logo search
Русский язык сборник

Газетно-публицистический стиль

Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений: публичную речь политиков (ораторскую речь), публицистику как жанр литературы. Публицистический стиль используется прежде всего в средствах массовой информации.

Язык газетных и журнальных статей, выступлений на общественно-политические темы соединяет две противоположных тенденции: тенденцию к информативности, фактографичности, свойственную строгим стилям (научному и официально-деловому), и тенденцию к экспрессивности, характерную для разговорной речи и языка художественной литературы.

Стремление к эмоциональной насыщенности языка газеты побуждает журналистов использовать различные приемы художественной выразительности, которые активизируют внимание читателей, привлекают их к определенной информационной теме. Однако эти приемы превращаются в языковые штампы, если они повторяются, тиражируются в различных газетных текстах. Поэтому как основная черта языка газеты выделяется стремление к стандартизованности и одновременно к экспрессивности, сочетание экспрессии и стандарта. В частности, стандартизации подвергаются многочисленные в публицистическом стиле метафоры, которые в результате многократного употребления становятся газетными клише: предвыборная машина, президентская гонка, политический сценарий, политическая арена, предвыборный фарс, паралич власти, взрыв недовольства, торпедирование плана, корни национализма, экономическая блокада и т.д.

В языке СМИ используются языковые средства различной стилевой принадлежности: книжные слова, поэтизмы, с одной стороны, и разговорная лексика на грани просторечия и даже за гранью, с другой. Считается, что в основном публицистический стиль использует ресурсы научного и художественного стилей.

Кроме терминов экономики, законодательства, культуры, спорта, в публицистическом стиле употребляется определенное количество слов и устойчивых выражений метафорического характера, описывающих реалии мировой политики, жизни общества: агрессия, апартеид, демократия, экспансия, неплатежи, приватизации, национализация, номенклатура, гегемонизм, терроризм и т.д.; холодная война, кризис неплатежей, гонка вооружений, мировая закулиса, пленарное заседание, гражданское общество, свобода слова, права человека, новый мировой порядок, свобода совести, мировое сообщество, «новые русские», «поколение пепси» и т.д. Слова и выражения могут быть нейтральны по своей эмоциональной окраске, оценочности, но гораздо чаще СМИ используют слова и выражения с яркой оценочной (чаще отрицательной) окрашенностью: беспредел, менты, критиканство, политикан и т.д.

Использование грамматических форм, синтаксических конструкций в публицистическом стиле очень разнообразно, в этом отношении публицистический стиль сближается с художественным стилем.

Упражнение 100. Определите, к какому стилю речи относятся приведенные ниже тексты.

1. На срубленном пне, под тенью огромного дуба, сидел широкоплечий детина среднего роста, в богатом зипуне, шитом золотом. Широкоплечий детина держал в руке чекан, молот, заостренный с задней стороны и насаженный на топорище. В этом убранстве трудно было бы узнать старого нашего знакомца, Ванюху Перстня.

(А.К. Толстой)

2. На прошлой неделе шла оживленная дискуссия на страницах печати и в телеэфире о том, как вернуть сбежавшие из России за рубеж капиталы. В дискуссии принял участие и президент Путин. Выступая на IV съезде Торгово-промышленной палаты, он пытался уговорить российских олигархов, уводящих свои деньги за границу, вернуть их в Россию. Капиталы, как известно, переводятся на счета в иностранные банки в так называемых оффшорных зонах, то есть странах, где взимаются очень низкие налоги либо не взимаются налоги вообще.

3. Итак, язык для специальных целей осуществляет вербализацию профессионального знания, а для этого он должен обладать соответствующими лексико-семантическими средствами, способными адекватно передавать существо всех основных категорий и понятий науки, техники и других областей профессиональной деятельности.

4. Вчера сдавал историю. Попался вопрос о войне двенадцатого года. Как вытянул – плохо стало. Я ж его не повторил. Сижу – ни в зуб ногой. Потом думаю: что я – совсем дурак? Я ж книги все-тки читаю. Сидел, вспоминал «Войну и мир». На четыре балла наговорил. Сам доволен, преп, правда, ждал, что я на «пять» отвечу, но тут уж судьба такая.

5.

Начальнику Управления Главсмолобувьсбыт

Иванову Г.П.

зам. начальника отдела треста Д.Д. Попова

Докладная записка