Ударение
В тестах по русскому языку предлагается особое задание, связанное с постановкой ударения, кроме того, отдельные задания, касающиеся акцентологических норм, могут встречаться в части В тестов. В упражнения данного пособия, требующие правильной постановки ударения, включены слова, наиболее часто встречающиеся в тестах.
Упражнение86. Поставьте ударения в приведенных ниже словах.
Агент, алкоголь, алфавит, аналог, апартаменты, арахис, арбуз, арест, атлет, баловать, банты, бармен, безудержный, бензопровод, боязнь, брала, верба, верование, вероисповедание, включит, восприняла, газированный, глашатай, гнала, гражданство, давнишний, двоюродный, деспот, дефис, диалог, диспансер, добыча, догнала, договор, дозвонишься, документ, доллар, досуг, досыта, дремота, духовенство, еретик, жаворонок, жалюзи, ждала, жизнеобеспечение, завидно, заворожить, завсегдатай, загнутый, заговор, задолго, заем, закупорить, занял, заусеница, звонишь, звонят, зевота, злоба, знамение, иероглиф, избранник, издавна, иначе, искра, исчерпать, каталог, каучук, квартал, кедровый, кидаться, километр, кишка, кладбище, компас, корысть, красивее, красивейший, кремы, крестьянин, кухонный, лгала, мастерски, медикамент, мельком, мышление, набело, наверх, намерение, начавший, начал, начала, начать, недуг, некролог, ненависть, новорожденный, обеспечение, облегчить, озорничать, олигархия, опериться, оптовый, осужденный, отчасти., паралич, партер, пергамент, перенесены, плыла, подбодрить, позвонит, положил, предложить, предложить, престиж, престиж, приговор, пригоршня, приданое, принудить, приобретение, приподняла, простыня, пуловер, ракушки, ремень, ритор, ровня, рудник, русло, сантиметр, свекла, свекольный, симметрия, синоним, сироты, сливовый, снадобье, соболезнование, созыв, спала, статуя, столяр, сформировать, счастлив, табу, таможня, танцовщик, танцовщица, торты, трапеза, туфля, уведомить, углубить, украинский, фарфор, феномен, фольга, хвоя, ходатайство, христианин, цемент, центнер, цыган, шасси, шофёр, щавель, эксперт, экспертный, эпиграф, эпилог, юродивый.
Упражнение87. Поставьте ударения в приведенных ниже формах слов.
Крови (анализ), гладильная (доска), (морские) порты, (дело) возбуждено, всем сестрам по cepьгам, (резать) ножницами, туфлей (нет) или туфель, обетованная (земля), языковые (способности), (произносить) тосты, из аэропорта,
Упражнение88. Поставьте ударение в приведенных ниже глагольных формах.
Взять, возьму, возьмет, взял, взяла, взяло, взяло, взяли, взятый, взят, взята, взято, взяты.
Занять, займу, займет, занял, заняла, заняло, заняли, занявший, занятый, занят, занята, занято, заняты, заняв.
Начать, начну, начнет, начал, начала, начало, начали, начавший, начатый, начат, начата, начато, начаты, начав.
Пpинять, пpиму, пpимет, пpинял, пpиняла, пpиняло, пpиняли, пpинявший, пpинятый, пpинят, пpинята, пpинято, пpиняты, пpиняв.
Понять, пойму, поймет, понял, поняла, поняло, поняли, понявший, понятый, понят, понята, понято, поняты, поняв.
Разлучить, разлучу, разлучит, pазлученный, разлучен, разлучена.
Родиться, pожусь, pодится, pодился, pодилась, pодилось, pодились.
Создать, создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут, создай, создал, создала, создало, создали, создавший, созданный, создан, создана, создано, созданы, создав.
Углубить, углублю, углубит, углубленный, углублен.
Упражнение 89. Поставьте ударения в приведенных ниже словах. В каких словах допустима постановка ударения, принятого в профессиональной речи?
Компас, квартал, рапорт, искра, алкоголь, каталог, астроном, катастрофа, коклюш, эпилепсия, рефлексия, флейтовый.
Многие задания тестов по русскому языку из раздела «Культура речи» связаны с понятием языковой нормы и с определением случаев нарушения нормы – речевыми ошибками. Поскольку нормы русского языка разнообразны, определяют употребление языковых единиц различных уровней (звуков, морфем, слов, грамматических форм, синтаксических единиц), то весьма разнообразными являются и речевые ошибки. Задача абитуриента – уметь найти речевую ошибку, определить характер нарушения норм, исправить ошибку. Для того, чтобы процесс нахождения речевой ошибки был осознанным, в данном пособии предлагается краткая типология речевых ошибок, с которой необходимо познакомиться перед выполнением упражнений. Все примеры с речевыми ошибками, выбранные из тестов по русскому языку, сгруппированы в зависимости от характера ошибок. Каждую группу примеров необходимо проанализировать отдельно, исправить ошибки, а затем сравнить свой вариант исправления с тем, который предложен в ключах к упражнениям.
Типология речевых ошибок
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи