logo
Русский язык сборник

1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) Самолет – величайшее изобретение человеческого гения.

2) Большое видится на расстоянье.

3) Слуги всегда обманывают своих хозяев.

4) Человечество веками обманывалось и лишь, поднявшись над Землей, избавилось от иллюзий.

5) Фундамент нашей планеты состоит из скал, песка и соли.

2. Какое слово (слова) можно поставить на месте многоточия во втором предложении абзаца I?

1) следовательно 4) несмотря на то, что

2) действительно 5) хотя

3) ибо

З. Каковы смысловые отношения между вторым и третьим абзацами?

1) причинно-следственные 4) противопоставления

2) уступительные 5) аналогии

3) тезиса – иллюстрации

4. В третьем предложении абзаца 1 в угловых скобках пропущенослово

1) привратники 4) подчиненные

2) царедворцы 5) сотоварищи

3) сотрудники

5. В каком значении употреблен фразеологизм видеть в розовом свете во втором абзаце?

1) обманывать

2) обманываться

3) идеализировать что-то

4) преувеличивать

5) преуменьшать опасность чего-либо

6. Какое из слов является синонимом к слову лукавый в абзаце I?

1) глубокомысленный 4) игривый

2) хитрый 5) строптивый

3) добродушный

7. Какое из слов употреблено в тексте в переносном значении?

1) истинное лицо 4) ниточка

3) перечитываем (историю) 5) сады (плодовые)

8. Какие средства выразительности речи использованы в абзаце З?

1) олицетворение 4) сравнение

2) эпитет 5) метонимия

3) метафора

9. Какие средства выразительности использованы в первом предложении абзаца I?)

1) инверсия

2) оксюморон

3) анафора (единоначатие)

4) риторическое восклицание

5) параллелизм

10. Закончите предложение. По времени употребления слова бывают

1) устаревшие 4) новые (неологизмы)

2) заимствованные 5) профессиональные

3) диалектные

Текст 7.Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах может быть 1, 2 и более правильных ответов.

(1) О корифеях науки говорят: «Они совершили научный подвиг». И часто вспоминают при этом Марию Склодовскую-Кюри. Вот у кого классический подвиг долготерпения. Началось с житейского: рвалась к образованию, но шесть лет работала гувернанткой, чтобы помочь старшей сестре. Когда же та стала врачом, очередь дошла и до Марии: она окончила два факультета, живя впроголодь на мансардах. А потом еще два года черной работы в протекающем сарае: загрузка, промывка, перемешивание, охлаждение урановой руды, чтобы извлечь из нее крупицы радия. Поистине ______ терпения, скромности, настойчивости.

(2) А Эрнест Резерфорд не был терпелив и уступчив – был резок, грубоват иногда, но умел отстоять интересы своей лаборатории. Характер иной, а научный подвиг не меньший, чему Кюри.

(3) Д.И. Менделеев был порывист, работал увлеченно, быстро, запоем. Был быстр в делах и в мыслях.

(4) Нильс Бор думал медлительно, неторопливо. И был необыкновенно деликатен. Самонадеянных юношей встречал словами: «Мы надеемся услышать от вас много интересного». И это — глава европейской школы физики!

(5) Самоотверженные, увлекающиеся, скромнейшие, самонадеянные, напористые, замкнутые, общительные, провидцы, созидатели школ – и все великие ученые.