«Я пришел к тебе с приветом» (1843)
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По местам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова.
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета) отличалось оригинальностью и смелым полетом фантазии. Будучи от природы довольно мрачным человеком, рациональным в делах, консервативным в убеждениях, Фет предстает перед нами как поэт, воспевающий красоту природы и человеческих чувств. Многие критики часто замечали, что стихи Фета не так уж и просты, как могут показаться на первый взгляд.
Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом...”. Стихотворение было впервые напечатано в журнале “Отечественные записки” в 1843 г., в седьмом номере. Основная тема стихотворения — любовь. И пусть сама тема стара и избита, произведение отличается новизной и свежестью. А уж о необычайности приемов написания поэтических текстов свидетельствовали многие современники Фета.
Само начало стихотворения уже необычно хотя бы потому, что поэты того времени придерживались пушкинской традиции стихосложения, которая требовала предельной точности в словах и сочетаниях слов. Строка из текста: Я пришел к тебе с приветом, рассказать... - является неточной и даже не совсем “правильной”. Критики того времени видели в Фете дерзкого и смелого поэта. Фет знал о неточностях своих поэтических слов, о приближенности их к живой, оттого более яркой и выразительной речи. Поэт свои сочинения в шутку называл стихами “в растрепанном виде”.
Не совсем правильные и как бы неряшливые выражения фетовских стихов создают причудливые, необыкновенно новые образы. Уже первые слова стихотворения “Я пришел к тебе с приветом...”, такие вроде бы случайные и нелепые, создают органичную естественность живой речи. Ощущение импровизации делает начало поэтического текста еще более легким и доступным. Момент импровизации можно заметить и в последних словах стихотворения:
...не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.
Читая это стихотворение Фета, мне иногда кажется, что слово обладает у Афанасия Афанасьевича каким-то особым свойством, что при всей его широте, зыбкости рождает в мыслях разнообразные ассоциации. Это можно сравнить лишь с музыкальным образом.
В зачине фетовского стихотворения некоторые слова звучат особо ярко. В первой строфе это: “привет”, “солнце”, “свет”, “трепет листьев”. Их эмоциональный смысл близок друг к другу. По вызываемым ассоциациям они говорят о сильных чувствах — радости, счастье, любви. Напоминая музыкальный аккорд, постепенно увеличивающий свое звучание, воспринимается стройность в звуковом и словесном ряду. Важное достоинство любого поэтического текста — его цельность. Здесь она проявляется с удивительной живостью. В стихотворении “Я пришел к тебе с приветом..” замечается и стройность предметов, и стройность тона В одном движении находятся предметы внешнего мира и чувства героя.
Многочисленные повторы в стихотворении также способствуют цельности композиции произведения. Повторы как бы скрепляют слова в данном стихотворении. Повторами достигается стройное, целостное движение звуков и слов. Это называется художественным воздействием на читателя. Например, глагол “рассказать” — главное слово-скрепа в стихотворении, придающее тексту единое ощущение целостности. Заметно это слово во втором стихе первой строфы и в первом стихе всех последующих строф: “Рассказать, что с той же страстью”, “Рассказать, что отовсюду...”. В тексте можно и еще найти слова-повторы: “Лес проснулся” — “весь проснулся”, “веткой каждой — каждой птицей”.
Хочется отметить и тот факт, что все рифмы в стихотворении женские. Это окончание безударным слогом придает протяжность и музыкальность.
Большое внимание в своих поэтических произведениях Фет придавал концовке. Здесь можно отметить, что лирический сюжет завершается песней — высшей точкой радости. У песни и слов-то еще нет, а она уже рвется наружу.
В стихотворении 4 строфы, первые две - о пробуждении природы, вторые две - о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны в строгом соответствии друг другу, это называется психологическим параллелизмом.
1 четверостишие:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По местам затрепетало.
- о солнце, разбудившем все вокруг, эпитет «горячим» придает солнечному свету живительную силу. Последняя строка «по листам затрепетало» вызывает звуковую и зрительную ассоциации. Вся строфа наполнена энергией света.
2 строфа:
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Энергия солнечного света разбудила лес, который проснулся «весь», «веткой каждой, каждой птицей встрепенулся». Эти пробуждения передаются через лирического героя, через его чувства, переполненные весенним настроением. Это не пейзажная зарисовка, а впечатления лирического героя.
Но в этом стихотворении есть и лирическая героиня, к которой обращена первая строка первой строфы: «Я пришел к тебе с приветом // Рассказать...»
3 строфа. 1 строка продолжает начало стихотворения: «Рассказать, что с той же страстью...» Предыдущие 2 строфы создают атмосферу света, радости, полученной от энергии солнца, переливающуюся в энергию чувства лирического героя:
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова.
Картины природы передают состояние счастья лирического героя, его уверенность в своих чувствах: Что душа все так же счастью
И тебе служить готова.
Последняя строфа добавляет последний штрих к состоянию души, излучающей радость и веселье. Когда душа поет, ум - молчит: Что не знаю сам, что буду Петь-но только песня зреет.
Фет - тончайший лирик, он способен уловить и отразить в словах все оттенки настроения, наполнить слова особым смыслом, на который откликается душа. И в этом стихотворении, как и во многих других, мы наблюдаем волшебную силу, которую Фет заключает в слова, подбирая их таким образом, что они создают мелодию - в каждом стихотворении свою. В этом стихотворении - мелодия весны, счастья, радости, солнечного света. Все эти отдельные мелодии сливаются в одну - мелодию юной души, окрыленной любовью.
Прекрасны стихи Фета о природе. Пейзажи Фета отличаются точностью, четкостью, детальностью и богатством наблюдений. Фета увлекает фиксация деталей, тонких оттенков переживаний, неясных эмоций. В лирике Фета нет психологических портретов, индивидуальных характеристик, образа любимой женщины. Фет тонко раскрывает переживания людей, но не характеры. Его поэзия глубоко эмоциональна, при этом преимущественно жизнерадостна. Упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами – вот основное эмоционально содержание поэзии Фета. Поздние стихи Фета окрашены философской мыслью, носят в себе следы влияния идеалистической философии Шопенгауэра.
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд