От авторов
В последние годы в нашей стране выпускникам школ предлагается сдавать выпускной и вступительный экзамен по русскому языку в форме централизованного тестирования. Тест как форма итогового контроля знаний – новое явление в нашей школе. Несмотря на обилие пособий для поступающих в вузы, явно недостаточно специальной литературы, предназначенной для подготовки к именно к тестовой форме экзамена. Поэтому абитуриент часто не знает даже характера тех заданий, которые ему будут предложены во время тестирования.
Результаты подобного экзамена во многом зависят не только от знаний абитуриента, но и от психологической готовности к новой форме контроля. Немалую роль здесь играет и знакомство со структурой и логикой тестовых заданий.
Предлагаемое пособие предназначено для подготовки к выпускному и вступительному экзамену по русскому языку в форме тестирования, поэтому оно включает материал, отобранный в соответствии с заданиями тестов. Свою задачу авторы пособия видят в том, чтобы, во-первых, максимально охватить теоретический и практический материал, который может быть включен в тесты, а, во-вторых, выработать у учащихся навык выполнения заданий, аналогичных тем, которые могут встретиться во время тестирования. Многие упражнения сборника основаны на материалах тестовых заданий последних лет.
Кажущаяся легкость задачи абитуриента на экзамене (нужно вставить пропущенные буквы, найти предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания) является обманчивой, поскольку материал в заданиях не дифференцирован по типам правил, что затрудняет принятие верного решения. Поэтому пособие, опираясь на внешнюю структуру тестовых заданий, располагает материал в соответствии с языковой логикой, что позволяет обучающемуся усваивать его последовательно, с опорой на знакомые из школьного курса правила. Таким образом, подготовка к экзамену становится системной.
Пособие состоит из четырех разделов: орфографии, пунктуации, культуры речи, анализа текста. Особое внимание уделено разделу «Культура речи», поскольку задания, связанные с языковыми нормами, различными типами речевых ошибок, лексическим значением слов, наиболее трудны для абитуриентов. Это объясняется прежде всего с тем, что в школьную программу «Культура речи» не включена как особый раздел.
К каждомуупражнению из всех разделов во второй части пособия даются ключи с верными ответами. В наиболее трудных случаях предлагаются комментарии. Такое расположение материала позволяет абитуриентам готовиться к экзамену самостоятельно, контролируя свои знания и умения.
Авторы отказались от включения в сборник подробных сведений теоретического характера, так как они широко представлены в различных пособиях по русскому языку для поступающих в вузы. Однако в некоторых случаях упражнения сопровождаются теоретическими сведениями, необходимыми для выполнения тестовых заданий.
Пособие включает материалы для подготовки как к простому, так и к усложненному тесту по русскому языку. Отдельный раздел посвящен анализу текста, включенному в усложненный тест по русскому языку.
К пособию прилагаются учебные орфографический и орфоэпический словари, образцы тестовых заданий 2001 года.
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи