logo
мкк

5. Понятие речевого акта и его составляющие. Классификация речевых актов.

Речевой акт определяется как минимальная основная единица речевого общения, в которой реализуется одна коммуникативная цель говорящего и оказывается воздействие на адресата.

Ø Дж. Остин впервые сформулировал понятие РА, его структуру и первую классификацию РА.

Ø Дж. Остин рассматривал РА сквозь призму глаголов, способных передавать коммуникативное намерение говорящего.

Ø РА (по Дж.Остину) – это единица речевой деятельности, выступающая как единство языковой и интенциональной (целевой) составляющих и способных оказывать воздействие на реципиента.

Ø Дж. Серль развил концепцию Дж. Остина в своей работе «Теория речевых актов».

Определения РА (по Дж. Серлю):

1) Речевой акт – это минимальная единица языкового общения.

2) Речевой акт – это производство конкретного предложения в определенных условиях, совершаемое в соответствии с набором конститутивных правил.

3) Основной единицей языкового общения является не символ, не слово, не предложение, а производство конкретного предложения в определенных условиях.

Речевой акт – явление достаточно сложное. Теория речевых актов выделяет три уровня, или аспекта, анализа речевого акта (по Дж. Остину). Во-первых, речевой акт можно рассматривать как собственно говорение чего-либо. Рассматриваемый в этом аспекте речевой акт выступает как локутивный акт (от латинского locution – «говорение»).

В процессе говорения (по-латински – in locutio) человек одновременно совершает еще и некоторое действие, имеющее какую-то внеязыковую цель: он спрашивает или отвечает, информирует, уверяет или предупреждает, назначает кого-то кем-то, критикует кого-то за что-то и т.д. Речевой акт, рассматриваемый с точки зрения его внеязыковой цели, выступает как иллокутивный акт.

Наконец, посредством говорения (по-латински – per locutio) человек достигает определенных результатов, производя те или иные изменения в окружающей его действительности, в частности и прежде всего – в сознании своего собеседника, причем полученный результат речевого действия может соответствовать или не соответствовать той внеречевой цели, для достижения которой он был предназначен говорящим. Речевой акт, рассматриваемый в аспекте его реальных последствий, выступает как перлокутивный акт.

Структура РА в концепции Дж. Серля

Дж. Серль противопоставлял в РА два компонента:

Ø пропозицию (фактуальное содержание высказывания);

Ø иллокуцию (намерение говорящего).

Пропозиция подразделяется на:

а) объект, о котором идет речь, вычленяется из реального мира в акте референции;

б) свойства, относимые к объекту в высказывании, соединяются с объектом в акте предицирования (отнесения содержания высказывания к действительности, осуществляемое в предложении).

Иллокуция подразделяется на: просьбу, вопрос, утверждение о будущем, пожелание.

Ø Дж. Серль не отрицал наличие в РА локутивного и перлокутивного компонента.

Ø Локуцию и перлокуцию Дж. Серль считал второстепенными и сосредоточил свое внимание на противопоставлениеиллокуции (нового для исследователей феномена) содержанию высказывания – пропозиции (относительно хорошо изученному в лингвистике феномену).

Классификация речевых актов в концепции Дж. Остина.

Ø Дж. Остин разработал первую в истории лингвистике классификацию РА, которая базировалась на типе глагола, используемого в речи.

Ø Основным параметром является иллокуция, дополненная характеристиками «истинно-ложно», «факт-оценка». Понятие истинности и ложности для речевых актов заменяется понятиями успешности и неуспешности. Так, если в результате речевого акта (Объявляю заседание открытым) заседание открылось, в результате речевого акта (Объявляю вас мужем и женой) состоялось бракосочетание в церкви, то эти речевые акты можно назвать успешными.

Ø Дж. Остин видел недостатки предложенной им классификации: некоторые классы выделены не совсем отчетливо и пересекаются друг с другом.

ТИП

СУТЬ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ

1. Вердиктивы

Формулирование решения, мнения, оценки

Осуждать, полагать, считать, описывать, характеризовать, оценивать

2. Экзерситивы

Вербальная реализация власти

Приказывать, советовать, провозглашать, расторгать, назначать, завещать

3. Комиссивы

Принятие говорящим обязательства

Обещать, предлагать, планировать

4. Бехабитивы

Формулы вежливости

Благодарить, сочувствовать, извиняться, поздравлять, желать счастья

5. Экспозитивы

Аргументационные действия

Подтверждать, отрицать, упоминать, объяснять, признавать, доказывать

Первая классификация речевых актов по их иллокутивным силам принадлежит Дж. Остину, который определял их по наличию соответствующих им перформативных глаголов (о них см. ниже). Такой подход вызвал критику Дж. Серля, настаивавшего на различении классификации перформативных глаголов и иллокутивных актов. Классификация речевых актов в концепции Дж. Серля.

Главный недостаток КРА, разработанной предшественниками, Дж. Серль видел в:

1) смешении понятий РА и глаголов, используемых для их реализации;

2) отсутствии четких критериев для разграничения базовых намерений коммуникантов.

Типы речевых актов в концепции Дж. Серля

1) Ассертивы, цель которых зафиксировать ответственность говорящего за сообщение о некотором положении дел, за истинность выраженного суждения (предложение, настаивание, клятва). Я купил для тебя кольцо.

(По конспекту Куркович вместо ассертивоврепрезентативы!!!)Репрезентативы, ориентированные от действительности к высказыванию, имеют целью отразить положение дел в мире, предполагают наличие у говорящего соответствующего мнения, и их пропозициональное содержание ничем не ограничено. Примерами репрезентативов являются обещание, осуждение, прогнозирование, признание.

2) Директивы – это попытки со стороны говорящего добиться того, чтобы слушающий нечто совершил. К этому классу относятся просьбы, запреты, советы, инструкции, призывы и другие виды побудительных речевых актов. Примерь кольцо!

3) Комиссивы – это речевые действия, осуществляемые с целью возложить на говорящего обязательство совершить некоторое будущее действие или следовать определенной линии поведения. Примеры комиссивов: обещание, клятва, гарантирование. Обещаю быть верным мужем.

4) Экспрессивы – это речевые действия, выражающие психологическое состояние говорящего в качестве реакции на положение дел, определяемое в рамках пропозиции. Направление соответствия между высказыванием и действительностью для них не существенно, поскольку положение дел, служащее поводом для экспрессива (то, с чем мы поздравляем, за что благодарим или просим прощения и т.п.), составляет не основное содержание, а предпосылку такого речевого акта – его пресуппозицию. К классу экспрессивов в большей степени относятся и речевые акты похвалы/комплимента. Поздравляю с днем бракосочетания.

5) Декларативы - это случаи, когда некоторое положение дел получает существование посредством конкретного показателя иллокутивной силы (приказы, объявления, назначения и т.п.). Объявляю вас мужем и женой!

Данная классификация, как и большинство других классификаций языковых явлений, не дает деления множества на пересекающиеся классы. Существуют речевые акты, обладающие признаками, характерными для разных иллокутивных классов, и образующие, так сказать, «смешанные» типы. Например, приглашение является одновременно и директивом, поскольку говорящий побуждает адресата прийти в определенное место, и комиссивом, поскольку тем самым говорящий связывает себя обязательством либо лично, либо через посредство других лиц обеспечить приглашаемому должный прием. Жалоба является одновременно и репрезентативом, поскольку отражает некоторое положение дел в действительности, и экспрессивом, поскольку выражает недовольство говорящего этим положением, и директивом, так как цель жалобы – не просто проинформировать адресата, а побудить его к принятию соответствующих мер.

Существенным моментом в теории речевых актов является их деление на прямые и косвенные. Иногда люди предпочитают не сообщать о своих коммуникативных намерениях прямо, но делают это в косвенной форме. В этих случаях они осуществляют одно (задуманное ими) речевое действие, воспользовавшись другим.

Косвенный речевой акт - речевое действие, иллокутивная цель которого не находит прямого отражения в языковой структуре употребленного высказывания.

Например, задавая вопрос и тем самым будто бы ожидая от слушателя предоставления нам какой-то информации, мы можем на самом деле обращаться к нему с просьбой и тем самым побуждать его совершить какое-то действие. Характерные примеры — вопросы вида:

(1) Вы не могли бы закрыть окно?

(2) Могу я попросить вас передать мне соль?

(3) Ты не одолжишь мне свой конспект?

Прояснить реальную цель высказывания в ряде случаев помогает его содержание. Например, во всех приведенных примерах речь идет о некотором будущем действии, совершение которого предицируется слушающему, что характерно для директив (просьб, приказаний и т. п.). Однако иногда иллокутивная цель косвенного речевого акта менее очевидна и не связана непосредственно с содержанием высказывания, как, например, в косвенных директивах вида:

(4) Здесь становится прохладно (может интерпретироваться как просьба закрыть окно).

(5) Бар закрывается через 10 минут (просьба к посетителям поторопиться сделать последний заказ).

Форма высказываний, употребляемых в косвенных речевых актах, может быть более или менее конвенциональной. Так, употребление вопросительных предложений типа (1) – (3) в косвенных директивах общепринято, поэтому распознать их не представляет особого труда. Сложнее обстоит дело с примерами (4), (5), где для определения истинной иллокутивной цели необходимо знать контекст употребления, который может включать параметры ситуации и более широкий социокультурный контекст.