7.4. Текст. Дискурс
Текст является продуктом акта говорения и объектом, на который направлен акт понимания. Текст служит целям общения. Это предполагает, что он должен состоять из определенных общезначимых элементов, которые функционируют по определенным правилам, известным носителям языка.
Текст (от лат. textus – ‘соединение’) – связное, относительно законченное сообщение, характеризующееся коммуникативной предназначенностью.
Связность текста как одно из важнейших определяющих свойств находит свою реализацию в лексической и грамматической структуре.
Грамматические средства связности – это различные грамматические средства, определяющие связь слов в предложении, а также средства надфразовой связи. К ним относятся
- союзные средства,
- местоимения,
- единство грамматического времени или чередование времен и др.
Лексические средства связности – это «цепочки замещений слов:
- лексический повтор,
- использование синонимов,
- замены через родовые и видовые обозначения,
- замены слов сочетанием,
- различные виды конверсии, т.е. замены одной части речи другой и т.п.,
- определенная общность стилистического регистра при отборе лексики,
- принадлежность лексики, составляющей текст к относительно ограниченной семантической области, связанной с темой текста.
Завершенность текста – это возможность самостоятельного, автономного восприятия, понимания текста. В синтаксическом плане текст обычно укладывается в рамки некоторых синтаксических целых. В лексическом плане одним из показателей законченности текста является падение прироста новых, ранее в данном тексте не употребленных слов.
Связность и завершенность текста, взятые вместе, могут рассматриваться как цельность текста.
Своеобразным свойством текста можно считать его соотнесение с пресуппозицией – широким спектром знаний, сведений, навыков, имеющихся у участников общения, без которых текст оказывается не до конца понятным.
Наряду с проблемой пресуппозиции интерес представляет и проблема затекста и подтекста. Общность пресуппозиции говорящего и слушающего необходима для адекватного понимания текста. Подтекст и затекст (т.е. сведения, прямо не называемые в тексте, но подразумеваемые говорящим) могут быть поняты или не поняты слушающим, но их непонимание не означает непонимания самого текста как такового. В связи с этим возникает проблема уровней понимания текста.
Одним из специфических свойств текста является линейность его выражения, сочетающаяся подчас с многослойностью и ступенчатостью содержания. Текст линеен в том смысле, что при устном воспроизведении он имеет лишь одно четко выраженное временное измерение.
Продукт когнитивной и речеязыковой деятельности может быть исследован как текст, если лингвиста интересует аспект текстуальности, т.е. когерентной целостности и осмысленности (предмет «лингвистики текста», «грамматики текста»). Основное внимание здесь уделяется языковому контексту. Этот же продукт может интересовать лингвиста и с точки зрения ситуативно-коммуникативного (прагматического) контекста и более широкого социально-культурного (социолингвистического, функционально-стилевого) контекста. Такой подход можно квалифицировать как дискурсивный. Основное внимание при таком подходе уделяется речеязыковым маркерам социальности, показателям сферы и среды общения, принадлежности языкового материала определенному регистру, стилю, жанру и т.д. Именно поэтому в отечественной лингвистике термин «дискурс» первоначально использовался в смысле, близком к понятию «функциональный стиль», под которым понимался, прежде всего, особый тип текстов – разговорных, бюрократических, газетных и т.д., но также и соответствующая каждому типу лексическая система и своя грамматика.
Некоторые исследователи [Чернявская 2009] предлагают разграничивать дискурс-1 и дискурс-2. Под дискурсом-1 понимается конкретное коммуникативное событие, фиксируемое в письменных текстах и устной речи, осуществляемое в определенном когнитивно и типологически обусловленном коммуникативном пространстве. Под дискурсом-2 понимается совокупность тематически соотнесенных текстов: тексты, объединяемые в дискурс, обращены, так или иначе, к одной общей теме. Содержание (тема) дискурса раскрывается не одним отдельным текстом, но интертекстуально, в комплексном взаимодействии многих отдельных текстов: например, медицинский, юридический, политический, рекламный и другие дискурсы [там же, с. 144].
Два подхода к анализу дискурса являются взаимодополнительными. Дискурс-1 изучается в определенном ситуативно-коммуникативном контексте, дискурс-2 – в более широком – социокультурном контексте.
Дискурс и текст иногда разграничивают следующим образом: письменный текст – устный дискурс, т.е. фактически речь идет об использовании/неиспользовании письменной фиксации. Разграничить понятия «текст», «дискурс» пытались введением критерия ситуации (социальный контекст ситуации). Дискурс стали трактовать как «текст+ситуация», а текст – как «дискурс минус ситуация». Дискурс понимается как речь, «погруженная в жизнь», в отличие от текста.
В.В.Богданов рассматривает речь и текст как два аспекта дискурса [Богданов 1990]. Согласно В.В.Богданову, не всякая речь поддается текстовому перекодированию, но и не всякий текст можно озвучить. Дискурс понимается широко, как все то, что говорится и пишется (языковой материал, по Щербе). Текст – это языковой материал, фиксированный на том или ином материальном носителе с помощью начертательного письма. Такое понимание дискурса и текста становится господствующим в лингвистике.
7.5. Перевод
Наука о языке не может интерпретировать ни одного лингвистического явления без перевода его знаков в другие знаки той же системы или в знаки другой системы. Любое сравнение двух языков предполагает рассмотрение их взаимной переводимости [Якобсон 1985, с. 363].
Р.О.Якобсон рассматривает три способа интерпретации вербального знака, три вида перевода [там же, с. 362].
- Внутриязыковой перевод, или переименование, – это интерпретация вербальных знаков с помощью других знаков того же языка. При внутриязыковом переводе слова используется либо другое слово, более или менее синонимичное первому, либо парафраза: холостяк – ‘неженатый мужчина’.
- Межсемиотический перевод, или трансмутация, - интерпретация вербальных знаков посредством невербальных знаковых систем.
- Межъязыковой перевод, или собственно перевод, – интерпретация вербальных знаков посредством какого-либо иного языка.
На уровне межъязыкового перевода обычно нет полной эквивалентности между единицами кода, но сообщения, в которых они используются, могут служить адекватными интерпретациями иностранных кодовых единиц или целых сообщений. Английское слово cheese ‘продукт питания, сделанный из свернувшегося молока’ не соответствует русскому слову сыр – ‘продукт питания, сделанный из спрессованного свернувшегося молока с использованием для его производства особого фермента’. Английское cottage cheese соответствует русскому слову творог. При переводе с одного языка на другой происходит не подстановка одних кодовых единиц вместо других, а замена одного целого сообщения другим. Переводчик перекодирует и предает сообщение, полученное им из какого-то источника (переводимого текста). В переводе участвуют два эквивалентных сообщения, в двух различных кодах[там же].
По словам Р.О.Якобсона широко распространенная практика межъязыковой коммуникации, в частности, переводческая деятельность должна постоянно находиться под пристальным наблюдением лингвистической науки [там же, с. 363].
Весь познавательный опыт и его классификацию можно выразить на любом существующем языке. Там, где отсутствует понятие или слово, можно разнообразить и обогащать терминологию путем слов-заимствований, калек, неологизмов, семантических сдвигов и парафраз. Ср. русск. винт – чукотское соответствие ‘вращающийся гвоздь’.
Якобсон отмечает, что языки различаются между собой главным образом тем, что в них должно быть выражено, а не тем, что в них может быть выражено.
Якобсон подчеркивает, что поэзия по определению является непереводимой. Возможна только творческая транспозиция
- либо внутриязыковая – из одной поэтической формы в другую,
- либо межъязыковая – с одного языка на другой
- и наконец, межсемиотическая транспозиция – из одной системы знаков в другую, например, из вербального искусства – в музыку, танец, кино, живопись [там же, с. 3673].
Перевод – специфическая разновидность речевой деятельности, это вторичная деятельность. Перед переводчиком стоит задача – сохранить неизменным содержание оригинального текста, его смысл. Перевод характеризуется единством содержания текста на исходном языке и на языке перевода при различии языкового выражения. Перевод включает в себя сопряжение двух типов речевой деятельности, осуществляемых на двух языках, в одном речевом акте. При переводе прием информации осуществляется на одном языке, а дальнейшая ее передача – на другом, причем принятая информация должна быть передана более или менее адекватно.
С целью высококачественного перевода необходима мобилизация всех средств языка, на котором осуществляется передача сообщения, для точности и адекватности, т.е. смыслового и стилистического соответствия перевода оригиналу. Переводчик должен, прежде всего, понять смысл переводимого текста, т.е. совершить путь от значения к смыслу.
Перевод можно определить как однонаправленный двухфазный процесс межъязыковой и межкультурной коммуникации, при котором создается вторичный текст, репрезентирующий первичный текст в другой языковой и культурной среде [Швейцер1988].
Самым общим определением перевода можно считать следующее: перевод – это преобразование одного объекта (исходного текста) в другой (текст-перевод), при котором сохраняется какой-то инвариант, т.е. какая-то содержательная сущность.
Перевод – это не только языковое, но и психологическое явление. В рамках психологического подхода к переводу учитывается, что перевод это не языковое перекодирование, а особый вид психической деятельности субъекта (рецептивно-репродуктивная деятельность).
Психология проводит четкое разграничение между переводом как процессом и переводом как продуктом речевой деятельности, т.е. текстом. Лингвистическое изучение перевода направлено, прежде всего, на продукт, т.е. текст, а психологическое – на процесс перевода. Наиболее полно с психологических позиций был исследован устный перевод.
Процесс перевода ориентируется на воссоздание коммуникативного оригинала с поправкой на различия между двумя культурами и двумя коммуникативными ситуациями.
Между текстом-оригиналом и текстом-переводом должны установиться отношения эквивалентности, тогда можно говорить об адекватности перевода. Эквивалентность связана с воспроизведением коммуникативного эффекта исходного текста с учетом первичной коммуникативной ситуации.
В теории перевода дискутируется проблема переводимости. Ученые полагают, что все то, что выражено на одном языке, может быть переведено на другой. Однако, полная переводимость является далеко не всегда достижимым идеалом [Швейцер 1988]. Инвариантным в переводе является речевой смысл, под которым понимается та информация, которая передается говорящим и воспринимается слушающим.
В процессе перевода осуществляется трансформации на семантическом, синтаксическом и прагматическом уровне.
На семантическом уровне разграничиваются два подуровня трансформаций – интенциональный (сигнификативный) и экстенсиональный (денотативный, референциальный).
На прагматическом уровне имеют место добавления, опущения, полное перефразирование. Прагматический уровень охватывает такие важные для коммуникации факторы, как коммуникативная интенция, коммуникативный эффект, установка на адресата и др. Прагматический уровень является доминирующим.
7.6.Искусственные языки
Мысль о едином языке для общего употребления в международном масштабе не нова. Такой язык должен быть создан искусственно и привит всем людям на Земле.
Естественные языки создавались стихийно, они складываются и развиваются вместе с образованием и развитием народов – носителей и творцов этих языков. Естественные языки не имеют какого-либо одного автора. Каждый язык имеет свою историю. Для общения людей, носителей разных языков нужны посредники – переводчики.
В эпоху быстрого роста и развития различных международных связей (огромное количество разноязычной литературы, международные контакты, конгрессы, выставки и т.д.) потребность в едином языке, всеобщем средстве международного общения диктуется с особой силой. Преодоление «языкового барьера» достигается путем издания реферативных журналов, перевода научных трудов и устных выступлений на 2-3 языка, синхронным переводом.
Нельзя ли сделать так, чтобы люди говорили на одном языке? Пригоден ли в качестве искусственного вспомогательного мирового языка один из существующих естественных языков? Международный язык должен быть доступным, понятным, элементарным, простым, гибким, легко усваиваемым, приспособленным к современным условиям быта и требованиям жизни.
Например, что произойдет, если в качестве международного языка выбрать французский язык. Французский язык не легче и не труднее всех прочих естественных языков. Но в нем, как и в каждом естественном языке много нелогичного, много исключений и т.д. В ходе распространения французского языка среди носителей других языков произойдет смешение с другими языками. В этом отношении характерна история английского языка в США. Несмотря на общие языковые традиции уже сейчас англо-американский вариант английского языка существенно отличается от англо-британского. Зависимость языка от форм быта предопределяет неуспех всякой попытки привить в качестве общемирового язык одного народа.
Может быть, следует использовать мертвый язык, например, латынь или древнегреческий? Эти языки сейчас не принадлежат ни одному народу и не дают никому преимуществ. Они нейтральны, не вызывают национальной ревности. Но в них нет выражений для современных понятий, для фактов современной цивилизации.
В XVII в. такие ученые, как Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Ньютон обратили внимание на то, что естественные языки плохо поддаются организующему воздействию человеческого разума, являются недостаточно совершенными орудиями мышления. Ученые задумались над тем, чтобы заменить стихийно создавшийся язык более совершенным и рациональным, «философским» языком. Этот язык должен систематизировать в своей структуре все человеческие знания. Овладение таким языком, по их мнению, позволило бы простому крестьянину сразу стать философом, т.е. приобщиться к вершинам научной мысли.
В XVIII в. проблемами всеобщего языка занимались Вольтер, Кондильяк, Локк и др. В XIX в. возникает мысль о том, что «общий» язык скрыт в реально существующих языках, и нет необходимости «изобретать» неслыханные звуки и звукосочетания. Задача в том, чтобы «извлечь» этот язык из конкретных форм реальных языков.
Основными направлениями в создании искусственных языков в XVII – XIX вв. были логическое и эмпирическое.
Логическое направление опиралось на рационалистическую философию с ее критикой естественного языка. В рамках этого направления разрабатывались искусственные философские языки, основанные на логической классификации понятий и способные, по мнению их создателей, выразить положения любой научной или философской системы. Основанием для конструирования философского языка, лишенного материального сходства с каким-либо естественным языком, служила идея, согласно которой между понятием и словом существует прямое соответствие.
Эмпирическое направление ориентировалось на естественные языки. Представители этого направления предлагали упростить один из существующих или существовавших ранее естественных языков. В качестве такого языка рассматривались упрощенный латинский, французский, всеславянский (Ю.Крижанич).
Логическое направление подверглось острой критике, так как искусственные философские языки были коммуникативно несовершенны. И со второй половины XIX в. прочно утверждается идея разработки такого международного звукописьменного языка, который был бы создан по образцу живого языка и был бы совершенным (хотя и вспомогательным) средством общения.
Первым таким языком был созданный в 1879 г. немецким католическим священником И. Шлейером искусственный язык воляпюк (от англ. world speak). Слова этого языка представляли собой искаженные корни слов европейских языков (английского, немецкого, французского, латинского и др.). В грамматическом отношении это был довольно сложный язык, что затрудняло его использование в общении.
В 1887 г. в Варшаве доктором (окулистом) Л.Заменгофом был создан искусственный язык эсперанто. В этом языке 28 букв и 6 диакритиков: a, b, c, c (ч), d, e, f, g, g (дж), h, h, i, j, j (ж ) и т.д. Каждой букве соответствует свой звук, каждому звуку своя буква. Графика – латиница. Эсперанто строится на основе интернациональной лексики (преимущественно романского происхождения), но есть и германские и славянские корни. Грамматика максимально упрощенная и строго нормализованная, включает 16 правил, не допускающих исключений. Ударение всегда на предпоследнем слоге. Части речи различаются конечной гласной:
- существительное –frato‘брат’,viro‘мужчина’,knabo ‘мальчик,gladilo‘утюг’ и др.
- прилагательное –frata‘братский’,vira‘мужской’ и др.
- наречие –bone‘хороший’nova‘новый’,juna‘молодой’ и др.
- глагол –labor ‘работать’,vidi‘видеть’,sidi‘сидеть’ и др.
Существительные имеют два падежа – именительный и винительный: libro ‘книга’;libron ‘книгу’.
Единственное число существительных имеет нулевое окончание, во множественном числе – окончание j: viro – viroj;knabo – knaboj.
Женский род образуется прибавлением суффикса in: viro – virino (virinoj); knabo – knabino (knabinoj) patro – patrino (patrinoj)
Глагол имеет форму времени и наклонения:
- настоящее время – laboras
- прошедшее время – laboris
- будущее время –laboros
- сослагательное наклонение –laborus
- повелительное наклонение – laboru
Mi estas studentinoj– ‘Мы студентки’
Переход от теоретического конструирования искусственного языка к его практическому применению в качестве средства общения способствовал тому, что движение эсперантистов приобрело международный характер, особенно среди философов, филателистов, коммерсантов, спортсменов. На языке эсперанто появились учебные пособия, словари и даже художественная литература, как переводная (Библия, Данте), так и оригинальная, проводятся конгрессы эсперантистов. Эсперанто служит средством общения, его используют при переводах, в переписке, на конгрессах и т.п. В то же время, будучи вспомогательным языком, эсперанто имеет сравнительно узкую сферу применения, поэтому он не может сравниться ни с одним естественным языком во всем его лексическом и стилистическом многообразии.
В условиях быстрого роста и распространения научной информации все острее ощущается необходимость в едином средстве общения. В 1970-х гг. возобновляются попытки создать новый международный язык, более совершенный. В качестве особого раздела языкознания оформилась интерлингвистика, занимающаяся созданием и изучением международных искусственных языков как средства общения.
В 1960-х гг. появился проект линкос (лингвистика космоса), связанный с созданием языка космической связи. Автором проекта был голландский математик Г.Фрейденталь, Нобелевский лауреат. В основе этого проекта лежит идея о возможности контактов землян с инопланетянами. Линкос является абстрактной схемой такого языка, коммуникативная основа которого строится на световых и звуковых сигналах, идущих в определенной последовательности. На этом языке Фрейденталь излагает законы математики, биологии, физики, говорит о нормах человеческой морали и этики. Линкос – это первая попытка создания космического языка, предназначенного для обмена информацией в условиях внеземного общения.
- Кафедра теории языка и перевода
- Оглавление
- Введение
- 1.1.Общее и частное языкознание
- О сущности языка
- 2.1. Естественный человеческий язык (язык),
- 2.2. Знаковая природа языка
- Понятие (сигнификат) Сигнификация
- Ч.Моррису (1901 – 1979) принадлежит идея о выделении в семиотике трех разделов («измерений»):
- Функции языка
- - Переход от универсализма философских концепций языка к осмыслению языкового многообразия в сравнительно-историческом языкознании;
- 4.2. Язык и общество
- 4.3. Проблемы социолингвистики
- 4.4. Язык и культура
- 4.5. Литературный язык
- 4.6. Функциональные стили
- 4.7. Территориальные диалекты
- 4.8. Социальное варьирование языков («социальные диалекты»)
- 4.9. Языковые контакты. Заимствования. Смешанные языки
- 5.1. Языки мира
- 5.2. Язык как исторически развивающееся явление
- 5.4. Субстрат, суперстрат
- 5.5. Родственные языки
- 5.6. Сравнительно-исторический метод
- 5.7. Генеалогическая классификация языков
- 5.8. Основные семьи и ветви языков мира
- I.Индоевропейская семья языков
- I. Уральская семья
- III. Алтайская семья
- IV. Картвельская семья
- VII. Дравидийская семья
- XV. Афразийская семья
- 5.9. Языковой союз
- 6. Когнитивно-психологические аспекты изучения языка
- 6.1. Язык, сознание, мышление
- 6.2 Языковая картина мира
- 6.3. Гипотеза языковой относительности
- 6.4. Языковая способность
- 6.5. Речевая деятельность
- 7.1. Коммуникация. Речевое общение
- 7.3. Виды речи
- 7.4. Текст. Дискурс
- 8. Прикладное языкознание