logo
теория на русском

§ 9. Развитие письменности на немецком языке

Сфера использования письменного немецкого языка в этот период стала гораздо шире, чем в предшествующий древневерхненемецкий период. Значительное развитие получили лирика и эпос, а также стихотворная драма. Кроме того, оригинальная немецкая проза наряду с переводной прозой, всё более распространяясь, ограничивает использование латинского языка как в поэтических формах, так и при рассмотрении вопросов научного и практического характера. Уже около 1200 г. существовало историческое сочинение в прозе, которое было посвящено Дитриху Бернскому. Оно получило отражение в северной «Саге о Тидреке» (1260 г.). Первая правовая книга на немецком языке «Саксонское зерцало» и первый немецкий труд по истории «Саксонская мировая хроника» Эйке из Репгова и Сан-Галленская хроника относятся к первой половине 13 в. В произведениях немецких мистиков мир религиозных переживаний отражен в оригинальной немецкой прозе. Образцом ораторской прозы являются проповеди Бертольда Регенсбургского.

Немецкий язык проникает и в канцелярии. В княжеских и городских канцеляриях им начинают пользоваться в разных местностях и в различное время. В кельнских „Schreinsurkunden“ немецкий язык используется уже в 12 в. На востоке и на севере Германии он распространяется лишь в начале 14 в. Из 2500 документов, написанных на немецком языке до 1300 г., около 2200 возникло на верхненемецкой почве. Этот процесс был ускорен тем, что Фридрих II в 1235 г. издал на немецком языке первый имперский закон. Позднее Людвиг Баварский (1314 – 1347) закрепил употребление немецкого языка в грамотах.

12-13 вв. были временем расцвета литературы, основными жанрами которой явились героический эпос, куртуазный эпос (рыцарский роман) и рыцарская любовная лирика (миннезанг). Еще один жанр – шпильманский эпос – соединял в себе черты героического и куртуазного эпоса с примесью сказочных мотивов и восточной экзотики.

Героический эпос является по происхождению древним народным жанром, который уходит своими корнями в 4-6 вв. Например, «Песнь о Нибелунгах» («Das Nibelungenlied») была записана в начале 13 в. в Австрии, включает 39 глав-авентюр. «Песня о Гудруне» («Das Gudrunlied») – второй крупный памятник свн. героического эпоса. Он создан в первой половине 13 в. в Палермо (Италия) автором из австрийско-баварской языковой области.

Цикл поэм о Дитрихе Бернском составляют поэмы «Бегство Дитриха», «Равеннская битва» и некоторые другие, они записаны в 13 в., имеют ярко выраженный демократический характер.

Шпильманский эпос – эпические поэмы, широко распространены в этот период, получили свое название от свн. spilman «бродячий певец». В шпильманском эпосе причудливо сочетаются черты народно-демократические, духовные и светские, рыцарские, сюжеты героические, куртуазные, восточные, сказочные. Значительными у них являются поэмы «Герцог Эрнст», «Король Ротер».

Куртуазный эпос, или рыцарский роман проникает в Германию в 70-х гг. 12 в. из Франции. Все произведения этого жанра в Германии представляют собой переработки французских рыцарских романов, главным образом, романов Кретьена де Труа. Крупнейшими представителями немецкого куртуазного эпоса были Генрих фон Фельдеке (основоположник куртуазного стиля в немецкой и нидерландской литературе, автор романа в стихах «Энеида»), Гартман фон Ауэ (рыцарские романы «Эрек», «Ивен»), Готфрид Страсбургский (роман «Тристан и Изольда»), Вольфрам фон Эшенбах (романы «Парцифаль» и «Виллехальм»).

Миннезанг – второй по обилию произведений новый жанр в литературе свн. периода. Это лирическая поэзия, преимущественно любовная. Ее расцвет падает на период со второй половины 12 в. до середины 13 в. Миннезанг имеет ярко выраженный сословный, феодально-рыцарский характер.

Поэты-миннезингеры обогатили немецкую поэзию и по форме, и по содержанию. В центре внимания их произведений находится мир индивидуальных чувств и переживаний. Их стихотворения многострофны, отличаются сложным строением, точной рифмой, постоянным числом не только ударных, но и неударных слогов.

С середины 13 в. проявляются признаки упадка феодально-рыцарской системы, а с ней и её идеологии и культуры. Произведения куртуазного эпоса и лирики миннезанга несут на себе печать подражательства, эпигонства. С культурным упадком рыцарства ведущую роль в области литературы начинает играть бюргерство, влияние которого на развитие культуры возрастает с экономическим развитием городов как центров торговли, ремесла, денежного хозяйства и образования. Распространению грамотности среди городского населения способствовали городские школы, с появлением которых в 13 в. пришел конец монополии церкви в области образования.

В этот период продолжает усиливаться языковое взаимодействие между отдельными внутренними районами страны, причем преобладают излучения, распространяющиеся с юга на север. Северная и средняя Германия попадают во все более сильную зависимость от опередившего их в культурном отношении юга. Особое значение имело то обстоятельство, что рыцарские круги северной Германии пользовались верхненемецким (средненемецким) как литературным языком. В его формировании принимали участие такие министериалы, как алеманец Гартман фон Ауэ, восточнофранконец Вольфрам фон Эшенбах, горожанин Готфрид фон Страсбург и ряд других. В той мере, в какой этот литературный язык освобождался постепенно от диалектных зависимостей (алеманских/восточнофранкских), он становился образцовым поэтическим стилем, которым стали пользоваться такие поэты, как Вальтер фон дер Фодельвейде, Генрих фон Фельдеке. Язык придворной поэзии является продуктом литературной обработки языка. Поэты старались избегать броских диалектизмов, т.е. первичных признаков отдельных территориальных диалектов, употребляли много эпитетов орнанция, фразеологизмов, сложился особый жаргон рыцарства под влиянием французского языка. Этот особый поэтический стиль получил название классического средневерхненемецкого языка. Был ли это единый письменный литературный язык? Я. Гримм писал: „Im zwölften, dreizehnten jahrh. waltet am Rhein und an der donau von Tyrol bis nach Hessen schon eine allgemeine sprache, deren sich alle dichter bedienen“. Также К. Лахманн полагал, что в этот период существовал „ein bestimmtes unwandelbares Hochdeutsch“. Но большинство лингвистов, вслед за Г. Паулем, высказываются, что относительное единообразие языка средневерхненемецких памятников объясняется не существованием единого свн. литературного языка, а стремлением поэтов избегать резко выраженных диалектных слов и форм; некоторой унификации литературного языка способствовало наличие традиций поэтического стиля, побуждавшее отдельных авторов заимствовать у наиболее авторитетных поэтов готовые рифмы, поэтические образы, обороты речи.

Классический верхненемецкий язык уже во второй половине 13 века утратил свою ведущую роль вместе с упадком рыцарства и к началу 14 в. перестал существовать.

Помимо поэтического языка придворной литературы в 11-14 вв. формируется жаргон мистиков. С 12 в. и особенно интенсивно в 14 в. намечается сопротивление софистики, которое в религиозно настроенных кругах приняло форму мистики. Мистики стремились познать божественное на основе переживания, а не чисто рассудочным путем. Темой произведений мистиков было изображение душевных переживаний. Стремление описать эти переживания заставило мистиков работать над языком, что и привело к созданию новой своеобразной лексики. К их инновациям в словообразовании относятся такие слова, как begreifen, Eigenschaft, Verständnis, Eindruck, Einfluss, Einkehr, Zufall, einleuchten и др. Язык мистики беден иностранными словами, но богат удачными кальками латинских выражений.