Личные окончания глаголов
Упражнение 26. Вспомните правило о правописании безударных личных окончаний глаголов. Вставьте пропущенные буквы.
I. Он выль...т, он ма...тся, крас...т, бре...тся, он чу...т, вытерп...т, он разве...т, он стел...т, зре...т, наверт...т, надо...т, он держ...тся, заво...т, выпад...шь, он вымет...т, затрат...т, разве...шь, он выкол...т, застел...т, рассе...шь, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...тся, вытесн...т, прикле...тся, высид...т (птенцов).
Он бре…т, завис…т, мел…т, зижд…тся, стел…т, выздорове…т, обессиле…т, стел…т, крикн…т, гон…т, брезж…т, вытр…т, ненавид…т.
Они дыш…т, вид…т, кле…т, брезж…т, стел…т, выйд…т, стукн…т, опротиве…т, обид…т, бор…тся, держ…тся, обескрове…т, опостыле…т.
II. Если война продлится, агрессоры обезлюд…т всю страну. Скоро наша деревня совсем обезлюд…т. Потеря крови обессил…ла бойца. От потери крови он обессил…л. Крикн…те погромче, она плохо слыш…т. Если вы крикн…те, она проснется. Вытр…те ноги, мы помыли пол. А не вытр…те ног, мы вас выгон…м. Весь день они кле…ли конверты. Вы уже посе…ли рожь?
Упражнение 27 (Повторительное). Определите тип орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.
В ущель..., в весель..., прохладная стел...тся тень, посмотр...шь, ненавид...мый, в голубом сиянь..., плещ..т волна, сып...тся величественный гром, несконча...мый, в забыть..., знать цену каждой копейк..., услыш...шь, увид...шь, захоч...шь, неприкаса…мый, пойти к землянк..., расположенной в полусотн... сажен от реки, на дач..., тихо зыбл...тся рожь, независ…мый, служить на батар..., встретиться в Заполярь..., он кол...т и руб…т дрова, дыш...м полной грудью, несгора...мый, незыбл...мый, в личной дружб..., мороз щипл...т нос и щеки, найти на опушк..., под мостом курлыч...т речка, приемл...мый, невменя...мый, недосяга...мый, обтека...мый.
Правописание -Н- и -НН- в формах полных прилагательных и причастий, а также в производных существительных
Упражнение 28. Вспомните правило о правописании –Н- и –НН- в прилагательных и существительных. Вставьте –Н- или –НН-.
I. Зеле…ый, ю…ый, петуши…ый, соломе…ый, революцион…ый, си…ий, оловя…ый, тума…ый, сви…ой, лебедин…ый, серебря…ый, подветрен…ая (сторона), знаме…ый, гости…ая, гуси…ый, окраи…ый, вчераш…ий, кури…ый.
II. Кустар…ик, мали…ик, труже…ик, гости…ица, ветре…ик, конопля…ик, варе…ик, масле…ица, костя…ика, ольша…ик, торфя…ик, багря…ица, воспита…ик, пле…ик, посла…ик, изгна…ик, избра…ик, собстве…ик, родстве…ик, листве…ица, ремесле…ик, совреме…ик, язве…ик, таможе…ик, свяще…ик, зако…ик, оси…ик, поле…ица, бесприда…ица, моше…ик, дружи…ик, зво…ица.
Упражнение 29. Вспомните правило о правописании -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Бешен…ый волк, морожен…ое мясо, правлен…ое учителем с…чинение, изранен…ый солдат, (не)угомон…ый враг, стрел…н…ый воробей, (не)пуган…ое зверье, прощен…ое воскресенье, (не)видан…ое и (не)слыхан…ое прои…шествие, (гладко)крашен…ая ткань, (мало)солен…ый огурец, куплен…ый дом, посажен….ый отец, корч ван…ый участок, и…жарен…ое мясо, (не)кошен…ый огорожен…ый луг.
Упражнение 30 (Повторительное). Определите тип орфограмм. Вставьте пропущенные буквы пропущеные буквы.
Плохо глаже...ый костюм, казне...ый вчера, посла...ик, бесприда...ица, кожа...ый пояс, обма...ый маневр, недоуче...ое правило, смышле...ый, великомуче...ица, ю...ость, толче...ый чеснок, двусмысле...ый, фасова...ый сахар, полуде...ый зной, недопече...ый, жаре...ый в сухарях, недосоле... ый бифштекс, бесце...ая реликвия, облицова...ый, щедро соле...ая картошка, листве...ица, непроше...ый гость, моното...ый, моше...ичество, подли...ый, испече...ый пирог, мало ноше...ое пальто, прида...ое, карма...ик, бракова...ый товар, пудре...ица, мороже...ые в холодильнике овощи, купле...ый учебник, дикови...ая вещь, несмышле...ый мальчуган, миграцио...ый комитет, жела...ая встреча, племя...ица, стра...ик, недюжи...ые способности, дистиллирова...ая вода, нереше...ый вопрос, мелко рубле...ый лук, труже...ик, некраше...ая шерсть, бара...ий бок, торжестве...ый, дробле...ый, щипа...ый, наверче...ый, филигра...ый, никогда не лече...ый, смоля...ой, вымоще...ый, тренирова...ый, дружи...ик, мыши...ый, перочи...ый, песе...ик, пунктуацио...ый, плавле...ый в котле, чернё...ый, пришибле...ый, жаре...ый, утомле...ый, ряже...ые, медле...ый, серебря...ый, наезже...ый, обиже...ый, ставле...ик, позицио...ый, не раз пуга...ый, лимо...ый, груже...ый, контуже...ый в бою, реше...ый, льви...ый, отраже...ый, зако...ый, мой суже...ый, аукцио...ый, злоумышле..ик, мгнове...ый, клюкве...ый, златокова...ый, жже...ый, не раз лата...ый, побед...ый, нечая...ый, примороже...ый, багря...ый, варе...ик, зва...ый, глаже...ый, язве...ый, купле...ый, свяще...ый, трёхгра...ый, румя...ый, прожже...ый, еще не чёса...ый, избра...ик, действе...ый, хвале...ый, цивилизова...ый, нитя...ой, прокраше...ый, тка...ый вручную, просмоле...ый, уже ноше...ый, цели...ик, благово...ый, изме...ица, штампова...ый, засале...ый, гости...ый (двор), слоё...ый, неваре...ый, раскале...ый, традицио...ый, краше...ый охрой, трепа...ый, кале...ый, запече...ый, маринова...ый, плете...ый из ивы, барстве...ый, утопле...ик, неукло...ый, надуше...ый, бронирова...ый, рубле...ый, штопа...ый, са...ый, листве...ый, реакцио...ый, высаже...ый, науче...ый, покло...ик.
Дифференциация написания -Н- и -НН- в полных и кратких формах прилагательных, причастий и в наречиях
Упражнение 31. Вспомните правило о правописании -Н- и -НН- в полных и кратних формах прилагательных и причастий. Заполните таблицу приведенными ниже примерами.
Образец:
-
Прилагательные
Причастия
полные
краткие
полные
краткие
Туманное утро. Бездонная пропасть.
Утро туманно. Пропасть бездонна.
Завешенное окно. Взволнованное море.
Окно завешено. Море взволновано.
1. Поляна пусты (нн, н)а. 2. Газон вытопта(н, нн). 3. Обстановка торжестве (н, нн)а. 4. Классы убра(н, нн)ы. 5. Лозунги развеше(н, нн)ы. 6. Требование удовлетворе(н, нн)о. 7. Уборка законче(н, нн)а. 8. Требование зако(н, нн)о. 9. Зако(н, нн)ое требование. 10. Дли(н, нн)ая дорога. 11. Просея(н, нн)ая мука. 12. Мука просея(н, нн)а. 13. Утре(н, нн)ий туман.
Упражнение 32. Вспомните правило о правописании -Н- и -НН- в наречиях на -о(-е). Спишите, раскрывая скобки.
Медле(н, нн)о, открове(н, нн)о, пристой(н, нн)о, невида(н, нн)о, радост(н, нн)о, повзвод(н, нн)о, искре(н, нн)е, изолирова(н, нн)о, позд(н, нн) о, нежда(н, нн)о, увлече(н, нн)о, ежеднев(н, нн)о, недав(н, нн)о, самокритич(н, нн)о, бесслед(н, нн)о, двусмысле(н, нн)о.
Упражнение 33 (Повторительное). Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
1. Море гладко выкова(н, нн)о из синего металла пестрые лодки рыбаков (не)подвижны точно впая(н, нн)ы в полукруг залива. 2. В тумане тихо плывет или, раскале(н, нн)ый солнцем, тает лиловый остров. 3. Уже несколько недель город был обложе(н, нн) тесным кольцом врагов закова (н, нн)ых в железо. 4. Было слышно ржание сытых лошадей доносился звон оружия громкий хохот раздавались веселые песни людей увере (н, нн)ых в победе.5. По у...ким улицам города шагали отряды солдат истомле(н, нн)ых боями. 6. В густой тьме точно рыба в глубине реки бе…молвно мелькала женщина закута(н, нн)ая в черный плащ.
Упражнение 34 (Повторительное). Выпишите сначала прилагательные, затем причастия, затем наречия. Вставьте -Н- или -НН-.
I. Смотрел рассея(н, нн)о, облака рассея(н, нн)ы, девочка рассея(н, нн)а, радость неожида(н, нн)а, получил неожида(н, нн)о, появление неожида(н, нн)о; группа убежде(н, нн)а, рассказывал убежде(н, нн)о; козочка испуга(н, нн)а, говорил испуга(н, нн)о, стадо испуга(н, нн)о; стоит изолирова(н, нн)о, стадо изолирова(н, нн)о, больная изолирова(н, нн)а; выступление оправда(н, нн)о, рисковать оправда(н, нн)о, подсудимая оправда(н, нн)а; женщина раздраже(н, нн)а, говорил раздраже(н, нн)о; рассказывал неувере(н, нн)о; относиться болезне(н, нн)о, процедура болезне(н, нн)а, ранение болезне(н, нн)о; разглядывал бессмысле(н, нн)о, речь бессмысле(н, нн)а, выступление бессмысле(н, нн)о; внимание постоя(н, нн)о, работа постоя(н, нн)а, дует постоя(н, нн)о.
Спишите, раскрывая скобки. Выберите правильное написание.
II. Мы взволнова(н, нн)ы пр…исходящим, девушка красива, но избалова(н, нн)а, вина установле(н, нн)а, брови накраше(н, нн)ы, мясо не прожаре(н, нн)о, он готовил отме(н, нн)о, клятве(н, нн)о обещал, смотрел влюбле(н, нн)о, общество раскова(н, нн)о и весело, она испуга(н, нн)а громом, травы скоше(н, нн)ы, увлече(н, нн)о работал, солдаты ране(н, нн)ы в бою, сад выглядел запуще(н, нн)о.
Упражнение 35 (Повторительное). Вставьте на месте пропусков -Н- или -НН-.
Его сердце было измуче...о неслыха...ыми страданиями. Охотники сложили около костра пале...ую на костре дичь и собрали нащипа...ые перья. Йодирова...ая соль необходима жителям отдале...ых районов Севера. Мой избра...ик огорче...о замолчал, узнав о необходимости отложить помолвку. Моя приятельница сегодня как-то беспричи...о сдержа...а и неразговорчива. Загна...ый заяц замер и пристально, даже как-то смышле...о глядел на своих преследователей. В качестве подарка имени...ику были преподнесе...ы цветы и книги. Светское общение неравноце...о: бывают интересные встречи, но чаще приходится смире...о следовать принятым условностям. В мали...ике мы наткнулись на перепели...ое гнездо. Он напряже...о вглядывался в силуэты прохожих, желая первым увидеть свою избра...ицу. Гране...ый мастером алмаз легко отличить от подделки, выполненной ремесле...иком. В новом песе...ике собра...ы лучшие произведения бардов. На память о нашей дружбе он подарил мне позолоче...ое кольцо с выгравирова...ыми инициалами. Награды была вруче...ы лучшим производстве...икам области. Друг мой смуще...о раскланялся в прихожей и, робко озираясь по сторонам, проследовал в гост...ую. Воспита...ики детской музыкальной школы были приглаше...ы для участия в праздничном концерте. В среду верительные грамоты были вруче...ы посла...иком главе государства. Ране...ый накануне пехотинец отчая...о боролся за жизнь. Сколько чита...о-перечита...о в студенческие годы! Изыска...ость блюду придавала пече...ая в духовке айва. В зимовье валялась небрежно щипа...ая птица и стреля...ые гильзы. Украшением кабинета золотопромышле...ика был гобелен, тка...ый не менее века назад. Моя шустрая воспита...ица наигра...о ответила, что ничего не произошло. Таможе...ая декларация предназначе...а для заполнения при пересечении границы. Имя новой певицы было раскруче...о с рекордной быстротой и стало непреме...ым участником хит-парадов. Наряже...ые в немыслимые костюмы гости ввалились в прихожую и шумно стали поздравлять имени...ика. Молчание предзимнего леса было таинстве...о и завораживало всех путешестве...иков. Преодолев скова...ость первых минут, я облегче...о вздохнул и втянулся в беседу. Все наши замыслы были разгада...ы моей смышле...ой сестрой. Мой друг рья...о принялся за изучение иностра...oгo языка. Этот запах томле...ых в русской печке белых грибов всегда навевал у меня воспоминания о годах, проведе...ых в деревне. С тобой происходит что-то стра...ое – неспроста ты сегодня так рассея...a. Форсирова...ая атака противника была остановлена. На неожида...ые вопросы он отвечал вполне квалифицирова...о. Пойма...ый с поличным, моше...ик был вынужден подчиниться. В эмалирова...ой миске – только что рубле...ая конина. Его первые движения на недавно купле...ых коньках были скова...ы и неуклюжи. Настроение было испорче...о неумело скрое...ым и плохо сшитым костюмом. Как увлече...о он брался за всякое рискова...ое дело! Баржа, уже груже...ая, стояла поблизости от понто...ой переправы.
Правописание частицы не с различными частями речи
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи