Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
В 20-40-е годы продолжает свое развитие русская песенная лирика. В 30-е годы, когда интерес к народным и книжным песням все больше и больше возрастает, к песенному творчеству обращаются разные поэты.
Однако стихотворения и песни на народные темы А. В. Кольцова представляют наиболее яркое явление в общем процессе развития русской лирики. Кольцов как поэт прежде всего прошел школу творческой практики у поэтов-песенников первого поколения. Возможно, что даже само желание писать песни возникло у него под их влиянием. В лирическом наследии поэта есть произведения, которые имеют черты подражания. Но сила собственного таланта, жизненные истоки его позволили Кольцову обрести в творчестве собственный голос и во многом опередить всех поэтов-песенников его времени. В отличие от них Кольцов в своем творчестве шел не только от современных литературно-песенных традиций, но и от стиля хорошо ему знакомых народных песен и от живого народного языка. Он стремился в своем творчестве изобразить реальную жизнь народа, его труд, быт и поэзию, поэтому оно было гораздо шире по тематике и реалистичнее. Песням Кольцова, что особенно важно, была свойственна и новая внутренняя настроенность, глубоко отличавшаяся от традиционного сентиментального "уныния" современных русских песен. В них зазвучали бодрые оптимистические призывы к преодолению любых жизненных невзгод. Произведения Кольцова, выражающие народный социальный оптимизм, были очень близки к самим народным песням, в которых даже в мотивах "грусти-тоски" никогда не чувствовалась безысходность жизненного горя.
Песни Кольцова были не только содержательны и лиричны. По признанию самого поэта, песни для него были прежде всего тем, что "поется". Кольцов не раз пробовал распевать свои песни. Созданный Кольцовым оригинальный размер стиха был очень близок к ритмическому строю народных песен.
Все новое, что внес в поэзию Кольцов, впервые глубоко был оценено В. Г. Белинским. В своей статье о Кольцове он писал: "Кольцов знал и любил крестьянский быт так, как он есть на самом деле, не украшая и не поэтизируя его. Поэзию этого быта нашел он в самом этом быте, а не в риторике, не в пиитике, не в мечте, даже не в фантазии своей, которая давала ему только образы для выражения уже данного ему действительностью содержания. И потому в его песни смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи - и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии. Любовь играет в его песнях большую, но далеко не исключительную роль: нет, в них вошли и другие, может быть, еще более общие элементы, из которых слагается русский простонародный быт".
Народ в песнях Кольцова изображался во всей полноте его жизни - не только в труде и повседневности, но и в моменты сосредоточенного раздумья над своей жизнью. Кольцов в своих песнях всегда подчеркивал характер героя, его жизненную силу, веру в будущее:
Долго ль буду я Сиднем дома жить, Мою молодость Ни на что губить? Долго ль буду я Под окном сидеть, На дорогу вдаль День и ночь глядеть? ("Дума сокола")
В песнях о народной бедности, жизненной бесприютности, сиротстве ("Сирота", "Доля бедняка") изображалась горькая доля бедняка с помощью заимствованных из народной поэзии образов беды, горя, злой судьбы. Но изображение "злой доли" крестьянина у Кольцова сочеталось с мотивами смелого и упорного ее преодоления. Особенно это проявляется в песнях Кольцова "Деревенская беда" (мотивы борьбы бедняка с богачом), "Дума сокола" (страстный порыв героя к лучшей жизни}, "На погибель идти - песни петь соловьем" (молодецкая удаль, помогающая героически преодолеть любое горе) и в других.
Вдумчивое проникновение Кольцова в народную жизнь позволило ему увидеть в ней главное, выделить наиболее существенное. В этом отношении особого внимания заслуживает ведущая тема его песенного творчества - тема труда. Кольцов видел крепкую любовь крестьян к "матери сырой земле" и чисто крестьянские трудовые интересы и упования, связанные с земледельческим трудом. Все это он с большой художественной силой отразил как в стихотворении "Косарь", так и в своеобразной трилогии - "Песня пахаря", "Урожай" и "Крестьянская пирушка", посвященной крестьянскому труду. В этих произведениях Кольцов показал не только поэзию крестьянского труда, но и ту сосредоточенную величавую "обрядность", которая была так характерна для крестьянской жизни.
Наряду с этими темами в творчестве Кольцова большое место занимали и песни на семейно-бытовые и любовные темы. В таких песнях Кольцов использовал народно-песенные стилистические и композиционные средства: символику - "Кольцо", "Перстенечек дорогой", "Грусть девушки"; лирические обращения к силам природы - "Ты не пой, соловей", "Не шуми ты рожь"; лирический монолог - "Ах, зачем меня силой выдали", "Не скажу никому"; метафорические сравнения - "Соловьем залетным юность пролетела"; народные поэтические эпитеты - "ярый воск", "чисто золото", "сырая земля", "душа-девица", "ветры буйные", "кудри русые". Но Кольцов применял эти средства всегда очень оригинально. Так, например, часто обращая к форме лирического монолога, он нередко отходил от традиционного стиля народных песен, делая их особенно психологически насыщенными.
Сочинения Кольцова печатались на протяжении всего XIX века и позднее. Песни Кольцова издавались огромными тиражами и издательствами лубочной литературы. Многие песни Кольцова были положены на музыку. По подсчету одного из исследователей, на стихотворения Кольцова было написано свыше 700 романсов и песен.
Песни Кольцова в 60-е годы пользовались любовью революционно-демократической молодежи. В пореформенную эпоху они были широко распространены и среди низовой интеллигенции.
Песни Кольцова были для народа ценнейшим познавательным и идейно-художественным материалом, сыгравшим огромную роль в историческом процессе развития народной песенности. Все темы кольцовских песен, проникшие в народный песенный репертуар, были очень близки по содержанию народным лирическим песням. Кольцов с большой поэтической сило выразил глубокое раздумье народа о тяжести жизни ("Сяду я за стол"), желание преодолеть все жизненные препятствия ("Оседлаю коня") и горькое сознание силы "злой судьбы" ("Соловьем залетным").
Глубоко проникнув в народ, песни Кольцова не только стали неотъемлемой частью народного песенного репертуара, но и явились образцами для возникновения новых народных песен, которые безусловно оказывали положительное влияние на развитие народной поэзии на протяжении долгого времени. Творчество Кольцова расширило жанровый диапазон многих русских поэтов второй половины XIX века, которые продолжили развитие книжной и народной песенной поэзии.
Одним из самых ценных документов для ознакомления с жизнью поэта является известная его биография, написанная Белинским. Знаменитый критик не пожалел ярких красок в изображении трагического положения своего друга среди окружавшей его "грубой и невежественной" обстановки. В горячей статье Белинского дело представлено так, что Кольцов - яркий, чудный цветок, а кругом него сплошь отвратительное, грязное и топкое болото.
Кольцов родился в 1808 году в Воронеже. Миром, среди которого увидел свет, провел детство и молодые годы (до счастливых встреч с друзьями и образованными людьми) Кольцов, было то "темное царство" с его застывшим культом верований, привычек и подобострастным отношением к капиталу, которое так губит всякое самостоятельное мышление и чувство.
Чудною, наивною прелестью дышат все кольцовские описания природы: степи, поля, леса. Непосредственная простота этих описаний, так верно передающая явления природы и ее действие на людей, глубоко западает в душу читателя.
Кольцов не принадлежал ни к одной из групп поэтов. Его поэзия не создала эпохи, она не уносит читателя на высокие вершины области духа, где царит дивное величие образов, но где порою и содрогается сердце от холода изображаемой жизни... Его поэзия не решает великих вопросов человечества, она не стремится на широкий простор истории и современной жизни, не касается всех ее печалей и скорбей, всех великих социальных проблем.
Песни Кольцова размером, языком, выражениями и оборотами речи во многом напоминают народные, но, конечно, художественнее последних: в них мысль глубже, чувство выдержаннее и сильнее, стремление - определеннее.
Свыкнувшись с бытом крестьянским и полюбив его, Кольцов привык смотреть на окружающие явления взглядом крестьянина и перенес этот взгляд в свои произведения. Для него море волнующейся ржи - не просто картина, исполненная ярких красок, переливов света и теней: он знает, что с колосом, нарядившимся " в золотые ткани", связано благосостояние крестьянина, и отсюда то почти святое, благоговейное, исполненное умиления чувство, с которым поэт смотрит на землю-кормилицу, на нивы со "спелым колосом", на степь - на эту арену святого труда простого человека. Он не может не сочувствовать радостям и горю работника, прилепившегося к земле... Таковы его стихотворения "Урожай", "Ну, тащися, сивка" и многие другие. Поэта радовали и "широкая степь", и полные колосья на трудовой мужицкой ниве, и "крестьянская пирушка". Зрелище ленивого, запустившего свое дело работника печалило его.
Русская беззаветная удаль как стремление вырваться во что бы то ни стало из тяжелых условий жизни, губящих могучие силы, и разгуляться на просторе "во всю душеньку", а вместе с нею и вера в родное "авось" прекрасно выражены в целом ряде пьес: в "Песне разбойника", в знаменитом "Хуторке", в "Песнях Лихача Кудрявича", "Удальце" и так далее.
Так же прекрасны стихотворения "Последний поцелуй" и "Разлука". Печальная доля женщины - удел того общества, где вырос поэт,- с замечательною силой выражена в глубоких по чувству жалобах:
Ах, зачем меня
Силой выдали
За немилова,
Мужа старого!
А драма печального положения людей, богатых силами души и талантом, но обреченных стихийною судьбою томиться в нелюбимых условиях жизни,- драма собственной жизни поэта! - с какой силой и грустной прелестью выражена она в целом ряде высоко-прекрасных песен: "Горькая доля", "Путь", "Дума сокола", "Светит солнышко", "Много есть у меня" и других! Какою силою поэтического таланта веет, например, от нижеприведенных строф:
Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость прошумела!
("Горькая доля")
С начала 30-х годов Кольцов сближается с целым рядом примечательнейших людей. Они помогли поэту осознать себя и поверить в свои силы. Вслед за Станкевичем поэт знакомится с Белинским. Эти два имени ярко светятся в биографии Кольцова. Станкевич, земляк поэта, издал на свои средства первую книгу стихов Кольцова (1835), состоящую из 18 стихотворений; великий критик написал две статьи о поэте: "Стихотворения Кольцова" (1835), "О жизни и сочинениях Кольцова" (1846) — статьи, сыгравшие выдающуюся роль в творческой судьбе поэта.
В Москве и Петербурге Кольцов общается с Чаадаевым и Владимиром Одоевским, Боткиным и Вяземским, Жуковским и Полевым и, конечно же, с Пушкиным, Белинским.
Алексей Васильевич Кольцов умер 29 октября 1842 года (в 33 года). Он похоронен на Митрофаньевском кладбище Воронежа.
В лучших своих произведениях на семейно-бытовые, любовные и трудовые темы Кольцов самобытен, и его образы достигают силы символов. Его соха, или его сивка, или коса в руках его косаря укрупняются, как в былине. Поэт перебрал несметный песенный материал, находившийся в руках народа. Он записывал песни и передал большое их количество в собирательский кружок П. В. Киреевского.
Над ранним Кольцовым еще господствует среднеромантический стандарт, стихотворная мода середины — конца 20-х годов XIX века:
Написанные в духе моды, подражающие романтическим шаблонам стихи (с полночью, кинжалом, кровавым мщением, грешником ада) вступают в спор с "Повестью моей любви", где слышится живой голос Кольцова:
Не видал я красных дней;
Жил в степях с коровами,
Грусть в лугах разгуливал,
По полям с лошадкою
Один горе мыкивал.
Написанное 20 сентября 1830 года стихотворение "Кольцо" блеснуло, нет, полыхнуло в глаза читателей самобытностью.
Я затеплю свечу
Воску Ярова,
Распаяю кольцо
Друга милова.
Наиболее зрелые стихи находим среди произведений 1835 — 1836 годов. В этих собственно кольцовских стихах, в стихах, где он раскрылся как поэт, читатель разглядел большой мир русского крестьянства. В этих стихах крестьяне говорят с глазу на глаз со своими женами, со стариками, с детьми, с соседями, со своей судьбой, с природой — зноем, ветром, грозой, родником, а главное — с землей-кормилицей. В этих стихах изливалась душа народная.
Всего чаще, всего больше и всего неохотней поэт видел вокруг себя купцов и мещан, но всего желанней для него было наблюдать деревенских землепашцев. В лаптях, рваных кафтанах, в нужде и заботах, в тяжестях и радостях труда.
Кольцовский герой трудолюбив и знает цену сделанному. Он скромен и горд одновременно. И конечно, он любит свободу. Ему "надо волю безотменную". Кольцовский герой поет песню, в которой выражает себя целиком, без утайки. Он думает думу глубокую, тяжкую, серьезную. Рядом с "песней" у Кольцова часто находим — в заглавии или подзаголовке — "дума".
Сяду я за стол
Да подумаю,
Как на свете жить
Одинокому.
Но Кольцов задумывается не только над вопросами непосредственного каждодневного бытия. Его внимание притягивает природа, которую он не столько описывает, сколько живет ею, сливается с ней, как косарь или пахарь.
Целая природа — В душе человека, — говорит Кольцов в стихотворении "Поэт" (1840). Его дума о природе действенна. Он не только берет от природы. Он отдает ей жар души.
Не может быть, чтобы мои идеи
Влиянья не имели на природу.
