logo search
мкк

2) Необходимость приспособиться к ситуации.

Эти цели могут быть подразделены далее на первостепенные (цели воздействия) и второстепенные (производные от разнообразных мотивов человеческой деятельности).

С позиции когнитивного и коммуникативного подходов стратегия рассматривается как сложный феномен, исследование которого предполагает обращение к понятиям коммуникативная/речевая тактика, коммуникативный/речевой ход, репликовый шаг.

В концепции М.Л. Макарова коммуникативнаятактика представляет собой «локальный риторический прием и линию речевого поведения».

Исследователи едины в понимании коммуникативной/речевой тактики как инструмента реализации определенной стратегии.

В качестве инструмента актуализации той или иной коммуникативной/речевой тактики выступают коммуникативные приемы более низкого порядка, в частности коммуникативный/речевой ход и репликовый шаг.

Иерархия взаимоотношений может быть представлена следующим образом:

1.когнитивная/коммуникативная стратегия

2. речевая тактика

3. коммуникативный ход(ы)

1) коммуникативная стратегия - совокупность речевых действий, направленных на достижение глобальной интенции говорящего;

2) речевая тактика - инструмент реализации определенной коммуникативной стратегии;

3) коммуникативный ход – прием, выступающий в качестве инструмента реализации той или иной речевой тактики.

1. Понятие коммуникативной неудачи.

Человеческому общению не чужды недоразумения, непонимание (или, по крайней мере, неполное или неточное понимание) – иначе говоря, различные виды коммуникативных сбоев, или коммуникативных неудач (далее – КН).