logo search
Otvetiki

Реализм б.

Сколько бы романтизма, столь популярного, когда творил Б., не попало в его произведения, все же между романтическим и реалистическим у него – отчетливая грань.

В чем же становление реализма в творчестве Б.?

1. Человек, главный объект реалистической повести или романа, перестает быть отделенной от общества и класса обособленной личностью. Исследуется цельная социальная ткань, по природе своей бесконечно множественная, в которой каждый персонаж – ее частица.

Так, в романе «Отец Горио» на первом плане – пансион госпожи Воке. Желтая краска, запах гниения и сама хозяйка с ее шлепающими туфлями и слащавой улыбкой обобщают впечатление от пансиона. И есть нечто общее в социальном положении всех его жителей, что однако не мешает резкому выделению индивидуально конкретного в каждом его обитателе: циника Вотрена, юного честолюбца Растиньяка, благородного труженика Бьяншона, застенчивой Викторины, благодушного и озабоченного папаши Горио.

В романтическом романе – один всесторонне изученный герой и 2-3 дополнительных персонажа. В Чк Б. более 2000 весьма значительных и многосторонне исследованных персонажей. И в каждом отдельно взятом романе, входящем в Чк, если и выдвигаются те или иные персонажи на передний план, то отнюдь не для того, чтобы приглушить или оттеснить других, всегда имеющих свой самостоятельный интерес.

Творческая активность Б. заключается в следующем: научиться проникать в умы и сердца близких и чуждых ему людей разных классов общества, возрастов или профессий.

Именно с такого проникновения в чужие характеры и нравы и начинается реализм.

2. Не только человек, не только взаимоотношения людей – история современного общества занимала Б. Его методом было познание целого, общего через частное. Через папашу Горио он познавал, как обогащаются и разоряются люди в буржуазном обществе; через Гобсека – как страсть к накопительству денег подавляет в буржуа этой эпохи все живое, человеческое и т.д.

При этом историзм не только не затушевывает индивидуальные характеры, а особенно полно их обнаруживает в жизненной конкретности, в связях с обществом в целом или в противопоставлении этому обществу.

3. Чтобы воспроизвести историю и философию современного ему общества, Б. не мог ограничиться ни одним романом, ни серией отдельных самостоятельных романов. Нужно было создать нечто цельное и в то же время обращенное в разные стороны. Чк – это цикл романов, связанных одним грандиозным планом. В сравнительно редких случаях один роман – продолжение другого. Так, в «Гобсеке» - дальнейшая судьба семьи графа де Ресто, показанная с романе «Отец Горио». Но у большинства романов – свой законченный сюжет, завершенная идея, хотя персонажи (и перво-, и второстепенные) постоянно переходят из романа в роман. Мы расстаемся с Растиньяком в 1819 г., чтобы встретить его позднее в разные годы, чтобы узнать, как он разбогател благодаря мошеннической махинации («Банкирский дом Нусингена»), чтобы встретить его (в «Утраченных иллюзиях») в той самой компании парижских щеголей-аристократов, которая всего за 3 года до этого была ему недоступна.

Создается новый вид динамической характеристики, вместе с тем характеристики социально конкретной, когда любой персонаж берется в его отношении к истории французского буржуазного общества эпохи Реставрации и эпохи Июльской монархии, т.е. с 1814 по 1848 гг.

4. Предшественники Б. учили понимать одинокую, страдающую человеческую душу. Б. открыл нечто новое: цельность, взаимообусловленность человеческого общества, раздирающий это общество антагонизм. Классовая борьба составит основу романа «Крестьяне» и каждый его персонаж – частица той огромной картины, и дисгармоничной, и цельной, которая у автора всегда перед глазами.

5. На место автора-романтика с его индивидуальным стилем в реалистическом романе является автор совершенно другого склада со стилем, вбирающим в себя многоголосицу времени и сводящим ее к единству, которое подобно единству часового механизма, где все согласовано и подчинено одной цели.

Высшее художество Б. искал в том, что эту шумную многоголосицу внутри повествовательной речи и речи героев он пронизал крепкой и единой авторской волей.

И в языке романов Б., и в его образах постоянно ощущается автор. Не в изысканности и шлифовке заключается истинное искусство Б., а в силе выражения мысли.

6. Конкретность и многообразие языка в произведениях Б. связаны с новым видом детализации, когда цвет дома, облик старого кресла, скрип двери, запах плесени становятся многозначительными социально насыщенными сигналами. Это отпечатки человеческой жизни, повествующие о ней, выражающие ее смысл.

Изображение внешнего облика вещей становится выражением устойчивого или изменчивого душевного состояния людей. И оказывается, что не только человек, его образ жизни влияют на вещественный мир, им подчиненный, но и наоборот, сказывается своего рода могущество вещей, способных и согреть, и поработить человеческую душу. Читатель бальзаковского романа живет в сфере предметов, выражающих смысл буржуазного уклада, который угнетает человеческую личность.

7. Б. постигает и устанавливает законы общественной жизни, человеческих характеров, в конечном счете законы человеческого духа, ущемленного условиями собственнического мира и рвущегося на свободу. Именно человековедение Б., умение проникать во внутренний строй людей (молодых/старых, бедняков/богачей, мужчин/женщин) и составляет истинное богатство Чк.