logo
Otvetiki

Вопрос 79.

Лит процсс 1960-1970-х: развитие жанровой системы, духовные и стилевые искания, проблему идеалов, осн худ достижения.

1960-е Конец 50-х 60-е годы с лёгкой руки писателя Ильи Эренбурга получило название «оттепель». В его одноимённой повести читаем: «Стоят последние дни зимы. На одной стороне улицы ещё мороз, а на другой с сосулек падают громкие капли… до весны рукой подать». Эта пейзжная зарисовка стала метафорой «исторического межсезонья» с его тревогами и ожиданиями, надеждами и разочарованиями.Повесть Эренбурга стала одной из первых, запечатлевших обозначившиеся в духовной жизни тенденции, герои повести связаны с хаводом, больницей, колхозом, но внимание автора сосредоточено на нравственно-этическом конфликте, человек перестаёт восприниматься как «винтик», производственная функция, происходит открытие «маленького мира» человеческих чувств: любви, жалости, страдания, недовольства собой, разочарования, надежды, звучит мотив «оттаявшего сердца», которое после «заморозков» забилось по-настоящему. В годы «оттепели» всё приходилось открывать заново, доказывать и отстаивать. Писатели становились «учителями в школе для взрослых», стремясь преподать основы не только социальной, но и этической, нравственно-философской и эстетической грамотности. Резкая поляризация сил – характерная примета оттепели. Шла открытая борьба между антисталинистами и неосталинистами, реформаторы с консерваторами, физики с лириками, городские с деревенскими, громкая поэзия с тихой. Значение имел тот факт, в каком журнале публиковались статьи или произведения. Авторы и читатели получили возможность выбирать издание, и те, кто присоединился к направлению журнала «Новый мир», «Юность» или альманах «Литературная Москва» становился идейным оппонентом консерваторов, знаменем которых стал журнал «Октябрь». Также в 60-е было немало писателей, которые не присоединились ни к одному направлению. Для одних (напр опальных Ахматовой и Пастернака) была значимость сама возможность где-то печататься, другие подобно автору прекрасных лирических рассказов Казокову, сторонились политики и углубились в собственное творчество. Важнейший аргумент в споре о вкладе «Нового мира» в историю литературной и общественной мысли – произведения, опубликованные на его страницах, авторы, которым он открыл дорогу в большую литературу. Целое лит-е направление 60-х, названное критикой очерковым, социально-критическим или социально-аналитическим, связано с именем «Нового мира». В произведениях в годы оттепели внимание привлекает не традиционное изобржение схватки «2 миров» в революции и Гражданской войне, а внутренние драмы революции, противоречия внутри революционного лагеря, столкновение разных точек зрения и нравственных позиций людей, вовлечённых в исторические действия. Оттепель как и следует из значения слова не была явлением последовательным и устойчивым

Поэзия В начале 60-х в поэзии – Евтушенко, Вознесенский, Рожденственский. Они стали выразителями молодого поколения, его устремлений к свободе личности, к преодолению запретов и отказу от унылого стандарта и в жизни и в литературе (то же и писатели прозы начала). В их произведениях появился новый герой, подобный нарисованному Евтушенко парнишке в пальто «незимнем, в кепке рыжей», спешащему навстречу весне, солнцу, кипению жизни. Политехнический музей в Москве, концертные залы в Питере заполнялись до отказа, когда объявлялся вечер поэзии. Пафосом поэзии тех лет было утверждение ценности неповторимой человеческой личности, достоинства, одни авторы негодовали по поводу общества, где человеком распоряжаются как винтиком, другой утверждал «Людей неинтересных в мире нет». Поэзия 60-х уходила от идеологических штампов. Успехи науки и техники, запуск первых спутников, выход в космос – всё оказало влияние.. Современники выделили в поэзии 60-х 2 ветви:одни, продолжая традиции Маяковского, нашли себя на эстраде (Евтушенко, Вознесенский), их оппоненты исповедовали «тихую» поэзию (Рубцов, Смеляков). Время заставило отказаться от этой искусственной классификации. Мстеры того времени оставались в русле классической поэзии. Ведущие жанры лирики того времени – гражданскя, философская, любовная, пейзажная.

Проза Первопроходом новых путей стала социально-аналитическая проза, возникшая на стыке очерка и художественной литературы.. Исследовательское начало, постановка социальных актуальных проблем, достоверность и точность изображения, подтверждение личным опытом автора характерны для произведений Овечкина, Яшина, Ф. Абрамова, В. Тендрякова. Соединение опытаочеркового социально-аналитического исследования жизни с достижениями исповедальной прозы, обращённой к внутреннему миру человека в 60-80-е породило феномен «деревенской прозы», надолго определившей основные напрвления литературного процесса в целом.. Знаменательным событием стала публикация в журнале «Новый мир» повести Салженицына «Один деньИвана Денисовича». Это произведение открыло в литературе больную для обществнного сознаний периода «оттепели» тему недавнего прошлого страны, связанного с именем Сталина. В начале 60-х в центре внимания оказались писатели нового литературного поколения в прозе – Владимов, Аксёнов, Гладилин Молодой человек, начинающзий свой путь в самостоятельную жизнь, стал героем целого тематического направления в прозе 60-х, получившее название «молодёжная проза». Простой паренёк» влюблённый неудачник впервые потеснил плечом розовощёких роботов комсомольского энтузиазма», и в этом Аксёнов видел успех первого писателя своего поколения Гладилина, опубликовавшего в «Юности» повесть «Хроника времён Виктора Подгурского». Это были герои бунтари, протестующие против мелочной регламентации во всём, включая общепринятый образ жизни, вкусы, привычки. Формой выражения становился эпатирующий внешний вид, увлечение западной музыкой, разрыв с родителями, скептическое отношение к идейным и моральным ценностям старшего поколения, доходящее до отрицания моральных ценностей вообще. После появления такого героя зарубежная критика заговорила о «лишнем человеке» в годы «оттепели». Повышение внимания к мыслям, чуствам, надеждам молодого человека, к характерным для этого возраста проблемам определило специфику конфликтов произведений «молодёжной прозы». Первое столкновение со сложностями взрослой жизни, разочарование, попытки понять себя, обрести своё место в жизни, найти дело по душе, отношения с родителями и родными, счастье и горечь первой любви – обо всём этом пишут молодые писатели. Широко используется внутренний монолог, поток сознания повествование от 1 лица, при котором сливались внутренний мир автора и его героя.. Характерен для молодёжной прозы жанр короткого романа, показывающий эволюцию героев сжато в наиболее существенных моментах, свободная композиция, смена повествователей. Этот вид прозщы вызвал море дискуссий. Предметом обсуждения был и храктер нового героя и стиль., рассуждала критика о традициях западной литературы, на которую опирались авторы: говорить об одном событии разными героями – подражание под Фолкнера, гвоорили о чрезмерной подражательности прозы, но этот вывод вряд ли обоснован. В 60-е выступил со своим рассказом о русской деревне Шукшин «Сельские жители» - интерес писателя к «чдикам», простым деревенским людям, обладающим ытливым умом, не лезущим за словом в карман. Они наивны и доверчивы, часто им не хватает образования, но на них держится русская деревня. Шукшин открыл для нашей литературы образ «первогорожанина» крестянина, который оторвался от родной деревни, но не прижился в городе. На тему деревни и в50-6 и в 60-е годы писали социально-сихологические, семейно-юытовые романы, романы-хроники.. Также писались произведения о ВОВ (великой отч войне). В литературу пришло поколение «лейтенантов» - Быков, Бондарев, Бакланов, знавшие войну на личном опыте. Поколение лейтенантов открыло новый типа героя, их интересовал процесс становления характера в трагических обстоятельствах войны, которая описывается как тяжкий каждодневный труд. Исповедальная интонация делала образ воинов живыми. Моральный аспект делался главным. («Батальоны просят огня2, «Последние залпы» Бондарева), таковы повести стафьева, Богомолова, Воробьёва. Критики с недоброжелательностью навесили на таких писателей ярлык «окопной правды». Самое объёмное произведение о войне в конце 50х начале 60х Трилогия «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето» Константина Симонова.

Драма Ленинградский Большой драматический театр – отдельная исмтория отечественного театра в 50-е 6-е годы. Режиссёру театра Товстоногову удалось собрать целое созвездие талантливых актёров, лучший тогда коллектив в Союзе и быть может в Европе. Приметой того времени было возвращение на сцены театра драм 20х годов («Дни Турбиных»). Авторы: Погодин, Штейн, Прбузов. Развивается социально-психзологическя драма, историко-документальная пьеса и комедия. Интерес к молодому герою-современнику, стремление к жизненной равде, воссоздание реальности с её острыми конфликтами были всей литературе оттепели свойственны, драме в особенности. Драма развивалась во взаимодействии с поэзией, в Московском театра на Таганке значительной частью репертуара стали произведения поэтического характера. Поэтичесую осонову в этих драмах создали стихи Евтушенко, Вознесенского. Всё чаще драматургов 60х привлекали разные стороны повседневного существования самых обычных людей (Володин «Фабричная девчонка», Горин «Гости»). Внимание к психологии человеческих отношений, добрый взгляд на окружающую действительность. Произведения 60-х Эдварда Радзинского отличались эмоциональностью и искренностью переживаний героев. Ыозможно, это объясняется тем, что это были «женские» пьесы, т.е героиня была женщина заметно потеснившая героев-мужчн, именно женщина в его пьесах пользуется беоговорочной авторской симпатией и моральной поддержкой. Все его пьесы («104 страницы про любовь», «чуть-чуть о женщине») прежде всего о любви, его неинтересовала социльно-бытовая точноть, ему свойственен взгляд поверх житейских подробностей. Важное место в драме 60-х войне. Здесь уже говорится на военную тему об этических проблемах – предательство и героизм, честь и бесчестие, долг и совесть («Гостиница «Астория»» Штейна, «Соловьиная ночь» Ежова) Интерес к истории породил историческую прозу и историческую драматургию. Приветствовалось стремление изобразить образ вождя мирового пролетариата. Интерес к Ленинской теме, драмы о Ленине как вожде, о его величии. («Именем революции» Шатров).. В целом, 60-е завершились спадом в развитии драмы. Наступили иные времена, требующие других героев, более жёсткой и горькой оценки действительности и нравственного состояния общества. К исходу оттепели драматургия пришла как и вся литература не только в несомненным творческим достижениям, особенно в сравнении со сталинской эпохой, но с солидным грузом противоречий. И то и другое пришлось взять с собой в 70-е годы..

1970-е Начиная с 1970-х определяющим фактором становится не привычная смена литературных направлений, школ, течений, а эволюция творческого сознания художника. Последнее литературное направление соцреализм своё сущестсвование прекратило и вступили новые подходы и оценки. Явная непохожесть лит процесса 1970-90х на предшествующзие.Лит поцесс от направления к направлению больше не существует. Обновилось содержание и форма произведений. Интерес представляет технократическое и гуманистическое сознание, человек в поцессе инженерной деятельности («Соть» Леонов) Появилось понимание того, какую опасность представляют иные технические проэкты. Смешение литературы в сторону гуманистического сознания стало очевидным.. Вновь популярны символ и фантастика, сатира и парадокс, гротеск и гипербола.. Наблюдается процесс синтеза искусств: музыки и литературы, живописи, кино, рождение авторской песни, рок-поэщия, слияние рисунка и слова.. Главное независимость самовыражения художника и писателя, а не универсальный метод.. Движение литературы 70-х по 3 линиям: официальной, неофициальной и зарубежной Не прекращались в 60-70-е гонения на авторов в 1974 из страны был выслан Салженицын, в том же году Алксандр Галич и 2 годами рнее Бродский. Таким образом, в 70-е 80-е покинули страну многие видные писатели такие как Войнович, Владимов, Аксёнов, Довлатов

Поэзия в 70-е связь поэзии с жизнью, временем, и не просто в проблемно-темтическом аспекте, а в осмыслении и художественном воплощении перемен, назревающих и происходящих в душе и чувствах современного человека, в самосознании личностию. Ведущими стали лирические жанры.Теперь поэтические сборники не случйный подбор стихотворений поэта, а тщательно продуманный отбор и расположение стихов. Они рассчитаны на целостное восприятие. В целом поэзия 70-90-х представляет собой органический сплав реалистических и модернистских тенденций, ей присущи поэтические открытия, новые оригинальные ритмы, размеры, рифмы. Последнюю треть 20 столетия называют «бронзовым» веком русской поэзии. В 70-е в русском искусстве как реакция на оталитарную действительность и эстетику возник концептуализм. Концепт – мёртвая идея, клише, штамп. Визуальная поэзия – линейное, вертикальное построение стихов. У отечественной визуальной поэзии большая история в 3 этапа: экспозиция, завязка и расцвет.первое наступление ткой поэзии было в 8 веке, второе на волне авангардизма 10-е 20-е 20 века (футуристы, Маяковский стихи пирамиды и т.д.). Весьма трудно классифицировать видео-поэзию, идёт счёт на 10-ки видов, поэты работают со шрифтом и расположением частей стиховторений на странице. Вознесенский первый в это время стал известен кК автор видео поэзии. Одно из самых знаменитых его созданий –огромные в несколько метров высотой пасхальные яйца-глобусы. Популярна песенная лирика- синтез музыки и литературы, авторская бардовская песня – Булат Окуджава. Жанр этот стал массовым и в 60-е и в 70-е годы. Окуджава первый поющий поэт советской эпохи. 3 акцента авторской песни этих лет: лирическо-интимный, походно-романтический, социально-критический, ведущая стихия безусловно словесная, а не музыкальная. (стихи Галича). Рок-поэзия в 60-е и начале 70-х практически не звучала, молодой вид поэзии. В середине и второй половине 70-х заставила о себе говорить рок-поэзия. Постепенно складывались 2 школы: Московская и Ленинградская. В Москве группы «Машина времени» и «Воскресень». Ленинград же стал нстоящим центром рок-поэзии «Аквариум» с Борисом Гребенщиковым, Михаил Науменко, Викртор Цой, Юрий Шевчук.

Проза Продолжает развиваться деревенская и военная проза, яснее становится внутренняя органическая связь между ними (Валентин Распутин «Живи и помни»). Получает развитие «городская проза» (Юрий Трифонов, Юрий нгибин). Приоритет в 70-е был за прозой. Деревенская проза обогатила литературу целым рядом художественных открытий, создавая зарактеры мужественных и трудолюбивых людей. Со страниц военной прозы 70-х исчезают собствнно военные реалии – меньше описываются сражения, меньше стреляют, перестают грохотать бомбы больше возникает внутренняя психологическая коллизия. Документальное начало вытесняет художественное –желание знать правду всё чаще брало верх. Историческая проза актуальна.Развитие исторической прозы шло по линии преодоления односторонности, эстетической узости, тенденциозности в отборе фактов (Шукшин Трифонов). Наиболее ожесточённые споры в критике вызвал шукшинский опыт осмысления истории. Причина в личностном, почти автобиографическом воспроизведении художником событий далёкого прошлого. Особе место в исторической Прозе романы Окуджавы (Глоток свободы» Путешествие дилетантов. Окуджава выбрал диалог с читателем-осмысление человека в истории как части вечности., его проза тяготеет к традициям европейского интеллектуального романа., в основе которого принцип параболы. Научная проза Появились художественные произведения об учёныхи их работе, литераторов мало волновала техническая сторона научных открытий и изобретений. Научная проза 70-х-90-х являет собой богатый в тематическом, стилевом, жанровом отношениях пласт произведений, исследующих разные аспекты бытия науки и учёных: 1 – научно-художественая проза, достигшая успехов в биографическом жанре. Интерес к жизнеописанию крупных учёных, позволяющее войти в круг их идей, ощутить противоборство мнений, остроту конфликтных ситуаций, через которые неизбежно пролегает путь большой науки. Известно, что 20 век не время гениальных одиночек, успех приходит группе, коллективу единомышленников, хотя без лидера открытия не делаются. Хед-научн проза вводит в историю того или иного открытия и воссоздаёт харктеры руководителя и его ведомых, особенности взаимоотношений. (Гранин «Зубр» о биологе Тимофееве, Данин «Нильс Бор»). 2 бытовая проза описание каждодневных будней учёных и людей, их окружающих во всём многообразии проблем, конфликтов, характеров, интересных и острых психологических коллизий (Грекова «Кафедра», Крон «Бессонница»), 3 книги, исследующие особенности технократического сознания, обстановку, возникающую, когда наука становится средством утверждения «сильной» личности, попирающей нравственные принципы ради карьеры, славы, привилегий, власти. Как правило центральный конфликт тут носит принципиальный характер (Дудинцев «Белые одежды»).. У научной прозы есть будущее, интерес читателя к подобной литературе неизменен, немало ещё проблем, решение которых возможно лишь совместными усилиями науки и искусства.

