Художественный стиль
Художественный стиль обслуживает искусство как особую сферу человеческой деятельности. От других стилей художественный стиль отличается прежде всего тем, что может использовать ресурсы всех языковых стилей, в том числе и внелитературные языковые средства, например, элементы диалектов, просторечия, жаргонов.
Язык художественной литературы отличается от всех прочих разновидностей литературного языка разнообразием групп лексики, которые используют писатели в своем творчестве. Прежде всего это лексика межстилевая, в стилистическом отношении нейтральная: сестра, брат, окно, дерево голос, роза и т. д. Кроме того, преимущественно в художественной литературе используются устаревшие слова – историзмы(названия уже ушедших из жизни реалий действительности) иархаизмы(устаревшие названия сохранившихся реалий действительности): «Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такиминочлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромныйбарышдомовладельцам. Под нижниминарами, поднятыми нааршинот пола, былилоговищана двоих…Пространство варшинвысоты и полторааршинаширины между двумярогожамии есть «нумер»…» (В. Гиляровский «Москва и москвичи».
В художественной литературе употребляются также неологизмы– новые слова, не вошедшие еще в употребление. Особые группой лексики являютсяэкзотизмы– иноязычные по происхождению слова, характеризующие быт и национальные особенности того или иного народа: рантье, буржуа, кюре, аул, мечеть, медресе, гяур, пери, гарем. Данные наименования уже в некоторой степени освоены русским языком, передаются графически русскими буквами.
Используются худ. литературой и варваризмы– иноязычные слова, не освоенные языком, часто передающиеся посредством алфавита языка-источника. Например, Пушкин таким образом описывает в «Евгении Онегине» Татьяну Ларину: «Никто б не мог ее прекрасной/ Назвать; но с головы до ног/ Никто бы в ней найти не мог/ Того, что модой самовластной/ В высоком лондонском кругу/ Зоветсяvulgar…» (vulgar– вульгарный – англ.). Особым разрядом книжной лексики является так называемаяпоэтическаялексика, имеющая характер приподнятости, патетичности. Группа поэтической лексики сформировалась в конце 18 – начале 19 века. Она состоит из старославянизмов, заимствованных слов, отдельных слов из народной поэзии: очи, ланиты, поныне, вещать, година, пламенный, волшебный, уповать, жребий, нега, музы.
Выразительность художественному тексту придают устойчивые воспроизводимые выражения – фразеологизмы: не в коня корм; работать спустя рукава; лить крокодиловы слезы. К фразеологизмам относят также пословицы, поговорки, крылатые слова и афоризмы: Краденое порося в ушах визжит; Богатому сладко естся, да плохо спится;Cogito,ergosum(Мыслю, значит существую); Человек – это звучит гордо (Горький) и т.д.
Большую роль в языке художественной литературы играют тропы, фигуры, средства фонетической выразительности.
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи