logo
мкк

11. Когнитивное направление в семантике. Понятия когнитивной семантики: концепт, концептосфера, языковая картина мира.

В настоящее время большую важность приобрели когнитивные исследования, в частности когнитивная лингвистика. Когнитивная лингвистика изучает особенности усвоения и обработки информации с помощью языковых знаков. Ее предметом является исследование языковых средств (слов, словосочетаний, текстов), репрезентирующих в языке и речи определенные концепты.

Язык (Я) - основное ср-во хранения, передачи и организации знаний. Такое понимание языка является основным для когнитивной лингвистики, которая занимается изучением того, как человек обобщает и классифицирует знания о мире, как результаты этих процессов фиксируются в языке, выявляет способы хранения знаний, определяет х-р когнитивных процессов порождения, интерпретации речи, выявляет типы знаний. Вся совокупность знаний о мире отраженная в сознании человека с помощью Я, составляет языковую картину мира (ЯКМ). Яз. картина мира национально окрашена и составляет часть общей концептуальной картины мира чел-ка. Существуют концепты, зафиксированные в языке, которые являются ключевыми для данной культуры и плохо переводятся. Они фиксируют ядерные культурные ценности: рус – судьба, нем – Ordnung, англlaw. Их признаки: высокая частотность, способность формировать фразеол, клише, высокая значимость, степень воспроизведения (анекдоты).

Концепт – совокупность сведений об объекте, полученных в рез-те контакта с ним в разных ситуациях. Концептуальная стр-ра подвижная, она усложняется в процессе познания.

Концептосфера – это совокупность концептов, из которых складывается миропонимание носителей языка. Концептосфера – это модель мира, которая в каждой культуре строится из целого ряда универсальных концептов культуры: пространство, времени, количества, судьбы, числа, отношение частей к целому, сущности, огня, воды, правды, закона, любви и т.д.

12. Структуры представления знаний: схемы, фреймы, скрипты, концептуальные метафоры.

Информация о мире, извлекаемая из опыта, хранится в памяти человека не в хаотическом беспорядке, а в виде разного рода связанных конструкций. В исследованиях по когнитивной психологии они получают разные названия: Способы представления знаний:

Схемы – способы представления информации, в результате которого происходит упорядочивание информации и разделение явлений на сходные и различные

Фрейм - способ представления информации; структура знаний для представления стереотипной ситуации (например, ситуация оплаты проезда, празднования дна рождения и т.п.). Например, концепт-фрейм СЛУХИ представляет собой образ стереотипной ситуации «кто-то извещает кого-то (обычно многих людей) о чем-либо»

Скрипт — это тип фреймов, который описывает последовательность событий во времени; типичный пример — описание похода в ресторан. События здесь включают ожидание места, прочитать меню, сделать заказ, и так далее.

Под скриптом могут понимать набор ожиданий о том, что в воспринимаемой ситуации должно произойти, знание того, как поступить и как другие поступят в конкретных стереотипных ситуациях. В таком понимании минимум скрипта составляют действующие лица и сюжет.

Термин концептуальная метафора используется для наименования особого типа переносного употребления слова.

КМ - способ познания, структурирования и объяснения окружающего нас мира;

Суть концептуальных метафор заключается в осмыслении одной понятийной области в терминах другой понятийной области. Причем, как правило, такой метафорический перенос оказывается однонаправленным, т.е. абстрактные концепты осмысляются в терминах более конкретных, материальных сущностей, но не наоборот, например, счастье – это семья, друзья и т.п.