Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
Род несклоняемых заимствованных существительных связан со значением слова. У одушевленных существительных род определяется по биологическому полу называемых лиц. Слова, называющие лиц мужского пола по профессии, социальному положению, являются существительными мужского рода: портье (работник гостиницы), гидальго (испанский дворянин). Названия лиц женского пола относятся к женскому роду: инженю (специальная роль молодой наивной девушки), мисс (обращение к незамужней девушке в Англии). Некоторые слова могут употребляться применительно и к мужчине, и к женщине: саами (название национальности), визави (человек, сидящий напротив).
Слова, обозначающие животных, относятся обычно к мужскому роду: динго, колибри, кенгуру. Исключения: цеце (ж.р.), иваси (ж.р.). Наименования неодушевленных предметов чаще всего относятся к среднему роду (но: кофе – м.р.): панно, рандеву. Но если неодушевленные несклоняемые слова тесно связаны с обобщающими словами, называющими более широкое родовое понятие, то род этого обобщающего слова может влиять на род несклоняемого существительного. Возникают колебания в роде. Например: цунами – ж. и ср. род (как волна), авеню – ж. и ср. род (улица), медресе – ж. и ср. род (мусульманская духовная школа).
Упражнение 110. Определите род и лексическое значение следующих слов. Образец выполнения упражнения: атташе – м.р. (лицо, прикомандированное к дипломатической миссии), эмансипе – ж. р. (эмансипированная женщина), сирокко – м.р. (знойный ветер в Африке).
Буржуа, домино, кенгуру, фламинго, кашне, боа, миледи, купе, сопрано, банджо, арго, бюро, гетто, боржоми, бренди, антраша, импресарио, кабальеро, пери, пони, салями, кольраби, марабу, хинди, контральто, мадам, протеже, крупье, кули, мадемуазель, янки, конферансье, шимпанзе, интервью, интермеццо, жалюзи, жюри, тори, рефери, драже, алоэ, харакири, досье, денди, пани, кабаре, кимоно, киви-киви, какао, коммюнике, клише, кюре, мари, меццо-сопрано, миссис, моралите, наци, нотабене, па-де-де, пенальти, перпетуум-мобиле, пупурри, просперити, рагу, ралли, рантье, резюме, реноме, рококо, сити, сомбреро, табу, травести, ультра, факсимиле, фиаско, харчо, цинандали, шевалье, шимми, эльдорадо, шоссе, эмбарго, эскимо, эсперанто, статус-кво, безе, кофе, алиби, авеню.
Многие задания тестов в части А и части В требуют найти предложение с ошибками разных типов, поэтому абитуриенту необходимо выработать навык обнаружения в тексте орфографических, пунктуационных и речевых ошибок:.
Упражнение 111. (Итоговое). Найдите ошибки разного типа в приведенных ниже текстах, исправьте их. Проверьте себя по ключам.
Она удивилась что я приехал в Москву, в не урочное время, в самый разгар лета в серидине моих студенчиских каникул. Я сказал ей, что убижал из деревни из за слишком хороший, прямотаки отличной погоды. «Как же так?» еще больше удивилась она. «обыкновенно убегают, от дождя, от ненастья».
Мне хотелось рассказать ей все по-порядку. Но ни какого порядка в моей, разтревоженной любовью, душе не было. Видел ли я косогорчека, украшенного лиловыми звездочками диких гвоздичик мне казалось, что, если-бы она очутилась сейчас, здесь, рядом со мной, то не было бы в моей жизни мгновения счисливей и лучше.
Сидел ли я над тихим предвичерним омутком, с яркими желтыми кувшинками представлялось, что если бы и она то же сидела здесь и молчала вместе со мной – все было-бы прекрасно.
Установились теплые, тихие, осиянно луные ночи. В общем то когда видешь какую нибудь великую красоту, хотится, что бы рядом были другие люди что бы они то-же видели и наслождались. Я ни мог больше один жить среди летней цветочной лунной ландышевой, прозрачно речной расцсветноросистой красоты. Я ни сколько ни приувеличивал и ничего ни выдумывал говоря ей, что сбижал в Москву от слишком хорошей погоды. В ненастье мне наверно, было-бы легче.
Я пытался нарисовать ей, какую нибудь картину. Когда я расказывал передо мной, яственно, возникали картины: то безмолвных холмов, то зиркального омута то кипящий цветами и пчелами лесной поляны. Но больше всего в моих рассказах учавствовала река. Может быть, потому что стояли летние, жаркие дни, может быть просто, потому что я больше всего люблю реки. Тихое зеркало омута которое разбиваишь в дребезги, прыгнув вниз головой, с травенистого ласкового бережка, хрустальная влага, которая струиться вдоль тела, омывая, и охлождая, каждую клеточку кожи, рыбей всплеск на вечерней заре туманы, разползающиеся от реки, на пребрежные луга, пряные запахи в зараслях крапивы и мяты, когда устроешься в укромном уголке. И уж дрогнул и пошел, в кось под широкий глянцивитый лист красный с белиньким попловок.
Все – и подлунные холмы и темно красные клеверные поля, и влажные лесные тропинки и закатное небо: весь окружающий меня мир казался мне прекрасным и не было никакого изьяна в нем. Теперь когда, вдали от него, я вдохновенно рассказывал – он казался мне еще прекраснее еще сказачнее. Он казался мне прекрасным до сладкого замерания в груди.
(По В. Солоухину)
Волга
Матерью русских рек из давна называли люди Волгу. Из под сруба стариной часовеньки, близь деревеньки Волгино-Верховье, вытекает не приметный ручеек через который перекинут бревенчитый мостик.
Проделав путь, в три тысячи шести сот восьми десяти восьми километров Волга приходит к Каспийскому морю.
Какие только суда ни встречаются на Волге!
Тяжело проплывает огромная нефте-наливная баржа заменяющая собой много железно-дорожных цестерн. В след за ней тянуться, неспеша, широкие боркасы, с нивысокими бортами до верху нагруженые Камышенскими арбузами. Взгляните из дали с берега – точь в точь огромная блюда с плодами плывет по реке. А навстречу, движется длинная улица мощеная бревнами. Как пологается на улице, выровнялись будто по линейке игрушичные домики. Перед домиком, догорает костер, кипит чай в закопчоном котелке, колышится на бичовках вывешанное белье: и все это хозяйство медленно движется в-низ по реке.
Не по-одиночке а кораванами тянуться огромные плоты, нассчитывающие до пятьдесят тысяч бревен. Провести такую грамадину по своинравным поворотам в течение реки, большое исскуство.
На залитой июнким сонцем палубе, с камфортом располажились в камышевых креслах пасажиры трех-этажного теплохода, точно серебрянного от сонца. Не слышно разсекает он зеленовато серые волны реки. По-сравнению с этим пловучим дворцом, не казистым кажется труженник буксир, толкающий спереди себя или ведущий за собою тяжело гружоные баржи.
Бегут скоросные поезда, несутся автомобили по трасам, необьятной Советской страны, но Волга по прежнему величайшая магестраль нашей Родины.
Некоторые задания тестов по русскому языку (преимущественно тестов по русскому языку II), которые включаются чаще всего в часть В, связаны с грамматическим разбором разного типа (фонетическим, характеристикой слова как части речи, синтаксическим разбором). Образцы подобных заданий приведены в предлагаемых ниже упражнениях. Чтобы правильно выполнить эти задания, надо хорошо ориентироваться в основных понятиях лингвистики: знать отличие звука от буквы, уметь определять частеречную принадлежность слова, иметь понятие о грамматической основе предложения, о членах предложения.
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи