Стили речи Разговорный стиль
Разговорный стиль языка (разговорная речь – РР) обслуживает сферу бытовой жизни людей. Особенности РР проявляются как в произношении слов, так и в образовании грамматических форм и конструировании предложений. В произношении наблюдается более сильная редукция гласных звуков и целых слов, выпадение согласных: универстет, Пал Палыч, чэк (человек), пажалста и т.д.
В области морфологии наблюдаются особые формы обращений: Паш, Маш-а-Маш, практически в РР отсутствуют причастия и деепричастия (книжные формы).
Наиболее ярко и последовательно особенности разговорной речи проявляются в синтаксисе. Здесь активно прослеживается тенденция к упрощению языка. В РР очень частотны бессоюзные сложные предложения: Зайду в магазин / соль нужна; Смотрю в окно / дождь; Вот такой костюмчик хочу / девушка прошла.
В РР очень частотны неполные предложения, т.е. предложения, в которых опущен тот или другой член предложения. Для РР характерны ситуативно неполные предложения (т.е. понимаемые собеседником только в конкретной ситуации): Остановите на следующей; Закипел / выключи; Два до Рославля; Бери только плацкарт. В РР особые способы обозначения предметов, лиц: Дай мне во что завернуть; У меня нет куда арбуз положить; Возьми ложки где посуда.
Самая яркая примета РР – это особая лексика. В русском языке есть много стилистически окрашенных слов и фразеологизмов, которые употребляются чаще всего в РР, а также в языке худ. литературы. В словаре они обычно снабжены пометами разг.,фамильярн.,шутл.: ушастик, карапуз, транжира, сластена, препираться, дурашка, долдонить, зануда, морочить голову, водить за нос, брать на испуг, закинуть удочку, несолоно хлебавши и т.д. Среди подобной лексики выделяется просторечная – сниженная, грубая, допустимая к использованию в художественной литературе лишь в том случае, когда соответствующего эффекта нельзя достичь другими средствами: рожа, моргалы, башка, пузо, хряпать, жрать, ржать (в значении смеяться) и т.д. Подобные слова имеют в словарях пометыгруб.,вульг.,просторечн.
Кроме отдельных слов, употребляемых преимущественно в РР, для нее характерна также система собственных способов называния: маршрутка, самоволка, читалка, комиссионка, газировка, вечерка. Ленинка, Третьяковка. В РР активно употребляются слова с переносным метафорическим значением: ворона, лиса, каркать, ржать; используются слова и обороты, придающие личную оценочность содержанию речи: потрясающе, гениально, чепуха, глупость какая-то, просто ерунда. РР насыщена этикетными формулами приветствия, прощания, удивления, благодарности, сочувствия, просьбы и т.д.: Здравствуйте! Привет! Как дела? Рад Вас видеть! До встречи! Пока! В РР допустимы отдельные жаргонизмы: видик, телик, тачка, хвост, ди-джей.
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи