logo
Otvetiki

Вопрос 7.

Художественный мир романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: замысел, сюжет, композиция, система персонажей, поэтическая образность, язык. Место романа в творчестве поэта.

Биография (общая для всех вопросов по Пушкину). Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 году в Москве. Отец его происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. Дядя Пушкина - Василий Львович приобрел известность как поэт. Мать Пушкина урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского "арапа".

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.

Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык. В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения - лицея в Царском Селе, при дворце Александра I. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. Он выдержал вступительный экзамен.

В связи с политическими событиями 1812 г. взятие французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух. В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор Пушкина в то время расширял П. Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.

Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: "Оссианицизм" и "Барды". К концу пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в "Вестнике Европы" в июльском номере стихотворение "К другу стихотворцу". В октябре 1815 года образовалось литературное общество "Арзамас" и просуществовало оно до конца 1817 года.

Помимо "Арзамаса" и "Беседы" были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались противники "Беседы" но и не сторонники "Арзамаса". Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гредич. Пушкин ценил обоих этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием Арзамаса, вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с "Беседой" Пушкин разделял все симпатии и антипатии "Арзамаса". После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, впоследствии (в 1832 году) коллегия преобразовалась в министерство иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов.

В 1816 году было основано первое революционное сообщество "Союз Спасения". Естественно, что первое впечатление Пушкина после выхода из лицея были политическими. Расширение политического кругозора содействовало знакомству с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем Пущиным, вступившим в тайное общество, и с многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин завязал связи еще с лицейства. В тайные общества Пушкин не вступает. В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество "Зеленая лампа", там за пирушками идет распространение либеральных идей и критика александровского режима. В этот период Пушкин написал политические стихи: "Вольность" (1817 год), "К Чаадаеву" (1818 год) , "Сказки" (1818 год) , "Деревня" (1819 год) . В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей.

Пушкин настолько ярко бравировал своим положением оппозиционного гражданского поэта, что царское правительство не могло не заметить этого. Собралась гроза, Александр I решил расправиться с Пушкиным и сослать его в Сибирь или в Соловки, разнеся даже слух, что Пушкин был отвезен в тайную канцелярию и высечен. О нем ходатайствовал Карамзин, по причине чего был смягчен приговор, и было выдвинуто решение выслать Пушкина в Екатеринослав. Канцелярия его находилась в ведении коллегии иностранных дел, и, таким образом, ссылка имела благовидную форму перевода по службе. 6 мая Пушкин уже должен был выехать из Петербурга. На тот момент "Руслан и Людмила" уже находились в печати, а выпуск своего сборника стихов он доверил Всеволожскому.

Годы, проведенные в Кишиневе были годами политического роста Пушкина на идеях Руссо. В июне 1823 г. благодаря хлопотам друзей Пушкин перебирается на службу в Одессу. Из-за разногласий на службе по распоряжению Александра Пушкин был выслан в Михайловское.

В Михайловском продолжалась работа над романом "Евгений Онегин" (было написано 4 главы и в корне был изменен план романа), была закончена работа над поэмой "Цыганы", начатая в Одессе. После публичного чтения "Бориса Годунова" Пушкину был разъяснен смысл решения о царской цензуре. Ему было указано, что он лишается права печатать что либо на общих основаниях, и все его произведения в обязательном порядке изымаются из ведения общей цензуры и представляются на рассмотрение Николаю через Бенкендорфа.

С 1827 года Пушкин ведет праздную жизнь, задумывается над устройством семейной жизни.В эти годы выходят в печать многие его произведения. В это время он пишет неоконченный роман "Арап Петра Великого", продолжает писать "Евгения Онегина", в короткое время пишет поэму "Полтава".

Болдинская осень 1830 г. В Болдино Пушкин очень плодотворно поработал. Он написал около четырех сот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы "Евгения Онегина" но последняя сгорает. Также он пишет в Болдино около 30 мелких стихов, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа в Болдино замыкает целый период творчества Пушкина.

По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился на Наталье Гончаровой. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве, но впоследствии Пушкины жили в Петербурге. В период между Москвой и непосредственно Петербургом они жили в Царском Селе, где Пушкин с помощью Жуковского мог наладить личные отношения в правительстве. А Николай I пожелал видеть жену Пушкина в качестве украшения его придворных балов.

Летом 1831 года роман "Евгений Онегин" получил окончательную отделку, "Борис Годунов" не пользовался успехом. В этот период Пушкин задумывает "Дубровского" и "Историю Пугачева". Собирая материал для "Истории Пугачева" и ездя на места сражения, Пушкин в октябре возвращается в Болдино и проводит там до половины ноября.

Это была вторая болдинская осень. Там он закончил "Историю Пугачева", написал "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и много стихотворений. К этому же времени относится работа над "Пиковой дамой".

Дуэль с Дантесом состоялась 27 января 1937 года на Черной речке у Комендантской дачи. Там Пушкин был смертельно ранен. В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1937 года он умер. 5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у Святогорского монастыря.

Творческая история романа. Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и окончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю, восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне. Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сентября 1830 года) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать девятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заканчивался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему. Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 года, в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует помета на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П. А. Вяземскому и А. И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах Пушкина были обнаружены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текс трех строф (XV, XVI и XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру Пушкина и теперь нам известны в отрывках и с пропусками несколько строф десятой главы.

Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Евгений Онегин» состоит из восьми глав и представляет собой законченное произведение.

Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип чело­века, подобного герою пушкинского произведения. В России и в Европе сгущалась предгрозовая атмосфера ре­волюционных и национально-освободительных движений и одно­временно усиливалась реакция. Пушкин хотел воссоздать духов­ную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей правдивостью и последовательностью.

В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так, в романе Пушкина объединились история и современность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.

Думая о форме плана, Пушкин в начале работы над романом не знал, какие поправки внесет жизнь в ход повествования:

И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал. (8, Ь)

Жанр романа. Художественная задача, поставленная Пушки­ным в романе, была по существу та же, что и в «Кавказском пленнике» и в «Цыганах». Поэт намеревался постичь тип совре­менного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворян­ского интеллигента. Но в отличие от «Кавказского пленника» и «Цыган» герои здесь даны в обычной для них социальной среде. В южных поэмах, как помним, герои попадали в исключительные обстоятельства. В «Евгении Онегине» герои помещены в привыч­ное им окружение — в петербургское или московское общество и в деревенскую провинциальную глушь. Любовь героев тоже лишилась исключительности. Хотя дружба и любовь в «Евгении Онегине» — чувства высокие, благородные. В «Кавказском плен­нике» и в «Цыганах» любовь была необычной, загадочной, потому что героини и герои обоих произведений принадлежали к разным общественно-культурным мирам. У каждого из героев романа «Евгений Онегин» своя биография, своя психология, свои при­вычки, свое понимание жизни. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества. Следо­вательно, в отличие от южных поэм, носивших романтический ха­рактер, в «Евгении Онегине» Пушкин стремится к объективному, реалистическому изображению. Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха, представшая через историю героя и сюжет, через объективное повествование, то это произведение является романом. Так считал и сам Пушкин, писавший, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымыш­ленном повествовании».

Но Пушкин написал не просто роман, а роман стихотворный. Стихотворная форма запечатлела активность авторского голоса, его лиризм, его особую роль в этом произведении. Пушкин отчет­ливо сознавал жанровое своеобразие своего произведения. В пись­ме к П. А. Вяземскому он ясно указал на эту особенность «Ев­гения Онегина»: «Пишу не роман, а роман в стихах — дьяволь­ская разница».

Онегинская строфа. Стихотворная форма романа потребовала от Пушкина упорной работы над стихом. Повествование и лирика соединились в самом стихе. Обыденность жизни и высокие нрав­ственные принципы, рождаемые ею, ирония по отношению к глав­ному герою и лирическое волнение автора, разговорность и книж­ность речи заставили Пушкина обратиться к наиболее распро­страненному в русской поэзии и любимому поэтом размеру — четырехстопному ямбу. Ямб был нужен Пушкину и для прида­ния поэтической речи разговорного характера. Поэт необычайно разнообразил четырехстопный ямб, придав ему исключительную гибкость и емкость.

Необходимость единства повествовательного и лирического на­чал привела Пушкина к созданию новой строфической формы. Поэт делает строфу относительно самостоятельным произведе­нием и достигает таким способом единства повествования и ли­рики не только в каждой строфе, но и в целой главе и во всем романе. Пушкин ведет с читателем непринужденный разговор, и поэтому законченность каждой строфы приобретает важное зна­чение: повествование легко нарушается лирическими отступле­ниями («Лирические отступления — это отступление от сюжета. Однако их нельзя изъять из произведения, потому что они образуют лирический стержень «Евгения Онегина» и несут очень важную функцию — в них автор повест­вует о своем отношении к героям, к их поступкам и жизни»), а затем возвращается в прежнее русло. Так как каждая строфа представляет собой небольшой рассказ, то на каждую тему можно порассуждать отдельно, отступая от сюжета и вы­сказывая свою точку зрения. Нить повествования не теряется, но зато сюжет заметно оживляется и разнообразится, согревается ли­рическим волнением автора.

Чтобы строфа стала маленьким стихотворением, она должна быть достаточно объемной. С этой целью Пушкин использовал все комбинации рифм, возможных в четырехстрочной строфе (катрене). Соединение ямбических четверостиший в строгом по­рядке трех видов их рифмовки (перекрестная, смежная, опоясы­вающая) и было осуществлено Пушкиным. Но поэту непременно нужна была законченность, самостоятельность каждой строфы. Легко заметить, что соединение различно рифмующихся четверостиший к такой законченности не приводило. Никакой другой комбинации рифм, кроме перечисленных трех видов, в четверо­стишии нет. Поэтому Пушкин заключает строфу двустишием со смежно рифмующимися строками. Строфа сразу же приобрела законченность вследствие прочного рифменного мужского созву­чия, благодаря афористичности концовки, обобщающей содержа­ние строфы. Так определилась онегинская строфа, изобретенная Пушкиным для его любимого и самого лучшего, по его словам, произведения. Она состоит из 14 стихов четырехстопного ямба.

Но это еще не все. Четверостишия в онегинской строфе рас­полагаются в строгой последовательности. Для Пушкина важен не только формальный принцип расположения четверостиший, но и содержательный. Самой распространенной, естественной в русской поэзии была перекрестная рифмовка, затем смежная, а потом опоясывающая. В звуковом отношении именно такое со­четание наиболее выразительно и разнообразно. Оно позволило избежать скучной монотонности. Содержательная роль каждого четверостишия в строфе также постоянна и самостоятельна. Легко заметить, что в первых четырех стихах излагается тема всей строфы, а двустишие замыкает тему, подытоживает ее или по-новому осмысливает. Второе и третье четверостишия развивают тему, намеченную в первом четверостишии.

Таким образом, каждая строфа и замкнута (тема в ней раз­вита и завершена), и разомкнута, обращена к следующей строфе, которая ее продолжает. Такое построение позволяет автору свободно менять тон по­вествования, сохраняя собственный голос. Онегинская строфа во­плотила то стилистическое и интонационное своеобразие, которое присуще всему роману в стихах.

Выбор имен. Имя «Евгений» воспринималось как значимое и было окружено ярко выраженным смысловым и эмоциональным ореолом. Начиная со второй сатиры Кантимира, Евгений (греч. «благородный») – имя, обозначающее отрицательный, сатирически изображенный персонаж, молодого дворянина, пользующегося привилегиями предков, но не имеющего их заслуг. Фамилия героя была сконструирована П.необычайно для литературы той поры. В то время принцип наименования был таков: коренная часть фамилии, значимая, соотнесенная с характером, +суффикс и окончание, воспринимаемые как признак русской фамилии, н-р, «Негодяев» для негодяя, «Чистяков» для чистого сердцем. Избирая фамилию для своего героя, П.отказался от принципа значимости, однако сохранил представление о том, что она должна иметь специфические черты литературности и, напоминая реальные фамилии, одновременно быть невозможной вне художественного текста. Оттенок «поэтичности» таких фамилий, как Онегин и Ленский, возникает за счет того, что в корне их повторяются названия больших русских рек, а это решительно невозможно в реальных русских фамилиях пушкинской поры.

Сюжет. Повествовательное начало в «Евгении Онегине» вопло­щено в сюжете. Как всегда у Пушкина, он чрезвычайно прост и захватывает весьма ограниченный круг героев. В сюжете уча­ствуют четыре героя — Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга. Остальные лица не играют в нем сколько-нибудь существенной роли. Обе пары героев противопоставлены друг другу: любовь Татьяны и Онегина не похожа на любовь Ленского и Ольги. Оне­гин и Ленский, Татьяна и Ольга также не сходны между собой. В основу сюжета положены интимные чувства героев (любовь Татьяны к Онегину, а Ленского к Ольге и дружба Онегина и Лен­ского). Однако простота сюжета внутренне осложнена. Каждый герой проходит через испытание, которое коренным образом меняет его судьбу. Герои неуклонно движутся к центральному событию — дуэли Онегина с Ленским. Поединок решительно ме­няет их судьбы: жизнь Ленского трагически обрывается, Ольга быстро забывает Лен­ского и выходит замуж, Татьяна хранит лю­бовь к Онегину, но становится женой генерала. Оне­гин отправляется в путе­шествие, в его душе насту­пает перелом, и теперь он уже испытывает к Татьяне любовь. Однако ни одному из героев не дано подлинного человеческого счастья: оно оборачивается либо паро­дией (Ольга и Улан), либо трагедией (Ленский, Татьяна и Онегин).

Важным сюжетным прин­ципом романа выступает «за­гадочность» главных геро­ев — Онегина и Татьяны. Сначала Татьяна и вместе с ней читатель стремится по­нять Онегина, а затем Оне­гин начинает открывать для себя Татьяну. Перед деревен­ской барышней Евгений пред­стает в духе народных пове­рий «суженым», то есть человеком, предназначенным самой судь­бой. В этом Татьяна будет убеждена до конца. В письме к Оне­гину она пишет:

То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя...

Но восприятие Онегина героиней еще неглубоко. Онегин ри­суется воображению Татьяны в крайних романтических красках:

Кто ты, мой ангел ли хранитель Или коварный искуситель...

Подлинное, истинное восприятие Онегина пока еще уступает место книжному. Герои романов, которые читает Татьяна, в ее сознании

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились. (3, IX)

Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез Татьяны:

Но наш герой, кто б ни был он, Уж верно был не Грандисон. (3, X)

Татьяна думает об Онегине как о «роковом» герое:

«Погибну, — Таня говорит, —

Но гибель от него любезна...» (6, III)

Истинная душа Онегина познается Татьяной после посеще­ния деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку оне­гинского кабинета, просматривая книги Онегина («И показался выбор их Ей странен»), Татьяна, наконец, начинает прозревать. Ее точка зрения на героя приближается к авторской:

Кто ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон... Уж не пародия ли он? (7, XXIV)

Но и тут Татьяна ошиблась...

В восьмой главе Онегин, увидев Татьяну в свете, задумы­вается:

Ужель та самая Татьяна... (8, XX)

Его занимает не бедная и простая, несмелая и влюбленная «девочка», а «равнодушная княгиня». Но оказалось, что под ма­ской «величавой» и «небрежной» «законодательницы зал» таится «простая дева», «с мечтами, сердцем прежних дней».

Онегин и Татьяна внутренне растут: иными стали их чувства, по-иному они относятся к жизни и друг к другу. Исчезло роман­тическое восприятие жизни у Татьяны, исчезло наносное, воспи­танное средой равнодушие к простым человеческим радостям у Онегина.

Столичное и поместное дворянство. Пушкин правдиво изо­бражает ту среду, в которой живут главные герои его романа. Воспроизводя атмосферу городских дворянских салонов, в кото­рых прошла молодость Онегина, автор подробно останавливается на разговорах, удовольствиях вечно праздных их обитателей. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. В свете царят скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Здесь они формируются в Протасовых, известных «низостью души», в «диктаторов бальных» и «пере­крахмаленных нахалов». Мелкая суета, пустопорожние разговоры «необходимых глупцов», душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной и пестрой, внешне ослепительной, но лишен­ной внутреннего содержания. Татьяна почувствовала своим умным и чутким сердцем именно пустоту светской жизни.

А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мои модный дом и вечера, Что в них?.. — (8, XVI), - искренне признается она Евгению.

Та же праздность отупляет и провинциальных дворян. Пуш­кин подчеркивает мертвящую скуку пустого и по-своему удиви­тельно однообразного существования. В деревне нет того блеска, который поражает в Петербурге или в Москве, но здесь царят та же скука и та же убийственная лень.

Провинциальное дворянство тоже, естественно, не может обой­тись ни без местных франтов, ни без своих сплетников и глупцов, ни без своих остряков и дуэлистов. Именины Татьяны изображены как типичный праздник провинциальных дворян, а судьба матера Татьяны и ее мужа, Дмитрия Ларина, как постепенное угасание душевных порывов и внутреннее омертвление.

«Евгений Онегин» — роман лиро-эпический, он сколько объективный, столько же исповедальный, поэтому в нем обо­значается лирический сюжет. Пушкин вырабатывает особые формы раскрытия образа автора: раздумья, признания, воспоминания, душев­ные излияния, суждения об окружающем мире и действующих лицах ро­мана (все это принято называть лирическими отступлениями), в то время как центральные персонажи раскрываются через поступки, действия, диалоги, монологи. Несмотря на то, что Пушкин наделяет образ автора фактами своей биографии, он не тождествен Пушкину. Образ автора — воплощение определенного миропонимания, отношения к жизни, он име­ет значение этической нормы, духовно-нравственного идеала.

Особо выделяют «сюжет автора». В ходе повествования нео­днократно возникают моменты, связанные с процессом творчества, обозначается «механизм» возникновения «романа в стихах». Все они призваны подчеркнуть экспериментальность романа, новые принципы построения сюжета (свидетельство чему, например, — сюжетно-композиционная инверсия в романе, когда вступление помещается в фи­нал седьмой главы, новый тип завязки и финала). Сам Пушкин называет свой роман «собраньем пестрых глав», «рассказом несвязным» — и в этом заключено указание на непринужденность повествования, на включение в «историю любви» других сюжетных линий. Размышляет автор и по вопросам литературного языка и т.д. Новаторство обуслов­лено стремлением Пушкина создать «свободный» роман, максималь­но адекватный самой жизни.

«Сюжет автора» обусловлен двойственной природой образа авто­ра, который, с одной стороны, вводится в произведение как персонаж (и в этом смысле он такой же герой, как Онегин, Татьяна, Ленский), но од­новременно с этим он творец, создатель художественной реальности. Пушкин включает в текст романа свои сомнения, художественные поис­ки, полемические выпады против литературных стереотипов и канонов, свое видение того, каким должен быть роман о современном человеке, отсюда обширный литературный фон в произведении, отсылки к конк­ретным литературным произведениям, творческим индивидуальностям.

Все это рождает еще один неявный сюжетный пласт - так называ­емые «чужие сюжеты». По сути, это литературный фон «романа в стихах». Пушкин использует сюжеты, способы повествования, сюжет­ные ходы и ситуации, персонажи, заимствованные из произведений дру­гих авторов, русских и иностранных. Так, Онегин напрямую соотносится с байроновским Чайльд-Гарольдом, но есть и другая аналогия (она обозначается в 8-й главе) — с Адольфом Бенжамена Констана. Образ Онегина соотносится и с образом «сатанического» героя Мельмота-скитальца. Своих литературных двойников имеет каждый центральный персонаж «Евгения Онегина».

В романе «Евгений Онегин» Пушкин использует новые принципы создания характера. Внутренний мир его героев — результат очень сложного влияния эпохи, воспитания, среды, культуры, природных свойств и т.д.

Роман не отличается обилием происшествий, поэтому те редкие события, которые отражены в нем, оказываются узловыми, пово­ротными. Пушкинский герой всегда свободен в выборе поступка, не случайно автором каждый раз намечаются возможные варианты пове­дения, но герой поступает «по-своему», не оправдывает ожиданий ав­тора и читателя. Поступок героя обусловлен его индивидуальностью, но в свою очередь через поступок проявляется его индивидуальность. Из­вестно, что первоначально в сюжете романа Татьяне отводилась вто­ростепенная роль. Она писала письмо Онегину — этим ее пребывание в романе исчерпывалось. Но поступок потянул за собой новые сюжет­ные повороты, обозначил ее внутренний мир, а потому сам образ по­требовал дальнейшей разработки. Не случайны признания Пушкина о том, что его Татьяна «выкинула штуку — взяла да и вышла замуж». Не случайны его отказы от прогнозирования дальнейшей судьбы героини (в связи с этим часто приводят эпизод, когда одна из светских дам, обес­покоенная судьбой Татьяны, просила Пушкина пристроить ее повыгод­нее). Герой, оказываясь на жизненном перепутье, начинает вести себя непредсказуемо для автора, сам «творит» свою судьбу.

Через поступок выявляется связь героя с миром, им отвергаемым. Так дуэль показывает, что Онегин, противопоставивший себя поместному дворянству, зависим от мнений, оценок этого мира. В нем проявляет себя светский человек, привыкший в своих действиях руководствоваться не душевным порывом, не внутренними убеждениями, а «кодексом чести», принятым в обществе. По сути, поступок Онегина открывает то, что рань­ше во сне открылось Татьяне. Онегин — не просто часть общества, он ярчайший его представитель. Он «свой» среди петушковых, пустяковых, харликовых, хотя и не сознает этого, уж слишком безыскусен, примити­вен, интеллектуально беден мир уездного дворянства.

Для «Евгения Онегина» характерна прерывистость сюжетно-психологического рисунка. Пушкин оставляет за пределами романа очень важные сточки зрения становления характера моменты. Все перелом­ные моменты в судьбах Онегина и Татьяны остаются непроясненными. Что происходило с Татьяной, после того как на нее обратил внимание «какой-то важный генерал», как она превратилась из провинциальной девочки, которая не умела «властвовать собой», в законодательницу светских гостиных? Что происходило с Онегиным во время его стран­ствий по стране (существует глава «Путешествие Онегина», но Пуш­кин не включил его в основной корпус романа и оставил в Примечаниях в виде отдельных фрагментов)? Пушкин «возвращает» героев к чита­телю в очередной кризисный момент их судьбы. И выявляется следую­щее обстоятельство — новая встреча Онегина с Татьяной происходит в принципиально иных обстоятельствах и ведут они себя совершенно иначе, но их внутренний мир остался прежним.

Выражению концепции «неизменной изменчивости» способствует и композиция «Евгения Онегина». Ее особенностями являются сим­метричность (в романе использован принцип обратной симметрии, который еще называют принципом зеркальности, порубежное положе­ние в этом смысле занимает «сон Татьяны»), внезапный обрыв сю­жетной истории (она прекращается в самый драматический момент), разного рода сюжетно-композиционные инверсии (в начале рома­на за монологом героя следует рассказ о его жизни в Петербурге, тем самым основной сюжет обрывается) и обусловленная ими ретарда­ция (замедление)действия, контрастность (подчеркнутая противо­положность) героев, сюжетных линий (антитеза в романе становится одним из основных художественных приемов).

Столичное и поместное дворянство. Пушкин правдиво изо­бражает ту среду, в которой живут главные герои его романа. Воспроизводя атмосферу городских дворянских салонов, в кото­рых прошла молодость Онегина, автор подробно останавливается на разговорах, удовольствиях вечно праздных их обитателей. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. В свете царят скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Здесь они формируются в Протасовых, известных «низостью души», в «диктаторов бальных» и «пере­крахмаленных нахалов». Мелкая суета, пустопорожние разговоры «необходимых глупцов», душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной и пестрой, внешне ослепительной, но лишен­ной внутреннего содержания. Татьяна почувствовала своим умным и чутким сердцем именно пустоту светской жизни.

А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мои модный дом и вечера, Что в них?.. — (8, XVI)

искренне признается она Евгению.

Та же праздность отупляет и провинциальных дворян. Пуш­кин подчеркивает мертвящую скуку пустого и по-своему удиви­тельно однообразного существования. В деревне нет того блеска, который поражает в Петербурге или в Москве, но здесь царят та же скука и та же убийственная лень.

Провинциальное дворянство тоже, естественно, не может обой­тись ни без местных франтов, ни без своих сплетников и глупцов, ни без своих остряков и дуэлистов. Именины Татьяны изображены как типичный праздник провинциальных дворян, а судьба матера Татьяны и ее мужа, Дмитрия Ларина, как постепенное угасание душевных порывов и внутреннее омертвление.

Со страниц романа можно узнать о том, как одевались, что было в моде, что подавалось в ресторанах, какие балы проводились. Проследив за распорядком дня Онегина, мы узнаем о том, чем жил свет. Из описания кабинета Онегина можно понять, что «украшало кабинет философа в осьмнадцать лет», чем и с кем торговала Россия той эпохи. Рисуя высший свет Петербурга с «необходимыми» глупцами, клеветниками, чопорными «бальными диктаторами», Пушкин не забывает «о соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах», о характерах и нравах высшего света. Рисуя картину патриархальной Москвы, описывая ее гостиных «бессвязный пошлый вздор», «ярмарку невест», Пушкин вместе с тем любит Москву, сердце России:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Пушкин не обошел вниманием и глухую помещичью провинцию, крепостную деревню. Бесцветной и пошлой предстает жизнь провинциальных помещиков, родителей Ольги и Татьяны, однако старики Ларины вызывают сочувствие поэта. Причина в том, что их «патриархальная» строгость в отношениях с крестьянами не исключала и доли человечности, привязанности к слугам. Представляя читателю все слои русского общества того времени, Пушкин показал весь народ, реалистическую, конкретно-историческую повседневность жизни, в которой - «свежие мечтанья» истлевают, «как листья осенью гнилой». Широко и правдиво изображается этот мир и судьбы попадающих в сферу его влияния людей.

Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, «энциклопедией русской жизни и в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением».

Владимир Ленский. Патриархальный уклад усадебной жизни формировал весьма распространенный тип бездумной посредственности. Та­кова Ольга Ларина. «Ленский, — по справедливой мысли Белин­ского, — украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было...» Выйдя замуж за Ленского, она стала бы «вторым исправленным изданием своей маменьки» (Белинский).

Среда оказывает решающее влияние не только на дюжинные натуры, но и на одаренных от природы людей. Дворянский быт и заимствованная западная культура определили романтический, далекий от реальной русской жизни настрой мыслей и чувств Ленского. «Полурусский сосед» Онегина, «поклонник Канта и поэт» не имеет сколько-нибудь ясного представления о реальной жизни. В своих стихах

Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль, И романтические розы...

По шутливому замечанию Пушкина, «его стихи, Полны любовной чепухи».

Ленский молод. Ему «Без малого... осьмнадцать лет». Как бы сложилась его жизнь в дальнейшем, в пору возмужания? Верный правде жизни, Пушкин не дает прямого ответа на этот вопрос. Ленский мог сохранить жар сердца, понять великое значение русской национальной культуры, сблизиться с прогрессивной ча­стью дворянской интеллигенции, которая готовила восстание 14 декабря 1825 года, и стать поэтическим голосом народа («Его умолкнувшая лира Гремучий, непрерывный звон В веках под­нять могла. Поэта на ступенях света ждала высокая ступень»). Но Ленский мог превратиться и в заурядного помещика, который, подобно Дмитрию Ларину, «носил бы стеганый халат» и завер­шил бы свою жизнь весьма обыкновенно:

Пил, ел, скучал, толстел, хирел И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей, Плаксивых баб и лекарей, (6, XXXVIII)

Евгений Онегин. Евгений Онегин - главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, “наследник всех своих родных”, как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нём весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его манеры, способности вести разговор, все эти положительные качества даются как-то иронично. Автор, с каким-то неповторимо корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же время всегда остаётся капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным (Онегин добрый мой приятель), что поэту нравятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней...

Онегин – молодой человек с эгоистичными чертами: отец почти не обращал на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - “мосье и мадам”, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его острый язык и подлость характера стали причиной гибели Ленского. Пушкин хорошо сказал о его злом и остром языке:

Сперва Онегина язык меня смущал;

Но я привык к его язвительному спору,

И к шутке с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Противоречия в характере Онегина, сочетания в нем безусловно положительных черт с резко отрицательными, обнаруживаются на протяжении всего романа; четко видны изменения Онегина: ему надоедает жизнь городского франта, ему наскучивает эта роль и он переселяется в поместье, оставленное ему в наследство от дяди. Там он на некоторый промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему наскучивают через пару деньков. События, происходящие в последних главах, сильнее всего действуют на него: первое его изменение - смена привычного эгоизма и пассивного невнимания к окружающим приходит вместе со смертью его друга, Ленского, которая происходит по вине Онегина. В этот момент, он уже не тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный эгоист. Он буквально приходит в ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. Убийство Ленского то и переворачивает всю его жизнь. Он не переносит воспоминаний об этом зловещем преступлении, которые приносят знакомые места, он мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не увенчиваются успехом. Он возвращается после долгого путешествия по России. Он познаёт все муки любви, сидя у себя в кабинете. Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал только о самом себе...

Мы видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он стал гораздо серьёзнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, которые задевают его до глубины души. Вернувшись, Онегин вновь встречает Татьяну. И вот теперь-то он, пораженный ее умом, благородством, сильными душевными качествами, сдержанностью в выражении чувств, влюбляется в Татьяну.

Главный герой романа Евгений Онегин - типичный молодой дворянин начала XIX века.

Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях. Эпиграф к этой главе: "И жить торопится и чувствовать спешит" (Князь Вяземский).

Пушкин начинает свой строчкой из знакомой каждому его современнику басни Крылова "Осел и мужик": Осел был самых честных правил... и переделывает эту строчку по-своему.

Роман начинается без всякого вступления - мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы

Ему подушки поправлять.

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет "лицемерить, казаться, являться"; зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться...

Евгений Онегин - воплощение европейского сознания: европейской культуры, образованности, приоритет рационалистического сознания. Подчеркивается его отчужденность от национальной жизни: он без семьи, воспитан иностранным гувернером, засилье иностранных слов в первой главе.

Трудно Онегину в деревне - потому трудно, что он умнее, честнее тех людей, которые окружают его. И ему эти люди постылы, и он им враждебен; они злословят о нем:

Сосед наш неуч; сумасбродят;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино

Общество франкмасонов (полуграмотные помещики исказили это слово и получилось: фармазоны). Сам Пушкин во время южной ссылки примыкал к кишиневской масонской организации. Среди масонов было немало передовых людей, будущих декабристов, потому их так ненавидели соседи Онегина. Читая первую главу, мы сравнивали Онегина с Пушкиным, Чаадаевым, Кавериным с умнейшими, выдающимися людьми своей эпохи. Евгений не таков, как эти люди, ему недоступны их знания, их таланты, их умение понимать жизнь, действовать. Но он много выше среднего человека своего круга - в этом мы убеждаемся, читая вторую главу. И этого-то не прощает ему его круг.

Когда на сцене появляется Ленский, мы знакомимся с еще одним типом русского молодого человека пушкинской поры.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный...

Увидев Татьяну, Онегин говорит: "Я выбрал бы другую... " и тут же спохватывается: "Когда б я был, как ты, поэт... ". Онегин отталкивает от себя эту возможность: он не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить.

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел...

... То верно б кроме вас одной

Невесты не искал иной...

... Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя...

Пушкин знает, что человек может и должен быть счастлив и приносить счастье другим. В своем романе он показывает, как несчастлив и горек жребий безнадежного эгоиста. В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произойдет сейчас между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина. Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. "Роптанье вечное души" сменилось равнодушием и к людям, и к чувствам:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут - мигом утешался;

Изменят - рад был отдохнуть.

Главная трагедия Онегина: "Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей... "

Посредственность, самолюбивая ничтожность - вот кто счастлив, вот кто не вызывает удивления или недовольства.

Окончательный текст романа - восемь глав - не дает нам ответа на вопрос, где был Онегин целых три года. Но сохранились отрывки из путешествия Онегина: ведь Пушкин сначала предполагал, что роман будет состоять из девяти глав: восьмая расскажет о странствиях Онегина, а девятая - о его встрече с Татьяной в Петербурге. Отрывки ив путешествия Онегина помогают понять, что пережил он, к чему пришел, с каким душевным грузом явился в большой свет осенью 1824 года. Через все его путешествие проходит горькое восклицание: "Тоска!"

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? Тоска! Тоска!

После трех лет странствий

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

Итак, Евгений Онегин - выразитель особенностей содержания жизни всего русского общества в 20-х годах XIX века. Образ жизни героя выражает внешние формы быта русского аристократа: воспитание, описание светской жизни героя, которые во многом определяют его характер, умение скрыться за маской лжи холодность, высокомерие, насмешливость, прагматизм.

Мир Онегина - это мир светских приемов, подстриженных парков, балов. Это мир, где нет любви, есть только игра в любовь. Праздна и однообразна жизнь Онегина. Пушкин показывает, как просыпается город: Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик... Поднимаются люди, у которых есть дела, а Онегину некуда спешить он все еще в постели:

Забав и роскоши дитя,

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова

Однообразна и пестра...

Беда Онегина в том, что «труд упорный ему был тошен». Евгению ничего не надо - в этом его трагедия. Холодность героя, равнодушие к людям, опустошенность - вот что видим мы в нем.

Воспитание Онегина, как показал Пушкин, круг его чтения, сфера его интересов — все это лишено национальных основ. Не­даром в жизнеописании героя преобладает иноязычная лексика, передающая особенность великосветской культуры, далекой от национально русских истоков.

Преимущественное состояние Онегина — скука. Ничто не могло развеять его тоскующую лень. Жажда однообразных удо­вольствий при отсутствии реального, живого дела вкоренилась в психологию Онегина, и он не в силах ее побороть. «Труд упор­ный ему был тошен», — замечает Пушкин. А так как, по мысли автора, только в труде могли проявиться творческие силы лич­ности, то итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга, Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел. (8, XII)

Любовь тоже прошла мимо, ибо чувства героя оскудели — он: подавил в себе невольное волнение, испытанное при виде Татья­ны и по получении ее письма. Лишь позже, потрясенный убий­ством Ленского и вновь встретивший Татьяну, Онегин обрел спо­собность к большому и сильному чувству, В первых же главах. Онегин лишен самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоен­ных светских «истин», главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:

Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать... (1, X)

Эта «наука страсти нежной» — необходимая принадлежность, светских салонов и гостиных.

И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась траги­чески. В мотивировках поведения Онегина Пушкин постоянно сталкивает порывы его души с привычными, внушенными свет­ской средой правилами поведения... Как бы благородный ум Оне­гина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли со­циальные условности, сформированные светом. Соблюдая неглас­ный закон чести, установленный светским обществом, Евгений убивает на поединке Ленского.

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир! — (6, XI), - восклицает Пушкин.

Пушкин в романе прослеживает социально-психологическое содержание образа Онегина. Онегинский характер сформировался в определенных общественных условиях, в определенную истори­ческую эпоху. Следовательно, Онегин осмыслен как национально-исторический тип русской жизни, порожденный в конечном итоге самодержавно-крепостническим укладом. Его скептицизм, разоча­рование — это отражение общего «недуга новейших россиян», ко­торый охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько свет­скую среду, сформировавшую его как личность. Онегины обречены па бездействие. Они уже не способны ни на самоотверженную любовь, ни на дружбу. Отсюда возникает идея общественного, суда и обвинение падает скорее не на героя, а на общественно-исторический уклад русской жизни.

Татьяна Ларина. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Поэт не скрывает, что Татьяна мила ему, это его идеал женщины: "Друзья мои! Я так люблю Татьяну милую мою... " Что же, по мнению Пушкина, прекрасно в этой героине? Это, прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, это естественность, отсутствие всякой фальши в поведении, это цельность натуры, т.е. отсутствие болезненных противоречий между решением (словом) и поступком (делом). Перед нами личность, человек не менее значительный, чем Онегин.

Она от природы одарена «воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным».

Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту родной природы. Она близка к национальной и народной почве. Она воспитывалась под сильным влиянием няни - крепостной крестьянки. Ей она открывает свою душу. Татьяне чужды интересы провинциальных помещиков, "она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Она сознает свое одиночество в этой среде. В письме Онегину признается: "Вообрази, я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна".

Перед читателем возникает в первых главах образ чистой искренней девушки, наивной в своем стремлении к счастью. Но вот прошло 2 года. Татьяна княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она? И да, и нет. Конечно, она не потеряла главного - своей простоты, естественности, человеческого достоинства.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех

В Татьяне Пушкину близко ее равнодушие к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Самое главное в характере и поведении Татьяны это ее нравственное чувство долга, ответственность перед своей совестью берут верх над чувством любви. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который "в сражениях изувечен", гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась своей возвышенной душой, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.

Наряду с образом "главного лица" - Онегина, образ Татьяны самый значительный и важный в романе. Отношения между Онегиным и Татьяной составляют основную сюжетную линию пушкинского романа в стихах. Однако в этой личной любовной фабуле таится далеко идущее содержание, именно в ней-то и заключен наиболее полный ответ на поставленный поэтом вопрос о печальном одиночестве главного лица романа в окружающей его действительности, об основной причине "русской хандры" Онегиных.

Татьяна-исключение из своей среды. Она - также представительница новой, молодой России. Как и Онегин, который "для всех... кажется чужим" и сам ощущает эту свою чуждость "она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Татьяна полюбила Онегина потому,что, как говорит поэт, "пора пришла", но не случайно, что полюбила она именно Онегина. Вместе с тем характер Татьяны сложился совсем в другой общественной среде, развился совсем в иной обстановке, в иных условиях, нежели характер Онегина. Татьяна, по словам поэта, - "русская душою, сама не зная почему". Но читателям Пушкин полностью раскрывает, почему это так.

Уже самое имя Татьяны «не­разлучно» для Пушкина с «воспоминаньем старины». Татьяна окружена фоль­клорными образами («Страш­ные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей»). Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных сказок. Ей сопутствует «Песня девушек», ей понятны народные обычаи:

Татьяна верила преданьям Простонародной старины... (5, V)

Вот эта простая народная культура, выражающая склад рус­ского характера и народные идеалы, исподволь формировала нравственность Татьяны. Самый процесс становления характера Татьяны Пушкин оставляет за рамками романа. Можно только догадываться, почему в одной семье Лариных возникли разные характеры Ольги и Татьяны. Пушкин пишет лишь, что Татьяна «в семье своей родной Казалась девочкой чужой». Развитие ее души совершается в полной зависимости от народной культуры, быта, обычаев и нравов. Вследствие этого Татьяна предстает во­площением национального духа и пушкинским идеалом.

В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет Татьяну исключительной душевной цельностью. Мысль и чув­ство, разум и поступок для нее одно и то же. Поэтому, полюбив, она первая открывается Онегину в любви, преступая условные законы дворянской морали. Она ведет себя просто и естественно К любви она относится серьезно и самоотверженно:

Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя, —(3, XXV) говорит о ней поэт.

Пушкин всюду подчеркивает нравственную чистоту, глубокий ум и удивительную простоту Татьяны, где бы она ни появлялась — на фоне природы или в светской гостиной. Нравственные идеа­лы Татьяны близки народным обычаям. Ее ответ Онегину: Но я другому отдана; Я буду век ему верна — выдержан в духе исконной народной морали так же, как и неволь­ное признание: Я вас люблю (к чему лукавить).

Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с непритя­зательной, но исключительно поэтичной русской природой — про­стой, лишенной экзотики. Отсюда возникает характерное противо­поставление русской природы, деревенской жизни Татьяны, пол­ной тихих и поэтичных прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости:

Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь.,, она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок... (7, III)

Значительность натуры Татьяны проявилась и в том, что она осталась внутренне той же «простой девой» с теми же стремле­ниями. Она готова отдать

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад... (8, XVI)

Душевная цельность Татьяны в наибольшей степени харак­теризует гармоническое единство лучших сторон высокой дворян­ской и простонародной культуры — пушкинский поэтический идеал. Поэтому автор не скрывает своих симпатий к Татьяне.

Татьяна – женщина с сильной душой. Пушкин знал, видел вокруг себя таких женщин. Таковы были жены декабристов, добровольно отправившиеся, вопреки всяческим препятствиям и помехам, за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, на жизнь, полную лишений и страданий. Среди них были и такие, которые шли в ссылку вовсе не из любви к мужу, а из сознания своего долга, своей обязанности по отношению к близкому им человеку.

Тип такой русской женщины Пушкин и создал в своем романе.

Значение романа. Роман оказал огромное влияние на формирование русского реали­стического романа. Многие открытия, сделанные Пушкиным, были восприняты И.О. Тургеневым, И.А. Гончаровым, Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским и т.д. Прежде всего, получил дальнейшее осмысле­ние тип главного героя как выразителя настроений эпохи, как «героя» своего поколения. Личность становилась центром романного повество­вания, но одновременно с этим обозначались и среда, и мир, в которых человек был принужден жить. Кроме того, роман был распахнут в ис­торию, поэтому в нем упоминались исторические реалии, были слыш­ны отголоски политических настроений, споров. Герой оказывался погруженным в самую гущу жизни, даже если стремился убежать от нее. В характере, судьбе главного героя, как правило, отражались проти­воречия эпохи, поэтому его внутренняя жизнь — это метания, поиск пути, высшей цели жизни (сознание героя можно обозначить как «кри­зисное»). Рядом с ним всегда оказывался женский персонаж, цельный, сильный, духовно богатый. Герой проходил через «испытание любо­вью», но, как правило, не выдерживал его.

Восприняты были и такие особенности пушкинского романа, как отсутствие развернутой экспозиции — внезапное включение в поток ПО жизни, а также «открытый» финал. Принцип антитезы, доминирующий в «Евгении Онегине», сказался и в системе образов, и в сюжетной орга­низации произведений позднейших мастеров, и в противопоставлении столицы и провинции и т.д.

Пушкинский роман вошел в русский реалистический роман и через скрытое и явное цитирование.

Можно утверждать, что роман «Евгений Онегин» для последующей русской литературы стал своего рода «каноном», но не застывшим, а вечно варьируемым.

Язык "Онегина" использует все богатство и многообразие языка, все стихии русской речи и потому способен охватить различные сферы бытия, выразить все многообразие действительности.

Пушкин применяет в своем романе и соответствующую стихотворную форму: специально созданной Пушкиным - четырнадцатистишной, так называемой "онегинской строфой".

В творчестве самого Пушкина "Евгений Онегин" сыграл исключительно важную роль. Пушкинский роман в стихах и по жанру, и по содержанию, и по небывалой дотоле широте художественного охвата действительности, - органическое соединительное звено между Пушкиным 20-х и Пушкиным 30-х гг. - Пушкиным-поэтом и Пушкиным-прозаиком.

Огромно значение "Евгения Онегина" и для развития последующей русской литературы. В "Онегине" началось и получило наиболее глубокое и всестороннее выражение становление нового, реалистического метода.