Лексические ошибки
1. Ошибки появляются там, где слово употребляется совсем не в том значении, которое присуще ему в языке, гденарушается смысловая точность слова: «он упал навзничь и уткнулся лицом в землю» («навзничь» – вверх лицом); «Он пристально слушал мой рассказ» (пристально можно смотреть, а слушать надо внимательно); «Памятник поражает своими причудливыми габаритами» (габариты – это размеры, причудливой может быть форма).
2. Ошибочным является употребление слова, при котором утрачивается важный характеризующий признак, который выделяет обозначаемое понятие в ряду близких ему. Например, в предложении «Вернисаж продолжался в течение месяца» слово «вернисаж» употреблено неправильно, поскольку обозначает «торжественноеоткрытиехудожественной выставки».
3. Часто при употреблении слова нарушается соразмерность соединяемых понятий. Слово, оказываясь в несоответствующем окружении, утрачивает значительность своего содержания. Например, слово «форум» имеет значение «широкое, представительное собрание, имеющее большое общественное значение». Поэтому его можно употребить в словосочетании «форум молодежи азиатских стран», но нельзя употребить в выражении «форум учителей областного центра». Высокое, книжное слово «корифей» имеет значение «выдающий деятель на каком-либо поприще», поэтому выражение «корифей футбола или хоккея» можно употребить разве что в ироническом смысле. Аналогично высокое, книжное слово «плеяда» со значением «группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления» не может входить в сочетание типа «плеяда ди-джеев».
4. Много ошибок допускается при смешении паронимов– слов, близких по звучанию, но не совпадающих по смыслу: «Люди начали радостно и хлопотно выполнять приказание» (вместо «хлопотливо»); «Сломленная челюсть отчаянно болела» (вместо «сломанная челюсть»).
5. Ошибками являются лексические анахронизмы–внеисторические употребления слов: «Печорин получилпутевкуна Кавказ»; «Наташа Ростова стремительно пробежала похоллу». Конечно, ни о каких путевках нельзя говорить применительно к началу 19 века. Во времена Наташи Ростовой просторная комната в доме называласьзалой, слово холл было заимствовано из английского языка гораздо позже.
6. Ошибки могут быть связаны с нарушением сочетаемости слов: «родилась традиция» («традиция» – обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествовавших поколений; традиция родиться не может, она может сохраниться, быть унаследованной и т.д.). Специалисты по культуре речи считают ошибочным употребление такого словосочетания, как «памятные сувениры», поскольку слово «сувенир» само по себе обозначает «подарок, сделанный на память».
7. Часто ошибки допускаются при воспроизведении фразеологических оборотов: «факир (вместо «калиф») на час», «выбивать из нормы (вместо «колеи»)», «играть значение (вместо «роль»)», «львиная часть (вместо «доля»)». Чаще всего ошибки связаны с неправомерной заменой компонента фразеологизма «играть главную (вместо «первую») скрипку». Ошибка может возникнуть и при замене грамматической формы слова: «сломив (вместо «сломя») голову», «скрипя сердцем (вместо «скрепя сердце»)». В последнем примере переосмысляется значение глагола, от которого образована деепричастная форма, входящая во фразеологизм: вместо «скрепить» подразумевается «скрипеть».
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи