logo
теория на русском

§ 20. Деятельность языковых обществ

Экономический и политический упадок, наступивший в Германии после Тридцатилетней войны и первые десятилетия после Вестфальского договора, повлёк за собой деградацию культурной жизни. К явлениям упадка в культурной жизни Германии относится пренебрежение к немецким обычаям и культуре у господствующих классов, заимствование иностранных слов, поклонение и подражание прежде всего французским обычаям и нравам.

Бурно распространявшееся засорение немецкого языка иностранной лексикой, в первую очередь французской, ещё до Тридцатилетней войны, вызвало активное сопротивление патриотически настроенных людей. В 1617 г. молодой Мартин Опиц опубликовал свою работу «Аристарх или размышления о немецком языке». В том же году князь Людвиг Ангальтский по примеру «языковых академий» Италии и Франции организовал в Веймере общество для развития родного языка, первое немецкое языковое общество, которое не только было призвано остановить наплыв иностранной лексики, но и ставило перед собой общекультурные задачи, например, поощрение добродетельного немецкого патриотизма. Это общество называлось „Fruchtbringende Gesellschaft oder der Palmenorden“ («Плодоносное общество или общество Пальмы»). Оно объединило представителей всех сословий, желавших тщательно оберегать родной язык от иностранщины. Её членами были грамматисты Шоттель и Гвейнц (Gueintz), поэты и писатели Мошерош, Грифиус, Логау, авторы поэтик Опиц и Харсдерфер. Следует отметить, что деятельность Юстуса Г. Шоттеля приобрела огромное значение, выходящее за рамки борьбы с иностранной лексикой. Его «Искусство немецкого языка» („Teutsche Sprachkunst“ 1641) и «Детальное исследование главного немецкого языка» („Ausführliche Arbeit von der Teutschen Haupt-Sprache“ (1663), в которых уже учитывалась история немецкого языка, послужили основой дальнейшего научного исследования немецкого языка и имели большое значение для потомства.

С „Fruchtbringende Gesellschaft“ вскоре стали соревноваться другие общества, созданные с той же целью в разных областях Германии.

В 1633 г. в Страсбурге было основано общество „Aufrichtige Gesellschaft von der Tannen“ («Честное, добродетельное общество Ели»). В 1643 г. в Гамбурге по инициативе Филиппа фон Цезепа возникло общество „Teutschgesinnte Genossenschaft“ («Товарищество патриотически настроенных людей»). В 1644 г. было создано в Нюрнберге общество под названием „Hirten- und Blumenorden an der Pegnitz“ («Орден пастухов и цветов на берегу Пегница»), а в 1658 г. - „Elbschwanenorden“ («Орден эльбских лебедей»).

Перед членами языковых обществ стояли разнообразные задачи: 1) очищение немецкого языка от излишних иностранных и заимствованных слов; 2) устранение территориальных различий в немецком литературном языке; 3) нормирование и кодификация литературных норм в грамматиках и словарях; 4) регулирование языкового употребления путем создания стилистик, риторик и поэтик.

В соотвествии с поставленными задачами члены этих языковых обществ вели активную борьбу за чистоту немецкого языка, положив начало пуристическому движению в Германии. Они выступали также с теоретическими произведениями. Многие из них могли служить как поэты образцом вдохновлённого стремления придать родному языку достойную форму. Особую ценность для развития немецкого стихосложения имела поэтика М. Опица (M. Opitz) „Buch von der deutschen Poeterey“ (1624). В 17 в. впервые со времен рыцарской литературы значительную роль вновь начинает играть поэзия на немецком языке, на которую оказывали влияние гуманизм и Возрождение. Формальной основой развития немецкой поэзии 17 в. и явилась метрическая реформа, проведенная М.Опицем (1597-1639).

В этой книге он выступил как реформатор немецкого стиха: на смену распространеному в прошлом столетии стиху, основанному на чередовании долгих и кратких слогов (Knittelvers), Опиц ввел стих, построенный на смене ударных и неударных слогов. Он требовал чистых рифм, совпадения ударения в слове и в стихе, рекомендовал использование эпитетов, поэтических метафор и неологизмов. Мартин Опиц (1597-639) был главой Первой Силезской школы поэтов. Он выступал против переоценки роли латинского языка, за красоту и чистоту поэтического языка, свободного от диалектизмов, архаизмов и иностранных слов, за логическую ясность и грамматическую правильность. Он не ограничивал проблему единого языка сферой Schriftsprache как письменной формы языка. Он ставил вопрос и о правильном звучании. Образцом, по его мнению, является язык Лютера, т.е. восточносредненемецкий литературный язык. Он явился основателем особого поэтического стиля 17 в., так называемого «барочного стиля» („Barockstil“).

Язык барокко представлял собой, особенно в творчестве поэтов Второй Силезской школы поэтов, искусственный, вычурный, перегруженный эпитетами и метафорами, псевдоклассический поэтический язык. Он изобиловал такими генитивными словосочетаниями, такими как der Weisheit Zier, der Venus Pfeile, сложными словами schimmerndlicht, silberweiß+´ Nektarlippen, Perlenbrüste, и т. п. Несмотря на это он был значительным этапом в развитии немецкого литературного языка.