Буквы э-е, й
Упражнение 11. Определите тип орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.
С…кономить, четырех…тажный, ди…з, ад…кватный, пи…тет, м…р, м…тр (учитель, наставник), с…р, ст…нд, к…пи, плен…р, р…квием, силу…т, ду…т, ф…ерия, про…кт, полит….кономия, н…п, анти….стетский, ало…, ду…ль, ма…стро, Р…н…ссанс, кашн… .
…ог, …од, ни на …оту, …оркширский терьер.
Прописные буквы в собственных именах
Упражнение 12. Вспомните правило о правописании прописных букв в собственных именах. Раскройте скобки, выбирая нужное написание.
I. Всеволод (Б, б)ольшое (Г, г)нездо, Екатерина (В, в)еликая, Ричард (Л, л)ьвиное (С, с)ердце, Владимир (К, к)расное (С, с)олнышко, Гай (Ю, ю)лий (Ц, ц)езарь, Жан (Ж, ж)ак Руссо, Людвиг (В, в)ан Бетховен, Антуан (Д, д)е Сент (Э, э)кзюпери, Леонардо (Д, д)а Винчи, Дон (К, к)ихот, Дон (Ж, ж)уан.
II. Коза (М, м)анька, собака (Б, б)олонка, перец (Н, н)ежность, картофель (У, у)дача, тюльпан (Ч, ч)ерный (П, п)ринц., (З, з)мей (Г, г)орыныч, (К, к)ощей (Б, б)ессмертный, (К, к)расная (Ш, ш)апочка, (С, с)иняя (Б, б)орода.
III. Володя всегда на стороне обиженных, он настоящий (Д, д)онкихот. Нашим (М, м)еценатом был состоятельный директор магазина. Нынешние (Г, г)еростраты не пощадят великих человеческих творений, лишь бы оставить о себе память. К сожалению, у каждой нации есть свои (В, в)ласовы. Античная литература сохранила предания о (З, з)евсе, (П, п)осейдоне, (А, а)поллоне и других богах. По представлениям древних, в каждой роще обитала (Н, н)имфа или (С, с)ирена. У нас в саду три (Б, б)елых (Н, н)алива и пять (А, а)нтоновок. Мои любимые цветы – (А, а)нютины (Г, г)лазки.
IV. Личный (Н, н)адин дневник, (К, к)сюшины друзья, (Г, г)рибоедовская усадьба (Х, х)мелита, (А, а)хилесова пята, (П, п)рокрустово ложе, (Л, л)омоносовские чтения, (С, с)трогановское училище, (А, а)рктика, (Н, н)овый (С, с)вет, (Ю, ю)жный (П, п)олюс, город (П, п)ереславль (З, з)алесский, (Б, б)ухта (З, з)олотой (Р, р)ог, (Ч, ч)истые (П, п)руды, (В, в)оенно-(Г, г)рузинская (Д, д)орога, Алма (А, а)та, Бэйкер (С, с)трит, (С, с)ан (Ф, ф)ранциско, (Д, д)альний (В, в)осток, (Р, р)оссийская (Ф, ф)едерация, (Ф, ф)ранцузская (Р, р)еспублика, (З, з)акавказские (Р, р)республики, (С, с)кандинавские (С, с)траны, (Е, е)вропейская (Р, р)оссия, (О, о)стров (С, с)вободы (Куба), (С, с)трана (В, в)осходящего (С, с)олнца (Япония), (С, с)моленская (О, о)бласть, (Ш, ш)тат (Т, т)ехас, (Б, б)ольшая (М, м)едведица, (Т, т)уманность (А, а)ндромеды, (П, п)ланета (З, з)емля, (Д, д)ревняя (Р, р)усь, (П, п)етровская (Э, э)поха, (Д, д)опетровская (Э, э)поха, (С, с)мутное (В, в)ремя, (П, п)арижская (К, к)оммуна, (Л, л)енский (Р, р)расстрел, (К, к)рестовые (П, п)оходы, (П, п)ервая (М, м)ировая (В, в)ойна, (Д, д)ень (П, п)обеды, (М, м)еждународный (Ж, ж)енский (Д, д)ень, (Д, д)ень (У, у)чителя, (Н, н)овый (Г, г)од, (В, в)еликий (П, п)ост, (М, м)асленица, (Б, б)иблия, (К, к)оран, (Н, н)обелевская (П, п)ремия, (Г, г)осударственная (Д, д)ума, (С, с)овет (Ф, ф)едерации, (М, м)инистерство (И, и)ностранных (Д, д)ел России, (М, м)осковский (Г, г)осударственный (У, у)ниверситет, (И, и)нститут (Э, э)кономики (Р, р)оссийской (А, а)кадемии (Н, н)аук, (Г, г)ерой (С, с)оветского (С, с)оюза, (Н, н)ародная (А, а)ртистка России, (О, о)бъединенный (И, и)нститут (Ф, ф)изики (З, з)емли (И, и)мени О.Ю. Шмидта, (Д, д)ом (О, о)фицеров, (К, к)онцертный (З, з)ал (И, и)мени П.И. Чайковского, (Б, б)ольшой (Т, т)еатр, (Л, л)аврентьевская (Л, л)етопись, (Н, н)овый (З, з)авет, (Ц, ц)арь (К, к)колокол, (И, и)мператор Японии, (Г, г)еоргиевский (К, к)рест, (О, о)рден «(М, м)ать (Г, г)ероиня», роман «(В, в)оскресение», (Р, р)айвоенкомат, (В, в)уз, (ООН, оон), (ГЭС, гэс), (РАМН, рамн).
Употребление Ъ и Ь знака
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи