logo search
Otvetiki

Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од

В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории — Российская империя стала мировой державой. Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу — развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру — мог только великий народ.

Одним из таких гигантов из народа стал Михаил Васильевич Ломоносов, крестьянский сын, затем прилежный ученик и, наконец, первый русский академик.

Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Беломорский Север не знал крепостного права, и крестьяне имели больше возможностей проявить свои таланты. Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте. Однако этого показалось пытливому юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву.

В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было в ту зиму 19 лет.

Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке.

Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. Здесь он встретил свою любовь, здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей.

За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.

8 июня 1741 г. Прибыл в Петербург. Именно здесь началась его блестящая академическая и писательская деятельность. По словам А.С.Пушкина, «жажда науки была сильнейшею страсти сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

В 1745 г. он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим. Горячий патриот России, Л.выступал за расцвет науки русской науки. По его инициативе был открыт Моск. университет. По словам Пушкина, он сам был «первым нашим университетом».

В полном согласии с веком Просвещения Л.считал главной преобразовательной силой человечества разум, мысль, мышление, кот. все подвластно. Разум воплощен прежде всего в боге, кот. наделяет им просвещенных людей, в особенности монархов.

Ода стала главным жанром в литературном творчестве Л. И это было вполне закономерно. Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III», Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были «сердца народов привлещи».

На смену «плодам осенним» (сатирам Кантемира) пришли «плоды весенние» — оды Ломоносова. К этому следует добавить так­же, что из всех поэтических жанров, культивировавшихся и развивав­шихся в тогдашней литературе, жанр оды наиболее подходил Ломоно­сову «для решения стоявших перед ним задач. Научные рассуждения писались по-латыни, с ними знакомились только немногие. Публици­стика в русской печати лишь начинала делать первые шаги. Рукопис­ная поэзия занималась любовными переживаниями, общественных тем она не затрагивала. Жанр оды позволял соединить в большом стихотво­рении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно». К тому же определенную роль сыграл и тот факт, что в то время ода оказалась наиболее оперативным средством общения поэта со своими читателями: литературных журналов еще не было, а оды Ломоносова издавались большими по тому времени тиражами (от 200 до 2000 эк­земпляров).

В творчестве Л.выделяют 3 разновидности од: торжественная, духовная и анакреонтическая. «Торжествен­ная» («похвальная»), духовная, анакреонтическая оды одинаково назы­вались «одами», их жанровые признаки весьма различны. В отличие от ораторской природы торжественной оды, духовная и анакреонтическая оды являются чисто лирическими жанрами, природа которых опреде­ляется прежде всего авторской позицией и формами проявления автор­ского личностного начала.

Если в торжественной оде Ломоносов очень часто подменяет лич­ное авторское местоимение «я» формой его множественного числа — «мы»1 то это свидетельствует не о безличности образа автора в оде, но о том что для торжественной оды значима только одна грань ав­торской личности — именно та, которой он не отличается от всех дру­гих людей, но сближается с ними. В торжественной оде важно не ин­дивидуально-частное, но общенационально-социальное проявление ав­торской личности, и в этом отношении голос Ломоносова в торжест­венной оде — это в полном смысле голос нации, собирательного рос­сиянина.

Иное дело — духовная и анакреонтическая ода, которая занимает в поэтическом наследии Ломоносова не столь значительное, как торже­ственная ода, но все же очень важное место. Духовная и анакреонти­ческая оды сближены у Ломоносова тем, что в отличие от ораторского жанра торжественной оды являются чисто лирическими жанрами, вы­ражающими личную авторскую эмоцию, что и сказывается в продук­тивности личного авторского местоимения. В этих текстах ломоносов­ское «я» становится полновесным лирическим воплощением индиви­дуальной авторской эмоции. Только сами лирические эмоции, опреде­ляющие жанровое наполнение духовной и анакреонтической оды —разные.

Если воспользоваться классицистической терминологией, то духов­ная ода является формой выражения высокой лирической страсти. Что же касается оды анакреонтической, то это форма выражения лирической страсти частной, бытовой. И если стилистика и образность духов­ной оды очевидно тяготеют к понятийно-абстрактной, нематериально-символической образности высокого идеологического мирообраза русской литературной традиции, то образность анакреонтической лирики явно ориентирована на пластическую изобразительность и бытовую яркость мирообраза вещного.

Духовными одами в XVIII в. назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного характера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения псалмов (собственно, стихотворный русский перевод старославянских текстов) как лирический жанр были весьма популярны.

Под «анакреонтической одой» в поэзии XVIII в, понимались двоя­кого рода произведения: во-первых, переводы стихотворений самого Анакреона (или приписываемых ему традицией); во-вторых —легкая поэзия, воспевающая радости жизни. Таких стихотворений у Ломоносова не так много — собственно, кроме четырех од Анакреона, переведенных им для «Разговора с Анакреонтом», к ним можно отнести только стихотворение «Ночною темнотою...» (1747).

Большое место среди од Ломоносова было отведено военным событиям. Начал он с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина», которую написал в 1739 году в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, «плач осиротевших», «слезы престаревших», которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл «возлюбленной тишиной», «царей и царств земных отрадой», и почти в каждой оде призывал правителей заботиться о сохранении мира.

Злободневные по содержанию, ставившие вопросы боль­шой общественно-государственной значимости, оды Ломоносова адресовались не только коронованным особам, но и через их головы должны были «сердца народа привлещи».

Им написано 20 од, которые изобилуют средствами худож. выразительности (эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами и т.д.)

Ода (от греч. - песнь) - жанр лирической поэзии, стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события. Программная ода -

В композиции од можно выделить осн. композиц. элементы: завязка, развитие действия, развязка. В одах нет единой темы, темы в них переплетены между собой («красный беспорядок»).

Главные темы од:

Россия

Петр I

Война и мир

Наука

Природа

Деяния выдающихся людей

Для воплощения этих больших тем требовался приподнятый язык, величавый стиль. И Ломоносов, согласно своим теоретическим взглядам, писал стихи преимущественно «высоким штилем». Излюбленным его жанром была ода.

Все оды Л. написаны одним размером – четырехстопным ямбом и десятистишной строфой.

Оды Л. положили начало ангажированной поэзии – поэзии заказной, поэзии государственного служения. Монархов воспевали, потому что они олицетворяли государство, героев – потому что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому что он способствовал процветанию государства.

Идеалом Л. была просвещенная монархиня, а идеальным героем – Петр I.

Ломоносовская ода оказала мощное воздействие на движение поэзии. Она стала образцом для одописцев вт. пол. 18 века и даже начала 19. Потом на 100 лет ее традиция прервалась, чтобы неожиданно воскреснуть в творчестве Маяковского, когда после октябрьской революции вновь настало время поэзии «социального заказа».

Особенности поэзии Ломоносова отчетливо выражены в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.». ода написана в связи с восшествием на престол Елизаветы Петровны в 1747 году. День восшествия на престол считался занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии Наук был дарован новый устав. Л.возлагал на него большие надежды в деле распостранения просвещения в России.

План оды:

Вступление. Мир – основа блага государства.

Главная часть. Величие России, ее процветание

- хвала щедротам Елизаветы;

- заслуги Петра перед народом России;

- неисчерпаемые богатства и красота России;

- призыв к российской молодежи овладевать науками;

- наука и ее роль в российском обществе.

3.Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

Композиция оды, в соответствии с правилами классицизма, отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей. Например, призывая Елизавету быть правительницей просвещения, наук и ремесел, Л.показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами. Такую страну, по убеждению поэта, нельзя оставить во тьме невежества.

Глубине и значимости содержания оды соответствует ее возвышенный язык. Торжественность речи достигается употреблением наряду с русскими словами старославянских: «кроткий глас», «сей день», «воззри на горы превысоки».

В оде много олицетворений, связанных с греко-римскими мифами. Мифологические образы олицетворяют понятие разума и науки (Минерва), войны и мирской стихии (Марс, Нептун).

Ода насыщена гиперболами («приветствия Елизаветы несутся…до звезд»).

Главная тема оды – Россия и ее процветание – вокруг этой темы строится лирическое повествование. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины»». Мир – основное условие и для успехов просвещения.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования пре­кратились войны. Ее царствование прославляется, оно предстает величественным, богатым и прекрасным («цветы пестреют», «классы на полях желтеют», «сокровищ полны корабли»).

Затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы, Петре I, которого он считал идеальным монар­хом и национальным героем. Перт I: «человек, каков не слыхан был от века», помог России подняться, воспрянуть, развиться, Л.сравнивает его с богом: «бессмертия достойный муж», о нем скорбят: народ, музы. Прибегая к олицетворениям, Ломо­носов говорит о военных победах Петра, укрепивших могущество Русского государства:

В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг...

С чувством особого восхищения поэт вспоминает о том, что при Петре... божественны науки, Чрез горы, реки и моря, В Россию простирали руки…

Он выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам. По существу ода Ломоносова содержит не столько похвалу, сколько урок Елизавете, которую поэт хочет видеть просвещенной царицей, заботящейся о благе отечества.

Постепенно «парадное» изображение Елизаветы в оде Ломо­носова тускнеет и на первый план выступает величественный об­раз России. Развертывается грандиозный пейзаж — мы видим гигантскую страну, омываемую морями и океанами. Перед мыс­ленным взором читателя проходят далекий Север, горы Урала («верьхи Рифейски»), сибирская тайга, мощные реки Сибири, Дальний Восток, где Амур «в зеленых берегах крутится».

Сие тебе единой слава,

Монархиня принадлежит,

Пространная твоя держава,

О, как тебя благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля твои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Л.не раз отмечает щедрость Елизаветы.

Ломоносов призывает русское юношество к разработке природ­ных богатств страны на благо народа. Для осуществления этой задачи необходимы упорный труд, целеустремленность, глубокие знания. Поэт уверен, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Ломоносов заканчивает оду гимном в честь науки:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают. В несчастный случай берегут...

Значение «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года», заключается, прежде всего, в том, что в ней содержится стройная, четко продуманная программа мирного процветания государства, которому будут способствовать распространение наук и воспитание в собственной среде умных и талантливых ученых. Именно науки помогут овладеть неисчерпаемыми сокровищами России, и это обеспечит в дальнейшем ее благополучие и процветание.