3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся / Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1987.
Былинский К.И., Розенталь Д.Э. Трудные случаи пунктуации. – М.: Искусство, 1961.
Владимирова Г.В., Ушакова Н.П.Практикум по пунктуации для подготовительных отделений вузов. – М.: Высшая школа, 1982.
Головин Б.Н.Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. – М.: Высшая школа, 1988.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.Секреты хорошей речи. – М., 1993.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.Занимательная стилистика. Книга для учащихся 8-10 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1988.
Горбачевич К.С.Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
Граудина Л.К.Беседы о русской грамматике. – М.: Знание, 1983.
Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. – М.: Высшая школа, 1983.
Мазилова В.Ф. Практикум по русскому языку. Пособие для студентов-заочников педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
Розенталь Д.Э.А как лучше сказать? Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., Просвещение, 1988.
Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка. – М., 1977.
Розенталь Д.Э.Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд. МГУ, 1992.
Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати). – М.: Книга, 1985.
Тесты. Русский язык. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. Пособие для подготовки к тестированию. – М., 2000.
Тесты. Русский язык. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. Пособие для подготовки к тестированию. – М., 2001.
1Этот и следующий тексты взяты из сборника: Мазилова В.Ф. Практикум по русскому языку. Пособие для студентов-заочников. – М.: Просвещение, 1971.
1Правописание этого слова трактуется разными источниками по-разному. В словаре С.И. Ожегова это слово обозначает небольшую певчую птичку с оранжевым оперением на груди и пишется через -о-. (Словарь русского языка / сост С.И. Ожегов. – М., 1991.) В книге «Соврменная русская орфография» авторы предлагают писать это слово через -а-. (Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. – М.: Высшая школа, 1983.)
1Материалы для справок взяты из следующих источников: 1.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати). – 4-е изд. – М.: Книга, 1985. 2.Былинский К.И., Розенталь Д.Э.Трудные случаи пунктуации. – М.: Искусство, 1961.
1Тире ставится при наличии паузы для обозначения пропуска какого-нибудь члена предложения (чаще всего сказуемого); такое тире называется эллиптическим. При отсутствии паузы эллиптическое тире не ставится, поскольку для предложений данного типа отсутствие сказуемого является нормой, вытекающей из особенности их структуры
2Причастие от глагола развешать, т. е. повесить по разным местам.
1Сведения о наличии-отсутствии смягчения согласного перед Е приводятся в соответствии с данными Орфоэпического словаря. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова.– М.: Русский язык, 1987.
2Сведения о месте ударения в слове приводятся в соответствии с данными Орфоэпического словаря. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова.– М.: Русский язык, 1987. В том случае, если в словаре отмечены вариантные ударения, приводится первый из отмеченных в словаре вариантов.
1Значения слов в упражнениях приводятся в соответствии с данными следующих словарей:Ожегов С.И.Словарь русского языка. – 3-е изд., исправ. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1991; Словарь иностранных слов. – 18-е изд. стереотипное. – М.: Русский язык, 1989.
1Тесты этого раздела взяты из сборника: Тесты. Русский язык. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. Пособие для подготовки к тестированию. – М., 2001.
1Звездочкой отмечены слова, которые могут писаться и слитно, и раздельно в зависимости от условия написания.
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи