Раздел I Орфография
Орфография занимает центральное место в тестовых заданиях по русскому языку. Наибольшее число заданий как в части А, так и в части В тестов связано с орфографией. Причем в тестах задания составлены таким образом, что абитуриент должен только определить правильное написание слова. Сами же слова не распределены по типам орфограмм, что существенно затрудняет задачу экзаменуемого, который чаще всего просто пытается угадать верный ответ. Поэтому определение типа орфограммы – важнейшее условие правильного выполнения задания.
В данном разделе пособия все задания распределены по типам орфограмм. В конце каждой темы предлагаются повторительные упражнения, в которых смешаны разные орфограммы. Эти упражнения максимально приближены к тестовым заданиям. В заключение раздела «Орфография» представлены тексты с пропусками букв и знаков препинания.. Их можно использовать как обобщающе-повторительные упражнения, а можно написать под диктовку.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочное слово, в котором безударная гласная окажется под ударением.
Беспорядочная п…льба, вознагр…ждение, возр…ждение, вообр…жение, вопл…тить, вскл…коченный, выт…чить (деталь), вышк...ленный слуга, д…лина, зак…снеть (в невежестве), зал…зать на дерево, зал…зать рану, зар…дил дождь, землетр…сение, изв…нить, ис…кают силы, накр…нившийся (ствол), насл…ждаться, настр…чить, неисс…каемый, непогр…шимый, неув…даемый, об…жать музыку, обл…чение священнослужителя, обл…ченный властью, обст…ятельство, озн…меновать, оп…здать, оп…ленный солнцем, оп…лзень, оп…лчение, опред…ление, осв…домитель, оскв…рнить, осл…пить, осн…щенный, от…ждествление, оч…рование, оч…рстветь, пар…дировать (политика), пл…вучий док, погл…щение, пок…рать преступника, пок…янная речь, посв…щение брату, потр…сающий, пощ…дить, пренебр…жительный, препод…ватель, приобр…тенный, прит…гательный, провозгл…шать, провозгл…шение, проволочное загр…ждение, просв…титель, разв…вающие игры, раск…лить (железо), раск…лить печь, расщ…пить (полено), расщ…пление (атома), св…тотатство, скр…пить (листы), скр…пя (сердце), см…лить (лодку), см…ркаться, сокр…щение, спл…титься, спл…ченный, спл…ченный, ст..чать сапоги, ст…сненный в средствах, ст…чить шероховатости на детали, супружеская ч…та, съ…звить, т…сненая обложка, уед…ненный, укр…титель, укр…щать, ум…лять значение факта, ум…лять о помощи, ум…лять о пощаде., ут…шать в беде, флаги разв…вались на ветру, ч…рующие звуки, щ…дящий режим.
Непроверяемые гласные в корне
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.
I. Пр…вокация, обв…рожительный, ди…пазон, ак…мп…немент, д…кларация, кат…гория, д…фицит, кр…минальный, эксп…зиция, ц…в…лизация, эст…када, взб…ламутить, р…золюция, арт…ллерия, серт…фикат, эп…демия, подстр…кать, агр…гат, эм…грант, кар…катура, ан…нимный, пр…в…нциальный, г…рнизон, утр…мбовать, д…легат, д…настия, м…ланхолия, щ…п…тильный, ин…циатива, к…бура, ан…мальный, контр…банда, сп…ртакиада, н…вигация, ш…ренга, фр…гат, комп…тентный, ф…лиал, в…ртуоз, к…рпорация, пац…ент, пан…рама, нав…ждение, л…квидация, д…летант, кр…терий, невм…няемый, р…гламент, н…г…дование, н…тариус, об…грить, стаж…ровка, гард…роб, пр…в…редливый, ф…л…гранный, д…ректива, к…рупция, экстр…вагантный, трансп…рант, д…легация, к…нтинент, компл…мент, оранж…рея, к…нф…скация, ап…л…дисменты, ант…гонизм, п…лемика, эск…лация, н…стальгия, в…нт…лятор, в…негрет, сув…ренитет, обл…гация, опт…мист, пе…с…мист, пр…токол, м…нумент, аб…н…мент, рез…денция, в…теран, тр…фарет, дел…катес, пер…ферия, аб…риген, б…рдюр, в…ст…бюль, д…зинфекция, ид…ология, инт…лигент, проп…ганда, г…г…мония, ап…ляция,
II Д…ликатес, пер…ферия, грам…тный, кат…строфа, изв…яние, к…фетерий, ин…циатор, им…тация, б…йкот, тр…гичный, ре…нимация, кар…катура, мет…морфоза, ар…матный, …пархия, пр…митивный,, об…няние, лаб…ратория, к…нцепция, (финансовый) м…гнат, г…рбарий, м…ланхолия, к…нонада, …реол, апл…дировать, н…фталин, конф…тюр, прив…легия, к…льмар, диаг…наль, к…бала, к…рдиограмма, р…ликтовый (лес), экстр…вагантный, р…ставрация, фр…муга, к…раван, к…пелла, тр…умфатор, пл…яда, к…вычки, г…рмоничный, г…неалогия, к…валерист, ц…гейка, с…ната, об…яние, в…тага, …патия, к…веркать, г…лоп, к…тапультироваться, к…шемировое (пальто), д…серт, п…гмент, п…лисадник, к…мпоновать, б…дминтон, л…мпас, бр…вада, б…тонировать, м…ценат, в…трушка, в…лидол, фен…мен, гр…вюра, г…рмония, к…морка, возр…жать, п…рапет, фехт…вание, эп…столярный (стиль), б…ламут, в…девиль, кв…лификация, трансп…рант, библи…фил, к…рамика, д…виденд, об…грить (кровью), акв…рель, к…рифей, ф…лателист, п…ртитура, см…ркаться, карн…вал, с…муляция, с…нет, пан…братство, к…лчан, н…гилизм, фл…гматик, ник…лированный, …рнамент, н…тюрморт, п…радокс, …ратория, к…валерия, пр…мьера, …блигация, ан…малия, прив…редливый, в…теран, пр…зидент, р…зиденция, б…калея, ж…кей.
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи