logo
мкк

15. Альтернативные прагматические теории: теория речевых жанров, конверсационный анализ, функциональная прагматика.

Теория речевых жанров. Теория текстовых образцов имеет много общего с теорией речевых жанров, разработанной советским ученым М.М. Бахтиным. В основу своей теории он положил представление о том, что тематическое содержание, стиль и композиционное строение неразрывно связаны в целом высказывания и одинаково определяются спецификой данной сферы общения. Каждая сфера использования языка создает свои относительно устойчивые типы высказываний – речевые жанры.

Так же, как и тексты определенных образцов, речевые жанры отличаются богатством, разнообразием и разнородностью. Но все они условно могут быть разделены на первичные (простые) и вторичные (сложные) жанры. Вторичными, возникающими в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения, являются в основном письменные жанры, такие, как романы, драмы, научные исследования. При этом первичные жанры включаются и перерабатываются во вторичные жанры.

Вторым основополагающим моментом теории речевых жанров является трактовка понятия функциональный стиль как языковой стиль или жанровый стиль определенной сферы деятельности и общения». При этом функциональный / жанровый стиль всегда связан с определенным речевым жанром и противопоставляется индивидуальному стилю, который может быть присущ каждому высказыванию, но не каждому речевому жанру. Это представление позволяет М.М. Бахтину определить речевые жанры как относительно устойчивые тематические композиционные и стилистические типы высказываний.

Любая сфера общения имеет определенные жанровые рамки, и выход за эти рамки ведет к коммуникативным неудачам. Жанровые каноны представляют интерес и с точки зрения социолингвистики, поскольку в речевом жанре отражается социальный статус участников общения, и владение речевым жанром является одним из показателей личности (признак ее исходного статуса и признак ее жанровой компетенции). С учетом социального положения, ранга и веса адресата могут быть выделены не только отдельные жанры, но и их разновидности. Например, по степени личной близости выделяются фамильярный и интимный речевые жанры.

Основы анализа диалога: конверсационный анализ. Конверсационный анализ (согласно немецкой традиции синонимичен анализу диалога и анализу дискурса) занимается аудиозаписью, транскрипцией и анализом разговоров различных видов. При этом важным моментом является тот факт, что исследуется аутентичный языковой материал, а исследователи не полагаются на интуицию и память. Таким образом, предметом исследований становится язык в его устной реализации. Основоположниками данного направления в лингвистике считаются Г. Сакс и Э.А. Щеглов.

C точки зрения представителей данной теории диалог – языковая величина, отдельные элементы которой функционально определяются и осмысливаются только после понимания всего целого.

Одним из ключевых вопросов теории конверсационного анализа является вопрос о том, как партеры по диалогу осуществляют общение, избегая стихийного нагромождения высказываний, т.е. вопрос о правилах и механизмах, с помощью которых организуется диалог.

Единицей исследования диалога считается реплика, под которой понимается совокупность высказываний одного говорящего в беседе до момента его смены. Мена коммуникативных ролей – переход от реплики одного партнера по коммуникации к высказыванию другого. Реплика может реализоваться с помощью различных языковых единиц: от полных предложений до отдельных слов, и такие языковые единицы называются репликообразующими. Мена коммуникативных ролей (взятие репликового шага) происходит в определенных местах диалога и по определенным правилам, которые и исследуются лингвистами этого направления. Взятие репликового шага – своего рода смена ролей, при которой необходима и возможна незаметная, но интенсивная кооперация между участниками общения. Мена коммуникативных ролей от говорящего к слушающему может осуществляться по инициативе говорящего, либо по инициативе слушающего. Мена коммуникативных ролей по инициативе говорящего может происходить имлицитно и эксплицитно. По инициативе слушающего этот процесс происходит сложнее. Он начинается тогда, когда говорящий закончил свое высказывание, не побуждая кого-либо из собеседников к ответной реакции.

Функциональная прагматика К. Элиха и Й. Ребайна. В последней трети XX века активизируются психолингвистические исследования в ракурсе функциональной прагматики. Функциональная прагматика имеет дело с человеческим речевым поведением и речевыми действиями, она развивала или заимствовала терминологию (образец, процедура, последовательность, обоснование, связность и т.п.), которая помогает анализировать дискурсы (устную речь) и тексты (письменную речь). Этот подход может применяться при анализе институциональной и межкультурной коммуникации, в преподавании и тестировании языков и т.п.

Объектом функциональной прагматики являются общественно выработанные образцы речевого поступка, которые входят в систематически организованную общую конфигурацию поведения, обладающую внутренней структурой.

Базисной категорией в данной теории выступает речевое поведение, язык рассматривается как форма поведения, центральные категории которой – исторические предпосылки, взаимодействие в совместной деятельности и представление о достижении индивидуальных целей внутри социально значимых целей, например, в группах.

Различают уровни или процедуры речевого поведения. Процедура – минимальная единица речевого поступка, которая осуществляется в эллипсе (для синтаксиса диалогической речи свойственны свои, особые синтаксические построения, не совпадающие с нормами письменно-литературного языка, и самыми характерными среди них являются эллиптические предложения), дейксисе и обратной связи (сигналах со стороны слушающего). Языковой поступок состоит из нескольких процедур, совершаемых участниками коммуникации. При устной коммуникации создается дискурс, текст возникает в отсроченной ситуации восприятия; и дискурсы, и тексты – это речевые действия. Сначала возникает указание на ситуацию – дейксис (дейктическое поле). Далее следует символическое поле, осуществляется называние предметов, деятельности, свойств при помощи определенных частей речи. Этот процесс является ментальным достижением, когда говорящий активизирует у слушающего соответствующее знание при помощи символа (слова, выражения). Затем в оперативном поле происходит обработка знаний, связываются различные типы знания, выбираются местоимения, артикли, наречия, отрицание; здесь же реализуется порядок слов, интонация, отбираются частицы в зависимости от выполняемых ими коммуникативных функций. В экспедитивном поле используются средства контакта со слушающим и влияния на речевые поступки; в нем важны модальность и междометия. В изобразительном поле находят отражение эмоции, настроения, атмосфера.