Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
К мужскому роду относятся существительные, образованные от существительных мужского рода с помощью суффиксов -ИН(А), -ИШК(О), -ИЩ(Е): голосина, чемоданишко, дождище.
К женскому роду относятся существительные, образованные от существительных женского и некоторых существительных мужского рода с помощью суффикса -ИН(А), от существительных женского рода с помощью суффиксов -ИШК(А), -ИЩ(А): громадина, стволина, ручишка, ножища.
К общему роду относятся слова, используемые для обозначения лиц и образованные от существительных мужского рода при помощи суффикса –ИН(А): молодчина. Слова детина, дурачина мужского рода.
Род некоторых существительных, образованных с помощью суффикса –ИЩ(Е), может различаться в зависимости от значения: топорище – м. р. (большой топор) – топорище – ср. р.(рукоятка топора).
Упражнение 105. Определите род следующих существительных:
Домишко, дождина, паспортина, сугробина, уродина, головища, пожарище (большой пожар), пожарище (место, где произошел пожар), плечище, скотина, домина, гардеробишко, голосишко, городище (большой город), городище (древнее поселение), дубина, носище, животина (большой живот), носишко, животина (животное), хлебушко, жердина, караваище, житьишко, бородища, страшилище.
Упражнение 106. Ниже приведены варианты имен существительных, испытывающих колебания в роде между мужским на твердый согласный и женским на -А. Укажите устаревший или просторечный вариант, а также варианты, различающиеся по значению (например, специальные, профессиональные слова). В случае затруднений обратитесь к толковым словарям русского языка, орфоэпическому словарю или словарю-справочнику «Грамматическая правильность русской речи».
Образец: канделябр – канделябра (устар.), банкнот – банкнота (финанс.), гранат (плод; полудрагоценный камень) – граната (артиллерийский снаряд).
Рельс – рельса, баклажан – баклажана, манжет – манжета, фильм – фильма, чинар – чинара, жар – жара, георгин – георгина, шлиц – шлица, ботинок – ботинка, зал – зала – зало, манер – манера, просек – просека, ставень – ставня, жираф – жирафа, мангуст – мангуста, эпизод – эпизода, браслет – браслета, жилет – жилета, змей – змея, идиом – идиома, клавиш – клавиша, клипс – клипса, перифраз – перифраза, плацкарт – плацкарта, помидор – помидора, сандалий – сандалия, скирд – скирда, тапок – тапка, туфля – туфель, шпрот – шпрота, эполет – эполета, заусенец-заусеница.
Упражнение 107. Определите род приведенных ниже существительных, оканчивающихся на мягкий согласный, Ж и Ш. Отметьте случаи возможного употребления существительных в мужском и женском роде.
Бандероль, ваниль, вермишель, вуаль, выхухоль, гастроль, дирижабль, дуэль, кадриль, канифоль, гуашь, диагональ, епитрахиль, лосось, мигрень, моль, мышь, нашатырь, озимь, отель, пастель, персоль, псалтырь, рояль, студень, табель, толь, тюль, фасоль, шампунь, хмель, щебень, мозоль.
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи