Стилистическая окраска лексики
Некоторые тестовые задания связаны с определением стилистической окраски лексики. В русском языке есть слова, которые противопоставлены друг другу именно по своей стилистической окрашенности, т.е. они обозначают одни и те же предметы и явления, но противопоставлены в стилистическом плане. Например, слова лентяй иленивецимеют, конечно, то же самое предметное значение, но одно из них характеризуется как разговорное, другое – как книжное. Стилистически нейтрального соответствия этим словам нет. Нейтральному наречию теперь противопоставлено разговорноенынчеи книжноеныне;нейтральномупомогать –разговорно-просторечноепособлятьи книжноесодействовать и т. п. Различается стилистическая окраска таких слов, какглаза – очи, лоб – чело, будущий – грядущий, ребенок – дитяи т. д.
Целый ряд слов снабжен в толковых словарях пометами «высокое», «книжное», с одной стороны, и «разговорное», «просторечное» – с другой. Эти пометы указывают на то, что употребление соответствующих слов обусловлено определенным типом речи. В неофициальной обстановке мы редко употребляем «книжные» слова, и, напротив, слова, отмеченные как «разговорные» и тем более «просторечные», будут неуместны в официальной обстановке.
Помета «высокое» сопровождает в словаре слова вдохновить, величие, вершить, вещий, горнило, грядущий, губитель, дерзание, доблесть, завет, злодеяние, иго, изобличить, исцелить, кара, клич, крушить, многотрудный, мудрец, невозвратный, незабвенный, незапамятный, неисчерпаемыйи т. д. Подобные слова употребляются обычно в языке художественной литературы, в публицистике.
С пометой «книжное» выступают в словарях такие слова, как безвременье, безвластие, безграничный, благоухание, бодрствовать, вероломный, вестник, видоизменить, головокружительный, гонение, доктрина, значимость, иерархия, изничтожить, изобиловать, импозантный, импульс, индивидуум, индифферентный, инсинуация, импонировать, корыстолюбец, лапидарный, мерило, миросозерцание, моралист, нагой, невольник, недуг, немощныйи т. д. Это слова прежде всего книжных стилей речи: художественно, газетно-публицистического, научного.
В устно-разговорной речи используются чаще всего стилистически нейтральные слова. Помета «разговорное», стоящая при определенном слове в словаре, указывает на стилистическую «сниженность» лексической единицы, на ограничения в его применении за пределами разговорной речи. Как «разговорные» отмечены, например, следующие слова: бедокурить, безалаберный, болтанка, брюзга, бултыхнуться, весельчак, вздорить, вмиг, втридорога, вызволить, галиматья, грохнуть, дичиться, дошлый, ерошить, журить, завраться, залежалый, заядлый, ковылять, колесить, конфуз, корить, крепыш, кривотолки, крошечный, кутерьма, лебезить, мешкать, мигом, морочить, мудреный, надоумить, невдомек, неказистый, нытик, торопыга, шашни, чудик, шушукаться и т. д.
Еще более сниженный характер имеют слова, отмеченные как «просторечные», например: барахло, бесстыжий, блажить, бросовый, буркалы, вихлять, влопаться, втемяшиться, втихую, выволочка, галдеть, гаркать, гиблый, давешний, даваться, дурень, елозить, ерепениться, жарынь, жох, заводила, зажилить, зажраться, зариться, затрещина, знаться, измаяться, кокнуть, колошматить, корежиться, легчать, морока, невесть, немудрящий, нюнитьи т. д. Слова разной стилистической окраски – богатейший ресурс языка.
Переносное значение слова
Наряду с основным – прямым –значением у слова может быть производное –переносное –лексическое значение, связанное с основным отношениями метафорической или метонимической зависимости, т.е. перенос значения может осуществляться на основании сходства или смежности предметов, явлений, признаков. Например, у существительногостол,помимо основного, главного значения «род мебели», есть несколько переносных значений: «питание, пища»(снять комнату со столом, диетический стол);«отделение в учреждении, ведающее каким-либо. специальным кругом дел»(стол находок). У существительногомираж, кроме основного значения «оптическое явление, позволяющее видеть предметы, находящиеся за горизонтом» (мираж в пустыне), существует переносное значение –«обманчивый призрак чего-либо» (мираж счастья). У прилагательногошёлковыйпереносным является значение «послушный, кроткий»(Мальчик стал шёлковым) –перенос на основе метафоры; у причастияпроверенный – значение «доказавший свои деловые качества, надёжный»(проверенный работник) –перенос на основе метонимии, у глаголаиспаритьсяпереносным является значение «исчезнуть» (Деньги испарились).
Переносные значения связаны с главными, основными значениями каким-либо общим элементом смысла, который объединяет все эти значения в одном слове. Переносные значения обычно имеют большую, чем прямое значение, зависимость от контекста, т.е. от словесного окружения. Эти значения часто осложнены стилистическими или экспрессивно-оценочными моментами. Например, элемент положительной оценки появляется у переносного значения причастия проверенный, переносные значения прилагательногошёлковый и глагола испариться имеют разговорную стилистическую окраску.
ТЕКСТЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
Текст 1. Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах (кроме первого) может быть несколько правильных ответов.
(1)Девятнадцать лет прошло с нашей первой встречи. (2)И никогда, ни одной минуты я не чувствовала себя в присутствии Бальмонта буднично. (3)За девятнадцать лет общения с Бальмонтом я к нему не привыкла. (4)Трепет благоговения за девятнадцать лет дружбы не уменьшился. (5)В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя как в присутствии высшего. (6)В присутствии Бальмонта я и по-другому ем, совсем другое ем. (7)Хлеб с Бальмонтом – настоящий хлеб <...>, а картошка – московская или кламарская – и не картошка вовсе, а роскошный пир.
(8) Ибо присутствие Бальмонта есть высокое присутствие.
М. Цветаева
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи