logo search
Otvetiki

Структура образов в Мд. Образ Чичикова.

Сюжет в Мд состоит из 3 внешне замкнутых, но внутренне связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Г.

Поэма начинается с приезда Чичикова в губернский город NN. Приезд его не наделал никакого шума. Здесь, в городе, завязывается сюжет, здесь еще полутаинственный Чичиков заводит знакомства, и перед нами проходят почти все персонажи. Движение сюжета начинается с главы № 2.

Первым помещиком, которого навестил Чичиков, был Манилов. Далее следуют Коробочка, Ноздрев, Собакевич и завершает галерею помещиков Плюшкин.

Почт все персонажи Мд воспринимаются читателем будто бы двойным зрением: мы видим их такими, какими они кажутся себе, и какими они являются на самом деле. Этот контраст между мнимой значительностью героя и его истинным ничтожеством – источник глубокого комизма.

Сравнивая характеры помещиков, можно у каждого найти свои «преимущества» перед другими и свою степень пародии на ум, сердечность, хозяйственность и так далее. Но есть 1 признак, по которому эти образы выстраиваются по нисходящей: от одного к другому все резче обозначается та их античеловечность, которую сам автор назвал пошлостью холодных, раздробленных характеров. «…Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», - писал Г. об этом в 1843 г.

Прием разоблачающей градации показан в расстановке характеров помещиков.

Давно уже замечена одна характерная особенность гоголевского стиля: особый интерес писателя к изображению бытового, предметного окружения его героев. Художник необычайно наблюдательный, Г. умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта. Вещь несет на себе отпечаток характера того человека, кому она принадлежит. Поэтому человек и неодушевленный предмет часто сближаются, предмет помогает глубже проникнуть в психологию.

Герои гоголевской сатиры – люди, лишенные духовности, не способные к высоким душевным движениям и порывам. Они ограничены и примитивны в своих стремлениях и цели в жизни. Их интересы не выходят за пределы материального (исключением может считаться разве что Манилов, но и он смешон и нелеп в своем расположении к Чичикову, приезд которого называет «именинами сердца»). Вещи, мебель, предметы домашнего обихода начинают играть все более активную роль в повествовании, помогая отчетливее выявить характерные черты героев. Вещи становятся не только двойниками хозяев, но и орудием сатирического обличения. Духовный мир героев настолько мелок, ничтожен, что вещь может исчерпать их внутреннюю сущность.

Манилов: «сахарный» помещик, приятный на внешний вид, но пустой, восторженный, витающий в облаках и не знающий жизни; занимается «прожектерством», никчемным и никому не нужным.

Вещи, предметы, детали, ярко отражающие его сущность:

В голове Манилова – лишь невыполнимые, абсурдные планы, «прожекты». Хозяйство его, по словам Г., идет «само собою». В ответ на просьбу Чичикова продать мертвые души он выказал изумление, но быстро забыл о нем, стоило лишь Чичикову придать его мыслям другое направление, заговорив с пафосом о законности и личных гонениях, будто бы претерпеваемых им за «правду».

Коробочка: «крепколобая», «дубинноголовая» помещица, вдова, которая из всего хочет извлечь выгоду, боящаяся продешевить товар, в том числе и такой нестандартный, как мертвые души. «Плачется на урожай, а между тем набирает понемногу деньжонок».

«Говорящая» фамилия – Коробочка, уже сразу наталкивает на мысль о том, что эта помещица все старается «притянуть» к себе, сложить в сундучок или комод.

Умеет «подольститься», принять гостя так, чтобы у него осталось благоприятное впечатление, если надеется извлечь выгоду для себя; решает на славу угостить Чичикова, как только узнает, что он «покупщик».

Вещи, предметы, детали, ярко отражающие ее сущность:

Запасливая и практичная, деловая, смекалистая, хозяйственная – это все о ней.

Ноздрев: разбитной малый, «исторический человек», плут, лгун, лихач, кутила – в общем, «народ видный». Болтлив, хвастлив, полон кипучей энергии и пышет здоровьем, но его непомерная активность направлена не на благие дела, созидание и труд, а растрачивается на драки, кутежи, хвастовство и прочие бесполезные занятия.

Это человек, имеющий «страстишку нагадить ближнему без всякой причины», легкомысленный, безответственный, вздорный, шумный, любящий перебранки, ярмарки, мену.

Вещи, предметы, детали, ярко отражающие его сущность:

Собакевич: «совершенный медведь», «неладно скроен, да крепко сшит», «кулак и бестия впридачу». Своей выгоды не упустит, на всем готов заработать деньги; прямолинейный, говорит обо всем и обо всех «в лоб», без обиняков (чего стоит хотя бы его характеристика председателя, губернатора и прочих чиновников – «мошенники и христопродавцы»; отзывы о губернаторском столе – «Что у нас Акулька в помойное ведро кидает, они в суп, в суп его…»), знает толк в еде, его аппетит соответствует его крупному телосложению.

Вещи, предметы, детали, ярко отражающие его сущность:

«Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий,…хотел, чтоб и комнату его украшали люд крепкие и здоровые». Исключением явилась жена Собакевича – полная противоположность мужу: худая, высокая, прямая «как пальма».

Чичиков: «У этого губа не дура».

Плюшкин: «прореха на человечестве», «бес, а не человек», скупой до невероятности помещик, у которого люди «мрут, как мухи», которому, сколько ни копит, все мало, «рыболов» (по наименованию соседей), выходящий искать «добычу».

Вещи, предметы, детали, ярко отражающие его сущность:

Главу о Плюшкине Г. считал одной из самых трудных. Образы остальных помещиков раскрыты Г. как характеры уже сложившиеся. Плюшкин – исключение. Он не просто завершает собой галерею помещичьих мертвых душ. Он несет в себе наиболее зловещие признаки неизлечимой болезни, которой заражен крепостной строй. Вот почему автору казалось важным раскрыть этот характер в развитии, показать, как Плюшкин стал тем, кем стал (из бережливого, практичного хозяина, отца – в одинокого скрягу, скупца). Почему Плюшкин потерпел крушение? Несчастные обстоятельства личной жизни немало способствовали этому процессу. Однако, то, что случилось с Плюшкиным, - результат не только печальных случайностей в его жизни. Условия социального бытия Плюшкина неотвратимо должны были привести его к тому положению, в котором застал его Чичиков.

Г. был наделен острым чувством гражданского самосознания. Все уродливое в жизни всегда вызывало в нем горькое раздумье о человеке, о его трагической судьбе, о нелепости общественного строя, и эти раздумья воплотились, в частности, в страстном монологе, который следует сразу же за распиской Плюшкина о продаже мертвых душ («И до такой низости, мелочности…может дойти человек»).

Тема покупки мертвых душ по-разному возникает в каждой главе:

  1. Манилов смущен, удивлен необычным предложением.

  2. Коробочка озадачена тем, что сроду такого не продавала, и напугана («Как бы не продешевить!»)

  3. Ноздрев отнесся с озорным любопытством, предчувствуя возможность совершить столь милый его сердцу обмен или сыграть на души в шашки.

  4. Опытнейший мошенник Собакевич сразу нашел общий язык с Чичиковым, не выказав и тени удивления, смущения. Никто, кроме него, не понял всю эту аферу с «негоцией».