logo search
Otvetiki

Тема золота на примере новеллы «Гобсек»

Образ ростовщика привлекал в свое время внимание и Диккенса, и Некрасова, и Достоевского, и конечно самого Б. Ростовщик – сумрачная фигура, истинный антигерой не трудового и даже бездеятельного обогащения, искусства «загребать золото лопатой». Это заметная фигура в суете и корысти буржуазного города.

В обстановке жилища бальзаковского ростовщика, помимо всех остальных, есть замечательная характерная деталь: «Зимою поленья в его очаге, заваленные пеплом, дымились постоянно, никогда не пылая» - такова была и жизнь этого человека.

По-французски «ростовщик» - usurier, от слова user (изнашивать, истощать). В самом слове заключен тип человека, владеющего большими суммами денег, готового снабдить этими деньгами кого угодно, но под залог вещей еще более ценных, чем получаемые деньги, и на кабальных условиях вернуть долг с огромным приростом. Это профессия, позволяющая получать солидные доходы, ничего не делая, ничего не тратя. Постоянно обогащаясь.

Ростовщик – характерная фигура для эпохи расцвета капиталистического общества, когда торговцу нужно перехватить большую сумму денег, чтобы не упустить выгодного товара, когда прогорающий аристократ готов заложить фамильные ценности, лишь бы поддержать привычный образ жизни, на который у него уже не хватает средств. Он надеется как-нибудь выкрутиться потом. К ростовщику обращался и бедняк (см. образ Раскольникова и старухи-процентщицы у Достоевского), если завтра ему нечем было кормить семью, а у него пока что целы старые часы или обручальные кольца.

Имя Гобсек (Сухоглот) – обрубленное и резкое, имя человека твердого, неуступчивого, скупого до невозможности. Но скряга со своей природе всегда одинок. «Если бы общительность была религией, то в этом смысле Гобсека можно было бы считать атеистом». Отчужденность человека в собственническом мире показана в этом образе в самой крайней степени. Гобсеку не страшна смерть, но его удручает мысль, что его сокровища перейдут кому-то другому, что он, умирая, выпустит их из рук. Он не признавал никого из родных: «Он ненавидел своих наследников и не допускал мысли, что его сокровища могут достаться кому бы то ни было, кроме него, хотя бы и после его смерти».

У Гобсека свое законченное и во многом верное понимание современного ему общества. «Повсюду идет бой между бедняком и богачом, и он неизбежен». Но из этого верного исходного положения у Гобсека, как и у Вотрена («Отец Горио»), тот же циничный вывод: «Поэтому лучше стать эксплуататором, чем чтобы эксплуатировали тебя». Он считает, что убеждения, нравственность – пустые слова. Только личный интерес, только одна ценность – золото! Остальное изменчиво и преходяще.

Находясь на волосок от смерти, Гобсеку пригрезилось, что его комната полна живого, колыхающегося золота. И он бросился его загребать.

Чтобы не было у него соседей, Гобсек один занимал несколько комнат, загроможденных всякого рода снедью, которая вся сгнила, и даже у рыб выросли усы плесени. Это изображение напоминает некоторые страницы Гоголя (см. Плюшкина в «Мертвых душах»): «Все кишело червями и насекомыми. Подношения, полученные недавно, лежали вперемешку с ящиками различных размеров, с цибиками чаю и мешками кофе. Комнату загромождала дорогая мебель, серебряная утварь, лампы, картины, вазы, книги, превосходные гравюры без рам,…и самые разнообразные редкости». До последних дней Гобсек заглатывал несметные состояния и уже был неспособен их переварить. Если бы золото поддавалось гниению, то оно бы у него сгнило. Одна мысль угнетает умирающего: он расстается со своим богатством. Кому же оно достанется?

И вдруг Б. совершает скачок в далекое будущее: не в отношении исторического времени, а в расположении романов. Гобсек адресует огромное состояние своей внучатой племяннице Эстер Ван Гобсек, героине романа «Блеск и нищета куртизанок», романа, который еще будет написан через 12 лет после окончательной редакции «Гобсека». Эстер получит это наследство на следующий день после своего самоубийства.

Такова судьба наследия скряги.