("Дума двенадцатая", 1840)
Доминантой в хоре стихов поэта нельзя не признать песню батрацкого горя. Уж кто-кто, а Кольцов постарался избыть в стихах свою горемычную судьбу, так бедственно совпавшую с судьбой русского крестьянства.
Песнь старика, у которого один сын пошел на службу, а другой в могилу, — "две вдовы невестки; у них детей кучи — все мал мала меньше". Песнь молодца, потерявшего возлюбленную: "Тяжелей горы, темней полночи легла на сердце дума черная!". Песнь труженика, встающего до зари: "На гумне — ни снопа; в закромах — ни зерна; на дворе, на траве — хоть шаром покати". Песня девушки, насильно выдаваемой замуж за старика ("Ах, зачем меня..."). Многообразна песенная галерея Кольцова, на все лады, на все голоса показано им мужицкое горе.
Если до Кольцова эти мотивы звучали в третьем лице, то у него они звучат от первого, как личное переживание. Это придает им характер автобиографический, личный.
Кольцовский стих передает характер говорящего, несет нам его интонацию, его песенную волну. Мы как бы вместе с поэтом, одновременно с ним произносим его песнь — думу-молитву, произносим нараспев, скандируя, следуя заданному поэтом ритму:
Но, увы, нет дорог
К невозвратному!
Никогда не взойдет
Солнце с запада!
Герой Кольцова, являясь выразителем существеннейших черт русского характера, терпелив, стоек, отважен.
Герои песен Кольцова любят от всего сердца. В самые трудные дни любовь освещает жизнь обездоленных людей, придает им силы в борьбе с суровой действительностью: «Пора любви», «Грусть девушки», «Разлука», «Не скажу никому...». Любовные песни Кольцова отличаются особым лиризмом и глубокой искренностью.
Белинский писал, что вместе с напевной лирикой Кольцова в литературу "...смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи, и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии".
Конечно, песня Кольцова отличается от собственно народной песни в своей, по словам Белинского, «художественности, под которою должно разуметь целость, единство, полноту и выдержанность мысли и формы». Это происходит потому, что, как говорил Белинский же, кольцовские стихотворения – это «произведения народной поэзии, которая уже перешла через себя и коснулась высших сфер жизни и мысли».
Песни Кольцова и народные варианты имели достаточно широкое распространение. Об этом свидетельствуют места их записи - Карелия, Беломорье, Центральные области, Кавказ, Поволжье, Урал, Сибирь и т. д. Процесс фольклоризации стихотворений Кольцова, несомненно, начался еще при его жизни и непрерывно продолжался. Глубоко проникнув в народ, песни Кольцова не только стали неотъемлемой частью народного песенного репертуара, но и явились образцами для возникновения новых народных песен, которые безусловно оказывали положительное влияние на развитие народной поэзии на протяжении долгого времени. Творчество Кольцова расширило жанровый диапазон многих русских поэтов второй половины XIX века, которые продолжили развитие книжной и народной песенной поэзии. Поэзия Кольцова, лучшего поэта-песенника своего времени, была очень своеобразным и новаторским явлением, хотя Кольцов находился в ряду других поэтов-песенников 20-30-х годов - Дельвига, Ф. Глинки, М. Загоскина, А. Вельтмана и др. Обращаясь, как и они, к жанру русских песен, Кольцов, однако, создавал свои песни по-своему. В противовес установившейся в песнях названных поэтов традиции - передавать сентиментальную грусть, любовные переживания - в отрыве от изображения действительности, - песни Кольцова были проникнуты жизненным реализмом и глубоким оптимизмом, что сближало их с подлинно народной поэзией. В этом отношении Кольцов был идейно близок к Пушкину, который стремился прежде всего к постижению "образа мыслей и чувствований" самого народа. Кольцов - в неизмеримо более узкой области творчества по сравнению с Пушкиным - шел, тем не менее, таким же творческим путем. Как и Пушкин, он активно способствовал переходу в литературном процессе своего времени от чисто внешнего увлечения народной поэзией к постижению всех ее поэтических сторон и к глубокому изучению самых различных явлений реальной народной жизни. По этому пути, намеченному Кольцовым, а затем Пушкиным и Лермонтовым, в дальнейшем пошли все выдающиеся русские поэты второй половины XIX века, так или иначе связанные с фольклорной традицией - Некрасов, Никитин, Суриков и многие другие. Все они в своем творчестве были не только ценителями народной поэзии, но и внимательными исследователями социальной жизни народных масс, что придавало их произведениям новаторские идейные и поэтические черты.
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд