logo search
Русский язык сборник

1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) Я любил Цезаря не меньше, чем вы.

2) Цезарь был властолюбив и хотел сделать вас рабами.

3) Я убил Цезаря ради вашей свободы.

4) Среди вас есть те, кто желает стать рабом.

5) Я поступил с Цезарем несправедливо, но я не мог совладать с собой.

2. Какое слово (слова) можно поставить на месте многоточия во втором предложении абзаца З?

1) к тому же 4) несмотря на это

2) поэтому 5) однако

3) поскольку

З. Какие отношения устанавливаются между парами простых предложений во втором предложении абзаца З?

1) уступительные 4) тезиса – аргумента

2) причины – следствия 5) определительные

3) общего – частного

4. В третьем предложении абзаца 3 (в угловых скобках) пропущено слово

1) радость 4) слезы

2) погибель 5) вера

3) награды

5. В качестве синонимов в тексте употреблены слова

1) римляне – друзья 4) отечество – Рим

2) рабы – свободные люди 5) оплакивать – радоваться

3) низкий – гнусный

6. Какое из слов является антонимом к слову чтить (чтил) в абзаце З?

1) уважать 4) презирать

2) преклоняться 5) игнорировать

3) пресмыкаться

7. Какое слово (слова) употреблено в тексте в переносном значении?

1) свободные (люди) 4) гнусный

2) (настолько) низок 5) пробудить (чувства)

3) властолюбие

8. Какие средства выразительности речи использованы в первом предложении абзаца З?

1) олицетворение 4) инверсия

2) антитеза 5) метонимия

3) метафора

9. Какие средства выразительности использованы в трех последних предложениях абзаца З?

1) риторический вопрос 4) многосоюзие

2) оксюморон 5) параллелизм

3) ирония

10. Закончите предложение. Метонимия – это перенос

1) по аналогии 4) по принципу противопоставления

2) по смежности 5) свойств одушевленного предмета на неодушевленный

3) по сходству

Текст 6. Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах может быть 1, 2 и более правильных ответов.

(1) Да, конечно, самолет – машина, но притом какое орудие познания! Это он открыл нам истинное лицо Земли. ... дороги веками обманывали нас. Мы были точно императрица, пожелавшая посетить своих подданных и посмотреть, довольны ли они ее правлением. Чтобы провести ее, лукавые <...> расставили вдоль дороги веселенькие декорации и наняли статистов водить хороводы. Кроме этой тоненькой ниточки, государыня ничего не увидела в своих владениях и не узнала, что на бескрайних равнинах люди умирают с голоду и проклинают ее.

(2) И мы обманывались их бесчисленными изгибами дорог, словно утешительной ложью, на пути нам то и дело попадались орошенные земли, плодовые сады, сочные луга, и мы долго видели нашу тюрьму в розовом свете. Мы верили, что планета наша – влажная и мягкая.

(3) Только теперь, с высоты птичьего полета, мы открываем истинную основу нашей земли, фундамент из скал, песка и соли, на котором, пробиваясь там и сям, словно мох среди развалин, зацветает жизнь.

(4) Мы смотрим в иллюминатор, как ученый в микроскоп, и судим человека по его месту во вселенной. Мы заново перечитываем историю.

Антуан де Сент-Экзюпери.