logo search
Otvetiki

Вопрос 60.

Проблема народной нравственности и правды как центральная в прозе В.Шукшина. Своеобразие сатиры писателя («До третьих петухов» или рассказы по выбору).

В России издревле крестьянство занимало самую главную роль в истории. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писавших в жанре деревенской прозы одно из ведущих мест занимает такой писатель, как Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины”, “Я пришел дать вам волю”) и другие.

Уже с самого начала творческого пути он обнаружил новые пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставила самобытность и колорит деревенской жизни.

Любители “дистиллированной” прозы требовали “красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность. Герои писателя импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще неосознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам. Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца (“Беспалый”). Оскорбил очкарика в магазине хам-продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель (“А поутру они проснулись...”) и т. д. и т. п. В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой. Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперепетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости (“Осенью”). Исследование русского национального характера, складывавшегося на протяжении столетий и изменений в нем, связанных с бурными переменами XX века, составляет сильную сторону творчества Шукшина. Шукшин на новом художественном уровне пытается исследовать процессы, происходящие в русском крестьянстве. Одна из лучших книг Шукшина — “Характеры” — и само это название подчеркивает пристрастие писателя к тому, что складывалось в определенных исторических условиях. Жанровые формы сложны, они не поддаются однозначному определению (например, сказка «До третьих петухов» и повесть «А по утру они проснулись…»). В. Шукшин - признанный мастер комических сцен и характеров. Природа комического в прозе Шукшина многозначна, чисто комедийные положения очень редки. В рассказе «Пост скриптум» (1972) преобладает по большему счёту стихия комизма: комедийна ситуация, нелепы оценки, рассуждения туриста Михаила Демина, его притязания, наконец, словесно-речевая форма монолога героя: «Город просто поразительный по красоте, хотя, как нам тут объяснили, почти целиком на сваях. Да, Петр Первый знал, конечно, свое дело туго. Мы его, между прочим, видели - по известной тебе открытке: на коне, задавивши змею…» и т.д.

Сюжет «Бессовестных» (1970) воскрешает традиционную историю неудачного сватовства овдовевшего старика. Комизм положений, усугубленный взаимным непониманием, недоразумениями, снимается в финале. Комедия нравов превращается в драму одиночества людей, страдающих от собственной неуступчивости, эгоизма, самомнения, вздорных характеров. В смешных диалогах заметны ноты грусти, сочувствие одинокой старости, сожаление о краткости человеческой жизни, которая преступно растрачивается по пустякам. Комическая ситуация приводит к сатирическому обличению действующего лица - активистки Лизаветы Васильевны («Мой зять украл машину дров!») или Тимофея Худякова, который «хапал всю жизнь, воровал…». При этом в ходе действия резко меняются оценки, так как обнаруживается отрицательная сущность персонажа, до той поры не вызывавшего у окружающих сомнений в своей положительности.

Глубокая по своей нравственно-философской проблематике сатирическая повесть-сказка «До третьих петухов». Фольклор и высокая литературная традиция слились в этой сказке воедино.

В рассказах Шукшина очень редко вторгается в действие сам автор, предоставляя таким образом своим героям полную свободу самовыражения. Жизнь шукшинских героев разбивалась на многие русла, утверждая свою непредсказуемую индивидуальность. Как, впрочем, и любая человеческая жизнь.

Сатирические типы персонажей в произведениях В.Шукшина

Укрепление сатиры в творчестве писателя можно отметить, сопоставляя характеры, конфликтные ситуации и способы их разрешения в произведениях разных лет. Человек у Шукшина подвергается целостному художественному исследованию. Наум Кречетов («Волки», 1967) характеризуется автором как «расторопный мужик, хитрый и обаятельный». В ходе действия раскрываются отталкивающие качества кречетовского «обаяния»: жестокость, наглость, вероломство хищного собственника. Шукшин оставляет конфликт Наума Кречетова с зятем неразрешенным, ограничившись очерком нравов, хотя логика действия вела к сатирическому обличению. В повести «Там вдали» (1966) история падения Ольги Фонякиной, связавшей свою жизнь с ворами и спекулянтами, дана описательно. Лица, окружающие героиню, лишь названы. Эту ситуацию можно назвать прологом «Калины красной» или «Энергичных людей».

Сатира Шукшина глубоко реалистична, ей свойственны аналитичность, динамизм, конкретность. Пусть специфические черты сатиры меньше всего выражены во внешнем рисунке характеров. Но их нужно искать в природе внутренних изменений, в сути динамики, завершающейся удивительными метаморфозами персонажей.

Идейно-художественные особенности сатиры в. Шукшина и приёмы создания комичности.

Переход Шукшина к сатире - это не просто шаг вперёд в биографии большого и самобытного художника, а начало нового этапа в развитии сатирической прозы. Писатель органически продолжил и развил традиции М. Зощенко, В. Шишкова, М. Булгакова, М. Горького. Слово у Шукшина, как и у лучших мастеров прошлого, стало емким, многозначным.Принципы сатирического изображения и отрицания в прозе Шукшина близки сатире Горького, особенно ее формам в романе «Жизнь Клима Самгина». Персонажи В. Шукшина находятся часто «на грани» между серьёзным и смешным, между комедией и драмой, потому что эти характеры не окончательно сложились как исторические.

Шукшин реализует возможности сатиры в очерке, повести и фантастической сказке, умело используя в каждом из этих жанров нужные языковые средства для достижения задуманного эффекта. Комическое в текстах писателя встречается в формах юмора (ранние произведения) и сатиры (позднее творчество). При этом для достижения большего эффекта Шукшин использует различные приемы комизма: физическое существо человека; комизм питья и опьянения; комизм сходства и отличий; человек - вещь; поведение; алогизм; пародирование; посрамление воли; одурачивание; преувеличение; языковые средства и др. Так, творчески преобразуются, видоизменяются в многожанровом единстве традиционные принципы и приемы сатиры - аллегория, гротеск, карикатура, подчиненные целям драматизации и заострения социально-психологического анализа. В ранних рассказах Шукшина (наиболее значительные из них - «Степкина любовь», «Сельские жители», «Демагоги», «Гринька Малюгин» и др.) важнейшие средства комизма - речь героя, посрамление воли, пародирование. Чаще других персонажей в произведениях 1-ой половины 60-х годов встречается тип, названный писателем «светлая душа». Это, в основном, крестьяне, живущие «по совести» и воспринимающие малейшие нарушения общечеловеческих моральных принципов болезненно. Особенно широкие возможности для достижения в художественном тексте комического эффекта предоставляет использование «народной речи». В. Шукшин, сам владеющий такой речью в совершенстве, наделяет ею и героев. Сатирическое разоблачение потребительского отношения к жизни, накопительства, равнодушия, мстительности и злобности - важная составляющая авторской концепции во многих зрелых рассказах Шукшина. Развивая традиции русской сатиры, Шукшин глубоко осмысливает возможности существования тех жизненных явлений, которые он разоблачает. И это тоже играет свою роль в достижении комичности. Так в рассказе «Мнение» некий служащий Кондрашин показан открыто комически: портрет «полненького гражданина», заученные жесты, готовая фразеология, - все это обрисовывает живучий тип хамелеона. Но в нем есть и особенное, то чем оправдывает Кондрашина писатель: хамелеонство порождает среда, где нормой становятся лживые мнения, чинопочитание, лесть, карьеристская суета, демагогия, опустошающее душу безделье.

Кроме всего вышеперечисленного, особенно важное место среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеет диалог, присутствующий в каждом рассказе. Кроме того, становится заметно, что принципы сатирического изображения у Шукшина близки сатире некоторых других писателей, например Максима Горького. В повести-сказке «До Третьих петухов» Иван – главный герой сказки - должен доказать своё право на место в библиотеке, добыв справку у Мудреца, что он умный… Иван, подчиняясь чужой воле, отправляется за справкой. Впрочем, не совсем так. Не за справкой Шукшин отправил своего героя за тридевять земель, а набираться ума-разума, что подчеркнуто уже подзаголовком сказки. И отказом Ивана от справки-формальности, липы, которую ему предлагают черти. Этим можно объяснить, что шукшинскому Ивану-дураку в отличие от фольклорного не помогают чудесные силы, он все препятствия должен одолеть сам. Иначе как ему набраться ума-разума?

Отличительная черта сюжета волшебной сказки – многособытийность. Герой должен пройти через ряд испытаний, которые по мере развития сюжета усложняются. Так, в русской народной сказке «Кощей Бессмертный», Иван Царевич для спасения своей матери преодолевает такие испытания, как: сдвигает камень с горы, ищет яйцо, убивает Кощея Бессмертного, наказывает братьев. У Шукшина, это особенность наиболее ярко проявляется в повести-сказке «До третьих петухов». Мы видим, что Иван встречает на своём пути «избушку на курьих ножках, а вокруг кирпич, шифер, пиломатериалы всякие». Шукшин сразу сопрягает в сознании читателя условное, фантастическое и вполне современные бытовые реалии. За повествованием о необычных злоключениях героя отчетливо проглядываются уродливые сцены сегодняшней жизни.  

В избушке ожидает Ивана и первое испытание-встреча с Горынычем. У Шукшина встреча Ивана с Горынычем - это его первое отступление перед злой силой, первое унижение, которое выпадает на пути «за справкой». «В душу как вроде удобрение свалили,- грустно сказал он.- Вот же тяжко! Достанется мне эта справка…». Испытанное унижение оборачивается новой силой взрыва, и Иван, не обращая внимания на предупреждение встреченного по пути Медведя, отправляется к чертям. Надо сказать, что Иван так ни разу и не прислушивался к мудрому голосу Ильи Муромца, который сердцем чует его беду.

В этом также особенность шукшинской сказки, герой которой, должен сам до конца пройти свой путь, чтобы понять, на что он способен.

Но встреча с чертями становится очередным поражением и унижением Ивана, который берёт «грех на душу»- учит чертей, как проникнуть в монастырь. «Он плясал и плакал. Плакал и плясал.

-Эх, справочка!.- воскликнул он зло и горько.- Дорого же ты мне достанешься! Уж так дорого, что и не скажешь, как дорого!...».

Важное место в сказке занимает Мудрец-образ-гротеск. Мудрец-это определённый социальный тип, паразитирующий на уважительном отношении к науке. Он «имеет» власть, не снившуюся никакому фантасту: Мудрец может «разрешить» вулкану извергаться или считать «недействительным» любой факт. 

Именно мудрец оказывается той власть имущей силой, которая подводит теоретическую базу под действия чертей:

-Тут, очевидно, следует говорить не о моде,- заговорил старик важно и взволнованно,- а о возможном положительном влиянии крайне бессовских тенденций на некоторые устоявшиеся нормы морали…

-Конечно!- воскликнул черт, глядя на Мудреца влюбленными глазами.- Конечно, о возможном положительном влиянии…».

Тщательно обдуманные мелочи поведения должны вроде бы говорить о капризной гениальности, о склонности к демонизму - высшей точки зла. Однако сквозь интеллектуальный грим отчетливо проступают черты мелкотравчатой суетливости:

«Мудрец бегал по кабинету. Он что называется, рвал и метал».

-Откуда?! Откуда?! Они это взяли?!- вопрошал он кого-то и поднимал руки кверху. -Откуда?!....

Недаром те, кто стоит поближе к Мудрецу, не испытывают пред ним никакого священного трепета. Чёрт ещё выказывает нарочитое почтение, но в компании молодых лоботрясов, в которой развлекался Мудрец, его ни в грош не ставят. Здесь мудрец- не более как шут.

У Шукшина его потуги развеселить Алку - Несмеяну и молодых «бычков», окружающих её, говорят о мелкой подлости и пошлости.

Автор низвергает с «пьедестала» Мудреца, раздевая его в прямом и переносном смысле, доводя повествование до злой гротесковой «точки»:

« С мудреца сняли пиджак, брюки… Сняли рубашку. Старичок предстал в нижнем белье.»

-Это безобразие!- кричал он.- Здесь же нет основания для юмора! Когда смешно? Смешно, когда намерения, цель и средства-все искажено! Когда налицо отклонение от нормы!...

-Руки прочь!- завопил старичок.- Идиоты! Придурки!... Никакого представления, что такое смешно!...Кретины!...Лежебоки!..

А компания обожравшихся «бычков» и «телок» имеет, надо полагать, претензию считаться «элитой», «сливками общества». Молодые люди отчаянно звереют от скуки. И это не игра, которой соблазняются поначалу. Это действительно страшная скука, вызванная разъедающей душу пустотой.

-Мужички,- сказал один,- есть халтура! Кто хочет заработать

-Ну? А чего такое?- зашевелились монахи. - Чего надо-то?

-У вас там портреты висят… в несколько рядов…

-А?

-Их надо переписать: они устарели.

-И кого же заместо их писать?- тихо спросил самый старый монах.

-Нас.18

Мудрец, привел Ивана в компанию современных бездельников, что с его помощью развеселить Несмеянушку. И когда ему это не удалось, он пустился «на очень и очень постыдный выверт - решил сделать Ивана посмешищем», т.е. решил унизить его.

Тут впервые Иван выходит победителем и, пока молодые люди раздевают Мудреца в поисках «лишнего ребра», забирает печать.

-Это примитив! Этот юмор каменного века! Всё глупо, начиная с ребра и кончая вашим стремлением…Ха-ха-ха!..

Вроде бы цель достигнута: добыта не справка даже, а знак власти Мудреца- печать. Но счастливым концом сказка не завершается. Шукшин отправляет своего Ивана в обратный путь, чтобы он прошёл той дорогой, по которой шагал к Мудрецу. Чтобы набраться ума-разума, Иван должен ещё увидеть и понять, что оставил он после себя, безоглядно исполняя чужую волю –стремясь к справке. Когда Иван приближается к монастырю, то слышит разудалую песенку чертей.  

Шукшинский Иван шёл и плакал - так горько было на душе. «Эх-а!- сокрушался Иван. И даже заплакал.- Сколько же я на душу взял… За один-то поход. Как же мне тяжко!...»

Уже не хорохорится, не ерничает, не вскидывается по-пустому Иван, а начинает понимать, что терпением ничего не изменить, не выстоять в борьбе с бесовской силой. Надо что-то делать!

Потрясённый и мучительно переживающий своё унизительное пособничество чертям, Иван вновь оказывается перед избушкой Бабы Яги. Казалось бы, увиденное и пережитое должно помочь Ивану легко одолеть последний этап на пути возвращения в библиотеку, но не тут-то было.

Дочка Бабы Яги играючи спеленала Ивана, как «дите» и предала. Знать, и этот «опыт» был нужен, чтобы показать бессилие бесхитростного в столкновении с хитростью, интригой, предательством.

И тут впервые к Ивану приходит помощь в лице донского атамана - Соловья-разбойника.

«-Доигрался, сукин сын?- закричал он на Ивана.- Доигрался? Спеленали!»

Атаман побеждает змея Горыныча. Иван возвращается в библиотеку кругом виноватый, униженный, наплясавшийся и снова взрывается: «Нам бы не сидеть…. Не рассиживаться бы нам, Что же набрался Иван-дурак ума-разума и знает теперь, что надо делать? Пожалуй, ещё нет. Не случайно Илья Муромец спокойно говорит Ивану: «Вот и посиди и подумай».

Шукшину было свойственно обострённое чувство правды, которое корнями уходило в этический опыт народа. Василий Шукшин унаследовал от русской литературы главное - обнажённую совестливость, как высший нравственный принцип; как непосредственное условие художественности; народную нравственность, которой он проверяет человеческую ценность своих героев; высокую гражданственность, понимание того, что судьба художника и судьба народа и Родины неразъединимы.

Таким образом, проблема народной нравственности и правды – основные в прозе Шукшина.

Билет 61.Тематическое богатство и жанровое многообразие поэзии В. Маяковского 20-х годов.

Маяковский – поэт-новатор, обогативший русскую и мировую поэзию бессмертными художественными произведениями. Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. С его именем связано утверждение в литературе понятия «социалистический реализм». Владимир Владимирович Маяковский (1894—1930) — крупнейший поэт пролетарской революции, родился в семье лесничего. Маяковский учился в московской гимназии, вскоре оказался свидетелем и даже участником революционных событий 1905 года. В 1906 году, после смерти отца вместе с семьёй остался без всяких средств существования и обречён был на полуголодное существование. В 1908 году Маяковский вступил в ряды партии большевиков. Трижды подвергался арестам, в 1909г. был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы, где он начал писать стихи. В 1911г. Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В школе живописи он сошелся с группой молодых художников и поэтов, которые провозгласили себя творцами нового искусства, искусства будущего. Отсюда и название – футуристы. Футуристы отрицали все существовавшее до них искусство, нападали не реализм, главное в творчестве считали форму. Литературно-организационное развитие футуризма шло несколькими руслами. Футуризм Игоря Северянина, Игнатьева, Крючкова, Гнедкова, Олимпова и других эгофутуристов — типичное буржуазное явление в русской литературе, выражавшее начало распада буржуазного сознания эпохи империализма. Футуризм «Мезонина поэзии» (Шершеневич, Ивнев, Большаков и др.) — типичное реакционное мелкобуржуазное порождение этого же периода. Группа футуристов «Гилея», к которой принадлежал и Маяковский (в неё входили: Д. Бурлюк, Велемир Хлебников, Каменский, Кручёных, Е. Гуро и др.), в какой-то мере выражала революционные устремления городской мелкой буржуазии. Совместно с В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и А. Кручёных Маяковский организовал группу кубофутуристов, подписав их манифест «Пощёчина общественному вкусу» (1912). В нем были опубликованы первые стихи «Ночь», «Утро». Творчество Маяковского противоречиво и сложно.

Основной мотив его поэзии – месть, культ жестокости. Его пафос – пафос погрома. Поэтому он так восторженно принял Октябрьскую революцию с ее жестокостью и насилием. Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Маяковский буквально ворвался в русскую поэзию начала XX века. Своеобразие ранней лирики Маяковского обусловлено прежде всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями. В ранних сборниках Маяковского нужно отметить обилие броских названий-обращений. Поэт искал в явлении необычное. Поэт экспериментирует над словом, над ритмическими формами. Для Маяковского характерны сложные рифмы, диссонансы. Уже в ранних стихах поэта слово идейно насыщено, активно, выражает страстное лирическое чувство художника-протестанта, борца.

Одно из ранних стихотворений автора - "А вы могли бы?"

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал "на блюде студня

косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ. А вы

ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

Что таится в этих строчках? Может быть, их написал человек, которому не хватает безмерности любви и океана? Может быть, они о праве художника преображать будни, видеть поэзию там, где, казалось бы, ей совсем не место? О том, что только настоящий артист способен сыграть на водосточной трубе? Поэт предлагает нам свое видение мира и свои способы его воплощения. Отвергнув традиционные формы поэзии, Маяковский обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не будет понят многими

В ранних стихах Маяковского выражены с предельной силой мотивы бездомного одиночества, болезненной усталости, страшнейшего пессимизма, переданы ощущения человека, глядящего на город из городского дна. Люди городского дна, проститутки, бездомные бродяги, нищие — вот к кому обращается. Он уверяет, что «проститутки» его «как святыню на руках понесут и покажут богу в своё оправдание».

Существенно, что в ранней поэзии Маяковского практически отсутствуют пейзажные описания. Ее место в творчестве прочно занимает пейзаж городской: дома, улицы, автомобили.

Улица провалилась, как нос сифилитика.

Река - сладострастье, растекшееся в слюни.

Отбросив - белье до последнего листика,

сады похабно развалились в июне.

В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его произведения – зарисовки, описания городского пейзажа; главная тема – социальная. Город для поэта – ад, «адище». Едва ли не основной темой этого периода становится тема трагического одиночества поэта: Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека.

Причина этого в том, что вокруг - "нет людей". Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая "устрицей из раковины вещей". Люди исчезли, и потому герой готов целовать "умную морду трамвая" - чтобы забыть окружающих. Герой одинок, он, возможно, один в этом мире. Наверное, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений. "Себе, любимому, посвящает эти строки автор", "Я", "Несколько слов обо мне самом", "Я и Наполеон", "Владимир Маяковский" - таковы названия его стихов того времени. Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя:

Мир огромив мощью голоса,

иду - красивый,

двадцатидвухлетний.

Он обращается к людям будущего:

"Славьте меня!" -

Вам завещаю я сад фруктовый

своей великой души.

В этом подчеркнутом эгоцентризме - свойственная поэзии Маяковского склонность к общественному эпатажу. За этим же стоит категорическое неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и, возможно, душевная ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана Маяковский скрывал душу тонкую, ищущую любви и любящую, защищая ее от тех, кто "ничего не понимают".

Уже в ранних стихах он предстает обреченным гореть на "несгораемом костре немыслимой любви". Предчувствие любви, ее ожидание - "Будет любовь или нет? Какая - большая или крошечная?" - вот что наполняет монологи героя. Его душа ищет любви, и потому он пишет: "Себе, любимому, посвящает эти строки автор". Его чувство остается невостребованным:

Где любимую найти мне,

такую, как и я?

Литературный талант Маяковского проявился прежде всего в том многообразии стилей, жанров, манер письма, которые он использовал. Образность, использование цветов как символов, развёрнутость метафор и в то же время краткость изложения идеи - вот качества, почерпнутые Маяковским у символизма.

Но уже в послеоктябрьском периоде поэзия Маяковского совсем другая. Здесь появляется тот самый чёткий, жёсткий, размеренный ритм, который нам так знаком:

... Грудью вперёд бравой!

Флагами небо оклеивай!

Кто там шагает правой?

Левой!

Левой!

Левой!

В этом отрывке каждое слово звучит как удар молотом, как смертный приговор. Здесь мастерство Маяковского проявляется в полной мере.

Любовная лирика поэта остаётся до сего времени для нас загадкой. С одной стороны, он воспевает любовь как факел, как звезду, как солнце. Любовь как пожар - вот стиль Маяковского. Маяковский известен не только как лирик, но и как прекрасный писатель. Он пробует себя в прозе, драматургии. Его «Мистерия-буфф» идёт в одном из театров Петрограда.

Маяковский проявляет себя даже как филолог. Серпастый-молоткастый, леева, орлий, оголь - слова, знакомые нам с детства. Неологизмы, придуманные и использованные им в поэмах, живут и употребляются по сей день.

Работа в окнах РОСТА сыграла большую роль в художественном развитии Маяковского. По его собственным словам, он “...очистил язык от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия”. Там же проявляется ещё одна сторона таланта Владимира - талант живописца. Целые поколения людей вырастали, смотря на его агитплакаты и читая сложенные под ними эпиграммы: Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй !

Едкость, злободневность, яркость, точность - все эти эпитеты подходят к стихотворениям Маяковского. Агитационное дарование поэта стало проявляться в его публичных выступлениях. Никто не мог так, как он, выступать на митингах. На собрании рабочих в Нью-Йорке “...тысячи искрящихся глаз были устремлены на эстраду. Ждали с затаённым дыханием « богатыря новейшей советской поэзии »”. Помимо всего этого Маяковский обладал ещё и потрясающими организаторскими способностями. Именно он являлся вместе с Давидом Бурлюком “отцом-основателем” русского футуризма. На его плечах был такой гигант литературной индустрии, как Леф. И при этом он находил время устраивать творческие вечера, поездки по стране, за рубеж, и писать, писать, писать. Маяковский является весьма неординарной фигурой и личностью. Он сумел в своём творчестве воплотить целую эпоху - время самоотверженных строителей своего будущего, время свержения самодержавия, время перелома. Но что бы случилось, если бы Маяковский направил своё сокровище не в литературу, а в другую область человеческого гения? Я считаю, там он бы добился не меньшего успеха, потому что настоящий талант нельзя заглушить, настоящий талант живёт вечно! Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского - "Флейта-позвоночник" (1916 г.), "Война и мир" (отдельное издание - 1917 г.), "Человек"(1916-17 гг.) - был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека.

Таким образом, в ранних стихах Маяковского заключен страстный протест против капиталистического уклада жизни, с мещанством, пошлостью и обывательским поведением.

Все свое поэтическое мастерство он отдал на службу революции - "чтоб выволочь республику из грязи". Боев марш, эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит резкая печать его самобытности.

Его стих опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Его стихи всегда декларация, и если «исповедь!» — все равно декларация. Он лирик и агитатор одновременно.

Основная тема дореволюционного творчества Маяковского — человек и капитализм. Силой своего дарования поэт выражал ощущение растерянности, бессилия перед лицом капитализма, уродующего и уничтожающего личность. Маяковский постоянно с болью, с трагически обречённой любовью обращался к человеку, задавленному капитализмом. Но человек Маяковского приходит стихийно к протесту против коренных установлений капиталистического общества. Маяковский протестует против закона, против собственности, издевается над богатыми, святотатствует, богоборчествует. В капиталистическом мире человек не может любить по-настоящему. Любовь для человека Маяковского — это социальная трагедия, это рассказ о задавленной капиталистическими отношениями личности. И поэтому любовь человека есть своеобразная форма борьбы, протеста, она трагична, жестока, мучительна. Но человек Маяковского, несмотря на все путы, продолжает оставаться гордым, могущественным человеком.

Программным произведением дооктябрьского творчества Маяковского стала поэма «Облако в штанах» (1915г). Цензура сразу поняла революционно-бунтарский характер произведения и выбросила из него шесть страниц стихов. Придралась цензура и к первоначальному названию произведения – «Тринадцатый апостол», усмотрев в нем «кощунство», надругательство над религией и священным писанием. Только после Октябрьской революции поэма была напечатана полностью. Сам Маяковский определил ее как «тетраптих», смысл 4- частей которой - "долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию». Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Окружающий мир вызывает резкое неприятие, протест со стороны автора. Ведущий образ поэмы – лирическое «Я». Основной прием изображения – антитеза. Противопоставление всему обществу! Тематически поэма – поэма о любви поэта, о правде человеческих отношений, которая сталкивается с ложью социальных и нравственных законов общества.

I ч. - откровенный рассказ о любви. Реальность происходящего подчеркивается – «Это было в Одессе». Любовь не преображается, а искажает «глыбу»-человека. Этой «глыбе» многое хочется, очень простого и человеческого. Герой на пределе чувства, каждая минута ожидания любимой – мука. Нервы дергаются. Герой страдает, разрывается душа. Катастрофа, постигшая героя, сопоставима с мировыми катастрофами. Высокое и светлое чувство любви безжалостно коеркается в буржуазном обществе. Возлюбленную поэта «украли», соблазнив деньгами и роскошью. Так деньги уродуют человеческие отношения. Поэтому – «долой вашу любовь».

II ч. – трагедия любви переживается поэтом. Отношения героя и искусства. Буржуазность, обывательщина заполонили город. Герой кричит, призывает взбунтоваться.

III ч. – кругом пошлость, уродство. Этот мир нужно разрушить во что бы то ни стало.

IV ч. – от глобальных замыслов по переделке мира герой возвращается к мыслям о своей любимой. Имя «Мария» выкрикивается многократно. Это мольба о любви. И герой становится покорным. Любимая ему необходима, как «хлеб насущный». Герой начинает обвинять Бога. Отчаяние героя доходит до бешенства, почти до сумасшествия, он выкрикивает страшные богохульства. Яростно конфликтуя с миром, герой обнаруживает свою бунтарскую сущность. Противоречивость обрекает его на одиночество.

Темы в поэме: страдание человека в капиталистическом мире, революция, трагическая любовь поэта, трагическое ощущение одиночества во враждебном мире. Эта поэма написана человеком, искренне верящим в идею революции, в прекрасное светлое будущее. Высокий стиль, торжественная интонация – характерны для поэмы.

Первое крупное произведение Маяковского, отразившее октябрьский переворот и первый этап борьбы пролетариата за свою власть, — это «Мистерия Буфф» (1918), «героическое, эпическое и сатирическое изображение эпохи». В «Мистерии Буфф» воплощены некоторые типичные черты пролетарской поэзии военного коммунизма. Но в «Мистерии Буфф» ещё сильны отзвуки проблем, волновавших Маяковского в дореволюционный период (абстрактный человек, социалистический рай). Изображение революции сочеталось в пьесе с издевательством («буфф») над старым, погибающим миром.

Стихи и поэмы Маяковского этого периода значительно проще и доступнее широким массам трудящихся. В них нет уже той нарочитой литературной усложнённости, труднейших синтаксических инверсий, трудно воспринимающихся сравнений. Ритм значительно ближе к ораторско-разговорной речи.

В декабре 1918 года революционные матросы, отправлявшиеся на фронт, попросили Маяковского приехать к ним и прочитать свои стихи. Специально для этого случая поэт написал стихотворение “Левый марш”. «Левый марш» означает революционный марш. Стихотворение звучит как гимн, как призыв к оружию против старого мира. Оно построено в форме беседы, хотя с первых строк поэт предупреждает, что

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер.

Читая строки, видишь, как время спрессовывается, все чувства обостряются. Некогда думать и рассуждать — надо действовать. Поэт предупреждает своих “слушателей”, что наступил решающий момент. Молодая страна в опасности, ей грозят интервенты, но, объединившись, защитники родины должны выстоять и победить. В этом уверен поэт и мы, его читатели.

Пусть,

оскалясъ короной,

вздымает британский лев вой.

Коммуне не быть покоренной.

Левой!

Левой!

Левой!

Пусть бандой окружат нанятой,

стальной изливаются лавой,—

России не быть под Антантой.

Левой!

Левой!

Левой!

Форма стихотворения соответствует поэтическому темпераменту и стилю поэта. Четкость шага защитников родины подчеркивается рефреном —

Левой!

Левой!

Левой!

Идут не просто солдаты и матросы, а уверенные в своей правоте и силе сознательные революционеры. Они смогут повергнуть самых сильных врагов, отстоять свое право на существование. Некогда защитникам оглядываться назад, надо выполнять свои обязанности, не сбиваясь с намеченного пути и ритма.

Глаз ли померкнет орлий?

В старое ль станем пялиться?

Крепи

у мира на горле

Пролетариата пальцы!

Грудью вперед бравой!

Флагами небо оклеивай!

Кто там шагает правой?

Левой!

Левой!

Левой!

Тревога за судьбу России и оптимизм звучат в каждом слове Маяковского. Он радостно возбужден, потому что уверен в победе революционных сил. Рифма, ритм, художественные средства языка подчинены общей идее автора — осознать напряженность момента. Прошло время митингов, настал момент действовать. Это подчеркивается не только лексикой произведения, но и всем строем предложений. Они короткие, с обилием глаголов, подчеркивающих ритм стиха. Революционно-героическому пафосу стихотворения отвечают новые, неожиданные метафоры: «крепи у мира на горле пролетариата пальцы», «клячу истории загоним», «флагами небо оклеивай». Отличительной особенностью стихотворения является его ораторский характер. Маяковский обращается к слушателям с горячей речью агитатора.

В 1926 году, защищая дипломатическую почту, героически погиб от руки убийцы советский дипкурьер Теодор Нетте. Его именем был назван пароход Черноморского флота. Маяковский знал Нетте, встречался с ним в заграничных поездках. Смерть Нетте потрясла его. Свои переживания Маяковский выразил в стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926). Это поразительное по глубине и художественной силе произведение, в котором в одно целое слились и впечатления поэта от встречи в южном порту с пароходом «Теодор Нетте», и его воспоминания о Нетте-человеке, и его размышления о советском обществе и советских людях, о смысле жизни, смерти и бессмертии. Пароход «Теодор Нетте» сразу как бы одушевляется, и перед глазами поэта встает облик друга:

Это – он.

Я узнаю его.

В блюдечках-очках спасательных кругов.

- Здравствуй, Нетте!

Стихотворение воссоздает образ простого и по внешности совсем «будничного» человека: «пивал чаи», «смешно потел, стихи уча», «болтал» о Ромке Якобсоне. Но вот Нетте сталкивается с испытанием, которое требует от него величайшего мужества и самоотверженности. И здесь – в «битве коридоровой» - он ведет себя как герой, верный сын своей Родины. Такие люди, как Нетте, не умирают. Их жизнь и подвиги вдохновляют людей и воплощаются

В пароходы,

в строчки

и в другие долгие дела.

Встреча с пароходом «Теодор Нетте» и воспоминания о судьбе Нетте-человека проходят сквозь сердце и сознание поэта и вызывают в нем глубокое волнение. Он гордится тем, что идет рядом с таким человеком. Смерть Нетте в глазах поэта прекрасна, подвиг его бессмертен:

Мне бы жить и жить,

сквозь годы мчась.

Но в конце хочу –

других желаний нету –

встреть я хочу

мой смертный час

так, как встретил смерть

товарищ Нетте.

«Маяковский откликнулся в своем творчестве на мировую и гражданскую войны. В отличие от Блока, слышавшего в революции музыку катастрофы, Маяковский уловил маршевую поступь времени («Левый марш»). В творчестве Маяковского часто прослеживаются 2 темы: образ революции и образ нового человека (часто поэта). Поэт ощущает себя бойцом революции, считает обязанностью и честью служить ей: «Моя революция!». Революция, как кажется поэту, дала свободу, и действовать надо с размахом. Подводит итог своему творчеству В. Маяковский во вступлении к поэму «Во весь голос». Он хочет объяснить людям будущего, почему он писал именно так – некрасиво, неэстетично, жестко, почему так много его стихов посвящено злобе дня. Он писал об этом, потому что это было, так говорили люди его времени. Поэт ощущал себя борцом за счастье людей, за революцию.

Маяковский гневно выступал против всех тех, кто мешает строительству социализма. Он поднимал «ярость масс» против бюрократов и бюрократизма. Посредством сатиры, острой, отточенной, он ведёт борьбу с вождями международного капитала, социал-предателями и социал-фашистами. В стихотворении «Взяточники» Маяковский клеймит взяточников, опутывающих советские учреждения сетью своих соучастников («Фабрика бюрократов», «Хулиган», «Тип», «Искусственные люди», «Общее руководство для начинающих подхалим», «Стих не про дрянь, а про дрянцо. Дрянцо хлещите рифм концом», «Помпадур»).

«О дряни» - неустанно призывает к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими во время нэпа.

Слава! Слава! Слава героям!!!

Впрочем,

им

довольно воздали дани.

Теперь

поговорим

о дряни.

Поэт хочет не только воспевать героические дела и подвиги советских людей, но и беспощадно бить по дряни. Очень часто это – бюрократизм, чиновничья тупость, мещанская пошлость, обывательский быт.

В 1922 году было напечатано стихотворение «Прозаседавшиеся». Уже в самом названии кроется гипербола. В самом стихотворении рисуется, как бюрократы заседают по двадцать раз в день, решая пустые вопросы. Маяковский открыто заявляет о своем отрицательном отношении к бюрократизму: Мечтой встречаю рассвет рани:

«О, хотя бы

еще

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!»

Маяковский органически включается в поэтически-пропагандистскую работу в газетах «Известия», «Труд», «Рабочая Москва», «Заря Востока», «Бакинский рабочий», а с 1927 в «Комсомольской правде» он сотрудничает как поэт-публицист и фельетонист, поднимая газетные жанры поэтической работы на большую высоту. В этот период Маяковский становится подлинным пролетарским писателем. Жанры публицистической, политической поэзии чрезвычайно разнообразны: массовая песня («Песня молния», «Майская песенка»,); марши («Урожайный марш», «Марш обороны», «Октябрьский марш», «Марш двадцати пяти тысяч», «Марш ударных бригад»); стихотворные лозунги («Лозунг по Киму», «Лозунги к 1-му мая», «Лозунги к комсомольской перекличке», «Лозунг на производстве», «Пожарные лозунги»); призывы к организации соцсоревнования («Застрельщики»); агитация за гарнцевый сбор («Враги хлеба») и т. д. Большой раздел стихов посвящён Маяковским борьбе за культурную революцию, за социалистическую организацию быта, за нормальность половых отношений, против пьянства, ханжества, лицемерия, за утверждение социалистического сознания в строителе социалистического общества.

Поэт прекрасно понимал, что всякая революция, а социалистическая тем более, в поэзии вызывает к жизни политическую лирику и сатиру, выдвигает на первый план публицистические жанры. Сатирические стихи, не поднимающиеся высоко по силе разоблачительной и сатирической действенности («Гимн здоровью», «Гимн учёному», «Гимн критику», «Гимн обеду», «Гимн взятке», «Тёплое отношение к взяточникам», значительно выше — «Гимн судье», «Чудовищные похороны» и др.), имели то значение, что Маяковский впервые почувствовал здесь необходимость простоты поэтического выражения. Это было связано с тем, что мировоззрение художника становилось более отчётливым; художник стремился уже к органической связи с массами, которым и предназначал своё творчество.

Маяковский — агитатор, горлан, глава поэтической школы — поднял мировую революционную публицистическую поэзию после Беранже, Гейне и Некрасова на новую более высокую ступень. Его стихи прежде всего — «грозное оружие» в жесточайшей борьбе пролетариата за социализм с враждебными силами старого мира.

Словарь Маяковского — это словарь уличной толпы. «Улица корчится безязыкая, ей нечем кричать и разговаривать» — вот на кого рассчитывает и для кого создаёт Маяковский свои стихи. Вульгаризмы, варваризмы, жаргон улицы врываются в поэзию Маяковского, и он намерен опоэтизировать его, реализовать при помощи этого языка свои эстетические каноны. В футуристах, идущих с Маяковским, буржуазная поэзия увидела страшного врага, способного опрокинуть буржуазную поэзию.

Путь Маяковского противоречив, сложен и труден. Ему пришлось преодолевать тяжелейший груз мелкобуржуазной противоречивой ограниченности. Были у него срывы. Но он шёл дорогой великих, отыскивая сам себе дорогу.

Жанровое многообразие творчества Владимира Владимировича Маяковского — несомненное свидетельство его таланта. Он яркий поэт, создал драматические произведения “Клоп” и “Баня”, “Мистерия-Буфф”, мечтал написать роман. В своих драматических произведениях Маяковский развивал ту линию агитационно-плакатного искусства, которая возникла в первые годы после революции и отражала стремление демократизировать театр.

В пьесе “Клоп” 1929 года поэт объявляет непримиримую войну мещанству во всех его проявлениях. “Бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених”, Присыпкин, переименовавшийся в Пьера Скрипкина, в действиях и речах выявляет свою обывательскую сущность. Обитатели “молодняцкого” общежития, люди из будущего, в которое зритель попадает вместе с героями пьесы, воспринимают Присыпкина и микроб мещанства, которым он поражен, как явления, не совместимые с законами, взглядами, укладом жизни нового общества. К “расчеловечиванию” Присыпкина, к превращению его в представителя вымершего рода — “обывателиус вульгарно” — сводится основное действие пьесы. Микроб мещанства, сатирически разоблаченный в пьесе, представляется как античеловеческая, антиобщественная сила, страшная своей способностью заражать общество.

Образом Олега Баяна в пьесе подчеркивается многоликость мещанства. Если Присыпкин — перерожденец, сделавший из своего пролетарского происхождения удобное прикрытие, то Олег Баян — приспособленец, лживыми фразами прикрывающий прогнившее нутро обывателя, вскормленного старым миром и оставшегося верным ему. И этот вид мещанства не менее страшен для общества, чем присыпкинщина. Беспощадность в разоблачении мещанства придает пьесе боевой наступательный характер.

Пьеса “Баня” (1930 г.) направлена на не менее опасное явление — бюрократизм. Пьеса — сплав мечты и действительности, переплетение настоящего и будущего. Это достигается использованием фантастики, которая вплетается в реальную жизнь изобретателя Чудакова и его товарищей. Все действие сводится к борьбе за машину времени, создаваемую Чудаковым, которая позволит увидеть будущее, убедиться в реальности мечты, приближаемой каждодневно беззаветным трудом тысяч людей. Острый конфликт между настоящими строителями нового общества и Победоносиковым, стоящим на пути общества к будущему, разрастается в решительную схватку новых норм жизни с бюрократизмом, с победоносиковщиной. Фантастичность сюжета позволяет поэту показать неприемлемость бюрократических начал для общества будущего: машина времени сбрасывает тех, “что не нужны для коммунизма”.

Пьесы Маяковского отличает политическая заостренность, сатирическая сила в изображении обывательщины и бюрократизма, реалистическая убедительность и симпатия к положительным героям, умение органически включать в развитие, действия фантастику.

Поэзия Маяковского была обращена к массам, демократии. Композиция многих поэм и лирических стихотворений поэта определяется прежде всего движением чувств, мысли. Весь окружающий мир поэта – в динамике, движении.

Вопрос № 62.Основные мотивы дооктябрьской поэзии С. Есенина. Есенин и октябрь. Идейно-художественная эволюция поэта в 1923 – 1925гг. поэма «Анна Снегина».

Сергей Есенин прежде всего певец Руси. Его стихи, по-русски искренни и откровенны. Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.

Уже в ранних стихах поэта нет идиллии. Есть боль, тревога, печаль, скорбь, нет равнодушия к судьбам миллионов тружеников, к Человеку.

В самом начале 1916 года вышла первая книга Есенина - «Радуница». Есенину было двадцать лет, когда появилась первая книга его стихов. Слово «радуница» взято из религиозного лексикона. С этим названием связаны многие стихи книги, навеянные религиозными представлениями и поверьями. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики.

Образ родины предстает прежде всего в картинах родного пейзажа, исполненных в нежных, романтических, приподнятых красках. Поэт видит полевую Россию в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами.

В Есенине говорит непосредственное чувство крестьянина, природа и деревня обогатили его язык дивными красками… здесь следует прежде всего назвать стихотворение «Русь». Ни в одном из других произведений той поры Есенин не был столь близок к реалистическому показу действительности. Образ Родины в нем не затемнен ни религиозной символикой, ни церковной лексикой.

Среди ранних произведений Есенина, затрагивающих тему войны «Русь» - наиболее зрелое в идейном и художественном отношении. Война была для крестьянской Руси непоправимым бедствием. «Война мне всю душу изъела», - скажет поэт позднее в «Анне Снегиной». Суров, печален, правдив в «Руси» рассказ поэта о Родине в годину военных невзгод. Но поэту дорога и близка эта Русь. Ему хочется верить, что беда, может быть, обойдет отчий край стороной. Одна за другой развертываются в «Руси» грустные картины деревенской жизни во время войны. Опустели села, осиротели избы. Всей душой всем сердцем поэт с народом - и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы горя и отчаяния.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая

Лишь к тебе я любовь берегу.

Стихотворение «Русь» - знаменательная веха во всем дооктябрьском творчестве Есенина, молодого поэта.

Образы русских людей тружеников выписаны в ряде стихов Есенина с заботой об их судьбе, часто неустроенной и безрадостной.

Любовь Есенина к родине, озабоченность поэта судьбой крестьянской Руси, ненависть к войне, тяготение, подчас стихийное, к демократическим общественным силам и идеям, к народности и реализму - все это определяет идейно-эстетическую ценность поэзии Есенина в период до 1917 года.

С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на ее сторону. Произведения, написанные Есениным в то время («Инония», «Небесный барабанщик»), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции. в одном из своих стихотворений Есенин восклицал: «Мать моя – родина, я – большевик!». Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, «с крестьянским уклоном», «Больше стихийно, чем сознательно».

Вселенский, космический характер событий октябрьской эпохи захватывает воображение поэта. Торжественно призывно звучат многие есенинские стихи первых революционных лет. Примечательно в этом отношении стихотворение «Небесный барабанщик» (1918).

Листьями звезды льются

В реки на наших полях

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

Чем яростнее блокада, разруха обрушивали жестокие удары на молодую республику Советов, тем сильнее охватывает поэта душевное смятение, тем неотступнее тревожные чувства и мысли; и вместе с тем обжигающая душу тревога за будущее России. Разве можно забыть романтический образ есенинского «красногривого жеребенка»?! он имеет глубокий исторический смысл.

Как на праздник отчаянных гонок

Тонкие ноги закидывая к голове

Скачет красногривый жеребенок

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Ход времени, ход истории неумолим. Поэт это чувствует. «Конь стальной победил коня живого», - с тревогой и грустью замечает он в одном из писем.

Следует особо выделить маленькую поэму Есенина «Товарищ». Сдержанно, просто и эпически широко начинает поэт свой рассказ о простом рабочем, который в дни разгрома царизма «не сробел перед силой вражьих глаз», а его сын, крошка Мартин, увлеченный героизмом отца, встает на защиту республики. Образ простого рабочего был новым для Есенина. Но поэт нашел скупые, точные, выразительные штрихи, чтобы нарисовать его героический портрет. В схватке с врагами революции отец Мартина предпочел смерть предательству. Сын слышит мужественный голос отца, который «не пал как трус», слышит, как он зовет Мартина. Каков же исход борьбы? Кто победит? Убит отец Мартина, «пал, сраженный пулей младенец Иисус», и вот уже самого Мартина кто-то давит, кто-то, палит огнем. Трагизм событий нарастает. Кажется конец… Но все сильнее вьюжит «февральский ветерок» и «спокойно звенит за окном, то погаснув, то вспыхнув снова, железное слово «Рре-эс-пу-у-ублика».

Кипящая в народе ненависть к свергнутому революцией самодержавному строю, справедливая разрушительная ярость по отношению к прошлым порядкам - все это наполняло поэзию Есенина после Октября гневом и ненавистью к старому миру.

В «Инонии» поэт не только поднимается до отрицания казенной церкви с ее ханжеством, фальшивой моралью, лживыми легендами. Он открыто восстает против самих основ христианской религии.

Поэт отбрасывает прочь мотивы смирения и покорности, звучавшие ранее в его стихах.

Именно в бунтарской, богоборческой теме, характерной для первых послеоктябрьских стихов Есенина, прежде всего и проявлялась революционность поэта. Столкновение двух миров и судьба России - вот мысль, которая волновала Есенина.

Еще будучи за рубежом (1922) Есенин, видя в европейских странах высокое развитие техники, остро ощутил неизбежность конца полевой, нищей России.

Новые взгляды ярко проявились в 1924-25 гг. в его произведениях:

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны

    1. годы были самыми плодотворными в творчестве Есенина. Он обретает более устойчивую позицию в оценке советской действительности. В стихотворении «Русь уходящая»(1924) поэт без тени сожаления говорит о старом, что отмирает и уходит в прошлое в советской деревне, и противопоставляет ему нарождающееся новое.

Есенин, который во многом отказался от своих прошлых взглядов и настроений, чувствовал в 1924-25гг необходимость по-новому сказать о революции, не так, как говорил о ней в своих поэмах 1918-1919гг., написанных в духе христианской символики.

Поэма "Анна Снегина" написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом — воспоминания автора о ранней юности, о "девушке в белой накидке". Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Но события сами врываются в его жизнь. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и "решил лишь в стихах воевать".

В «Анне Снегиной» главная тема - Октябрь в деревне. Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа, и прежде всего - крестьянских масс в революции. кульминационная сцена «Анны Снегиной» - тревожный, взволнованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле.

За что же тогда на фронте

Мы губим себя и других?

Настойчиво их желание узнать от поэта правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ»

Скажи

Кто такой Ленин?

Я тихо ответил

Он - вы.

В «Анне Снегиной» поэт показал разных «мужиков»: крестьяне-труженники, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным; есть среди крестьян и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «надо еще варить»; есть закоренелые собственники, вроде «отвратительного малого» - возницы;, есть крикуны и бездельники ищущие в революции «легкой жизни»

Анна Снегина, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни. На что-то надеясь, она отправилась искать счастья на чужбину, но надежды растаяли, и осталась только мечта об утраченной родине.

С потрясающей силой запечатлел Есенин то, «новое», что насильственно внедрялось в быт русской деревни, взрывало его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт раззореной годами междоусобного раздора» деревни, «Капитал» вместо Библии.

В центре поэмы - личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

Личная тема здесь главная. Эпические события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина - символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой, как, снег черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны и тема родины. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа.

Скрытый конфликт благополучного села благополучного села с бедствующей деревней приводит к братоубийственной войне.

Время революции и вседозволенности выдвинуло местного лидера Прона Оглобина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как «выпить в шинке самогонки». Этот сельский революционер - «драчун, грубиян», он «с утра по неделям пьян…». Страшный, в сущности тип, порожденный переломной эпохой.

Мельник в поэме - это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его «идеальном» варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

Светло и грустно выглядит судьба Анны Снегиной, написанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением.

Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами.Любовь, молодость, природа, родина - все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое - прекрасно и поэтично. От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи. Все изменилось, изменились они сами. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений. Да, теперь Анна Снегина - важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет поменять его на случайную любовную интригу. В ней нет поэзии. События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна личными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель: " Скажите, вам больно, Анна, за ваш хуторской разор? " Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное, разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна — в Лондон. Последняя часть поэмы — это описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне — два письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое — из Лондона, от Анны Снегиной. Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину.

Что же осталось от прежних впечатлений и переживаний? Все приходит, как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями о Родине. Любовь, Родина, природа — вот истинные ценности, способные согреть и возвысит душу человека.

Большая поэма Сергея Есенина “Анна Снегина” явилась своего рода итогом творчества поэта, который сам считал ее своим лучшим произведением. В этой поэме Есенин отображает события в России 1917 г. и, как настоящий поэт-пророк, предчувствуя беду, словно предупреждает об опасности, грозящей России, всему русскому народу и судьбе отдельной личности. Тема поэмы “Анна Снегина” тесно связана с предыдущей лирикой Есенина, поэма вобрала в себя все созданные автором ранее образы, так или иначе связанные с жизнью русской деревни, крестьянским бытом, с Россией в целом. Особенностью поэмы является использованное в ней богатство народной разговорной речи, что бросается в глаза уже с первых строк. Речь каждого отдельного героя помогает Есенину раскрыть его индивидуальность, поэтому читателю хорошо понятны чаяния и возницы, и мельника, и Прона, и Лабути, и старухи, и, конечно же, мысли главного героя. Центральное место в поэме занимает речь самого автора. Мы четко видим авторское отношение к изображаемому миру, к каждому из героев, но поэт не навязывает своих взглядов, он просто ведет диалог с каждым из персонажей и позволяет читателю самому делать, выводы. В поэме можно выделить две главные темы. Во-первых, это рассказ о личной судьбе лирического героя самого Есенина и непосредственная его связь с судьбой Анны Снегиной, именем которой и названа поэма. Анна Снегина (прототипом ее является молодая помещица Кашина) — не просто первая любовь героя поэмы, чистая и искренняя. Анна Снегина ассоциируется у автора с ушедшей молодостью, с образом утраченной счастливой деревенской жизни, полной гармонии с природой. Образ Анны навевает герою приятные воспоминания о давно прошедшей беспечной юности, о сильных чувствах, но с самого начала заметно, что сам герой равнодушен к этой встрече и даже нисколько не воодушевлен. Он понимает, что вольная, беззаботная и полная удовольствий жизнь в деревне и любовь потеряна, ушла навсегда и никогда уже не вернется. Анна Снегина говорит: Вы такой нехороший. Мне жалко, Обидно мне, Что пьяные ваши дебоши Известны по всей стране, — И, узнав, что поэт никого не любит, с грустью произносит: “Тогда еще более странно губить себя с этих лет; пред вами такая дорога...”. Тема личной судьбы неразрывно связана в поэме с темой малой родины и с темой России в целом. Здесь представлена рязанская земля 1917г., рассказывается о судьбе одного из уголков России от революции до первых лет мирной жизни (действие заканчивается в 1923 г.). Автор говорит о том, что это были самые тяжелые годы, когда “чумазый сброд играл по дворам на роялях /коровам тамбовский фокстрот”. Есенин, хорошо знавший деревенский уклад жизни, предвидел время, когда судьба хлебороба выльется в трагедию 1929—1933гг.: Шли годы Размашисто, пылко... Удел хлебороба гас. Есенин не идеализирует крестьянство, и оно в поэме показано разнопланово: здесь и возница, и мельник, и Лабутя. Слишком печальна судьба каждого из них в отдельности и всех вместе взятых как частицы единого русского народа, о чем читатель узнает из слов мельничихи: У нас здесь теперь не спокойно. Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны — Дерутся селом на село. Эти мужицкие войны символичны. Они являются прообразом единой большой братоубийственной войны, настоящей трагедии. Есенин пишет, что глупый деревенский народ, охваченный всеобщим духом борьбы, позабыл о земле, о природе, о простой и спокойной жизни. Крестьянский люд совсем обнищал, что, естественно, привело к ожесточению. И это мы видим на примере жизни Оглоблина Прона, который “вечно озлоблен, с утра по неделям пьян”, “убил топором старшину”. Устами старухи-мельничихи поэт говорит, что таких, как Прон, “теперь тысячи стало / творить на свободе гнусь”, и в сердцах восклицает: “Пропала Расея, пропала... / Погибла кормилица Русь...”. Осуждение войны в России, империалистической и гражданской — одна из главных тем в поэме. Уже в начале поэт заявляет, что отказывается принимать участие в бессмысленном убийстве: Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез. Я понял, что я — игрушка, В тылу же купцы да знать. И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать. Заслуга Есенина в том, что он впервые затронул тему эмиграции, когда многие российские граждане вынуждены были покинуть родину в связи с происходившими во время революцией событиями. Главное же достоинство поэмы в том, что в сравнительно небольшой и краткой форме Есенин сумел многое объять, наглядно изобразив и войну, и деревню, и судьбу отдельного человека, и Россию начала XX в.

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край, родина — это средняя Россия, село Константинове Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие крестьянского говора, с красочным миром природы.

Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет,

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

Деревня стала для Есенина религией, а русская изба — своеобразным храмом, поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

………………………………………..

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

………………………………………..

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Пройдут годы, но и спустя десять лет в «Руси советской» он напишет о своем преклонении перед Россией:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Деревенская Россия для Есенина — это не только крестьянская хата, но и природа, которая ее окружает. Мир природы у него необыкновенно красочен: здесь и «розовый закат», и багряные кусты, и снег лучистый, и «алый свет зари», и «вечер голубой», и «синий плат небес», и «роща золотая» — все яркие и нежные тона, переливы и переходы красок впитала в себя русская природа.

Поэт писал: «Россия — какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и синее что-то». Есенин, представляя Русь именно голубой, синей, связывает святой ее образ с небесами и водной гладью:

Не видать конца и края —

Словесный образ, по мнению поэта, отражает «узловую завязь природы с сущностью человека»:

Облетает моя голова,

Куст волос золотистых вянет...

Каждый поэтический образ определен жизнью, в нем слышится диалог Поэта с Миром:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Покидая деревню, «голубую Русь», поэт начинает чувствовать этот разрыв, который с годами станет разрывом трагическим.

Все дальше и дальше уходя от своей малой родины, Есенин меняется сам, меняется и его поэзия, ее язык. Исторические события, изменившие всю жизнь России, отразились и в есенинской поэзии. Романтический образ «голубой Руси» постепенно изменяется и вытесняется образом Руси советской. Революция резко повернула жизнь деревни, разрушая многовековой уклад быта. Вернувшись в родное село, он уже со стороны смотрит на жизнь односельчан. Он приемлет все, но, принимая новую Родину, не видит места для своей лиры:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Возвращение поэта в свой тихий край состоялось после всех «бурь и гроз» жизни. Он вспоминает «голубую Русь», дышащую запахами «меда и роз»:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз...

Поэт пытается осмыслить всю свою жизнь с позиций зрелого человека, хочет разобраться в том, что произошло в стране, и, казалось бы, принимает «все, что было и не было».

Утверждая новую, стальную Русь, поэт все-таки слышит в звуке мотора лай, а в скрипе тележных колес — песню. Не в силах ужиться с этой новой реальностью, он приходит к мудрому пониманию счастья: «Счастлив тем, что я дышал и жил».

В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» лирический герой, оглядываясь на свою жизнь, ощущает тленность мира, но не чувствует трагической обреченности. Прожив жизнь в неразрывном единстве с природой, он воспринимает свой уход как такой же естественный Процесс, что и увядание в природе. Но кроме мотива угасания в последних двух строках каждой строфы слышатся прекрасные воспоминания о молодости и всплывает нетленный образ «страны березового ситца». Так в последние годы своей короткой жизни Есенин возвращается к своей малой родине, к своей деревенской Руси, которой остался верен до смертного часа.

Поэзия Е. отличается необыкновенн. целостностью, так как все в ней — о России. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил поэт. Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Е. понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить», — и одно сокровенное чувство не исчезает, несмотря ни на что, «чувство Родины»