Драма Отечественный театр 70-х был особым местом. На сцену нередко пробивалась правда, которую невозможно было увидеть на киноэкранах из-за массовости просмотра кино.. Театр был для интеллигенции и искусством, политической трибуной и храмом. Новое поколение режиссёров: М Захароьв, Ерёмин, А Васильев. Лидером в 70-е всё же был проза, а не драма. Критики назвали 70-е временем исценировок. Романы, повести, рассказы Абрамова, Айтматова, Бондарева и др нсценировались на сцене в театрах по всей стране. Выдержала конкцренцию производственная драма. По сути это была театрализованная публицистика, этот вид драмы сыграл важную роль в развитии драмы 70-х, потому что привлекла внимание общественности к социальной психологии, к острым проблемам тогдашней системы хозяйствования. Однако такая драма ушла со сцены в перестроечное время, когда публицистическую драму сменила собственно публицистика. Также в 70-е активизировалась политическая драма, которая как и производственная тяготела к острой конфликтности (пьесы Шатрова). Несмотря на количество инсценировок социально-психологическая и социально-бытовая сохранили свои позиции.

Билет 80.Художественный мир гомеровского эпоса: историческая и мифологическая основа, особенности композиционного построения, система героев, стиль (объективность и обстоятельность повествования, ретардация, повторы, постоянные эпитеты, гиперболизация и т.д.). Переводы поэм Гомера на русский язык.

Для многих поколений вхождение в античность началось и, похоже, неизменно будет начинаться с гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Это первые художественные памятники античности, которые нам известны. Герои поэм давно стали хрестоматийными, близкими нам, нашими духовными спутниками. Их создатель для эллинов был фигурой почти мифической, предметом гордости, олицетворением мудрости и художественного совершенства. Когда греки говорили «поэт», было очевидно, что имелся в виду Гомер. Он вызывал поклонение как бог. «Илиада» и «Одиссея» были для греков чем-то вроде Библии. С Гомера начиналось образование в античности, им же оно и завершалось. Философ Дион Хризостом («Златоуст») так отозвался, имея в виду поистине неисчерпаемость великих поэм: «Гомер каждому: и мужу, и юноше, и старцу – дает ровно столько, сколько каждый из них в состоянии взять». Великий философ Платон выразился лаконично: «…Этому поэту Греция обязана своим духовным развитием». Александр Македонский после разгрома Персидского царства завладел огромными сокровищами, среди которых был богатый ларец. В нем великий полководец держал рукопись «Илиады», с которой никогда не расставался. Каждый день он приобщался к ней перед сном; это было его любимое произведение, настольная книга. Из 470 литературных папирусов, обнаруженных в Египте в 1919г., 270 включали в себя отрывки из поэм Гомера.

«Илиада» - поэма, разделенная на 24 песни и состоящая из 15 693 стихов. «Одиссея» меньше, она также разделена на 24 песни, состоящие из 12 110 стихов.

Успех гомеровских поэм сразу после их создания был колоссален. Уже через несколько десятков лет после появления "Илиады" грек, имени которого мы никогда не узнаем, очевидно сам аэд (певец), нацарапал на своем дешевом глиняном сосуде несколько стихотворных строк, сопоставляющих в шутливой форме этот сосуд с кубком царя Нестора, о котором рассказывается в "Илиаде" :

  Это кубок Нестора, удобный для питья.

А кто из этого кубка выпьет, того тотчас же

Охватит страсть прекрасноувенчанной Афродиты.

  Надпись эта едва ли имела бы смысл, если бы друзья владельца сосуда не были уже хорошо знакомы с появившейся при жизни их поколения поэмой, хотя автор ее жил за 2000 километров: черепок найден на другом конце греческого мира, в только что основанной греческой колонии на острове Исхии в Тирренском море, недалеко от нынешнего Неаполя. Трудно представить себе более красноречивое свидетельство молниеносного проникновения гомеровских поэм всюду, где только звучала эллинская речь.

"Илиада" и "Одиссея", появившись, сразу заняли свое место начала и источника всей греческой литературы - поэзии и прозы, место образца и объекта подражания, то место, которое они по сей день занимают в европейской литературе.

Греческие дети учились читать по "Илиаде". В Греции всегда были люди, знавшие обе поэмы Гомера наизусть. Когда греки в VII в. до н. э. поселились на месте разрушенной Трои и основали город Новый Илион, главным храмом его они сделали храм Афины, очевидно потому, что именно храм Афины в Трое упоминается в "Илиаде".

Вскоре после "Илиады" и "Одиссеи" были созданы поэмы так называемого троянского цикла, последовательно повествовавшие о троянской войне - от свадьбы отца Ахиллеса Пелея и морской богини Фетиды, ссоры богинь из-за яблока, предназначенного "наипрекраснейшей", и суда Париса, сделавшего его супругом Елены, до взятия Трои и возвращения ахейских героев: "Киприи", "Малая Илиада", "Эфиопида" (по имени союзника троянцев царя эфиопов Мемнона), "Взятие Илиона" и "Возвращения". Поэмы эти опирались и на догомеровскую эпическую традицию, и на поэмы самого Гомера, но соперничать с Гомером их авторы не пытались, и события, описанные в его поэмах, не излагали. Поэмы эти уступали гомеровским даже но объему и, насколько мы можем судить по незначительным сохранившимся отрывкам, были намного ниже "Илиады" и "Одиссеи" по художественному уровню. Тем не менее греки долгое время приписывали их Гомеру.

Вся древнегреческая лирическая поэзия, первые образцы которой, записанные и дошедшие до нас, относятся к первой половине VII в. до н. э., полна гомеровских реминисценций. Спартанский поэт Тиртей вдохновлялся Гомером в своих воинственных призывах и маршевых песнях. Даже Архилох, демонстративно отвергавший закрепленные в гомеровских поэмах традиционные ценности и традиционные формы поведения, полемизировал с Гомером, перифразируя гомеровские выражения.

Эпизоды из "Илиады" и "Одиссеи" делаются источником сюжетов для греческих художников. Исключительное положение гомеровских поэм в греческой культуре сохраняется и в V-IV вв. до н. э., когда главным центром духовной жизни становятся Афины.

Гомеру приписывали разнообразнейшие познания во всех сторонах жизни - от военного искусства до земледелия и искали в его произведениях советы на любой случай, хотя ученый-энциклопедист эллинистической эпохи Эратосфен и пытался напоминать, что главной целью Гомера было не поучение, а развлечение.

Начиная с Аристофана Гомер постоянно именуется "божественным". В Смирне существовал храм Гомера, и одна из медных монет, чеканившихся городом, называлась гомерик. Там рассказывали, что Гомер родился от некоего божества, танцевавшего с музами, в то время как по другой версии отцом Гомера был бог реки Мелет. Мраморный рельеф II в. до н. э. изображает Мир и Время, увенчивающими венком Гомера как поэта для всего человечества на все времена.

Когда в покорившем Грецию Риме под сильным влиянием греческой культуры стала складываться своя литература, римский поэт Вергилий попытался подвести под римскую культуру такой же уникальный фундамент, каким для греческой были поэмы Гомера, но "Энеида" Вергилия несет на себе неизгладимый отпечаток эпохи, в которую она была создана, совсем не похожа по своему духу на "Илиаду" и "Одиссею", которые Вергилий взял в качестве образца. Тем не менее именно Вергилий оказался тем промежуточным звеном, через которое эпоха Возрождения, не нашедшая прямого пути к Гомеру, восприняла родившуюся в Греции VIII в. по н. э. традицию литературного героического эпоса. Возникшие под влиянием этой традиции поэмы - "Освобожденный Иерусалим" Торквато Тассо, "Лузиада" Камоэнса, "Потерянный рай" Мильтона - принадлежат к вершинам мировой литературы.