Философия истории
Философские размышления в романе – не дополнительный и необязательный привесок к художественным картинам, а естественный вывод из них. «Если бы не было этих рассуждений, не было бы и описаний», - заметил Т. в одном из набросков эпилога и возмущался теми критиками, которые пренебрежительно отзывались об этой стороне романа.
Т. отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было «идею», а также желания или власть отдельных, пусть даже и «великих» исторических деятелей. «Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами», - пишет Т. Перед историками он ставит задачу «вместо отыскания причин…отыскание законов».
Согласно взгляду Т., участник исторического события не может знать ни смысла и значения, ни результатов совершаемого им действия. В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному их ходу, как древние подчинялись Фатуму.
В объяснении конкретных исторических явлений сам Т. очень близко подходил к определению действительных сил, руководящих событиями. Так, исход войны 1812 г. был определен с его точки зрения не таинственным «Фатумом», а «дубиной народной войны», действовавшей с «простотой» и «целесообразностью».
Одна из важнейших проблем ВИМ – соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной/исторической. В определенном смысле писатель противополагал историю и жизнь отдельного человека. Прежде всего потому, что вечные основы бытия: рождение/смерть, любовь/ненависть, стремление человека к нравственному совершенствованию – не зависят от исторически ограниченных рамок событий, хотя в каждый данный момент с этими событиями связаны. С др. стороны, Т. знал, что простая человеческая жизнь идет своим чередом, независимо от встреч Наполеона и Александра. Лишь те исторические события, которые приводят в движение народные массы, касаются судеб национальных, способны изменить, пусть драматически, но всегда благотворно, отдельного человека. Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые герои – А.Болконский, П.Безухов, Н.Ростова.
Каждый участник исторических событий для Т. не менее важен, чем Наполеон. Направление воли миллионов людей, которые, с точки зрения Наполеона, были бесконечно малыми единицами, определяет историческое развитие.
Бесконечное множество интересов и побуждений отдельных людей творит историю; отдельный человек бессилен в ней.
Роевая, стихийная жизнь – все; попытки вмешаться в ход истории – ничто, бессмысленны, обречены на провал. Историю делают ее атомы, но они живут не целенаправленно, а благодаря инерции заключенной в них внутренней силы.
Роевое, стихийное начало народной жизни – в образе Платона Каратаева; по нему одному нельзя судить о национально-историческом облике всего русского народа, но он представляет собой верное отражение исторических/психологических черт русского патриархального крестьянства.
Вопрос о свободе и необходимости: Свобода человека, исторического деятеля – кажущаяся. Человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю; и в том, чтобы бесконечно изменяться, нравственно расти и таким образом сознательно (в отличие от роевой массы) соответствовать истории, ее движению и таким путем влиять на ее ход.
Глубока мысль Т. о том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. Он справедливо развенчивал преувеличенные представления о роли личности в истории, хотя порой был готов вообще отрицать эту роль.
Но и частный человек несвободен. Нельзя быть свободным от истории, если ты не Берг, которому дороги лишь очередной крестик или шифоньерка. Нужно разоряться, как разоряются совсем, оставляя свое имущество в Москве, Ростовы. Нужно быть готовым отдать все, жертвовать всем, как П.Безухов, но не умеют собравшиеся в Слободском дворце именитое купечество и «благородное» дворянство. Так велит ход событий, всенародное бедствие, и мелко вмешиваться в него со своекорыстными интересами.
Художественное описание и общий взгляд на вещи, философия истории тесно связаны в ВИМ.
Приобщение отдельного человека к стихийному бытию, по Т., всегда радостно, хотя временами драматично и даже трагично (кончается смертью, как у А.Болконского). Своим романом Т. заставляет «полюблять жизнь» (его собственные слова из письма 1865 г. к Боборыкину).
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд