logo search
Otvetiki

Изображение богов

Во времена Гомера о научном подходе к явлениям природы и общественной жизни еще не было и речи. Человек становился в тупик перед такими явлениями природы, как восход и заход солнца, ветер, гроза, буря на море; непонятными фактами в человеческом мире были сновидения, болезни, смерть. Не находя научного объяснения и чувствуя свое бессилие в борьбе с природой, человек прибегал к помощи воображения. Молния вызывала сопоставление со стрелой, пущенной из лука; от образа стрелы фантазия шла к образу стрельца, очевидно живущего где-то на небе, за облаками. Мелькнувший в фантазии образ разрастался в целый рассказ – миф (по-гречески «сказание», «предание»). Совокупность таких мифов составила мифологию.

Развитие науки положило конец мифологическому мышлению. В гомеровские времена люди верили, что повелителем грома является «отец богов» Зевс, вместе с другими, меньшими богами живущий на закрытой облаками вершине высокой горы Олимп, в Фессалии (восточной части северной Греции). Причину бури они видели в том, что брат Зевса, морской бог Посейдон, потрясает море ударами своего трезубца. Утреннюю зарю они представляли себе «розоперстой» богиней Эос. Ветры тоже казались им божественными существами: северный ветер – Борей, а южный – Нот.

Чтобы понимать поэмы Гомера, нужно «перенестись» в общество, имеющее с нашим как будто мало общего. Мы бесконечно далеки от того взгляда на природу и на общественные отношения, которые лежат в основе греческой фантазии. Но почему же «Илиада» и «Одиссея» продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца?

Гомеровские поэмы имеют познавательное значение, как исторические документы или как сохранившиеся до наших дней развалины древних сооружений, раскопанные археологами, но не только это в них ценно, а в первую очередь то, что мы можем получить от чтения этих поэм, что они могут «в известном смысле» быть образцом великого искусства.

Мир поэм населен не только людьми, но и богами, которые вполне человекоподобны (антропоморфичны). По метким словам одного греческого писателя, «Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей». Правда, боги бессмертны и обладают большей властью и силой. Человек чтит богов за их могущество и разум, но о его любви к богам говорить трудно. В нравственном отношении боги нередко уступают людям. На своем Олимпе они то и дело ссорятся; по отношению к людям они пристрастны, иногда коварны и даже завистливы. Они не только с живейшим интересом следят за войной греков с троянцами; они разбиваются на две партии – «греческую» и «троянскую» - и, спускаясь на поле битвы, принимают участие в боевых схватках. Ахиллес преследует Гектора, но бог Аполлон, приняв образ одного из троянцев, отвлекает Ахиллеса от главного врага. Ахиллес гонится за Аполлоном, пока тот наконец не раскрывает своей мистификации: «Что ты меня преследуешь? Все равно не убьешь: я бессмертен». И Ахиллес возмущен: «Ты, из богов жесточайший, меня обольстил, Дальновержец!». Ахиллес возмущен тем более поведением бога, что для Аполлона обман этот совершенно безопасен.

Лишь иногда, да и то по преимуществу в «Одиссее», образы богов как будто просветляются и поднимаются над людскими страстями. Впрочем, боги редко интересуют поэта сами по себе, независимо от их участия в людской жизни.