Реализм б.
Сколько бы романтизма, столь популярного, когда творил Б., не попало в его произведения, все же между романтическим и реалистическим у него – отчетливая грань.
В чем же становление реализма в творчестве Б.?
1. Человек, главный объект реалистической повести или романа, перестает быть отделенной от общества и класса обособленной личностью. Исследуется цельная социальная ткань, по природе своей бесконечно множественная, в которой каждый персонаж – ее частица.
Так, в романе «Отец Горио» на первом плане – пансион госпожи Воке. Желтая краска, запах гниения и сама хозяйка с ее шлепающими туфлями и слащавой улыбкой обобщают впечатление от пансиона. И есть нечто общее в социальном положении всех его жителей, что однако не мешает резкому выделению индивидуально конкретного в каждом его обитателе: циника Вотрена, юного честолюбца Растиньяка, благородного труженика Бьяншона, застенчивой Викторины, благодушного и озабоченного папаши Горио.
В романтическом романе – один всесторонне изученный герой и 2-3 дополнительных персонажа. В Чк Б. более 2000 весьма значительных и многосторонне исследованных персонажей. И в каждом отдельно взятом романе, входящем в Чк, если и выдвигаются те или иные персонажи на передний план, то отнюдь не для того, чтобы приглушить или оттеснить других, всегда имеющих свой самостоятельный интерес.
Творческая активность Б. заключается в следующем: научиться проникать в умы и сердца близких и чуждых ему людей разных классов общества, возрастов или профессий.
Именно с такого проникновения в чужие характеры и нравы и начинается реализм.
2. Не только человек, не только взаимоотношения людей – история современного общества занимала Б. Его методом было познание целого, общего через частное. Через папашу Горио он познавал, как обогащаются и разоряются люди в буржуазном обществе; через Гобсека – как страсть к накопительству денег подавляет в буржуа этой эпохи все живое, человеческое и т.д.
При этом историзм не только не затушевывает индивидуальные характеры, а особенно полно их обнаруживает в жизненной конкретности, в связях с обществом в целом или в противопоставлении этому обществу.
3. Чтобы воспроизвести историю и философию современного ему общества, Б. не мог ограничиться ни одним романом, ни серией отдельных самостоятельных романов. Нужно было создать нечто цельное и в то же время обращенное в разные стороны. Чк – это цикл романов, связанных одним грандиозным планом. В сравнительно редких случаях один роман – продолжение другого. Так, в «Гобсеке» - дальнейшая судьба семьи графа де Ресто, показанная с романе «Отец Горио». Но у большинства романов – свой законченный сюжет, завершенная идея, хотя персонажи (и перво-, и второстепенные) постоянно переходят из романа в роман. Мы расстаемся с Растиньяком в 1819 г., чтобы встретить его позднее в разные годы, чтобы узнать, как он разбогател благодаря мошеннической махинации («Банкирский дом Нусингена»), чтобы встретить его (в «Утраченных иллюзиях») в той самой компании парижских щеголей-аристократов, которая всего за 3 года до этого была ему недоступна.
Создается новый вид динамической характеристики, вместе с тем характеристики социально конкретной, когда любой персонаж берется в его отношении к истории французского буржуазного общества эпохи Реставрации и эпохи Июльской монархии, т.е. с 1814 по 1848 гг.
4. Предшественники Б. учили понимать одинокую, страдающую человеческую душу. Б. открыл нечто новое: цельность, взаимообусловленность человеческого общества, раздирающий это общество антагонизм. Классовая борьба составит основу романа «Крестьяне» и каждый его персонаж – частица той огромной картины, и дисгармоничной, и цельной, которая у автора всегда перед глазами.
5. На место автора-романтика с его индивидуальным стилем в реалистическом романе является автор совершенно другого склада со стилем, вбирающим в себя многоголосицу времени и сводящим ее к единству, которое подобно единству часового механизма, где все согласовано и подчинено одной цели.
Высшее художество Б. искал в том, что эту шумную многоголосицу внутри повествовательной речи и речи героев он пронизал крепкой и единой авторской волей.
И в языке романов Б., и в его образах постоянно ощущается автор. Не в изысканности и шлифовке заключается истинное искусство Б., а в силе выражения мысли.
6. Конкретность и многообразие языка в произведениях Б. связаны с новым видом детализации, когда цвет дома, облик старого кресла, скрип двери, запах плесени становятся многозначительными социально насыщенными сигналами. Это отпечатки человеческой жизни, повествующие о ней, выражающие ее смысл.
Изображение внешнего облика вещей становится выражением устойчивого или изменчивого душевного состояния людей. И оказывается, что не только человек, его образ жизни влияют на вещественный мир, им подчиненный, но и наоборот, сказывается своего рода могущество вещей, способных и согреть, и поработить человеческую душу. Читатель бальзаковского романа живет в сфере предметов, выражающих смысл буржуазного уклада, который угнетает человеческую личность.
7. Б. постигает и устанавливает законы общественной жизни, человеческих характеров, в конечном счете законы человеческого духа, ущемленного условиями собственнического мира и рвущегося на свободу. Именно человековедение Б., умение проникать во внутренний строй людей (молодых/старых, бедняков/богачей, мужчин/женщин) и составляет истинное богатство Чк.
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд