logo search
Otvetiki

72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.

Вершиной творчества Чехова явилась пьеса «В. с.» . Это последнее произведение драматурга: закончена в 1903 г., поставлена на сцене Художественного театра в 1904г. И хотя в ней отражены реальные общественные явления тех лет, пьеса оказалась созвучна настроениям последующих поколений – прежде всего потому, что в ней затронуты вечные проблемы: это недовольство жизнью и желание её изменить, разрушение гармонии между людьми, их взаимная отчуждённость, одиночество, ослабление родственных связей и утрата духовных корней. Пьесу иногда называют «новой»: автор сумел нарисовать в ней картину изменения в обществе и человеке. На смену «безвременья» приходит бурный процесс перемен 90-х гг. 19в. Меняется всё: общественно-политический строй (дворянство теряет власть), экономика (развивается промышленность, торговля; Россия стала окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и ж/д), соц. сфера (развивается искусство, наука). В это время шла переоценка веками устоявшихся ценностей. Дворянство разорялось и расслаивалось. Это был класс, обреченный на гибель. На смену ему шла могучая сила – буржуазия. Умирание дворянства как класса и приход капиталистов – основа пьесы. Чехов понимает, что и новые хозяева жизни недолго удержаться как класс, т.к. вырастает другая, молодая сила, которая будет строить новую жизнь в России.

Сам Чехов считал, что его пьеса является комедией. Её можно отнести к лирической комедии, где смешное переплетается с грустным, комическое с трагическим, как и в реальной жизни.

Центральный образ пьесы – вишнёвый сад, который объединяет всех персонажей. Вишнёвый сад – это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ – символ красоты русской природы, России. Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели прекрасного вишнёвого сада.

В пьесе не видно яркого конфликта, всё, казалось бы, идёт своим чередом. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И всё же чувствуется существование конфликта, но скрытого, внутреннего. За обычными разговорами, за спокойным отношением друг к другу героев пьесы скрыто их непонимание между собой.

Основной конфликт пьесы – в непонимании между поколениями. Кажется, будто в пьесе пересеклись 3 времени: прошлое, настоящее и будущее: в пьесе пересеклись 3 времени: прошлое, настоящее и будущее: дворянства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции.

Тема – покупка вишнёвого сада. Центральный образ – сад, все проблемы, переживания строятся именно вокруг него.

Система образов. Старый мир крепостной России олицетворяют образы Гаева и Раневской, Вари и Фирса. Дворянство уже утратило свою силу. Отмена крепостного права привела к тому, что на рубеже веков дворяне «доживали» свой век: они лишились средств к существованию и не умели их заработать, утратили власть и перестали быть главной, ведущей силой общества.

Раневская и Гаев – неплохие, добродушные люди. Они уже отжили свой век, это ощущается в их поведении и речи. Они сентиментальны, но не энергичны, не способны действовать, не могут разумно решать свои дела, беспомощны, никому не нужны, они уже лишние в жизни. Чехов всё время показывает несоответствие между их словами и делами. Однако добрая, радушная, щедрая Любовь Андреевна, оказывается, не умеет по-матерински заботиться о дочерях (её дочь в течение пяти лет оставалась на попечении безалаберного дяди), равнодушно вспоминает о смерти няни. Она лишь создаёт иллюзию заботы о ком-то или о чём-то. Она и Гаев остаются бесчеловечными барами-крепостниками. Свидетельство тому – оставленный в заколоченном доме Фирс. Любовь Андреевна давно уже «спустила» всё своё состояние, её имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская – легкомысленная, пустая женщина, не видящая вокруг себя ничего, кроме любовных увлечений, стремления жить красиво и легко. Она раздаёт большие милостыни, в то время как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги. Чехов в дневнике писал: «Вся Россия – страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днём и ужасно храпят …» Гаев заявляет, что всё своё состояние «проел на леденцах». Он, произносящий длинные речи, - это всего лишь пародия на культурного и образованного дворянина (Фирс ему до сих пор одевает штаны).

Раневская живёт только воспоминаниями о прошлом, её не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет. Чехов именно Раневскую и Гаева считает виновниками их трагедии. Они ведут себя, как маленькие дети, которые закрывают глаза от страха, когда им грозит опасность. Поэтому и Гаев, и Раневская так старательно избегают разговоров о реальном плане спасения, выдвинутом Лопахиным, надеясь на чудо: вот если бы Аня вышла замуж за богатого человека, если бы ярославская тётушка прислала деньги … Но ни Раневская, ни Гаев не пытаются ничего изменить. Говоря о «прекрасной» старой жизни, они, кажется, смирились со своей бедой, пускают всё на самотёк, уступают без борьбы.

Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина, «хищного зверя» по определению Пети Трофимова. Лопахин – явная противоположность владельцам вишнёвого сада. Беспечности и непрактичности старых хозяев сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремлённость Лопахина. Он прямой потомок тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду». Лопахин – потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он ликует, купив имение, он чувствует себя хозяином жизни. «Идёт новый владелец вишнёвого сада! Пусть всё, как я желаю», - говорит он. Лопахин не забыл своего прошлого, и теперь наступила минута его торжества: «битый малограмотный Ермолай купил имение, где отец и дед были рабами». Но Ермолай Лопахин так и остаётся «мужиком», не смотря на то, что вышел «в люди». Он не способен понять одного: вишнёвый сад – это не только символ красоты, это своеобразная нить, связывающая прошлое с настоящим. Нельзя рубить свои же корни. И то, что Лопахин этого не понимает, является главной его ошибкой.

Лопахин не вызывает сочувствие, хотя не лишён положительных черт (трудолюбие, добродушие, самокритичность). Но он достиг благ не талантом, а хваткой и благодаря удаче в мире наживы. Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что «коммерсант» в нём всегда будет брать верх. Эмоции и нажива – это абсолютно несовместимые понятия. В Лопахине положительное сочетается с отрицательным: с любовью относится к Любови Андреевне – чёрств к Варе «хотя видит, что она страдает; не скрывает своего происхождения; пытается помочь Раневской – не может скрыть своей радости, гордости при покупке вишнёвого сада; приказывает намеренно вырубить его, не дожидаясь отъезда старых хозяев. Лопахина потрясают слёзы Раневской, он умён и понимает, что не всё можно купить и продать, но практицизм «мужика» побеждает в нём. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишнёвый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушена.

Время Лопахина, по мнению Чехова, невечно. Его дела не принесут пользы людям. В конце пьесы Лопахин говорит: « Скорее бы изменилась … наша нескладная, несчастливая жизнь!» Но как это сделать, он знает только на словах. Разрушено старое, а новое ещё не создано, и неизвестно, будет ли создано хоть когда-нибудь. Автор не спешит с выводами

Ожидание изменений – главный лейтмотив пьесы. Будущее представлено в образе Пети Трофимова и Ани. Петя – сын аптекаря. Ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизни. Живётся ему тяжело. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умён, горд, честен. Он знает, в каком тяжёлом положении живёт народ. Он думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живёт верой в светлое будущее родины. Его речь ораторская. Петя, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости – всего лишь мечты. У Раневских его зовут «облезлым барином» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остаётся юношей в своих мечтах. Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Скорее всего, она поступит на курсы или станет революционеркой. Пьеса кончается возгласом: «Здравствуй, новая жизнь». Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что это был 1904 г. Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое желание трудиться на благо людей. Петя должен сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что «вся Россия – наш сад». Так, Аня прощается с садом, т.е. со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она уверена в том, что, несмотря на то, что раздаётся стук топора, что имение будет продано под дачи, несмотря на это, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних. Вместе с ней в это верит и сам Чехов.

Автор не видит ещё в русской жизни героя, который мог бы стать настоящим хозяином «вишнёвого сада», хранителем его красоты и богатства. Глубокое идейное содержание несёт в себе само название пьесы. Сад – символ уходящей жизни.

Новаторство драматургии. В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряжённость которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесословными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создавшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александрийского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

Билет 73.Проблематика творчества А.И. Куприна. Социальное и природное; жизненный трагизм и поиск идеала в «Олесе», «Гранатовом браслете», «Поединке».

А.И. Куприн (1870-1938) – выдающийся писатель-реалист русской литературы XX века. Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве. Жизнь писателя сложилась непросто. Он много лет провел в казарме, скитался по России, выполняя разнообразную работу: был грузчиком, пел в хоре, работал землемером, изучал врачебное дело. Масса жизненных впечатлений, наблюдений, переживаний стала основой его творчества. Куприн – живая, широкая натура, человек стихии и интуиции. Лирики он не писал. Его интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Для писателя важны яркость, сила, цельность характера. Куприн был создателем яркого, радостного, жизнеутверждающего искусства (мажор!). Его творчество формировалось в годы революционного подъема, ему была близка тема простого русского человека, жадно ищущего правду жизни. На его творчество оказало знакомство с Толстым, Чеховым, Горьким, Достоевским. В 1889г. в печати появляется 1-й рассказ «Последний дебют». За публикацию этого рассказа Куприн подвергся аресту. Успех пришел к Куприну после появления повести "Молох" (1896), описывающей бесчеловечные порядки на гигантском заводе в Донбассе и трагедию героя, который не принимает окружающую жизнь из-за ее грубости и жестокости, однако сам становится жертвой мира, где нет ни сострадания, ни любви. Главный герой – инженер Бобров, интеллигент, работает на заводе, знает быт и жизнь рабочих. Герой наделен обостренным чувством справедливости. Куприн рассказывает о жизни и протесте рабочих против Молоха.

Творчество этого самобытного мастера связано с демократическим литературным движением, развивавшимся под могучим и плодотворным влиянием Горького. Не случайно в период первой русской революции, когда был написан «Поединок», Куприн признавался, что «все самое буйное» в этой повести навеяно Горьким. Горький возглавлял демократический фронт в литературе, сплачивал его вокруг издательства «Знание». В плеяде «знаньевцев» Куприну принадлежит почетное место. Яркий природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение действительности — вот что определило большой общественный резонанс его произведений в период подготовки и проведения первой русской революции. Куприн своеобразно и колоритно передал атмосферу назревавшей революции.

Излюбленными героями Куприна были обитатели глухих углов России, вольные бродяги, люди, близкие природе, сохранившие вдали от общества душевное здоровье, свежесть и чистоту чувства, нравственную свободу. Героев Куприна отличает духовная целостность и неподдельное нравственное величие, обладают неиссякаемым запасом жизненных сил и твердой верой в высшую разумность мироздания, какими бы ущербными ни были порядки, установленные в обществе. Его идеал – «естественный человек», свободный от влияния буржуазной цивилизации.

Одна из тем его творчества – противопоставление буржуазно-мещанского мира жизни природы. На эту тему в 1898 г Куприн написал повесть «Олеся». В центре повести стоит проблема народного характера. Повесть явилась воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

Повествование в «Олесе» ведется от первого лица, что позволяет автору полнее описывать чувства, которые испытывает главный герой к «лесной колдунье». Рассказы местных жителей об этой девушке и ее бабке сводятся к тому, что «живет в лесу ведьмака; выгнали ее за колдовство». Обитатели Полесья неразговорчивы и крайне суеверны. Но Иван, как человек, выросший вдали от тех мест и имеющий свое мнение о колдовстве, может взглянуть на Олесю достаточно объективно, чтобы читатель мог составить свое мнение о ней. Первая встреча Ивана с Олесей происходит случайно.

Хотя Иван и мечтал познакомиться с «колдуньями», он ожидал встречи скорее с бабкой, чем с девушкой. С первого взгляда Иван заметил огромную разницу между молодой обитательницей лесной избушки и местными девушками. Головной платок, в отличие от местного обычая закрывать лоб и подбородок, служил Олесе украшением. Лицо ее было «оригинально» красивым, не поддающимся описанию. Так же невозможно было описать лицо Олеси. Оно постоянно изменялось, отражая то радость, то любопытство, то гнев, то невыразимую бурю чувств, которую может испытывать человек.

Олеся – девушка лет 20, непосредственная, отличается цельностью, душевным богатством, вольная, добрая, красивая, трудолюбивая, трудолюбивая. Олеся сравнивается в повести с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора. Во всем облике Олеси Иван чувствовал силу молодости, свежесть. Движения Олеси были свободны и грациозны. Девушка как бы сливалась с окружающим ее лесом. Птицы не боялись ее. Она не боялась волков. Но в отношениях с людьми чувствовалось напряжение и внутреннее неприятие их Олесей. Когда Иван спрашивает девушку, не страшно ли ей жить так далеко от людей, Олеся говорит о том, что рада была бы вообще никогда не видеть людей. Олеся чрезвычайно любознательна. Слишком много неприятностей принесли ей люди. И сторонится-то она только местных людей. Но ее очень интересует все, что касается жизни других. Она задает Ивану множество вопросов о городах, странах, людях. Восприимчивый ко всяким знаниям ум Олеси поражал Ивана. Очень часто он сравнивает ее с девушками высокого происхождения, получившими хорошее воспитание.

Интересны отношения Олеси с бабушкой. Для молодой ведьмы бабушка является носителем судьбы, которую они передают из поколения в поколение. Бабушка вырастила Олесю, научила ее всему, что знала сама. В первую очередь она научила ее жить в гармонии с природой. Девушка ничего не скрывает от нее, да и если бы и могла — не стала бы. Занятия колдовством основываются на способности наблюдать — поэтому бабушка сама видела как развиваются отношения Олеси и Ивана. Но все-таки молодая «ведьма» бросает вызов своей судьбе. Полюбив Ивана, она надеется, что сможет обмануть ее. Здесь особо нужно отметить необыкновенную гордость Олеси, уверенность в собственных силах. Необыкновенные силы души Олеси дают ей возможность стойко перенести все унижения и обиды, которые приносит ей эта запретная любовь.

Олеся остается для нас и в конце повести такой же загадочной, как и в начале. До конца мы не понимаем глубину ее души, ее силу, ее возможность возрождаться. В конце повести мы видим ветку кораллов, которая говорит о том, что на самом деле Олеся не винит Ивана в своих бедах. Коралл имеет следующее значение: хранит от молний, бережет от дурного глаза, облегчает излечение ран и язв. То есть своим подарком Олеся хотела облегчить страдания возлюбленного от разлуки с ней, коралл должен был залечить любовные раны героя. Красный цвет сопровождает образ Олеси. Он символизирует сильную, страстную любовь (красная юбка Олеси, красный кашемировый платок, нитка дешевых красных бус).

Молодая, нежная, романтичная, выросшая в лесу девушка, словно вобрала в себя окружающую ее природу, где красота сочетается и с умом, и с гордостью, и с силой — духовной и физической.

"Олеся" - это песнь красоте и величию своеобразной полесской природы. Лес является одним из главных героев. Лес - это место обитания различных животных, и если эти животные - люди, то лес - их дикарская полулюдская жизнь, а непроходимое полесское болото символизирует трясину их пороков: невежество, злобу, равнодушие, чудовищную безжалостность, лицемерие. "Из вашего болота во веки веков не выберешься", - будто вскользь замечает герой. А Мануйлиха произносит: "Лес велик, есть место где разойтись". Иван Тимофеевич легко находит с ним общий язык, принимает их "правила игры", и пусть он не совсем еще зверь, так как стоит на ступеньку выше остальных, но он бесконечно далек от совершенства.

Лишь Олеся - истинный человек. "Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие - все то, что отравляет взаимоотношение людей в "цивилизованном мире". Олеся и бабку свою жалеет, и вора Трофима, и даже озверевшую толпу, избившую ее, прощает: "Все я одна, глупая. Ну чего я полезла... в самом деле?".

В изображении природы Куприным заложена и философская мысль о том, что лишь в слиянии с природой возможно счастье и спасение от окончательного духовного разложения человечества. Лишь освободившись от оков предрассудков, фальшивых общественных устоев, навязанных ему социальной средой, уединившись с возлюбленной в лесу, Иван Тимофеевич обретает удовлетворение, осознает всю мертвенность, искусственность созданного людьми мира, и, созерцая красоту живой природы, по-настоящему чувствует себя человеком.

Природа не просто украшает повествование писателя, но является живым участником происходящего, главным орудием Куприна в обличении человеческих пороков и прославлении заложенных самой природой способностей к великому дару любви, состраданию, благородству и самопожертвованию.

Куприн стремился показать явные преимущества «естественного человека». В столкновении с реальным миром он всегда терпит поражение или становится изгоем общества.

Повесть "Поединок" (1905г) вышла с посвящением М.Горькому, к которому в эту пору своего творчества Куприн был близок, и, помимо высоких оценок критики, заслужил похвалу Л.Н.Толстого. Само название «Поединок» многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собой. Главный герой «Поединка» раскрыт психологически подробно и убедительно. В начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога — он видит себя «ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды», представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско. Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль — происходит нравственное очищение героя страданием, его внутреннее прозрение. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое.

В Ромашове все отчетливее прорисовываются черты «лишнего человека», его нравственное чувство приходит в противоречие с окружающей жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств, в его любви к Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью людей. Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него почти ясен, предрешен не только из-за способности к любви-преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, но и из-за сознания собственной ненужности, безысходности. Происходит крушение мечты, и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя.

Повесть «Поединок» — одно из звеньев в цепи произведений А. И. Куприна, посвященных русской армии. Куприну военная жизнь была знакома. Он был связан с армией с 10 до 24 лет и гарнизонный быт, проблемы офицерской среды коснулись его напрямую. В повести «Поединок» с гневом и болью писатель рассказывает о проблемах российской армии.

