река играет” мы видим, как интерес к огромным возможностям русского народа сопровождается критикой крестьянства, его лени и нежелания противостоять различным негативным обстоятельствам.

В силу тех или иных обстоятельств персонажи рассказов и очерков писателя часто попадают в такое положение, когда окружающий их мир, люди, события, привычные взгляды и мнения вдруг открываются для них с совершенно иной точки зрения, освещаются непривычным светом, поворачиваются такой своей стороной, о существовании которой они и не подозревали. И тогда "повязка падает с их глаз".

Стремительным оказался взлет Короленко-писателя в середине 80-х годов. Он сразу занял видное место в русской литературе, особенно когда рассказы и очерки, которые в 1885-1886 годах печатались в лучших столичных журналах, были им собраны воедино и вышли отдельной книгой.

Уже тогда определились первые два источника, питавшие творчество Короленко темами и образами. Рассказы в первой книге как бы делились на две группы: украинские и сибирские.

Как Гоголь, Короленко пришел в русскую литературу с земли Украины, с детства впитав ее краски и звуки, легенды и песни, выработав умение выразить в русском слове богатство, музыкальность и лиризм украинской народной культуры. Совсем иной колорит у сибирских рассказов и очерков. Немало было встреч у Короленко с ямщиками, станционными смотрителями, поселенцами, бродягами, крестьянами - сибиряками коренными и пришлыми, переселившимися в Сибирь по своей воле и пригнанными, сосланными... Их рассказы, услышанные в юртах, избах, на постоялых дворах, в поездках, а то и в тюремных камерах, наполняют страницы первых произведений писателя.

Обращаясь к российской действительности, Короленко исследует, как идеалы той или иной социальной группы определяют быт, моральные нормы, отношения ее представителей, показывает, как трудно поддаются они изменению, и как, несмотря на это, все-таки меняются под влиянием общественных сдвигов.

Короленко твердо знал, что в обществе должны быть такие условия, которые способствовали бы возможности для человека проявить все свои природные способности.

Важно не простое противопоставление тех или иных взглядов и понятий, а изображение того, как человек, сталкиваясь с иным мировосприятием, начинает "задумываться", а иногда даже приходит к пониманию относительности своих собственных взглядов и мнений, ранее казавшихся ему неоспоримыми.

Так произошло и с жандармом Гавриловым из написанного в пересыльной тюрьме рассказа "Чудная". Рассказ "Чудная", ставший потом одним из знаменитых, Короленко писал, сидя на нарах политической тюрьмы.

Волею судьбы Гаврилов встречается с мужественной, самоотверженной девушкой-революционеркой Морозовой. Отношение их друг к другу заранее определено взглядами, привитыми им их социальной средой. Гаврилов, до встречи с революционерами "усердно" служивший в эскадроне, твердо знал, что "начальство зря не накажет", и потому девушка-революционерка для него - преступница, "змееныш", "дворянское отродье". Соответственно и для нее Гаврилов прежде всего "враг", так как одет в жандармскую шинель и состоит на службе у государства, с которым она борется. Увидеть за ненавистным ей жандармским мундиром доброе сердце крестьянина Морозова не способна. И потому так жестоки и несправедливы ее слова, обращенные к Гаврилову: "Простить! вот еще! Никогда не прощу, и не думайте, никогда! Помру скоро... так и знайте: не простила!"

В сознании же Гаврилова, попавшего в среду ссыльных революционеров, происходят пока еще едва заметные, но уже необратимые изменения. Он утрачивает интерес к службе и даже известие о том, что ему не будет присвоено звание унтер-офицера, к которому когда-то он так стремился, принимает теперь с полным равнодушием.

Портрет героини, "политички" Морозовой замечателен. Непреклонность, которая не ищет ни сочувствия, ни уступок. Только презрение к врагам-жандармам, доходящее до брезгливости. Пусть товарищи упрекают ее в фанатизме, сектантстве - она не пойдет ни на малейший компромисс, не даст никому отнестись к себе с жалостью. "Уж порода такая: сломать ее... можно... Ну, а согнуть - сам, чай, видел: не гнутся этакие".

Остальные ссыльные, товарищи Морозовой, ее единомышленники, в главном не доходят до крайности ее позиции. Под конец рассказа приберегается эпизод со старушкой матерью. Тут молодая безжалостность - и затаенная любовь, скрываемая за грубоватостью, размолвками. И родительское непонимание истинной сути дела детей, но гордость за свою "голубку".

Если бы среди врагов Морозовой были только такие, как унтер-офицер Иванов, негодяй, бесчувственный и злой мучитель, это лишь укрепляло бы ее "простой" взгляд на вещи. Но тут есть рассказчик, тогда совсем молодой, а сейчас умудренный жизнью жандарм Гаврилов. И читатель видит то, чего не дано увидеть и понять героине. Гаврилов выполняет обязанности по службе аккуратно, основательно, не видя до поры до времени ничего страшного в своей службе, и есть в этом что-то от его крестьянского умения впрягаться во всякую работу. А другая черта истинно народного характера Гаврилова - его чувство правды, понятие о справедливости. Потому-то так захватывает, тревожит его воображение встреча с "чудной". Все в ней непонятно, все против его, крестьянской логики, его "здравого смысла.

Гаврилов до конца остается со своей непонятной, тревожащей тоской. Это не просто признание силы своего противника. Тут именно человеческая реакция, тяга человека к свету и правде, как бы далеко жизнью своей он ни был отделен от света и правды. Героиня не замечает в Гаврилове человека; Короленко видит в этом ошибку, но не просто ее личную.

В финале рассказа "глухие рыдания бури" звучат как реквием - словно природа, весь мир оплакивает одну из своих славных дочерей. Гаврилов так и не смог понять силу, которая двигала всеми поступками "барышни сердитой", но он никогда не сможет и забыть ее образ. Это - победа "чудной" в перспективе всечеловеческого, общеисторического времени.

Но в рассказе упомянута дата: 1874 год. Тысячи юношей и девушек тогда воодушевляла одна вера: вера в народ, чувство вины перед ним, страстная ненависть к его угнетателям, желание вывести его из мрака к свету. Они были первыми. На них правительство обрушило карательные акции, многие были схвачены и брошены в тюрьмы, состоялись судебные процессы с сотнями обвиняемых.

В целом ряде своих произведений Короленко обращается к таким малоисследованным явлениям человеческой психики, как интуиция, подсознание, таинственные и неосознанные порывы и влечения, которые вообще указывают на самую тесную связь человека с природой и его далекими предками. Причем именно природа человека во многом определяет его нравственные нормы, и он "инстинктивно", "стихийно" стремится к правде, добру, свободе, свету.

В рассказах 80-х годов эта тема чаще всего звучит как некий парадокс, ибо общественные условия, в которых живут герои Короленко, таковы, что должны были бы заглушить у них всякое стремление к свободе, правде, справедливости. Но в какие бы гибельные условия ни был поставлен человек, подчеркивает Короленко, эти его природные свойства неистребимы, и он вдруг, неожиданно, проявляет их, и часто вопреки разуму и логике.

Пытаясь уловить таинственную, но несомненно существующую для него "связь между глубинами природы и глубинами человеческой совести", Короленко обращался к трудам физиологов, биологов, психологов.

Оказывается, что действия, намерения и поступки, к которым приходит человек как бы инстинктивно, подсознательно, стихийно, могут быть выражением не только природы человека, но и являться результатом глубоко вошедших в его сознание принципов, правил, представлений, заданных тем или иным социальным слоем.

Так, например, когда Короленко говорит в "Слепом музыканте", что матери Петра "как-то инстинктивно не нравились музыкальные сеансы" кучера Иохима, то это совсем не значит, что есть такой "инстинкт", по которому человеку с хорошо развитым музыкальным слухом, должно обязательно не нравиться талантливое исполнение на простом народном инструменте. Просто в Анне заговорили ее сословные предрассудки, представления. Как "ей, "милостивой пани", слышавшей гром рукоплесканий "избранной публики", сознавать себя так жестоко пораженной, и кем же? - простым конюхом Иохимом с его глупою свистелкой!" Но красота ее внутреннего облика в том и заключается, что она сумела заставить себя вслушаться в музыку своего конюха, так сказать встать на его точку зрения, отбросив воспитанные в ней средой взгляды. И тогда "...она открывала окно, облокачивалась на него и жадно прислушивалась".

В повести "Слепой музыкант", которую сам Короленко назвал "этюдом", тем самым как бы подчеркивая ее научный, исследовательский характер Короленко ближе всего подходит к органическому, непротиворечивому соединению социального и биологического начал при объяснении человека. Если в рассказах "Яшка", "В дурном обществе" автор выступает прежде всего как исследователь общественных отношений, проявление "природных" качеств человека внешне воспринимается как нечто "нелогичное", "безумное", то в "Слепом музыканте" все как бы переворачивается, и, казалось бы, неестественное стремление к свету слепорожденного мальчика Петра Короленко раскрывает как естественное, логичное, закономерное.

Так, например, для начальных глав повести "Слепой музыкант" социальное происхождение Петра не играет определяющей роли. Важно, что он человек.

Короленко исследует патологический случай, чтобы показать, как природа подымается "бессознательным протестом против индивидуального "случая" за нарушенный общий закон". Один из важных аспектов этого "общего закона" для Короленко заключается в том, что всякая способность, присущая человеку как биологическому виду, "носит в самой себе стремление к удовлетворению", и потому слепорожденный мальчик будет стремиться видеть, побуждаемый инстинктами, неясными "толчками природы", "бессознательными желаниями", смутными стремлениями.

"Прозрение" Петра заключается в том, что он сумел преодолеть эгоистическую сосредоточенность на собственном страдании и, окунувшись в ранее неведомый ему мир нищеты, горя и слез, сумел почувствовать страдание обездоленных, как свое собственное. Тогда он научился отдавать людям накопленные им богатства души и сердца. И он стал делать это не только по велению разума или долга, а повинуясь искреннему, непосредственному порыву.

В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.

Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, "что эта живая волна катится мимо него". Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм — неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого, эту легенду Петр узнал от Ставрученко. Знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине; как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает "тихий подвиг любви": она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

"Человек создан для счастья, как птица для полета", - провозглашает в одном из рассказах Короленко существо, исковерканное судьбой.

Короленко не ограничивается только провозглашением права человека на счастье. В своих произведениях он утверждает свое понимание того, в чем следует видеть реальное счастье.

В "Слепом музыканте" Короленко наделил своего героя пониманием полноты жизни как служения другим, как "напоминание счастливым о несчастных".

Гуманизм Короленко проявляется во всех его произведениях. Его главные герои — это русские люди, перенесшие многие тяготы жизни, но не потерявшие надежды, веры в счастье. В своих произведениях писатель учит не бояться жизни, принимать ее такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Человек должен бороться, искать свое счастье, даже если рушится последняя надежда. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, конечно, ее свет.