Образ Чичикова
Главную роль в сюжете Мд играет Павел Иванович Чичиков. Чичиков – единственный персонаж, история жизни которого дана во всех деталях. Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним художественным исследованием. Чтобы понять характер Ч., надо осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых он формировался. Если Манилов, Ноздрев, Собакевич, Коробочка и их жизненный уклад показаны Г. статично, то к характеру Ч. Г. подошел иначе. Правда, Плюшкину в поэме тоже дана «предыстория», но она заключается лишь в переходе «мудрой бережливости» в крайнюю степень скупости. Ч. же, выражавший явление новое, еще только зреющее, должен был быть изображен иным способом. Характер его показан в непрерывном развитии, в столкновении с различными препятствиями, возникающими у него на пути.
Таким образом, жизнеописание Ч. гораздо полнее, чем любого другого персонажа Мд. Перед нами проходит вся жизнь героя. Писателю важно было показать этот характер в его истоках – социальных и психологических, и в процессе его развития.
Ч. – «новый» человек в России, вызывавший к себе интерес и любопытство. Время появления Ч. – это время появления капитала. Без роду и племени, он бесцеремонно вторгался в светские гостиные и оттеснял в различных сферах жизни дворянскую аристократию.
Прослышав о миллионах Ч., все губернаторское общество потянулось к нему. Но так же быстро оно отпрянуло от него, как только узнало, что никаких миллионов у него нет. Такая же картина наблюдается и в личном отношении остальных персонажей к Ч. Сперва дамы на балу чуть ли не перессорились за право сесть поближе к Павлу Ивановичу и даже нашли в его «гладкой» «ни..ни..» внешности нечто «мужественное», «марсовское», но потом быстро поменяли свое мнение, увидев, что он интересуется одной лишь блондинкой – дочерью губернаторши.
Внешность и речь Ч. в сопоставлении с другими персонажами более сложная. Этот мошенник, «господин средней руки, не красавец, но и недурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, не стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод» выработал приемы льстивого, преувеличенно-любезного, почтительного разговора. Все свои слова он роняет с «весом», в любой ситуации сохраняет лицо, умеет поддержать тонкую светскую беседу «обо всем и не о чем». За любезной предупредительностью и галантностью не увидеть истинных мыслей Ч., его отношения ко всем, кто его окружает. Со всеми он одинаково вежлив и отстранен, своего мнения не выдает.
К каждому Ч. умеет найти подход: «губернатору намекнул», что «дороги везде бархатные», в «разговорах с вице-губернатором и председателем палаты» назвал их, якобы случайно ошибившись, «ваше превосходительство». Что касается Плюшкина, то и здесь Ч. умудряется усыпить его подозрительность, назвав помещика «экономным».
Кроме того, даже играя в карты, он никогда не говорил «Вы пошли…», «но Вы изволили пойти». В зависимости от обстоятельств Ч. легко меняет свою речь, приспосабливается к конкретной обстановке. Так, беседуя со старой помещицей Коробочкой, Ч. «вовсе не церемонился», «проявлял больше свободы». Здесь же сам автор с иронией отмечает, что «у нас есть такие мудрецы, которые с помещиками, имеющими 200 душ, будут говорить иначе, недели с тем, у кого их 300…» и т.д. На всех у Ч. найдутся оттенки.
Умело выспрашивая помещиков и чиновников об их жизни, Ч. однако же словом не обмолвился о своей. Он старательно избегает этой скользкой темы, а если уж очень настаивают, то употребляет общие книжные фразы: «Незначащий червь мира сего…», «много претерпел на службе за правду» и др.
Для Г. Ч. – вовсе не мелкий жулик. Писатель видел его неукротимую энергию в стремлении к капиталу, к «миллиону». В обобщенном смысле Чичиковы, стремясь к миллиону, освобождаются от всего человеческого в себе и беспощадны к людям, вставшим у них на пути.
Г. хорошо понимал ту страшную угрозу, которую нес народу Ч. Все большее число людей испытывали «нежное расположение к подлости» при виде «миллионщика». Чичиковы угрожают сменить пошлый мир миром подлости. Пошлый мир Мд исторически обречен. Ч. же растет как «приобретатель», «хозяин», растет безнаказанно и беспрепятственно.
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд