Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
Сюжет в Мд состоит из 3 внешне замкнутых, но внутренне связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Г.
Поэма начинается с приезда Чичикова в губернский город NN. Приезд его не наделал никакого шума. Здесь, в городе, завязывается сюжет, здесь еще полутаинственный Чичиков заводит знакомства, и перед нами проходят почти все персонажи. Движение сюжета начинается с главы № 2.
Первым помещиком, которого навестил Чичиков, был Манилов. Далее следуют Коробочка, Ноздрев, Собакевич и завершает галерею помещиков Плюшкин.
Почт все персонажи Мд воспринимаются читателем будто бы двойным зрением: мы видим их такими, какими они кажутся себе, и какими они являются на самом деле. Этот контраст между мнимой значительностью героя и его истинным ничтожеством – источник глубокого комизма.
Сравнивая характеры помещиков, можно у каждого найти свои «преимущества» перед другими и свою степень пародии на ум, сердечность, хозяйственность и так далее. Но есть 1 признак, по которому эти образы выстраиваются по нисходящей: от одного к другому все резче обозначается та их античеловечность, которую сам автор назвал пошлостью холодных, раздробленных характеров. «…Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», - писал Г. об этом в 1843 г.
Прием разоблачающей градации показан в расстановке характеров помещиков.
Давно уже замечена одна характерная особенность гоголевского стиля: особый интерес писателя к изображению бытового, предметного окружения его героев. Художник необычайно наблюдательный, Г. умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта. Вещь несет на себе отпечаток характера того человека, кому она принадлежит. Поэтому человек и неодушевленный предмет часто сближаются, предмет помогает глубже проникнуть в психологию.
Герои гоголевской сатиры – люди, лишенные духовности, не способные к высоким душевным движениям и порывам. Они ограничены и примитивны в своих стремлениях и цели в жизни. Их интересы не выходят за пределы материального (исключением может считаться разве что Манилов, но и он смешон и нелеп в своем расположении к Чичикову, приезд которого называет «именинами сердца»). Вещи, мебель, предметы домашнего обихода начинают играть все более активную роль в повествовании, помогая отчетливее выявить характерные черты героев. Вещи становятся не только двойниками хозяев, но и орудием сатирического обличения. Духовный мир героев настолько мелок, ничтожен, что вещь может исчерпать их внутреннюю сущность.
Манилов: «сахарный» помещик, приятный на внешний вид, но пустой, восторженный, витающий в облаках и не знающий жизни; занимается «прожектерством», никчемным и никому не нужным.
Вещи, предметы, детали, ярко отражающие его сущность:
книжка, заложенная закладкой на 14 странице, которую он постоянно читал уже 2 года;
дом с надписью «Храм уединенного размышления»;
кресла, обтянутые рогожей, и «хромой инвалид-подсвечник» рядом с более красивой и аккуратной мебелью и посудой;
бисерный чехольчик на зубочистку – подарок жены ко дню рожденья.
В голове Манилова – лишь невыполнимые, абсурдные планы, «прожекты». Хозяйство его, по словам Г., идет «само собою». В ответ на просьбу Чичикова продать мертвые души он выказал изумление, но быстро забыл о нем, стоило лишь Чичикову придать его мыслям другое направление, заговорив с пафосом о законности и личных гонениях, будто бы претерпеваемых им за «правду».
Коробочка: «крепколобая», «дубинноголовая» помещица, вдова, которая из всего хочет извлечь выгоду, боящаяся продешевить товар, в том числе и такой нестандартный, как мертвые души. «Плачется на урожай, а между тем набирает понемногу деньжонок».
«Говорящая» фамилия – Коробочка, уже сразу наталкивает на мысль о том, что эта помещица все старается «притянуть» к себе, сложить в сундучок или комод.
Умеет «подольститься», принять гостя так, чтобы у него осталось благоприятное впечатление, если надеется извлечь выгоду для себя; решает на славу угостить Чичикова, как только узнает, что он «покупщик».
Вещи, предметы, детали, ярко отражающие ее сущность:
узенький дворик, набитый домашней птицей;
огороды, богатые овощами;
все дома в исправности и порядке;
хрипящие и свистящие настенные часы, которые, несмотря на старость и ветхость, продолжают свой ход, все-таки показывают время и бьют.
Запасливая и практичная, деловая, смекалистая, хозяйственная – это все о ней.
Ноздрев: разбитной малый, «исторический человек», плут, лгун, лихач, кутила – в общем, «народ видный». Болтлив, хвастлив, полон кипучей энергии и пышет здоровьем, но его непомерная активность направлена не на благие дела, созидание и труд, а растрачивается на драки, кутежи, хвастовство и прочие бесполезные занятия.
Это человек, имеющий «страстишку нагадить ближнему без всякой причины», легкомысленный, безответственный, вздорный, шумный, любящий перебранки, ярмарки, мену.
Вещи, предметы, детали, ярко отражающие его сущность:
обед «катай-валяй», но много спиртного;
комната в беспорядке, сор и зола на столе и полу
Собакевич: «совершенный медведь», «неладно скроен, да крепко сшит», «кулак и бестия впридачу». Своей выгоды не упустит, на всем готов заработать деньги; прямолинейный, говорит обо всем и обо всех «в лоб», без обиняков (чего стоит хотя бы его характеристика председателя, губернатора и прочих чиновников – «мошенники и христопродавцы»; отзывы о губернаторском столе – «Что у нас Акулька в помойное ведро кидает, они в суп, в суп его…»), знает толк в еде, его аппетит соответствует его крупному телосложению.
Вещи, предметы, детали, ярко отражающие его сущность:
одежда медвежьего цвета;
окружающие Собакевича вещи: картины, на которых изображены «все молодцы, все греческие полководцы», «Бобелина» - греческая партизанка, дрозд в клетке, мебель (бюро, стол, стул, кресла) – все говорит о своей похожести на хозяина;
стол Собакевича – тяжелый и обильный.
«Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий,…хотел, чтоб и комнату его украшали люд крепкие и здоровые». Исключением явилась жена Собакевича – полная противоположность мужу: худая, высокая, прямая «как пальма».
Чичиков: «У этого губа не дура».
Плюшкин: «прореха на человечестве», «бес, а не человек», скупой до невероятности помещик, у которого люди «мрут, как мухи», которому, сколько ни копит, все мало, «рыболов» (по наименованию соседей), выходящий искать «добычу».
Вещи, предметы, детали, ярко отражающие его сущность:
сухарь из кулича, который ему еще в незапамятные времена привезла дочь;
наливка с сором и «козявками»;
внешний вид (Чичиков не мог с первого взгляда угадать, мужчина это или женщина);
пуговица, которую он дал поиграть внуку;
манера писать (буквы «лепятся» одна к другой, не оставляя пустого места);
полный беспорядок в доме;
запустение в деревне.
Главу о Плюшкине Г. считал одной из самых трудных. Образы остальных помещиков раскрыты Г. как характеры уже сложившиеся. Плюшкин – исключение. Он не просто завершает собой галерею помещичьих мертвых душ. Он несет в себе наиболее зловещие признаки неизлечимой болезни, которой заражен крепостной строй. Вот почему автору казалось важным раскрыть этот характер в развитии, показать, как Плюшкин стал тем, кем стал (из бережливого, практичного хозяина, отца – в одинокого скрягу, скупца). Почему Плюшкин потерпел крушение? Несчастные обстоятельства личной жизни немало способствовали этому процессу. Однако, то, что случилось с Плюшкиным, - результат не только печальных случайностей в его жизни. Условия социального бытия Плюшкина неотвратимо должны были привести его к тому положению, в котором застал его Чичиков.
Г. был наделен острым чувством гражданского самосознания. Все уродливое в жизни всегда вызывало в нем горькое раздумье о человеке, о его трагической судьбе, о нелепости общественного строя, и эти раздумья воплотились, в частности, в страстном монологе, который следует сразу же за распиской Плюшкина о продаже мертвых душ («И до такой низости, мелочности…может дойти человек»).
Тема покупки мертвых душ по-разному возникает в каждой главе:
Манилов смущен, удивлен необычным предложением.
Коробочка озадачена тем, что сроду такого не продавала, и напугана («Как бы не продешевить!»)
Ноздрев отнесся с озорным любопытством, предчувствуя возможность совершить столь милый его сердцу обмен или сыграть на души в шашки.
Опытнейший мошенник Собакевич сразу нашел общий язык с Чичиковым, не выказав и тени удивления, смущения. Никто, кроме него, не понял всю эту аферу с «негоцией».
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд