Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
Само имя поэта загадочно. Возможно, что это не собственное имя, а нарицательное, в переводе означающее «слепец» или «собиратель» сказаний и песен. Высказывались и предположения, что это просто единственное число от собирательного наименования целого товарищества певцов – гомеров (гомеридов).
В древней Греции существовали народные певцы. Один из них описан в «Одиссее». Это прославленный певец Демодок:
Муза внушила певцу возгласить о вождях знаменитых,
Выбрав из песни, в то время везде до небес возносимой,
Повесть о храбром Ахилле и мудром царе Одиссее.
Всем на обильной земле обитающим людям любезны,
Всеми высоко честимы певцы: их сама научила
Пению Муза; ей мило певцов благородное племя.
Очень распространена мысль, что в образе Демодока отразились черты самого Гомера, который тоже был аэдом – певцом, создателем песен о славных деяниях далекого и недавнего прошлого.
Поэт-певец не выдумывает своего сюжета. Странствуя по городам и селениям Греции с семиструнной лирой, повешенной на ремне, с посохом, певец прислушивается к местным преданиям, запоминает их, приобщая к другим сокровищам памяти, древним мифам о богах и героях, безымянным песням, полученным в наследие от предшественников. Все это оно сводит в единое повествование, перенося на одного героя черты отваги и силы, свойственные другим, группируя вокруг одного события происшествия, случившиеся в разное время. В его изложении размеры героических подвигов еще более увеличиваются: стычки небольших отрядов превращаются в кровопролитные битвы целых армий, народов; в войны, от которых зависит исход жизни всего человечества. События излагаются в порядке драматического нарастания. Тот же драматизм сообщают рассказу речи и споры действующих лиц. Наконец, все события могут быть отодвинуты в далекое прошлое, чтобы получить характер особой величавости и этим более влиять на слушателя. А чтобы это воздействие было еще более впечатляющим, используется такой прием, как ретардация.
РЕТАРДАЦИЯ (лат. «запаздывание») — термин, применяемый иногда для обозначения задержки ожидаемой развязки в драматических и повествовательных жанрах. Обычно Р. создается или введением дополнительных действующих лиц, выступление которых приостанавливает развертывание главного действия между кульминационным моментом и развязкой, или введением ряда эпизодов, в которых участвуют герои основной фабулы, но которые не вносят каких-либо изменений в ситуацию главного действия. В четко расчлененных по строению жанрах Р. часто достигается отнесением кульминационного пункта действия на конец членения (акта, главы). В эпических жанрах фольклора существуют почти канонические формы Р. — как ступенчатое строение (разложение ситуации на несколько однотипных эпизодов, постепенно ее усиливающих), различные виды повторения
Повествование произносится нараспев, речитативом, излагается стихами – гекзаметром, шестистопным размером из трехсложных и двухсложных стоп, с короткой (усеченной) последней стопой; строки не связаны между собой рифмами, посередине каждой длинной строки делается короткая пауза – цезура:
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен…
Люди того времени обращали больше внимания на устойчивые, однородные, медленно развивающиеся стороны жизни природы и общества. Отсюда неизменная любовь Гомера ко всему народному, традиционному, всегда одинаковому, повторяющемуся, хорошее всем известному, непоколебимому и устойчивому. В поэтической технике это и выражается приемом частых повторений одних и тех же ситуаций, эпитетов. А это, в свою очередь, соответствовало тогдашним условиям художественного исполнения. Действительно, повторения позволяют певцу дать отдых и себе, и слушателю. Воспроизведение песни требует напряжения памяти; повторения фраз, оборотов, отдельных слов облегчают эту работу. Этой же цели служат и постоянные эпитеты. Герой, например, всегда имел эпитет «быстроногий», корабли всегда «быстрые», вестники – «звонкоголосые». Привычка пользоваться образом в сопровождении одного и того же эпитета помогает памяти и произнесению.
Таким образом, «Илиада» и «Одиссея» первоначально были песнями, которые исполнялись устно. Слагатель песен – аэд передавал их исполнителям – рапсодам, разносившим его создания, выросшие из народного творчества, по всем отдаленным уголкам греческого мира. Поэт был тесно связан с народом. Создание Гомера было созданием всего народа.
Гомер не знал письма, был устным сказителем. Но, как можно судить по этим поэмам, его отличала высокая поэтическая техника, несомненное мастерство. Поколения филологов, проанализировавшие буквально каждую строку гомеровского эпоса, пришли к очевидному выводу: перед нами отчетливое художественное единство, система закрепленных приемов в описаниях, характеристиках героев, их внешности, психологии поведения; то же относится к некоторым ярко выраженным стилевым и языковым приемам.
Поэмы отличает эпический стиль. Его определяющие особенности: строго выдержанный повествовательный тон; неторопливая обстоятельность в развитии сюжета; объективность в обрисовке событий и лиц. Подобная объективная манера, беспристрастность, почти исключающая субъективизм, так последовательно выдержана, что, кажется, автор нигде не выдает себя, не выказывает своих эмоций.
Искусство композиции – Гомер знает, как располагать материал, выстраивать повествование. Каждая песня композиционно закончена, а новая начинается с того момента, на котором завершилась предыдущая; она словно берет у нее эстафету. В «Илиаде» охвачен сравнительно короткий по времени, отрезок, всего 50 дней из десятилетней войны. Но отрезок кульминационный, судьбоносный для Трои. Читатель сразу же приобщен к завязке событий: это «гнев Ахиллеса», который в конце концов определяет решающие эпизоды поэмы, особенно начиная с XVII песни; это гибель Патрокла, поединок Ахиллеса с Гектором.
Гомер использует особый принцип характеристики, который можно назвать повествование через перечисление. В «Илиаде», к примеру, нет панорам сражений, «массовых» сцен, как, скажем, у Толстого в «Войне и мире», в панораме Бородинской битвы. У Гомера, художника иной эпохи, боевые действия в духе фольклорной традиции, выстраиваются как серия поединков отдельных воинов. В поэмах Гомера господствует принцип обстоятельной деловитости. В духе наивного мироощущения эллинов упоминаются, «каталогизируются» все детали, относящиеся к описываемому лицу или предмету. В поэмах подробно живописуются доспехи героев, их одежды, яства на пирах и т.д. Заметно, что Гомер любуется этими деталями и подробностями, внешностью героев, их поведением, поступками, жестами. Но внутренний мир, психологические переживания показаны сравнительно бедно. Они еще не получили полновесного раскрытия в литературе.
“Илиада” и “Одиссея” в основном являются героическими поэмами. Но эпосу Гомера свойственны и зачатки других эпических жанров, например сказки. Сказка ничем существенным не отличается от мифа по своему содержанию. Но миф верит в буквальную реальность изображаемых в нем лиц и событий, в то время как сказка относится к изображаемому уже достаточно скептически, рассматривая его как предмет забавного и занимательного рассказа. Особенно далеко в этом отношении ушла “Одиссея”. В IV песни этой поэмы имеется, например, большой рассказ о превращении морского бога Протея в разных животных и о том, как Менелай поймал его в тот момент, когда Протей был человеком. В XII песни той же поэмы изображены сирены—полуптицы, полуженщины, завлекающие путников своим сладостным пением. Здесь же — рассказ о том, как Одиссей проскочил со своими спутниками между Сциллой, чудовищем с шестью головами и двенадцатью лапами, и Харибдой – водоворотом, который поглощал всех плывущих около него морских путешественников и неосторожных путников в морскую бездну. В гомеровском эпосе есть и элементы романа. Они повествуют о бытовых явлениях, уже выходящих за пределы скромной и уравновешенной жизни общинно-родового строя (рассказ о розысках Телемахом своего отца в II—IV песнях “Одиссеи” содержит элементы романа приключенческого).
Гомеровский эпос, несомненно, содержит и много лирических мест. Большим лиризмом проникнута в “Илиаде” сцена прощания Гектора с его супругой Андромахой перед боем. Страстная любовь к жизни, особенно в условиях безвыходного положения, пронизывает обе поэмы. Душа Патрокла расстается с телом, испытывая печальное чувство по поводу погибшей юности, как и душа Гектора. Гомер часто печалится о судьбе внезапно гибнущего героя на поле сражения, рисуя себе страдания родных этого героя, которые пока еще ничего не знают о его злой участи. У Гомера имеются элементы и трагедии и комедии со всеми свойственными им драматическими конфликтами. Трагичны почти все основные герои обеих поэм. Трагичен Ахиллес, обреченный на гибель в молодых годах, и он знает об этой своей обреченности. Трагична гибель Патрокла. Драматичен и трагичен Гектор, причем и здесь нетрудно проследить назревание перипетий, предшествовавших гибели Гектора и последовавших после нее. Несомненно, драматичен и Одиссей, который сотни раз смотрел смерти в глаза и всегда проявлял мужество. Трагична судьба и всех троянских вождей, гибель которых тоже предопределена свыше. Таким образом, если понимать под трагизмом катастрофическое развитие действия, вызываемое высшими силами, то поэмы Гомера насквозь трагичны.
Иронические мотивы в поэмах Гомера очень заметны. Гомер относится к своим богам и героям часто весьма иронически. Но иронию можно понимать и более широко — как изображение чего-нибудь противоположного тому, что ожидалось или на что были надежды. В этом смысле почти все основные герои обеих поэм являются у Гомера предметом иронии. Агамемнон во II песне “Илиады” приказывает своему войску отправляться домой, а на самом деле войску этому опять приходится браться за оружие и воевать. Ахилл хочет причинить ущерб грекам за понесенные от них оскорбления, а гибнет его сердечный друг Патрокл. Тот же Ахилл уверен в своей победе над Троей, а на деле он сам гибнет.
Сатирический элемент тоже очень силен в обеих поэмах. Не только циклопы изображены как карикатура и сатира на людей, живущих без всяких законов (Од., IX); не только карикатурен Ферсит, изображенный уродом, как пародия на гражданина, солдата и аристократа (Ил., II). Сатирических черт много и в самом Агамемноне, который удивляет своей жадностью, деспотизмом, трусостью и многими другими пороками. Обе поэмы насыщены разного рода сентенциями, свидетельствующими о большом жизненном опыте Гомера и об умении кратко его излагать. Сентенции высказываются у Гомера и всеми богами, и всеми героями. Боги не раз говорят о плачевной судьбе смертных, обреченных на короткое и мучительное существование. Известно изречение Зевса:
Меж существами земными, которые дышат и ходят, Истинно в целой вселенной
несчастнее нет человека!
О неравенстве богов и людей говорит Аполлон, о неизбежности смерти людей — Афина Паллада. Но Гомеру свойственны все же несокрушимый оптимизм и жизнерадостность. Среди сентенций у Гомера можно найти и много вполне здравых и практических мыслей. Так, Одиссей, предлагая отдать дань погибшим, тут же в виде сентенции дает совет тем, кто остался целым, поесть перед сражением. Когда надвигается ночь, то “хорошо покориться и ночи”, т.е. залечь спать.
Единство художественного стиля Гомера. Гомеровские поэмы при всем разнообразии их содержания поражают единством своего художественного стиля, лишенного, однако, эпически-монолитной строгости. Те места обеих поэм, в которых мы все еще находим строгость раннего эпического стиля, уже сами по себе заставляют нас ожидать при их чтении более живых и более свободных приемов творчества. Трагизм, комизм, юмор, ирония все время свидетельствуют о происходящих сдвигах в этом эпическом стиле и говорят о наступлении небывалого раньше стилистического свободомыслия. Художественный стиль Гомера проявляется как в предметах эпического изображения (художественная действительность), так и в способах этого изображения (художественный язык). а) Вещи. Гомер пользуется всем мифологическим богатством прежнего мировоззрения, но в то же самое время относится к нему эстетически, любуясь им со всей остротой и любопытством нового мировоззрения. Почти все предметы и вещи получают у Гомера неизменные эпитеты “священный”, “божественный” или просто “прекрасный”, “сильный”, “блестящий” и т. д. “Священными” являются у него города и вся домашняя утварь. “Божественна” та соль, которой посыпают кушанья, обязательно “прекрасны” сандалии у Афины Паллады. Гомер чрезвычайно любит блестящие предметы. Обычно все у него сверкает, лучится. Изысканная одежда не только у Геры, но и у Кирки. Подробно описывается оружие героев. Оно тоже обычно светится, ослепительно блестит, на нем много золота, серебра и драгоценных в те времена металлов. Особенно ярко изображены щит Ахилла и вооружение Агамемнона. Описывается блеск и убранство дворцов Алкиноя и Менелая. Однако не нужно себе представлять вещи, изображаемые у Гомера, обязательно роскошными. Гомеровские поэмы заканчивали свое оформление в века гораздо более скромной и бедной жизни, чем крито-микенская культура, которая в них реставрировалась. Дворец Одиссея, несмотря на свое богатство, скромен. Отец Одиссея живет за городом довольно простой, если не прямо убогой жизнью. б) Люди и их характеры. Подобным же образом рисуются Гомером и герои. Почти все они сильны, красивы, благородны; они тоже “божественные”, “богоравные” или по крайней мере ведут свое происхождение от богов. Стандартным, однако, это изображение героев у Гомера никак нельзя назвать. Оно часто весьма далеко от эпического трафарета, отличается большой пестротой и предвещает уже сложность позднейшей литературы. Гомер очень часто прибегает к методу сравнения, желая пояснить менее понятное чем-нибудь более понятным. И оказывается, что более понятным является мирный труд земледельца, скотовода, ремесленника и обычная, чисто человеческая жизнь, с радостями и страданиями человека, не имеющего ничего общего с теми колоссальными героическими фигурами, о которых говорит нам непосредственный сюжет гомеровских поэм, — жизнь без всякой войны и даже без мифологии. Ведь если поэт сравнивает что-нибудь с чем-нибудь, то, очевидно, предмет, привлекаемый для сравнения, для него более понятен и более убедителен. Установлено, что в гомеровских поэмах не мирный быт сравнивается с войной, а, наоборот, военный быт поясняется картинами мирной жизни, так как эта последняя и является для Гомера более понятной. Особенно характерна в этом отношении “Илиада”, в которой почти все картины из военной области сравниваются с мирным бытом. Военные сравнения здесь почти отсутствуют (они буквально единичны). Зато такая, например, военная картина, как выступление двух Аяксов, сравнивается не с чем иным, как с двумя быками, пашущими землю. Враги выступают друг против друга, как жнецы сближаются с обоих концов поля Сражение врагов — веянье бобов и гороха на току. Погибший герой сравнивается с маслиной, выращенной заботливым хозяином и вырванной ветром, и т.д. Многие свои сравнения из области природы Гомер оживляет присутствием человека. Сияющие звезды наблюдает пастух. Человек в ужасе смотрит на разбитый молнией дуб. Пахарь ждет с надеждой северного ветра Борея. Гомер как бы живет заодно с героями своих сравнений. Он плачет от радости с детьми, у которых поправился от смертельной болезни отец. Он видит, как отец обнимает сына, вернувшегося домой через десять лет. Он голодает вместе с дровосеком и пахарем. Он радуется вместе с крестьянином урожаю оливы. В сравнении Гомера мы находим сочувствие слабому, униженному и бесправному труженику: изображение усталого моряка, выбивающегося из сил и устрашенного бурей; лесоруба за едой; пахаря за плугом или жнецов. Таким образом, интерес Гомера сосредоточен не только на его прославленных героях, но и на малых, незаметных тружениках, несущих тяготы жизни. Это несомненное доказательство того, что окончательное формирование гомеровского эпоса относится уже ко временам восходящей греческой демократии и цивилизации. в) Боги и судьба. Наконец, объектом художественной действительности у Гомера являются боги и судьба. Боги то и дело вмешиваются в человеческую жизнь, и не только вмешиваются, но буквально подсказывают человеку все его решения и поступки, все его чувства в настроения. Троянец Пандар стреляет в греческий лагерь, вероломно нарушая только что заключенное перемирие; читатель обычно возмущается и осуждает Пандара. Но это случилось вследствие решения богов и прямого воздействия Афины Паллады на Пандара. Приам направляется в палатку Ахилла, и между ними устанавливаются дружелюбные отношения; обычно забывают, что все это внушено Приаму и Ахиллу богами свыше. На деле же гомеровские боги являются только обобщением человеческих чувств и настроений, человеческих поступков и воли и обобщением всей социально-исторической жизни человека. Если тот или иной поступок человека объясняется велением божества, то фактически это значит, что данный поступок совершен человеком в результате его собственного внутреннего решения, настолько глубокого, что даже сам человек переживает его как нечто заданное ему извне. Герои у Гомера (Агамемнон, Ахилл, Менелай) нисколько не стесняются возражать богам и возражать довольно грубо; сами боги вовсе не отличаются высоким моральным поведением: им свойственны любые пороки, страсти и дурные поступки. Кое-где можно предполагать предопределение судьбы. Но так же часто человек поступает и “вопреки судьбе”. Ведь сегодня предопределение судьбы одно, а назавтра, возможно, оно будет другим. Так почему же герою не поступать вопреки известному ему на сегодня решению судьбы и не проявлять своей собственной воли? Таким образом, и в вопросе о богах и судьбе гомеровские поэмы занимают переходную позицию между древним фатализмом и свободой человека позднейшего времени.
Поэтическая техника эпоса. Эпический стиль проявляется не только в изображении определенного рода художественной действительности, но и в способах этого изображения, т. е. в особой поэтической технике эпоса. а) Основной характер поэтической техники эпоса. Художественный стиль гомеровского эпоса, во-первых, отличается большой строгостью, выработанностью и традиционностью. Тут совпадает архаизация и модернизация гомеровского эпоса.
б) Повторение. Одним из обычных эпических приемов Гомера является многократное повторение целых стихов или их частей (например, в “Одиссее”: “встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос”), рассчитанное на создание впечатления медлительности, важности, спокойствия и вечной повторяемости жизни. Вместе с тем исследователи уже не раз обнаруживали, что повторения у Гомера никогда не преследуют чисто механических целей, но всегда вносят в эпический рассказ что-нибудь новое и интересное. в) Постоянные эпитеты. Те же цели преследуются особым употреблением эпитетов (т.е. определений, указывающих на постоянное качество тех или иных лиц и предметов). Именно эти эпитеты неизменно прилагаются к соответствующим лицам, часто даже независимо от их уместности в данной ситуации. Таковы эпитеты: “быстроногий” — об Ахилле, “шлемоблещущий” — о Гекторе, “волоокая” — о Гере, “многоумный” — об Одиссее. Однако у Гомера имеется много текстов, где обычный стандарт имеет большую психологическую значимость или преследует определенные эстетические цели. г) Сравнения. Особенно удивительны у Гомера своей многочисленностью, разнообразием и красотой сравнения. Предмет, выступающий в качестве сравнения — чаще всего огонь (особенно бушующий в горном лесу), поток, метель, молния, буйный ветер, животные, и среди них особенно лев; искусства, прикладные и изящные, факты обыденной жизни (трудовой, семейной). Встречаются несколько сравнений подряд (по 2—3), а иногда и целое скопление сравнений (по 5) греков, выступающих в блестящем вооружении, — с огнем, с птицами, листьями, мухами и козами. Прежде сравнения рассматривались в отрыве от содержания поэм, как вставные эпизоды или как прием, имеющий целью замедлить развитие действия или же несколько отвлечь слушателя от излагаемых трагических событий. Теперь можно считать установленным, что сравнения тесно связаны с развитием действия в гомеровских поэмах. Так, если проследить последовательно сравнения в “Одиссее”, то нетрудно заметить, что они постоянно подготавливают основное событие поэмы — картину избиения женихов. д) Речи. Наконец, из эпических приемов необходимо отметить частое введение речей. Речи эти обладают весьма примитивной аргументацией и наивным построением, непосредственно исходящим из души говорящего. Но зато они всегда медлительны, торжественны, наивно убедительны, обстоятельны; оратор становится на высокое место, прерывать оратора нельзя, и говорит он долго и довольно красиво. Из простых и непосредственных речей можно отметить речь Ахилла к Калхасу (Ил., I), Одиссея к Ахиллу (Ил., IX), Андромахи к Гектору (Ил., VI). Даже когда герои бранятся, когда готовы вступить в бой, они все равно говорят обычно пространно, торжественно. е)Язык и метрика. Язык Гомера также представляет собой сплав устойчивой, вековой традиции с исключительной гибкостью и выразительностью. Традиционность и старинный стиль создавал для древнего грека еще и древнеионийский диалект с некоторой примесью эолийских форм, на котором слагались поэмы. Гомеровский язык отличается обилием гласных, отсутствием сложных в синтаксическом отношении фраз, заменой подчинения сочинением, что создавало большую певучесть и плавное течение речи. Общему стилю, наконец, вполне соответствовала и метрика. Поэмы Гомера написаны гекзаметром, который отличался торжественностью, медлительностью и ласкал слух грека. В науке установлено огромное значение гекзаметра для всей поэтической речи Гомера. Так как гекзаметр не декламировался, но произносился нараспев, речитативно, то он допускал в художественной речи многое такое, что в простой декламации исключается. Гекзаметр, или шестистопный дактиль, — единственный размер эпоса. Однако в греческом языке было много таких явлений, которые противоречили гекзаметру и не вмещались в его стопы. Гекзаметр, правда, был достаточно гибок, но все же языку приходилось во многом ему уступать. Так, например, каждый греческий слог в слове обладал определенной долготой или краткостью, и вот, ради соблюдения правильного гекзаметра, приходилось часто растягивать один слог в два слога, жертвовать строгостью морфологии и синтаксиса, вводить более редкие и менее понятные слова вместо обычных и понятных, пользоваться стандартными выражениями, не вполне соответствующими содержанию данного текста, но зато хорошо укладывающимися в стопы гекзаметра, и т. д. В результате получалась искусственная речь, весьма далекая от разговорной, но зато вполне соответствующая вековым традициям эпоса.
Гомеровское понимание красоты. Конец второго и первые два-четыре века первого тысячелетия до н. э. являются в Греции периодом эпического творчества. Следовательно, греческий эпос — а он зафиксирован для нас в поэмах Гомера “Илиада” и “Одиссея” — как раз и является тем самым, что можно назвать рождением античной эстетики. Изучая архаическую эстетику Гомера, мы, прежде всего, сталкиваемся с фактами несомненного отождествления в эпосе искусства и жизни. То, что у Гомера красота божественна и священна, а главные художники — боги, — это уже одно делает искусство связанным с самим бытием, чрезвычайно близким ко всякому творчеству жизни, поскольку боги являются основными принципами именно жизни и бытия. Как жизнь есть творчество, так и искусство есть творчество; и это творчество — не идей, не форм, не чистых выразительных образов, а творчество самой жизни, творчество вещей, тел, предметов, наконец, даже просто рождение детей. Искусство, в понимании Гомера, не только не отличается от жизни, но оно не отличается и от природы. Космос со всей своей иерархией жизни от богов до материальных вещей — вот единственное, всерьез принимаемое и окончательное по своему совершенству произведение искусства у Гомера. Космос и вполне веществен, и вполне идеален, божествен. Он — искусство, и жизнь, и природа. Это — неизбежное следствие общей тенденции гомеровского художественного и притом эпического восприятия мира. Гомеровский космос полон всякого рода божественных и демонических сил, и самое искусство в основе есть одна из функций все тех же богов (Аполлон, Гефест, Афина Паллада, музы). Аполлон и музы вдохновляют певцов; и в творчестве гомеровского певца главную роль играет не сам певец, а именно боги, т. е. прежде всего Аполлон и музы. Красота мыслится Гомером в виде тончайшей, прозрачной светоносной материи, в виде какого-то пьющегося, живого потока, понять и оценить который стремятся все античные теоретики. Красота есть некоторого рода текучая сущность. Ее можно осязать как таковую, как будто бы это физическая материя: глина, песок, металл, камень. Ее можно взять в руки, ею можно пользоваться в качестве косметического средства наподобие пудры, красящих веществ или ароматов. У Гомера нет мифа о том, как Зевс сошел на Данаю (мать героя Персея) золотым дождем. Но Гомер представляет себе красоту именно в виде золотого дождя.
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд