Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
Стел…тся бе…крайняя р…внина и прост…раясь до самого г…ризонта лежит свободно просторно открытая настеж… всем ветрам. Издавн… она славилась сенокосными лугами пас…бищами да вольным житьем овечьих стад. Весной тут нал…вались соком такие (не)коше…ные травы, кол…хало такое разноцветие что когда приходила косилка то следом за ней ра…ст…лалась будто (не, ни)трава а ковер из цветов. Давно не стало в этих местах (не, ни) трав, (не, ни) цветов. Вдоль и поперек гуляли плуги и стояла покачивая золоче…ными колосьями пшеница. Только (кое)где на пригорке ранним июньским утром подн…мался как (не, ни)обыкнове…ное чудо полевой мак (темно)красный похожий на затерявшийся в пшеничном царстве одинокий огонек. На древнем кургане подставляла в ветрен…ую погоду свои разв…вающиеся кудри (ковыль)трава. Цепко держалась так(же) полынь не умирала сизым дымком пр…чудливо курилась то близ… дороги то на выгоне пр…мыкавш…м к хутору.
У моей бабушк… с полынью связана д…внишняя дружба. Полынь р…стение полезное говорила она. Земл…н…ой маза…ный глиной пол в своей хате бабушка уст…лала полынью словно зеленым п…хуч…м к…вром. Идеш… по такому к…вру а он зыбл…тся потреск…вает под ногами и издает (не, ни)(с)чем (не, ни) сравнимый ар…мат. Бабушк… были извес…ны и целебные свойства полыни. При каких только болезнях (не, ни) пр…меняла она ее и одним из п…ц…ентов был (не, ни)кто иной, как я сам.
Когда я учился в пятом классе у меня заб…лело горло. Бабушка (перво)наперво приготовила отвар цветков полыни это была такая гореч… какой я ни(не)когда (не)проб…вал однако горло прошло. Проп…лощеш… горло отваром полож…шь на нос веточки с цветочками хорошенько подыш…шь ими и хвори как не бывало.
(В)течени… многих лет в те минуты когда всп…м…наю о бабушк… и о хуторе я чу…ствую такой пр…ятный зап…х полыни и он словно (не, ни)вид…мым м…гнитом каждую весну тянет туда на пр…волье на (Р, р)одину где я выр…с.
Упражнение 51 (Повторительное).Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
Таймырское озеро
Почти в самом центре полярной страны ра…кинулось огромное Таймырское озеро. С запада на восток тян…тся оно длин…ой блиста…щей полосой. На севере возвышаются каменные глыбы за ними маяч…т ч…рные хребты. Сюда до последнего времени человек совсем н… заглядывал. Лиш… по течению рек можно встретить следы пр…бывания человека. Весенние воды приносят иногда с верховьев рван…ые сети попл…вки поломан…ые весла и другие немудрен…ые принадлежности рыбач…его обихода.
У заболочен…ых берегов озера тундра оголилась только кое где белеют и блестят на со…нце пятна снега. Движ…мое силой инерц…и огромное лед…ное поле напирает на берега. Еще крепко держит ноги скован…ая лед…ным панц…рем мерзл…та. Лед в устье рек и реч…нок долго будет стоять а озеро очистится дней через десять. И тогда песчаный берег залитый светом перейдет в таинствен…ое св…чение сонной воды а дальше в торжественные силуэты смутные очертания противоположного берега.
В ясный ветрен…ый день вдыхая запахи пробужден…ой земли бродим по пр…талинкам тундры и наблюдаем массу пр…любопытных явлений. (Не)обычайно соч…тание высокого неба с холодным ветром. (Из)под ног то и дело выбегает припадая к земле кур…патка сорвется и тут же как подстрел…н…ый упадет на землю крошечный кулич…к. Стараясь увести незван…ого посетителя от своего гнезда кулич.к начинает кувыркат…ся у самых ног. У основания каменной рос…ыпи проб…рается прож.рливый песец покрытый клоч…ями пол…нявшей шерсти. Пор…внявшись с обломками камней песец делает хорошо рас…читанный прыж…к и пр…давливает лапами выск…чившую мыш…. А еще дальше г…рностай держа в зубах серебр…ную рыбу скачками проносит…ся к нагр…можден…ым валунам.
У медленно та…щих ледничков скоро начнут оживать и цвести р…стения. Первой зацветет роза которая разв…вается и бор…тся за жизнь еще под пр…зрачной крышкой льда. В августе среди стел…щейся на холмах полярной березы появ…тся первые грибы.
В п…росшей жалкой р…стительностью тундре есть свои чудес…ные ар…маты. Наступит лето и ветер заколыш…т вен…чики цветов жуж…а пролетит и сядет на цветок шмель.
Небо опять хмурится ветер нач…нает бешен…о свистеть. Пора возвращат…ся в до…щатый домик полярной станции.
(по И.С. Соколову-Микитову)
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи