Раздел IV Анализ текста
Упражнение 118.
1) Шутилазрелость,пелаюность (Олицетворение) (А. Твардовский). 2) Литейныйзалилиблузыикепки(Метонимия) (В. Маяковский). 3)Редкаяптица (Эпитет)долетит до середины Днепра(Гипербола) (Н. Гоголь). 4) Ав двери бушлаты, шинели, тулупы(Метонимия) (В. Маяковский). 5) Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такоймаленький рот, чтобольше двух кусочков никак не может пропустить; (Литота) другой имеетрот величиною в арку главного штаба,(Гипербола) но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Гоголь). 6) Утешитсябезмолвнаяпечаль (Эпитет), ирезвая(Эпитет) задумается радость.Утешитсябезмолвнаяпечаль, и резваязадумается радость(Олицетворение) (А. Пушкин). 7) Весной,что внуки малые, (Сравнение) / Срумяным(Эпитет) солнцем-дедушкой(Эпитет) /Играют облака(Олицетворение) (Н. Некрасов). 8) Его (сонета) игру любилтворец Макбета(т.е. Шекспир) (Перифраза) (А. Пушкин). 9)Головау Ивана Ивановичапохожа на редьку хвостом вниз; (Сравнение)головаИвана Никифоровича– на редьку хвостом вверх(Сравнение) (Н. Гоголь). 10)Как выжженная палами степь, (Сравнение)черна стала жизньГригория (Метафора) (М. Шолохов). 11) Сквозьволнистые(Эпитет) туманыпробирается луна. (Олицетворение) / Напечальные(Эпитет) поляныльетпечально(Эпитет)свет(Метафора) она (А. Пушкин). 12)Золотою(Эпитет)лягушкой(Сравнение)луна/Распласталасьнатихой(Эпитет) воде (Олицетворение) (С. Есенин). 13) Я теперь скупее стал в желаньях, / Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? /Словно я весенней гулкой (Эпитет) ранью / Проскакал на розовом (Эпитет) коне(Метафора) (С. Есенин). 14)Нарядней модного (Эпитет) паркета(Сравнение)блистает речка, льдом одета (Олицетворение) (А. Пушкин). 15) Природой здесь нам суждено / ВЕвропу прорубить окно(Метафора) (А. Пушкин) 16) МыоткрывалиМаркса каждыйтом, /Как в доме собственном мы открываем ставни(Сравнение) (В. Маяковский). 17)Догорит золотистым (Эпитет) пламенем / Из телесного (Эпитет) воска свеча, / И луны часы деревянные (Эпитет) / Прохрипят (Олицетворение) мой двенадцатый час(Все предложение –Развернутая метафора) (С. Есенин). 18.Не ветер бушует над бором, / Не с гор побежали ручьи, (Отрицательное сравнение) / Мороз-воевода (Эпитет) дозором / Обходит владенья свои(Олицетворение) (Н. Некрасов). 19) «Это верно, что дорого», –вздыхают рыжие панталоны(Метонимия) (А. Чехов). 20)Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас(Гипербола) (А. Чехов). 21) …И жаль зимы старухи, (Эпитет) / И, проводив ее блинами и вином, / Поминки ей творим мороженым и льдом(Развернутая метафора) (А. Пушкин). 22)Зеленая прическа, / Девическая грудь, / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд? (Метафора, олицетворение) (С. Есенин). 23) У Ивана Никифоровича «…»шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением(Гипербола) (Н. Гоголь). 24) На восток, сквозь дым и копоть, / Из однойтюрьмы глухой(Метафора, эпитет) / По домамидет Европа(Синекдоха), /Пух перин над ней пургой. (Сравнение) (А. Твардовский). 25)Телеграф охрип(Олицетворение) от траурного (Эпитет) гуда.Слезы снега с флажьих покрасневших век(Метафора) (В. Маяковский). 26) Много за жизнь повымел Вилли –одних пылинок целый лес(Гипербола) (В. Маяковский). 27) Меж тем каксельские циклопы(Перифраза=кузнецы) / Передмедлительным(Эпитет) огнем /Российским лечат молотком (Метафора) / Изделье легкое Европы, (Перифраза=коляска) / Благословляя колеи и рвы отеческой земли (Вся фраза – ирония) (А. Пушкин). 28) При одном предположении подобного случаявы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез!(Градация, гипербола) 29) Если Ваня разойдется,ему море по колено. (Литота) 30)Унылая пора! Очей очарованье!(т.е. Осень) (Перифраза) / Приятна мне твояпрощальная(Эпитет)краса(А. Пушкин). 31)Свет фонаря разбивалсяо прутья клетоки слеталнеровными кусками (Метафора) (Ю. Олеша). 32) Кому сказать, с кем поделиться / Тойгрустной радостью, (Оксюморон) что я остался жив (С. Есенин). 33) Прощай,немытая(Эпитет) Россия, / Страна рабов, страна господ, / И вы,мундиры голубые, (Метонимия) / И ты,импреданный(Эпитет) народ (М. Лермонтов). 34) Настоящиймужчинасостоит измужа и чина(Каламбур) (А. Чехов). 35) В первый раз я отмесяца греюсь, / В первый разот прохлады согрет(Оксюморон) (С. Есенин). 36) Я видывал, как она косит: /Что взмах – то готова копна(Гипербола) (Н. Некрасов).
Упражнение 119.
1) Милый друг, и в этом тихом доме/ Лихорадка бьет меня. / Не найти мне местав тихом доме / Возле мирного огня! (Эпифора) (А. Блок). 2)Не жалею, не зову, не плачу,/ Все пройдет, как с белых яблонь дым (Градация) (С. Есенин). 3)Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.(Антитеза) 4)Молодымвезде у насдорога,старикамвезде у наспочет(Антитеза) (В. Лебедев-Кумач). 5)О мощный властелин судьбы! (Риторическое обращение) /Не так ли ты над самой бездной, / На высоте уздой железной / Россию поднял на дыбы?(Риторический вопрос) (А. Пушкин). 6) В простомуглу моем(Инверсия), средь медленных трудов, /Одной картиныя желал быть вечнозритель(Инверсия) (А. Пушкин). 7)Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная, / Матушка-Русь!(Анафора, антитеза) (Н. Некрасов). 8)О! Как легко! Как грудь свободно дышит!/ Широкий горизонт расширил душу мне (Риторическое восклицание) (А. Майков). 9)Что не конский топ, не людская молвь, / Не труба трубача с поля слышится, / А погодушка свищет, гудит, / Свищет, гудит, заливается(Анафора, подхват, параллелизм) (А. Пушкин). 10)Полюбил ученый – глупую, /Полюбилрумяный – бледную(Анафора, антитеза) (М. Цветаева). 11)Русь! Русь!Вижу тебя из моегочудного, прекрасногодалека, тебя вижу:бедно, разбросано и неуютнов тебе… (Риторическое восклицание, градация) (Н. Гоголь). 12)ПлакалаСаша, (Инверсия) как лес вырубали, / Ей и теперь его жалко до слез. /Сколько тут было кудрявых берез!(Риторическое восклицание) (Н. Некрасов) 13)Милая, добрая, старая, нежная, (Градация) / С думамигрустными(Инверсия) ты не дружись (С. Есенин).
Упражнение 120.
Какие выразительные средства фонетики употреблены в следующих примерах?
1) Вспомнимснами отступавших, /Воевавших год иль час, /Павших, безвестипропавших, / С кемвидались мы хоть раз, /Провожавших,вновьвстречавших, / Нампопитьводыподавших, /Помолившихся за нас. (Аллитерация) (А.Т. Твардовский). 2) Золотохолодное луны, / Запахолеандраи левкоя, / Хорошобродить среди покоя/ Голубой и ласковой страны. (Ассонанс) (С. Есенин). 3)Шипеньепенистых бокалов ипуншапламень голубой. (Звукоподражание) (А.С. Пушкин). 4)Задремализвездызолотые, /Задрожало зеркалозатона. (Аллитерация) (С. Есенин). 5)Вечер.Взморье.Вздохиветра. /Величавыйвозгласволн. /Близкобуря. Вберегбьется /Чуждыйчарамчерныйчелн. (Аллитерация) (К. Бальмонт). 6) Вот дождиквкрадчивопрокрапал(Звукоподражание) (А. Твардовский). 7) Врайке нетерпеливоплещут, / И,взвившись,занавесшумит. (Звукоподражание) 8) А Петербургнеугомонный / Ужбарабаномпробужден. (Звукоподражание) (А. Пушкин). 9) Янедаром вздрогнул.Незагробныйвздор. / Впорт,горящий, какрасплавленное лето, /разворачивался и входилтоварищ «Теодор Нетте». (Аллитерация) (В. Маяковский).
Ключи к текстам для анализа
Номер текста | Номер задания | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 2 | 4 | 1 | 1 | 23 | 3 | 13 | 2 | 1 | 2 |
2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 135 | 24 | 234 | 25 | 3 | 5 |
3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 24 | 34 | 45 | 3 | 4 | 2 |
4 | 2 | 23 | 2 | 3 | 134 | 2 | 125 | 8 | 135 | 35 |
5 | 3 | 2 | 2 | 4 | 134 | 4 | 25 | 23 | 15 | 2 |
6 | 4 | 23 | 4 | 2 | 23 | 2 | 134 | 34 | 4 | 14 |
7 | 2 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 23 | 5 | 34 | 125 |
8 | 5 | 2 | 2 | 2 | 3 | 12 | 345 | 2 | 4 | 235 |
9 | 3 | 1 | 2 | 1 | 4 | 12 | 12 | 2 | 3 | 235 |
10 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 134 | 2 | 34 | 12 |
Приложение 1
- От авторов
- Раздел I Орфография
- Чередующиеся гласные в корне слов
- Буквы э-е, й
- Разделительные ъ и ь
- Личные окончания глаголов
- Частица не с существительными
- Частица не с прилагательными
- Частица не с числительными и местоимениями
- Частица не с глаголами и деепричастиями
- Частица не с причастиями
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
- Сложносочиненное предложение. Союз и в сложносочиненных предложениях
- Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания
- Ярославль1
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Определение языка. Русский язык и его основные разновидности.
- Устаревшая лексика и неологизмы:
- Слова с ограниченной сферой употребления:
- Различные типы слов
- Разделы языкознания
- Различные типы словарей
- Смягчение согласных перед е. Твердое произнесение согласных перед е в заимствованных словах
- Ударение
- Лексические ошибки
- Стилистические ошибки
- Ошибки в образовании грамматических форм
- Синтаксические ошибки
- Грамматическая сочетаемость слов. Управление глаголов и существительных
- Лексическое значение слов
- Устойчивые сочетания слов
- Типы лексических единиц по времени употребления
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- Грамматические ошибки
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Стили речи Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- О назначении документальной ревизии
- 2. Такса
- Форма именительного падежа множественного числа
- Формы родительного падежа множественного числа существительных
- Определение рода существительных, образованных при помощи суффиксов
- Определение рода географических названий (топонимов)
- Определение рода аббревиатур
- Определение рода несклоняемых заимствованных существительных
- Вопросы по грамматике
- Соотношение звуков и букв в слове
- Части речи
- Члены предложения
- Правила, определяющие постановку знаков препинания
- Количество грамматических основ в предложении
- Раздел IV Анализ текста
- Для анализа текста вам понадобится знание следующих терминов:
- Стилистическая окраска лексики
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста.
- Эпиктет
- А. Яхонтов
- Антуан де Сент-Экзюпери
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- Н.В. Петрянов-Соколов
- 4. В последнем предложении первого абзаца пропущено слово
- I. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
- 2. Какое слово можно поставить на месте тире в предложении б?
- Правописание сложных слов с первой частью пол-, полу-
- Раздел II Пунктуация
- Ярославль
- По Владимирской земле
- Раздел III Культура речи
- Ошибки, связанные с неправильным выбором слова
- 4. Нарушены нормы сочетаемости слов
- 5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов
- 6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)
- 7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)
- 8. Смешение разностильных элементов
- Грамматические ошибки
- 9. Ошибки в словообразовании.
- 10. Неправильное образование грамматических форм (мн. Число существительных singularia tantum и ед. Число существительных pluralia tantum)
- 11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)
- 12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий, действительных-страдательных причастий
- 13. Неправильная форма числительного
- Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
- 14. Неправильное управление глагола или существительного
- 15. Соединение с помощью союза и глаголов с разным управлением
- 16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым
- 17.Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы, соединенные союзом и
- 18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов
- 19. Неправильный порядок слов в предложении
- 20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте
- 21. Неправильное употребление безличных предложений. Деепричастный оборот в безличном предложении.
- 22. Неправильное употребление союзов.
- 23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи
- 24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.
- Раздел IV Анализ текста
- Тесты по русскому языку1 Тест 1 Часть а
- А13. Слитно пишется
- Часть в
- Часть а
- Анализ текста
- Д. С. Лихачев
- Часть в
- Правильные ответы к тесту 1
- 1. Словари
- 2. Школьные словари
- 3. Литература по орфографии, пунктуации и культуре речи