logo
Русский язык сборник

От авторов

В последние годы в нашей стране выпускникам школ предлагается сдавать выпускной и вступительный экзамен по русскому языку в форме централизованного тестирования. Тест как форма итогового контроля знаний – новое явление в нашей школе. Несмотря на обилие пособий для поступающих в вузы, явно недостаточно специальной литературы, предназначенной для подготовки к именно к тестовой форме экзамена. Поэтому абитуриент часто не знает даже характера тех заданий, которые ему будут предложены во время тестирования.

Результаты подобного экзамена во многом зависят не только от знаний абитуриента, но и от психологической готовности к новой форме контроля. Немалую роль здесь играет и знакомство со структурой и логикой тестовых заданий.

Предлагаемое пособие предназначено для подготовки к выпускному и вступительному экзамену по русскому языку в форме тестирования, поэтому оно включает материал, отобранный в соответствии с заданиями тестов. Свою задачу авторы пособия видят в том, чтобы, во-первых, максимально охватить теоретический и практический материал, который может быть включен в тесты, а, во-вторых, выработать у учащихся навык выполнения заданий, аналогичных тем, которые могут встретиться во время тестирования. Многие упражнения сборника основаны на материалах тестовых заданий последних лет.

Кажущаяся легкость задачи абитуриента на экзамене (нужно вставить пропущенные буквы, найти предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания) является обманчивой, поскольку материал в заданиях не дифференцирован по типам правил, что затрудняет принятие верного решения. Поэтому пособие, опираясь на внешнюю структуру тестовых заданий, располагает материал в соответствии с языковой логикой, что позволяет обучающемуся усваивать его последовательно, с опорой на знакомые из школьного курса правила. Таким образом, подготовка к экзамену становится системной.

Пособие состоит из четырех разделов: орфографии, пунктуации, культуры речи, анализа текста. Особое внимание уделено разделу «Культура речи», поскольку задания, связанные с языковыми нормами, различными типами речевых ошибок, лексическим значением слов, наиболее трудны для абитуриентов. Это объясняется прежде всего с тем, что в школьную программу «Культура речи» не включена как особый раздел.

К каждомуупражнению из всех разделов во второй части пособия даются ключи с верными ответами. В наиболее трудных случаях предлагаются комментарии. Такое расположение материала позволяет абитуриентам готовиться к экзамену самостоятельно, контролируя свои знания и умения.

Авторы отказались от включения в сборник подробных сведений теоретического характера, так как они широко представлены в различных пособиях по русскому языку для поступающих в вузы. Однако в некоторых случаях упражнения сопровождаются теоретическими сведениями, необходимыми для выполнения тестовых заданий.

Пособие включает материалы для подготовки как к простому, так и к усложненному тесту по русскому языку. Отдельный раздел посвящен анализу текста, включенному в усложненный тест по русскому языку.

К пособию прилагаются учебные орфографический и орфоэпический словари, образцы тестовых заданий 2001 года.