Современники Куприна отмечали, что автор четко и точно очертил в «Поединке» социальные проблемы русской армии начала 1900-х годов: проблему непонимания и отчужденности между солдатами и офицерами, проблему тягот семейной жизни в гарнизоне, недостаток образования и ограниченность офицеров.

На страницах повести царит практически безысходное отчаяние. Герои обречены, как обречена и сама армия. Главный герой повести подпоручик Ромашов не находит смысла в самом существовании армии. Учения, уставы, казарменная повседневность кажутся ему и его однополчанам абсолютно бессмысленными.

«Поединок» — повесть, которая имеет два плана: история любви и дуэли подпоручика Ромашова. В повести представлена богатая галерея лиц и характеров провинциальной армейской среды: от жалкого и забитого Хлебникова до философствующего «ницшеанца» Назанского; от тупого и трусливого Николаева до вспыльчивого и бесстрашного Бек-Агамалова. Каждый портрет убедителен настолько, что за ним сразу видишь живого человека с присущими только ему чертами. Ни один из нарисованных портретов не повторяет другой. Герои «Поединка» предстают перед читателями как отчаявшиеся люди. Назанский мечтает о светлом, мучаясь тяжелыми алкогольными кошмарами. Осадчий воспевает «радость прежних войн, веселую и кровавую жестокость». Шурочка, очаровательная образованная женщина, терпеливо подготавливает своего мужа к поступлению в Академию Генерального штаба и расчетливо, хладнокровно подводит любящего ее Ромашова под дуло пистолета.

Тема сострадания в повести возникает только в сцене ночного разговора Ромашова с солдатом Хлебниковым на откосе железной дороги. Сострадание мы видим в поступках подпоручика, в разговоре солдат, вспоминающих сказки Петровской эпохи, в остальные же моменты Ромашова продолжает преследовать «чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни».

Интересно, что повесть сохранила значение и до наших дней и до сих пор является свежей и интересной. «Поединок» изображает трагедию человека (существа природного и духовного), перерастающего рамки, в которое заключает его общество. И в своем стремлении вырваться из этого круга человек либо опускается, как опустился муж Шурочки, либо погибает, как Ромашов.

Куприн - большой жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше. Мечта о счастье, о прекрасной любви — эти мотивы нашли свое отражение в творчестве Куприна.

«Гранатовый браслет» (1911г) — рассказ о большой неразделенной любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». В основе сюжета лежит реальное событие — любовь телеграфного чиновника Желткова к жене важного чина, члена Государственного совета Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний Лев Любимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А. Куприна, — чиновник перестал писать письма, о нем ничего не известно. В семье Любимовых этот случай вспоминали как странный и курьезный. Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Сама история необыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который передает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Княгиня Вера – жена предводителя дворянства, описана как независимая, царственно спокойная, холодная красавица: «Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными... руками». Вера Николаевна изображается Куприным как женщина, достойная настоящей, «святой» любви. Так же неожиданно ворвалась в жизнь княгини Веры Николаевны любовь неизвестного ей человека.

Куприн создает также яркий портрет генерала Аносова — «тучного, высокого, серебряного старца». Не удивительно, что именно генералу, человеку, умудренному жизненным опытом, предстоит заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, что его внучка может с разных сторон посмотреть на свою жизнь с Василием Львовичем. Генералу Аносову принадлежат пророческие слова: «...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Именно генералу автором доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: истинная любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою веру Вере Николаевне.

Скорая развязка истории, длившейся более восьми лет, наступает, когда Вера Николаевна получает подарок на день рождения. Этим подарком был символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, — гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила «покойная матушка». Кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он обладает свойством сообщать дар предвидения носящей его женщине и охраняет ее от насильственной смерти. И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн-художник для усиления этого предсказания сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями». И княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!»

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. Последнее письмо Желткова ставит все на свои места: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя твое!». Желтков оказывается человеком, ничуть не уступающий в благородстве аристократам. Любовь возвысила его, стала смыслом жизни для него. Он благодарен за любовь.

Герои Куприна – искренние, добрые, способные на любовь. Созданные Куприным образы настолько живые, что мы сопереживаем им как близким людям. Куприн был человеком удивительной судьбы. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю.

В литературе проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает большое место. Личность и среда, индивидуум и общество — об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Проблема человека и окружающего мира может быть рассмотрена на примере произведений А. Куприна. Произведения А. Куприна привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А. Куприна пестр и многообразен. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений — чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Но А. Куприн относится к своим героям с теплотой. Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало — в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение (2 соната бетховена), а завершается рассказ сценой, когда героиня слушает музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения.

Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь — это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает.