logo
Otvetiki

Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».

Натуральная школа, условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 века. Это было время, связанное прежде всего с кризисом романтизма. Причиной кризиса явилось формирование нового естественнонаучного позитивистского мышления. Именно в России, как это ни странно, появилось течение, которое попыталось дать ответ на вызов естественной науки. Таким течением была “натуральная школа”, возглавляемая все тем же Белинским. Основной доктриной “натуральной школы” провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности. Здесь нельзя не усмотреть аналогий с философией деятелей французского Просвещения. Просвещение провозгласило искусство “зеркалом общественной жизни”, в обязанности которого вменялось “обличение” и “искоренение” пороков. Русская “натуральная школа” претендовала на создание “энциклопедии русской жизни”. Отсюда резко негативное отношение к принципу художественной условности, вернее, его полное отрицание.

Термин «Натуральная школа», впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя, был утвержден В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: «натуральное», т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности.

Формирование натуральной школы относится к 1842-1845 годам, когда группа писателей (Н.А.Некрасов, Д.В.Григорович, И.С.Тургенев, А.И.Герцен, И.И.Панаев, Е.П.Гребенка, В.И.Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Ф.М.Достоевский и М.Е.Салтыков.

Развёрнутая характеристика «школы» и её важнейших произведений содержится в статьях Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Ответ ''Москвитянину''». Выдающуюся роль сыграл Н. А. Некрасов, составивший и выпустивший в свет её главные издания — альманах «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846). Первый из них состоял из так называемых «физиологических очерков», представлявших непосредственные наблюдения, зарисовки, как бы снимки с натуры – физиологию жизни большого города. Жанр этот возник во Франции в 20-30-е годы 19 века и оказал известное влияние на развитие русского «физиологического очерка». Сборник «Физиология Петербурга» характеризовал типы и быт тружеников, мелких чиновников, деклассированного люда столицы, был проникнут критическим отношением к действительности. Печатными органами натуральной школы стали журналы «Отечественные записки» и «Современник».

  Для натуральной школы характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы («физиологический очерк», повесть, роман). Стремление к фактам, к точности и достоверности выдвинуло и новые принципы сюжетосложения – не новеллистические, а очерковые. Популярными жанрами в 40-е годы становятся очерки, мемуары, путешествия, рассказы, социально-бытовые и социально-психологические повести. Важное место начинает занимать и социально-психологический роман, расцвет которого во второй половине 19 века предопределил славу русской реалистической прозы. Демократизируется и язык литературы. В художественную речь привносится язык газет и публицистики, просторечье, профессионализмы и диалектизмы.

Вслед за Гоголем писатели натуральной школы подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (например, в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства («Обыкновенная история» И. А. Гончаров), с глубоким сочувствием изображали «маленького человека» («Бедные люди» Достоевского). Натуральная школа новаторски решала традиционные для русской литературы темы (так, «героем времени» становился разночинец («Андрей Колосов» Тургенева) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни: «Записки охотника» Тургенева).

В стремлении писателей быть верными «натуре» таились различные тенденции творческого развития — к реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин) и к натурализму (Даль, И. И. Панаев, Бутков и др.).

Объединение в натуральной школе многих талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнического фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете русской литературы критического реализма. Писатели расширили область русской жизни, получившей право на изображение в искусстве. Они обратились к воспроизведению низших слоев общества, отрицали крепостничество, губительную власть денег и чинов, пороки общественного строя, уродующие человеческую личность.

В натуральной школе 40-х гг. существовало два составных течения — либеральное и революционное. Объединяющей эти течения чертой было их отрицательное отношение к крепостнической системе, задерживающей развитие производительных сил страны и подъем культуры.

Реформистский фланг «натуральной школы» в первую очередь был представлен Тургеневым, Григоровичем и Гончаровым. Писателей характеризовала либерально-дворянская трактовка действительности: они недоброжелательно относились к крепостному праву, они симпатизировали угнетенному помещичьим произволом мужику, но и то и другое протекало у них в границах дворянской идеологии: крепостное право отрицалось во имя более «гуманной» системы отношений, которая была бы в то же самое время и более выгодной для помещичьего класса, и хотели предотвратить народную революцию спуском на тормозах к поместно-капиталистическому режиму.

Совершенно иным был подход к действительности таких демократических писателей русской «натуральной школы», как Салтыков, Герцен, Некрасов. Все они представляли революционные группы тогдашнего общества: последовательное и энергичное отрицание существующей действительности. Писатели подчеркивают пропасть, разделяющую барина и крестьянина.

Манифестом натуральной школы явилось «Вступление» к сборнику «Физиология Петербурга», где Белинский писал о необходимости массовой реалистической литературы, которая бы «… в форме путешествий, поездок, очерков, рассказов… знакомила и с различными частями беспредельной и разнообразной России…». Писатели должны, по мысли Белинского, не только знать русскую действительность, но и верно понимать ее, «… не только наблюдать, но и судить».

Пропагандируя гоголевский реализм, Белинский писал, что натуральная школа сознательней, чем раньше, пользовалась методом критического изображения действительности, заложенным в сатире Гоголя. Вместе с тем он отмечал, что натуральная школа «… была результатом всего прошедшего развития нашей литературы и ответом на современные потребности нашего общества».

Реализм натуральной школы в трактовке Белинского демократичен, обращается не к идеальным, выдуманным героям — «приятным исключениям из правил», но к «толпе», к «массе», к людям обыкновенным и чаще всего к людям «низкого звания».

По статье В.Г.Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года": «Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы… Литература наша была плодом сознательной мысли, явилась, как нововведение. Она постоянно стремилась к самобытности».

После смерти Белинского само название «Натуральная школа» было запрещено цензурой. В 50-е годы употреблялся термин «гоголевское направление». Позднее термин «гоголевское направление» стали понимать шире, чем собственно «Натуральная школа», применяя его как обозначение критического реализма.

"Взгляд на русскую литературу 1847 года" ( краткий конспект статьи)

1.Какая литературная школа,по мнению Белинского,стала главенствующей в русской литературе ?

- Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы. С одной стороны,нисколько не преувеличивая дела по каким-нибудь пристрастным увелич­ениям,мы можем сказать,что публика,то есть большинство читателей,за нее: это факт,а не предположение.Теперь вся литературная деятельность сосредоточилась в журналах,а какие журналы пользуются большею известностью,имеют более обши­рный круг читателей и большее влияние на мнение публики,как не те, в которых помещаются произведения натуральной школы ? Какие романы и повести читаются публикою с особенным интересом , как не те , которые принадлежат натуральной школе,или,лучше сказать,читаются ли публикою романы и повести,не принадлежа­щие к натуральной школе? Какая критика пользуется большим влиянием на мнение публики или, лучше сказать, какая критика более сообразна с мнением и вкусом публики, как не та, которая стоит за натуральную школу против риторической ?

2.Кто является родоначальником этой школы ?

-...Литература наша была плодом сознательной мысли,явилась,как нововедение, началась подражительностью.Но она не остановилась на этом,а постоянно стре­милась к самобытности,народности,из риторической стремилась сделаться есте­ственною,натуральной.Это стремление,ознаменованное знаменитыми и постоянны­ми успехами,и составляет смысл и душу истории нашей литературы.И мы не оби­нуясь скажем,что ни в одном русском писателе это стремление не достигло та­кого успеха,как в Гоголе.

-Одни говорят (и очень справедливо на этот раз),что натуральная школа осно­вана Гоголем;другие,отчасти соглашаясь с этим,прибавляют еще,что французс­кая неистовая словестность (лет десять тому назад,как уже скончавшаяся вма­ле) еще больше Гоголя имела участие в порождении натуральной школы.

3.В чем обвиняли писателей этой школы ?

Как Белинский доказывает несостоятельность этих обвинений ?

-...Для обращения к действительности нужно было обратить все внимание на толпу,на массу,изображать людей обыкновенных,а не приятные только исключе­ния из общего правила,которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование и носят на себе чужой отпечаток.Это великая заслуга со стороны Гоголя,но это-то люди старого образования и вменяют ему великое в преступлнние перед законами искусства.

-...Теперь обвиняют писателей натуральной школы за то,что они любят изоб­ражать людей низкого звания,делают героями своих повестей мужиков, дворни­ков,извозчиков,описывать углы, убежища голодной нищеты и часто всяческой безнравственности.Чтобы устыдить новых писателей, обвинители с торжеством указывают на прекрасные времена русской литературы,ссылаются на имена Кар­амзина и Дмитриева,избравших для своих сочинений предметы высокие и благо­родные,и приводят пример забытого теперь изящества чувствительную песенку: "Всех цветочков боле розу я любил"...

5.Какое понятие Белинский вкладывает в слово "натуральный",говоря о "натураль­ной школе" ?

- Литература наша была плодом сознательной мысли,явилась как нововедение,на­чалась подражательностью.Но она не остановилась на этом, а постоянно стреми­лась к самобытности, народности,из риторической стремилась сделаться естест­венной,натуральной. Это стремление, ознаменованное заметными и постоянными успехами, и составляет смысл и душу истории нашей литературы.

- Выражение "натуральная школа" было впервые употреблено Булгариным в 1846 году с намерениями унизить писателей определенного направления за их склон­ность к изображению "грязной натуры",а на самом деле за обличительный харак­тер их творчества.Белинский подхватил это выражение и,переосмыслив его,утве­рдил как название гоголевской школы в русской литературе.