logo search
Otvetiki

Свадебный обряд

Общая характеристика традиционного свадебного обряда

Традиционный свадебный обряд – не только семейный праздник, но и сакральное явление с его религиозно-магической стороной, и юридически-бытовой акт.

Обязательными участниками свадьбы, кроме невесты, жениха и их родителей, были родственники с обеих сторон. Они осуществляли юридическую санкцию двух событий: перехода жениха и невесты на положение семейных людей и породнение их семей. Родственники обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей, пели песни. Народному свадебному ритуалу была свойственна публичность, исполнение многих обрядов, песен и плясок на улице, перед избой новобрачных. Непременно устраивали коллективное застолье – пир на весь мир (красный стол, княжий стол).

Повсеместно была распространена единая композиция свадебного обряда. В нее входили 3 цикла: предсвадебный (предвенечный), день свадьбы и послесвадебный. Каждый имел свои внутренние части.

Предвенечный цикл состоял из сватовства – неофициальной части обряда, т.к. мог быть и отказ. Если сватовство оказывалось удачным, то устраивали оповещение о предстоящей свадьбе, ныне называемое помолвкой (сговор, пропой, винопитье, запойный вечер), сморины – выход невесты чтобы показать, какая она рукодельница, она проходит по горнице. В случае согласия одаривает всех сватов.

Время от сговора до венчания могло длиться от нескольких недель до года. Но в последний вечер (накануне свадебного дня) устраивали девичник – обряд прощания невесты с подругами, родственниками, со своим девичеством. Повсеместно это был наиболее грустный обряд свадебного ритуала.

Кульминационным был день свадьбы, насыщенный многими актами. Это были обряды утра свадебного дня ( в доме невесты и в доме жениха); отъезд за невестой и ожидание свадебного поезда(в ее доме); сцены доступа жениха к невесте; благославление; отъезд в церковь; венчание и окручивание (невестеделали женскую прическу и надевали женский головной убор); свадебный пир; постельные обряды.

Послесвадебный этап начинался утром с бужения молодых. «Били горшки — честь невестину», рядились в костюмы и маски, подвергали молодую разнообразным “испытаниям”: принести воды, приготовить еду, подмести пол и проч.

Спустя несколько дней молодые навещали родителей невесты (это посещение называлось отгостки, также: отводины, к теще на блинки”). Нередко такие посещения сливались с календарным празднованием масленицы.

Свадебная поэзия взаимодействовала с обрядовыми действиями и была по отношению к ним вторичной. Необходимо подчеркнуть ее богатство и разнообразие. К. В. Чистов отмечал: “Только свадебных песен, многие из которых можно художественными шедеврами, известно несколько тысяч”.

На русской свадьбе исполняли песни (ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, лирические), причитания, приговоры, драматические сценки, игры (сопровождавшиеся ряжением). Пели внеобрядовые песни, тематически и эмоционально связанные со свадьбой (веселого характера, любовного содержания). На свадьбе часто присутствовали музыканты, но это не считалось обязательным, поскольку преобладало пение.

Народный свадебный обряд не был застывшим, его общие свойства специфически разрабатывались в разных местностях. Типические отличия позволили выделить три основных географических ареала русской свадьбы: среднерусский, севернорусский и южнорусский.

Южнорусская свадьба близка к украинской и, по-видимому, к исконной древнеславянской. Ее отличительный признак — отсутствие свадебных причитаний, общий веселый тон.

Основной поэтический жанр южнорусской свадьбы — песни. У русских обряд этого типа локален (донской, кубанский).

Севернорусская свадьба драматична, поэтому се основной жанр — причитания. Они исполнялись на протяжении всего обряда. Обязательной была баня, которой завершался девишник. Севернорусскую свадьбу играли в Поморье, в Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Вятской, Новгородской, Псковской, Пермской губерниях.

Наиболее характерным был свадебный обряд среднерусского типа. Он охватывал огромный географический ареал, центральная ось которого проходила по линии Москва — Рязань — Нижний Новгород. Свадьбу среднерусского типа, кроме названных играли также в Тульской, Тамбовской, Пензенской, Курской, Калужской, Орловской, Симбирской, Самарской и других губерниях. Поэзия среднерусской свадьбы сочетала песни и причитания, но преобладали песни. Они создавали богатую эмоционально палитру чувств и переживаний, полюса которой составляли веселая и грустная тональности.

Мифологическое в русской свадьбе.

Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у человека и у природы плодородящие силы. Эта идея связывала воедино все свадебные элементы, отождествляла живое по признаку жизни.

Например, устройство постели для молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех ее видах. Постель стлали на снопах, в местах обработки и хранения зерна (в амбаре, на гумне) или в помещениях для содержания скота (в хлеве, в подклети).

Обряд был насквозь пронизан магией. Использовались все ее виды. Цель магии состояла в том, чтобы обеспечить благополучие жениху и невесте, прочность и многодетность их будущей семье, а также чтобы получить богатый урожай, хороший приплод скота. Универсальным оберегом был пояс — часть одежды, принимающая форму круга. Считалось, что подпоясанного “бес боится”, поэтому венчаться шли в поясе. Магические свойства пояса скрепляли союз молодых.

Многие магические действия восходили к древнему обряду инициации. Поскольку продолжение рода зависело прежде всего от женщины, свадебный обряд отражал женскую инициацию, его центром была невеста. В предсвадебный период невеста носила белую одежду (древний цвет траура), а в день свадьбы обязательно красную (красный цвет символизировал жизнь). Указания на ритуальную “смерть” содержала поэзия предсвадебного периода. В своем причитании невеста сообщала о страшном сне: будто бы на ее улице стоит пустой раскрытый гроб, ожидающий жертву. Она выражала желание уйти в лес к реке и утопиться — и проч.

Инициация включала в себя обряды с волосами, изменение расплетание косы, продажа кось, окручивание. Этот древний обычай был связан с верой в магическую силу волос.

Русская девушка носила одну косу. Ее расплетали на девишнике и обычно уже не заплетали до венца. Невеста дарила подругам свои косники— ленты для косы.

Ритуал продажи косы был реминисценцией купли самой невесты. “Возьми косу вместе с головой”, — говорила ее мать жениху. Продавал косу младший холостой брат невесты или другой родственник называвшийся подкосник.

Окручивание — один из кульминационных элементов обряда, происходивший сразу после венчания (в церковной сторожке трапезной или, по приезде, в доме мужа). Невесте делали женскую прическу (две косы, обвитые вокруг головы) и подбирали волосы под Женский головной убор (кокошник кичку с сорокой повойник, сборник). В отличие от девушки, женщина всегда должна была ходить с покрытой головой. По этому поводу сложена пословица: “Немного попето, да навек надето”.

Многие обряды с печью совершались на протяжении всей свадьбы, как в доме родителей невесты, так и в доме жениха. Все важные дела (например, вынос красоты) начинали в буквальном смысле от печки. Чтобы сватовство было удачным, сваха старалась дотронуться до печки. Благословляли молодых у печного столба. В доме мужа молодая трижды кланялась печи и только потом уже иконам. С приобщением невесты к новому очагу был связан обычай марания; утром после бужения молодых всем чернили лица сажей из печи.

Растительный мир русской свадьбы связан с древними мистическими представлениями. Живыми или искусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды были выишиты и на свадебной одежде и на полотенцах. Животный мир свадебного ритуала восходит к древнеславянским тотемам. Во многих элементах обряда можно увидеть культ медведя. С невестой были связаны образы птиц. Плодородящую силу имела прежде всего курица. У всех славян куриное мясо было непременным блюдом за свадебным столом, а также на постели молодых.

Свадебная поэзия

Поэзия свадьбы обладала глубоким психологизмом, изображала чувства жениха и невесты, их развитие на протяжении обряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невесты, поэтому фольклор нарисовал богатую палитру ее эмоциональных состояний. Первая половина свадебного обряда, пока невеста еще находилась в родительском доме, была на полнена драматизмом, сопровождалась печальными, элегическими произведениями. На пиру (в доме жениха) эмоциональная тональность резко менялась: В фольклоре преобладала идеализация участников застолья, искрилось веселье.

Сватовство велось в условной поэтическо-иносказательной манере. Сваты называли себя рыбаками, охотниками, невесту — беларыбицей, куницей. Во время сватовства подруги невесты уже могли исполнять песни: ритуальные и лирические, в которых начинала разрабатываться тема утраты девушкой ее воли.

В песнях девишника появлялись монологические формы от лица невесты. Она прощалась с вольной волюшкой и отчим домом, укоряла родителей за то, что отдают ее замуж. Размышляя о своей будущей жлзни, невеста представляла себя белой лебедью, попавшей в стадо серых гусей, которые ее щиплют. Мать или замужняя сестра учила невесту, как вести себя в новой семье.

Если невеста была сиротой, то исполнялось причитание: дочь приглашала родителей посмотреть на ее свадьбу сиротскую.

Кульминацией всего свадебного ритуала был день свадьбы, в который происходило заключение брака и величание молодой семьи.

Утром невеста будила подруг песней, в которой сообщала о своем нехорошем сне: к ней подкралась проклята бабья жисть. Во время одевания невесты и ожидания свадебного поезда жениха пели лирические пески, выражавшие крайнюю степень ее горестных переживаний. Но вот свадебный поезд приехал. Гости в доме — словно ураган, сметающий все на своем пути. Это изображается посредством гипербол: подломили залу новую, растопили чару золоту, выпустили соловья из саду, расслезили красну девицу. Невесту утешает жених.В это время разыгрывались сцепки, в основе которых лежал выкуп невесты или ее двойника — девьей красы. Их исполнению способствовали свадебные приговоры, имевшие ритуальный характер. У приговоров были и другие функции: они идеализировали всю обстановку и участников свадьбы, юмористически разряжали сложную психологическую ситуацию, связанную с отьездом невесты из родительского дома.Затем произносилось приветствие поезжанам. Их идеализация могла получить эпическое развитие: они ехали за невестой чистыми полями, зелеными лугами, темными лесами... Трудный путь женихова поезда передавали гиперболы. Гиперболы использовались и в другой эпической части — в рассказе о том, как девушки добывали и украшали елочку.

Елочка была главной героиней. Ей произносили величание, в конце которого на ней зажигали свечки.

Далее совершался обход присутствующих и требование платы за елочку. Начинали с жениха, затем обращались к дружкам, свахам, сродничкам.

Каждый одаривающий гасил свечку. Когда все свечи были погашены, девушка, произносившая приговор, обращалась к невесте. Она говорила о неизбежном расставании с красотой и об утрате Невестой навеки ее девичества. Елочку выносили из избы, невеста плакала. Через всю игровую ситуацию красной нитью проходила психологическая параллель между елочкой-девьей красотой и невестой.Самым торжественным моментом свадьбы был пир (княжий стол). Здесь пели только веселые песни, плясали. Яркое художественное развитие имел ритуал величания. Величальные песни пели новобрачным, свадебным чинам и всем гостям..По сравнению с песнями, которые пели в доме невесты, диаметрально менялось противопоставление своей и чужой семьи. Теперь “чужой” стала семья отца, поэтому невесте батюшкин хлеб есть не хочется: он горький, пахнет полынью; а Иванов хлеб есть хочется: он сладкий, пахнет медом.В Величальных песнях просматривается общая схема создания образа: внешность человека, его одежда, богатство, хорошие душевные качества. Так, например, изображая тысяцкого.

Величальные песни можно сравнить с гимнами, им свойственна торжественная интонация, высокая лексика. Конечно, все это достигалось фольклорными средствами Свадебный фольклор утверждал идеальный, возвышенный мир, живущий по законам добра и красоты.

1

2

3

4 Толстой. Л. Н. Собр. соч., в 10-ти томах, т. 9, стр. 436—437.

5 Толстой. Л. Н. Собр. соч., в 10-ти томах, т. 10. стр. 244.

202