logo search
мкк

13. Понятие дискурса. Подходы к определению дискурса. Направления современного дискурс-анализа.

Дискурс – это связный текст в совокупности с экстралингвистическими, социокультурными, психологическими, экономическими, социально-политическими и другими факторами. Понятие «дискурс» подчеркивает динамический, разворачивающийся во времени характер языкового общения; в противоположность этому, текст – это результат языковой деятельности.

1) личностно-ориентированный (между коммуникантами, хорошо знающими друг друга и раскрывающими друг другу свой внутренний мир);

2) статусно-ориентированный (между представителями одной социальной группы).

Личностно-ориентированный дискурс подразделяется на бытовой (обиходный) и бытийный.

Статусно-ориентированный представляет собой институциональный дискурс, во множестве разновидностей, выделяемых в том или ином обществе в соответствии с принятыми в этом обществе сферами общения и сложившимися общественными институтами.

Статусно-ориентированный дискурс подразделяется на: 1) административный, 2) политический, 3) юридический, 4) военный, 5) педагогический, 6) религиозный, 7) мистический, 8) медицинский, 9) деловой, 10) рекламный, 11) спортивный, 12) научный, 13) сценический и 14) массово-информационный.

Дискурс-анализ (в переводе с французского «прагматический анализ текста») – совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях. Дискурс-анализ пересекается с лингвистикой текста и стилистикой.

1. текстуальный подход как сознательно ограничивающий свои исследовательские интересы рамками одного отдельно взятого текста как изолированного, автономного речевого образования;

2. интер- или гипертекстуальный подход, пытающийся выявить и проанализировать смысловые взаимосвязи (цитаты, ссылки, аллюзии, реминисценции) между самыми различными текстами;

3. контекстуальный подход, рассматривающий любое высказывание (текст) как продукт деятельности социальных агентов, всегда включённых в социальные взаимодействия и структуры, конкретную политическую и культурно-историческую ситуацию.