logo
Otvetiki

Вопрос 29

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» как новый этап в развитии русской драматургии. Проблема «ума» в комедии. Система образов. Художественное своеобразие творчества комедии. Русская критика о комедии А.С. Грибоедова.

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливейших и умнейших людей своего времени, принадлежал к старинному дворянскому роду. В мальчике рано проявились серьезность и независимость, заставлявшие его серьезно заниматься.. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников, был весьма незаурядным политиком и дипломатом. Грибоедов прожил всего 34 года. В Университетском Благородном пансионе и Московском университете его окружали будущие декабристы: В.Ф. Раевский, С.П. Трубецкой, А.И. Якубович, братья Муравьевы и др. В дальнейшем монологи Чацкого декабристы будут принимать как свои. Еще в студенческие годы Грибоедов приобщается к свободолюбивым идеям и настроениям. Как и декабристы, он прежде всего считал необходимым уничтожение крепостного права. Подобно декабристам, Грибоедов был решительным противником самодержавия. Мировоззрение, политические взгляды, настроения и дружеские связи определили принадлежность Грибоедова к кругу декабристов. Духовная связь с декабристским движением оказалась необходимой идейной предпосылкой создания комедии «Горе от ума». Первые свои пьесы Грибоедов пишет в соавторстве с другими писателями (Шаховским, Хмельницким, Вяземским и др.). Ранняя драматургия была связана с жанром салонно-светской комедии, построенной на любовной интриге («Молодые супруги», «Притворная неверность»). Свои первые подражательные опыты Грибоедов пренебрежительно назвал «комедийками».

Комедия – одно из драматических произведений. Особенности: отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера через моменты противоборства (роль конфликтов); организация речи в форме диалогов и монологов; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка). В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами». «Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и русскую литературу. Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество того времени. Комедия задумана, очевидно, ещё в Петербурге около 1816 года. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821-1822 гг. С 1823 года Грибоедов читает отрывки из пьесы (первоначально назвал — «Горе уму», обозначив главную причину неблагополучия человека в современном ему обществе. Это страшно, когда глупец слывет образом для подражания, но еще страшнее, когда «гонят» ум, индивидуальность, талант). Конец лета Грибоедов провел в тульском поместье Бегичева, где и закончил, в основном, свою комедию. Затем комедия несколько раз перерабатывалась. Осенью 1824 г. работа была закончена. Значительная часть комедии (выпады против придворной лести, крепостного права, намёки на политические заговоры, сатира на армию) была запрещена цензурой. Невозможной оказалась постановка комедии в театре. В 1825 году Грибоедов опубликовал фрагмент комедии в альманахе «Русская Талия». Критике подверглись и художественные особенности комедии. Язык ее был назван жестким, неровным и неправильным. Восторженно встретили «Горе от ума» декабристы. Для них эта комедия явилась художественным обобщением их собственных идей и чувств, отражением общественно-политической обстановки в России в I половине 20-х гг. В январе 1829 года Грибоедов погиб в Тегеране. И в 1831г. состоялась первая профессиональная постановка, первая публикация целиком — на немецком языке, в Ревеле (перевод выполнен с не совсем исправного списка). В 1833 году «Горе от ума» впервые было напечатано на русском языке в московской типографии Августа Семена. И. А. Гончаров, написавший в 1872 году литературно-критическую статью «Мильон терзаний», которая до сих пор остается классической работой о комедии «Горе от ума», был восхищен его разговорной живостью, афористичностью и меткостью.

Стих комедии, так же как ее язык, поразил современников своей непринужденностью и естественностью. Используя привычный шестистопный ямб, он в то же время перемежает его другими размерами — от одностопного до пятистопного. Благодаря этому его стих становится легким, красочным и многообразным. Сама стихотворная форма в «Горе от ума» несет много нового. Здесь автор добился удивительной легкости стиха, который почти неощутим в диалоге и вместе с тем является необыкновенно четким и выразительным. Действие происходит в одной комнате дома Фамусовых на протяжении 24 часов — начинается рано утром и кончается перед рассветом следующего дня.

Основная идея трагикомедии: протест свободной личности "против гнусной российской действительности". (А. С. Грибоедов).

На первом плане в «Горе от ума» показана барская Москва. Но в разговорах персонажей возникает и облик Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и необозримые равнины России, которые представляются воображению Чацкого. В комедии освещены важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о деятельности тайных политических обществ, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, проблемы долга, чести и достоинства человека и др.

«Горе от ума» — один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Многие фразы из пьесы, включая ее название, стали крылатыми: Счастливые часов не наблюдают; Свежо предание, а верится с трудом; Подписано, так с плеч долой; И дым Отечества нам сладок и приятен; Дома новы, а предрассудки стары; Ах, злые языки страшнее пистолета; Служить бы рад, прислуживаться тошно; А судьи кто? Карету мне! Карету! Ученье – вот чума, ученость – вот причина.

Фамилии многих героев стали говорящими: Фамусов (от лат. Fata – молва), Репетилов (от франц. repeter- повторять), Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова. Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновиках «Горе от ума» Грибоедов писал имя героя иначе: Чадский. Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812г. В 1814г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить тайное общество. С 1823 по 1826гг. Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом. После возвращения в Россию в 1828-30гг. написал и издал историко-философский трактат: «Философские письма». Взгляды, идеи, суждения, сама система мировоззрения 36-летнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора трактата постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим указом он был объявлен сумасшедшим.

Своей художественной задачей Грибоедов считал обогащение литературного языка практикой живой разговорной речи. Поэтому в «Горе от ума» он широко использовал разговорный язык и, кроме того, наделил каждого из своих персонажей своей особой речевой характеристикой.

Так, речь Скалозуба насыщена военными терминами, фразами, похожими на военные приказы, грубыми воинскими выражениями: «ученостью меня не обморочишь», «учить по-нашему: раз, два». Речь Молчалива немногословна, вкрадчива, деликатна, наполнена почтительными словами. Бывалая московская барыня Хлестова говорит грубоватым, бесцеремонным языком, ярко отражающим ее сущность. Очень разнообразна, богата оттенками речь Чацкого. В ней звучит то романтическая чувствительность, пламенная страстность, то жесткая сатира, обличающая пороки фамусовского общества. При этом он способен точно и выразительно лишь двумя-тремя словами обнажить низкую сущность представителей этого общества. Герой тонко чувствует своеобразие и богатство родного языка. Будучи человеком высокой культуры, он редко прибегает к иностранным словам, сознательно делая это своим принципом: «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Подобного вовсе не скажешь о речи барской Москвы, в котором проступает чудовищная смесь французского с нижегородским. Грибоедов тонко и зло высмеивает в своей комедии тот факт, что в большинстве своем представители дворянства не владеют своим родным языком.

Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря. В первый входили сановники XVIII века, люди, исповедующие старые принципы жизни (Фамусов, Скалозуб и др.). Вторые стремились к изменениям в стране (Чацкий). Этот конфликт нашел отражение в пьесе “Горе от ума”. Принадлежность к какому-либо лагерю стала одним из принципов организации системы образов.

"Век минувший" в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова воссоздан образ восемнадцатого, «минувшего века». Это «век покорности и страха», «век Екатерины». Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел, в общем, - радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона. Признаками наивысшего достоинства и добродетели Фамусов считает золотую и серебряную посуду, карету, запряженную цугом (четверкой лошадей), толпы слуг. В женитьбе главное – богатство невесты, а ведь хорошо бы еще и получше пристроить своих отпрысков.

Фамусов ведет типичную жизнь богатого московского помещика, о чем мы можем судить из сцены с лакеем Петрушкой «Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем…». И, как любой московский барин, Фамусов со страхом и ненавистью относится ко всему прогрессивному, особенно к смелым идеям Чацкого. По мнению отца Софьи, худшей из бед является учение. Его заветная мечта – «забрать все книги бы да сжечь». Отрицательно и отношение Фамусова к повальному увлечению французской модой – пожалуй, единственная проблема, где его точка зрения отчасти совпадает со взглядами Чацкого. Фамусов – убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь своих слуг, яростный противник просвещения, человек, лишенный подлинного достоинства и чести. Служба для него — приятное времяпрепровождение, за которое он получает чины. Особое место в его жизни занимал чиновничий опыт. Он постоянно совершенствует его себе на пользу. Например, работая по принципу: “подписано, так с плеч долой”, Фамусов следит, чтобы бумаг не слишком много накапливалось. В общении с более влиятельными чиновниками он использует лесть и знает, в какой момент надо ее ввернуть. Естественно, что такой человек не может ценить и уважать людей за их личные качества. Для него важнее их материальное положение. Ничего удивительного нет и в том, что жениха для своей дочери он мечтает видеть именно таким:

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых —

Тот и жених.Фамусов живет по принципу: «Грех не беда, молва нехороша». И не само поведение Софьи, предательство Молчалина его беспокоят, а «что будет говорить княгиня Марья Алексевна».

Фамусову Грибоедов уделяет много внимания. Павел Афанасьевич высказывает свое мнение о воспитании, образовании, книгах. Он судит обо всем весомо, не принимая возражений. Он привык на все иметь свое мнение. Фамусов считает себя вправе всех учить, как будто знает истину только он. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина». Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью, прямо говоря ей ("Кто беден, тот тебе не пара"), то Чацкий жаждет "возвышенной любви, перед которой мир целый... - прах и суета". Фамусов открыто «обхаживает» Скалозуба, он вполне подходящая партия для Софьи.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и высмеиваются взгляды "века минувшего" на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На что Чацкий возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически ("подписано, так с плеч долой"), то Чацкий говорит: "Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь," смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа". Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек - это практичный, житейски мудрый человек. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.

Другим представителем "века минувшего" является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб - "и золотой мешок, и метит в генералы". Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. Чацкий характеризует его так: "Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки". Он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. "Ученостью меня не обморочишь", - говорит Скалозуб. Целью своей службы он видит не в защите отечества, а в достижении богатства и знатности.

Алексей Степанович Молчалин – прислужник Фамусова, который не имеет собственного мнения и считает своими основными достоинствами умеренность и аккуратность. Поняв, какой герой нужен дочери Фамусова, Молчалин смог умело сыграть роль чувствительного и робкого воздыхателя из модного романа того времени. С детства Молчалина учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. В настоящее время Молчалин стал нарицательным обозначением подлости и лакейства. Совершив подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Стремление Чацкого - это служить отечеству, "делу, а не лицам". Он презирает Молчалина, привыкшего угождать "всем людям без изъятья":

Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была! Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: "Молчалины блаженствуют на свете!" Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: умеренностью и аккуратностью. Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким:

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца - “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.

Репетилов - совершенно беспринципный человек, "пустомеля", но он единственный считал Чацкого "высоким умом" и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей "химерами" и "дичью". Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. "Так! Отрезвился я сполна!" - восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей". Образ Репетилова помогает уяснить политическую обстановку в начале 20-х гг XIX века. В начале XIX века многие сочувствовали либеральному движению, потому что была мода на либерализм, исходящая из обещаний Александра I. От либеральных пустомель отворачивались и реакционеры, и действительные либералы. Встав после падения при входе, он признается в любви к Чацкому. Но это не производит впечатления. Чацкий с досадой отвечает: «да полно вздор молоть». В бахвальстве и вранье Репетилова можно заметить серьезные вещи. Чацкому известна глупость Репетилова. Репетилов и не делает из этого секрета: «Частенько слушаю, не разжимая губ. Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп». Репетилов критикует власть, но за свои неудачи на службе.

К “веку минувшему” относятся все гостьи на вечере у Фамусова.

Прежде всего, это типичная русская барыня екатерининского времени Хлестова. В ее репликах можно обнаружить многие идеи, свойственные “всем московским”. Свояченица Фамусова “от скуки взяла с собой арапку-девку”. Старуха говорит о ней не как о человеке, а как о вещи, полученной в подарок. Вторит Фамусову Хлестова, рассуждая об образовании:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних,

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

В унисон процитированным звучат слова другой представительницы старшего поколения, княгини Тугоуховской, вспоминающей профессоров Петербургского педагогического института, которые “упражняются в расколах и в безверьи”, и своего племянника, князя Федора, учившегося у них.

Еще одна колоритная представительница старой московской знати — это графиня бабушка Хрюмина. Она так стара, что уже не может быть идеологом своего века. Единственное разумное замечание, которое мы услышим от нее: “Когда-нибудь я с бала да в могилу”. Это отголосок философии хозяина дома, чья жизнь состоит из обеда, погребенья и крестин: существование графини — это бал, заканчивающийся смертью. Остальные же реплики Хрюминой служат для усиления комизма пьесы.

Моложе трех описанных почтенных барынь Наталья Дмитриевна, но она готовится повторить их своими манерами и пристрастиями. Так же как и княгиня, у которой муж на посылках, Горич распоряжается своим супругом. Ее фраза “Мой муж — прелестный муж...” перекликается со словами Молчалина, сказанными Хлестовой: “Ваш шпиц — прелестный шпиц...” Тем самым когда-то деятельный Платон Михайлович уподобляется декоративной собачке. Замужняя Наталья Дмитриевна по своим интересам, однако, близка и к молодым княжнам Тугоуховским, вместе с которыми она с удовольствием обсуждает наряды. В том числе и об этих барышнях были сказаны слова Фамусова: “Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой...” Еще одна девушка, которая, как и княжны, ищет жениха, — графиня-внучка. Все московские невесты — те самые “девицы”, любящие военных, отличающиеся благонравием и патриотизмом, о которых говорит Фамусов в монологе о Москве. Но в то же время именно княжны произносят так возмутившие Чацкого слова: “Ах! Франция! Нет в мире лучше края!” Преклонение всех женщин, кроме Хлестовой, перед иностранным проявляется и в изобилии галлицизмов в их речи.

Из всех героев “Горя от ума”, принадлежащих к фамусовскому лагерю, только Скалозуб пока более или менее независим от женщин. Свободны от их влияния и представители “века нынешнего”. Все остальные боятся дамского суда.

Отдельно надо говорить о Софье Павловне и служанке Лизе. Обе героини — индивидуальности, не укладывающиеся в классические рамки. Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяя слух о сумасшествии Чацкого. Как и все дворянки того времени, Софья Павловна Фамусова была воспитана на чувствительных французских романах, и представляла себя сентиментальной героиней своих любимых произведений. Одновременно с этим, Софья оказалась жертвой традиционного московского воспитания, и, в результате, отвергла и язвительного и смелого Чацкого, чьи передовые взгляды были чужды консервативному московскому дворянству, и Сергея Сергеевича Скалозуба. Последний, молодой и богатый полковник, заслуживший свое звание отнюдь не в боях, представлялся выгодным женихом для Софьи, по крайней мере, таким он казался отцу девушки, еще одному главному герою произведения Грибоедова, Павлу Афанасьевичу Фамусову.

С одной стороны, дочь Фамусова была воспитана своим отцом, мадам Розье, дешевыми учителями — “побродягами”, сентиментальными французскими романами. В словах и поведении девушки проглядывает мечта о “муже-слуге”. Ее идеал – робкий, мечтательный юноша. Именно таким представлялся ей Молчалин. Софья предпочитает бедного Молчалина богатому Скалозубу, не преклоняется перед чинами, способна на глубокое чувство, может сказать: “Что мне молва? Кто хочет, тот и судит!” Софья живет только любовью. Она всегда искренна. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой. Гончаров И. А. видел в дочери Фамусова “задатки недюжинной натуры”. Действительно, только она способна понимать Чацкого и на равных отвечать ему, мстить, распустив сплетню о его сумасшествии; только ее речь можно сопоставить с языком Чацкого. Любовь Софьи к Молчалину — это вызов воспитавшему ее обществу. И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который "любит ее по должности". В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, "она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха" (Гончаров, "Мильон терзаний").

Лиза, конечно, сообразительна и хитра. Благодаря этим двум ее качествам Фамусов не застает Молчалина в комнате Софьи. Она смелая и готова возразить господину. “Позвольте мне, сударь...” — начинает она, когда Павел Афанасьевич говорит о своем “монашеском” поведении. Веселость служанки отмечают Молчалин и хозяин дома. Лиза входит в два дополнительных к основному любовных треугольника. Она же играет роль второго (после Чацкого) резонера, давая характеристику Фамусову, Скалозубу, Чацкому, обобщая идеи московского общества (“...Грех не беда, молва не хороша”), высказывая мысли Грибоедова: ...Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. Она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.

В литературоведении уже сложился прочный стереотип этого явления — “фамусовское общество”. Его жизненные устои таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожать вольнодумные мысли, с покорностью служить более высокому начальству, но самое главное — быть богатым. В богатстве они видели единственный смысл своей жизни. Люди этого круга – корыстолюбцы, эгоисты – проводят свое время в светских развлечениях, пошлых интригах, сплетнях. Они убежденно гордятся собой, считают себя солью земли, избранными представителями общества.

Представителем “века нынешнего” является, несомненно, Чацкий. Остальные герои ему противостоят. Главный герой смел, решителен, порывист, в каждом вопросе у него есть собственное мнение, что отличает его от бессловесного Молчалина («В мои года не должно сметь свое суждение иметь»). В образе Чацкого ясно угадывается будущий декабрист, участник восстания 14 декабря 1825 года. Его взгляды отличаются прогрессивностью и влиянием просветительских идеалов. Но, чем более справедливы идеи героя, тем в более унизительные ситуации попадает он в этом, столь негостеприимном для него, доме. Грибоедов сделал своего героя выразителем передовых идей русской аристократической молодежи. В монологах Чацкого уже прослеживается некоторая политическая программа. Чацкий покушается на устои крепостничества, презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу, лжепатриотизм. Но для фамусовского общества он более опасен тем, что дает ему беспощадную характеристику. Чацкий понимает, что “пустое, робкое, слепое подражание губительно для России”.

Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого - ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.

Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она - дочь своего отца. Образом Чацкого автор дает понять, что в России есть люди, которых не волнует ни повышение в чинах, ни богатство, для которых науки и искусства — самое главное в жизни. Но таких людей еще очень мало. Они не находят признания у Фамусовых. Более того, они для них становятся опасными. Чацкий понимает всю важность просвещения России и отстаивает свои позиции до конца.

После открытого конфликта с фамусовским обществом Чацкий, перед тем как навсегда уйти, бросает им в лицо: Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет...

Главная идея комедии “Горе от ума” — революционная: обличение мракобесия, отмена крепостного права, честь по уму, свобода личности.

Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура Чацкого определяет конфликт комедии - конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их столкновение с обществом неизбежным. Комедия "Горе от ума" актуальна и в наши дни. Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума.

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе "А судьи кто"... он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших "и честь, и жизнь... не раз" на "борзые три собаки". Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии "Горе от ума", направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни.

Сам Чацкий постоянно говорит "мы", "один из нас", выступая таким образом не только от своего лица. Так А.С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время "века минувшего" проходит, а ему на смену приходит "век нынешний", сильный, умный, образованный.

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это.

Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению.

Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

Традиционно «Горе от ума» считается первой русской реалистической комедией. В пьесе сохранились черты классицизма (единство времени и места, «говорящие фамилии», традиционные амплуа: «обманутый отец», «недалекий военный») и проявились элементы романтизма (проявилось в исключительных чертах главного героя, в его непонятости окружающими и одиночестве, в его максимализме, противостоянии все окружающей действительности). Реализм выразился в типизации характеров и обстоятельств.