Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
Роман О. был задуман Гончаровым в 1847 году. В 1849 году в «Литературном сборнике с иллюстрациями» была опубликована глава из романа под названием «Сон Обломова». В этой главе, которую сам писатель считал «увертюрой романа», автор обличал застойность жизни, костность и консерватизм поместного дворянства, заклеймил крепостничество и показал «Обломовщину», как общественное зло. В 1859 оду роман был напечатан в «отечественных записках». Композиция романа вполне соответствует его реалистическому стилю. Внешними событиями роман не богат, в нём нет неожиданных происшествий и эффектных приключений. В первой части Обломов сидит на диване, во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него. В третьей она видит, что ошиблась в Обломове и они расходятся. В четвёртой она выходит замуж за друга его, Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где снимают квартиру. В романе две сюжетные линии. 1 с.л. – показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу» главы же в которых воссоздаются отношения Ш и О призваны оттенить судьбу Обломова. 2 с.л. – Обломов – Ольга и Штольц – Ольга, Ольга связывает обе линии воедино. Основные события сосредоточены вокруг Обломова – главного героя романа. В первой части обрисованы его черты, сформировавшиеся под воздействиям происхождения и воспитания. В начале второй части, в «исповеди» Обломова, обрисованы новые детали. Характер предстаёт окончательно сформировавшимся. На 4 десятке лет герой находится на распутье. Он осознаёт противоречие между своей жизнью и жизнью окружающих, раздумывает, стоит ли ему менять свой образ жизни – «просыпается». Во второй и третьей части романа автор предоставляет герою возможность выбрать дальнейший путь и образ жизни, наступает проблемная развязка. В 4 части описана картина достижения Обломовым «идеала», который, на взгляд его антитезы – Штольца, является гибелью для героя. Роман посвящён проблеме русского национального характера, его достоинств и недостатков. В своём произведении писатель пытался найти истоки лени, апатии, бездеятельности, типичной для русского человека. Спасение России он видел в органичном слиянии западного и восточного путей развития. Главная антитеза романа – противопоставление востока и запада – прослеживается и в образах двух основных героев романа : - И.Обломова и А.Штольца. Главный герой романа Илья Ильич Обломов безмятежный и ленивый русский барин его с детства приучают к несамостоятельности, например родители ищут любой предлог чтобы не пустит его в школу, искренне полагая, что надо «учиться слегка, не до изнурения души и тела» потом, в зрелом возрасте О. мучается тем, что не может по полгода написать старосте в деревню. Поехать путешествовать в Европу и т.д., к практической деятельности И.И.О. органически неспособен. Обломов часто уходит в царство мечты, но мечты его далеки от настоящей жизни и неосуществимы. Это – маниловские мечты. Обломов смотрит на жизнь, как на идеал «покоя и мирного веселья» Однако есть в его образе и положительные черты. Оставаясь наедине с самим собой, и задумываясь о своём существовании И.И. «болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало» Обломову «доступны были наслаждения высоких помыслов, он не чужд был всеобщих человеческих скорбей». Особенностями авторской позиции по отношению к Обломову является объективная оценка, связанная с множеством мнений о нём в романе; создание его образа на основе антитезы (безжизненность души – жизнь души, бессилие – верность внутренним устоям, контраст духовности и обломовщины) Полной противоположностью И.И. является его друг – Штольц. Гончарова часто упрекали в том, что образ Ш. схематичен, действительно в образе Ш. писатель выразил своё представление о том, каким должен быть идеальный человек, с точки зрения общественной жизни. Ш. постоянно находится в движении в разъездах. Он воплотил всё то, о чём они мечтали вместе с Ильюшей: изъездил Европу, изучил Россию. Андрей видит прежде всего в Илье доброе сердце, ранимую нежную душу. Никто не может так, как Обломов любить и отдаваться любви всем сердцем, будь это любовь к женщине или к другу. Если для Ш. основой счастья является труд, то для И.О. представление о счастье связано с гармонией и единением, тихо размеренной жизнью на фоне природы, стремление к тому многовековому укладу, который сложился в неторопливой и дремотной жизни русских помещиков. Детали с помощью которых создаётся образ Ш. – конторка как у его отца, замшевые перчатки, книги и ноты – всё указывает на его разносторонние интересы, склонность к западному, пронизанному наукой.
Любовь в жизни героев – И.И. любовь пробуждает к деятельной жизни, завораживает, волнует душу. Сбросив вместе с халатом свою апатию Обломов начинает вести активный образ жизни, начинает читать, появляется в обществе, подолгу гуляет, начинает следить за своей внешностью. Не надевает рубашки на изнанку и не носит разные чулки, а ходит «в прекрасно сшитом сюртуке и в щегольской шляпе» Ольга не просто пробуждает к новой жизни, она сама влюбляется в него, это чувство раскрывает во всей полноте её женское начало, её романтичность, лиричность. В романе Ольга показана естественной как сама жизнь. Символично, что их отношение с Обломовым проходят на фоне смены времён года: они знакомятся весной, на лето приходится пик их любви, осенью И.И. посещает неверие в то, что он способен сделать Ольгу счастливой, т.е. всё это время в нём идёт борьба, главный герой делает предложение Ольге и получает согласие, но после этого, он всё чаще думает о том, что ему надо будет появляться в обществе, уладить дела в Обломовке. Он не выдерживает этой борьбы и пишет письмо Ольге: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт и тогда вы очнётесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, и мне эта досада и стыд сделают боль». Расставание героев происходит зимой. Тяжело пережив разрыв, герои сохраняют друг к другу тёплые чувства. И.И. навсегда сохранит в глубине души светлый образ Ольги, а Ольга не перестанет любить «честное верное сердце Обломова». В 4 ч. Мы узнаём что Обломов. Женившись на А.М. Пшиницыной (хозяйке кв. где И.И. снимал комнату) вернулся в то состояние, в котором мы застали его на Гороховой улице. Дом Пшеницыной – «забытый уголок, чуждый движения, борьбы и жизни», т.е. его жена опекает его так же, как опекала в детстве мать. Из этого можно сделать вывод – главного героя победила сонная обломовщина – (это состояние души или явление жизни, характеризующееся ленью, бездельем, апатией к жизни, в результате чего жизнь человека разрушается и морально и физически). Жизнь Обломова в домике Пшеницыной сравнивается с «простым и широким гробом». Для Штольца любовь является следствием глубокого и вдумчивого анализа отношений между мужчиной и женщиной. Ольга во многом его воспитанница, она незаметно для него и для себя, усваивает все «летучие уроки и заметки» Ш. Андрей много лет был её близким другом, и любовь пришла естественно, как продолжение этой дружбы. Автор утверждает, что герои счастливы. Тем не менее, Ольгу иногда посещает грусть и неудовлетворённость. Ш. Успокаивает жену, ссылаясь на естественные стремления «живого раздражённого ума», тоску духовного человека по высшему блаженству. Но, может, это всего ишь тоска по «хрустальной прозрачной душе Обломова» Лирическим порывом, каких некогда не будет в размеренном Штольце? Образ маленького Андрюши, сына Обломова, который воспитывается в дома Ш., воплощает надежду автора на гармоничное соединение деятельной натуры Штольца и «глубинной нежной души Обломова» Сон Обломова эпизод «с.о.» помагает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты, представления о жизни на подсознательном уровне, т.е. с помощью сна. Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Перед нами предстаёт удивительнейшая картина земного рая, край забвения и хранилище души. Там челоеку уютно жить, у него не возникает ощущение неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек едины и кажется «небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений там ближе к земле» Жизнь обломовцев сравнивается в романе с течением покойной реки. Сон Обломова отражает два жизненных периода О. 1 период – главный герой 7 летний мальчик который полон жизненных сил и идей. В этот период как раз и начинается формироваться та личность которая в дальнейшем станет И.И. Обломовым. Для маленького Ильи не существовало ничего невозможного всё выполняли няни и слуги. Такое воспитание убивала в мальчике инициативу и природную живость. Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это представление у него складывалось, в основном, по няниным рассказам. Постепенно И. приходит к выводу что нужно жить так, как живут окружающие его люди. Как же живут, где проводят время хозяева Обломовки? «сам Обломов… целое утро сидит и наблюдает за всем, что делается во дворе», труд в Обломовке считается наказанием, Мать Ильюши всё свободное время посвещает выбору блюд для завтраков обедов ужинов. 2 период - 14 летний Илья, румяный и халёный мальчик, для него начинаются тягостные времена, так кА кон должен получить образование. Однако учёбой Ильюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансионе, т .е. Обломовка – это сонное царство, а Ильюша неотъемлемая его часть. Черезвычайно важна и композиционная роль «С.О.» в романе «с.о.» это экспозиция романа, находящаяся в начале, а не внутри произведения. Используя такой художественный приём, очерчивая сначала условия формирования Обломова, а затем характер героя, Гончаров показал основы и глубИны души сознания психологии главного героя.
Гоголевские традиции Гоголь «мёртвые души» Манилов – помещик «человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар», черты лица его были не лишены приятности. Хозяйством нельзя сказать чтоб он занимался… Хозяйство шло как-то само собой… иногда… говорил он о том, как бы хорошо было если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные товары, нужные для крестьян… Впрочем все эти проекты так и оканчивались только одними словами. В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже 2 года… В доме нет порядка, т.к. хозяева не за чем не следят. Сам Обломов некоторым образом близок к Манилову, а Штольц похож на Чичикова. Гоголь и Гончаров большое внимание уделяли детализации. Детали-символы: Халат Обломова – это домашняя одежда, т.е. в нём никуда не пойдёшь, не развлечёшься, руководящей работой не займёшься, так же он без пуговиц, т.е. работать уже не будешь. Халат только для дома. Диван – на нём очень удобно спать, что мешает сосредоточиться. Все его мысли и размышления происходят сквозь сон, он ведёт такой сонный образ жизни, что напоминает ему жизнь в родной Обломовке. Диван – как образ жизни.
Гончаров не высказывает своего отношения к героям и никого некогда не изображает в чёрно-белых красках. Люди, населяющие его роман, не хорошие и не плохие. У них множество недостатков, но они по своему милы.
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд